Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности младших школьников
методическая разработка

Широких Ольга Владимировна

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задаёт особые требования к ступени начального образования.

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной  школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_temy_po_samoobrazovaniyu_shirokih_o.v.docx35.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                                                                      "Средняя общеобразовательная школа №5"

Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности младших школьников

                                                                                      Исполнитель: Широких О.В.

                                                                                                    учитель начальных классов,

                                                                                                 высшая квалификационная категория

                                                                       

2022г.

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

                                                                                                                                          Д.Дидро

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задаёт особые требования к ступени начального образования.

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной  школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Читательская грамотность, понимаемая  как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как  способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для  достижения своих целей, расширения  знаний и возможностей, становится значимым результатом начального образования.

В научной литературе данная тема весьма актуальна, так многие учёные проводят исследования по формированию смыслового чтения (В.Г.Апальков, О.С. Островерх, Л.А. Рябинина, Т.Ю. Чабан, и др.).

В педагогической практике надо обратить внимание на способы анализа текста, которые обеспечивают предметные и метапредметные результаты в учебном процессе.

Тема моего самообразования: «Работа с текстом как основной способ формирования  читательской функциональной грамотности младших школьников».

Цель:  создание условий для личного роста школьников, выработке самостоятельности и  инициативы,  способствующих  формированию читательской грамотности.

Задачи:

 -развивать  умение извлекать из текстов информацию в явном и неявном виде;

 - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

 - развивать читательскую  грамотность учащихся через уроки литературного чтения.

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы  достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в  социальной жизни.

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живём в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Читательская грамотность лежит в основе умения учиться.

У развитого  читателя должны быть сформированы две группы умений:

-умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения.

- умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном, интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя .

Я работаю по учебнику «Литературное чтение»  УМК В.Ю. Свиридовой системы Л.В.Занкова. После изучения каждого раздела  даются задания и вопросы в рубрике «Проверь себя», которые нацелены на обобщение работы с текстами по всему разделу, выполнению творческих и проектных заданий, заданий по дополнительному чтению.

На уроках литературного чтения я применяю элементы технологии критического мышления:

Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста, иллюстрации  определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа  от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Приём «Уголки» при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делю на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный приём используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём я применяю при подготовке к пересказу большого по объёму произведения. Сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»,  В.П. Катаев «Цветик – семицветик», Шарль Перро «Кот в сапогах» и т.д.

Приём «Тонкие и толстые вопросы».

Учащиеся учатся  различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

А.П. Гайдар

Как звали мальчиков?

Что  они утаили от мамы?

Куда мальчики поехали с мамой?

Дайте несколько объяснений, почему отец не встретил семью на станции?

Как проявились характеры Чука и Гека?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание. 

Приём «Работа с вопросником», который применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.

После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приведу пример вопросника к тексту Л.Н. Толстого «Акула», который был предложен  учащимся для работы  с последующим коллективным обсуждением.

  1. Назовите главных героев рассказа?
  2. Где происходят события?
  3. Какие чувства испытывали мальчики, оказавшись в  открытом море? Подтвердите ответ словами из текста.
  4. Как автор относится к  мальчикам? Какими словами он пишет о них?
  5. Что случилось в море? Найдите в тексте соответствующее предложение.
  6. Как поступил  артиллерист?
  7. Перечитайте описание поведения артиллериста. Выпишите глаголы
  8. Почему артиллерист закрыл лицо руками?
  9. Чем заканчивается  рассказ?

Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, учащимся предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется учащимися, в зависимости от их уровня развития.

В рамках работы по формированию читательской грамотности информационно-коммуникационная технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и  энциклопедический словари. Важным преимуществом технологии является наглядность, так  как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается  с помощью зрительной  памяти,  и воздействие на неё  очень важно в  обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей  ресурсов  Интернета. Часто применяю  на уроках работу в группе и в паре.  

В конце учебного года была проведена диагностика читательской грамотности с использованием образовательной платформы Учи.ру. Многие учащиеся не отнеслись серьёзно к данной работе, поэтому результаты неутешительные.

п.п.

Ф.И.

Уровень художественного текса

Уровень информационного текста

1.

Болод Владислав

ниже базового

ниже базового

2.

Василенко Ирина

базовый

базовый

3.

Видова Мария

ниже базового

ниже базового

4.

Волочаев Максим

ниже базового

ниже базового

5.

Вшивцева Дарья

базовый

базовый

6.

Гаврилюк Маргарита

ниже базового

ниже базового

7.

Журавлёва Милена

выше базового

базовый

8.

Казарян Тигран

базовый

ниже базового

9.

Курбанова Арина

ниже базового

ниже базового

10.

Милованова Лиана

ниже базового

ниже базового

11.

Моргунов Ярослав

выше базового

базовый

12.

Овчинникова Амина

базовый

ниже базового

13.

Павловская Маремьяна

базовый

ниже базового

14.

Перов Тимофей

ниже базового

ниже базового

15.

Пысларь Даниил

ниже базового

ниже базового

16.

Рочева Дарья

ниже базового

ниже базового

17.

Солонникова Александра

ниже базового

ниже базового

18.

Тажитдинова София

базовый

ниже базового

19.

Тихомиров Тимофей

ниже базового

ниже базового

20.

Тодирян Роман

выше базового

базовый

21.

Филатов Владислав

базовый

ниже базового

Выше базового-3

Базовый– 7

Ниже базового-11

Выше базового-0

Базовый– 5

Ниже базового-16

Уровень ниже базового

Учащиеся успешно выполняют задания, в которых задействована лежащая на поверхности информация. У них часто возникают трудности с заданиями, требующими умения понимать синонимичные конструкции и определять локализацию информации в тексте. Такие затруднения могут быть связаны с тем, что в заданиях на поиск информации, имеющейся в тексте в явном виде, не всегда возможен поиск по ключевому слову, часто в них используется синоним или синонимичная синтаксическая конструкция.

Базовый уровень

Учащиеся успешно справляются с заданиями низкой и средней трудности. Они находят в тексте нужную информацию, верно понимают его идею и запоминают много деталей. У этих учеников могут возникать трудности с заданиями, состоящими из нескольких подзадач, для выполнения которых нужно возвращаться к тексту. Они также могут испытывать затруднения с сопоставлением информации из разных текстов и установлением порядка событий в истории.

Уровень выше базового

Учащиеся справляются со всеми типами заданий для базового уровня чтения, но успешнее работают со сложносоставными заданиями и заданиями, для выполнения которых нужно возвращаться к тексту. Как правило, эти ученики быстро читают, умеют делать выводы из прочитанного, возвращаются к тексту для самопроверки.

В 3–4  классах хочу продолжить работу по данной теме самообразования, так как у учащихся сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы.  Таким образом, уроки литературного чтения играют определяющую роль в формировании читательской компетентности младшего школьника, осознания себя как грамотного читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов"

Работа с текстом как основной способ формирования  читательской  грамотности учащихся начальных классов.Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности обучающихся начального образования

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – спос...

Семинар"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности" - участие в конкурсе "Учитель 2022 года"

laquo;Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности» Цель: формирование у младших школьников читательских действий, таких как поиск информации,выделение нужной...

Мастер -класс по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"- конкурс "Учитель 2022 года"

Мастер-класс «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»Цель:        представление опыта работы с текстом на уроках русского языка...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников

Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности.Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком  являются  читатель...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников

Данная статья описывает значимость работы с текстами в процессе обучения младших школьников. Работа с текстами не только способствует развитию навыков чтения и письма, но и имеет множество других поле...

«Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников»

         Тема моего мастер класса «Работа с текстом как способ формирования  читательской грамотности младших школьников ».  Базовым навыком функц...