Мастер-класс "Формирование языковой функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка"
методическая разработка

Языковая грамотность - стремление к развитию чувства языка, совершенствованию языковой культуры; целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных; готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Формирование языковой функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка» Дондупова Мира Будажаповна , учитель начальных классов МАОУ Иволгинская средняя общеобразовательная школа

Слайд 2

Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Слайд 3

Начальная школа – очень важный период обучения, это время, когда закладывается фундамент не только знаний обучающихся, но и личностных качеств ребёнка. Изучение предмета «Русский язык» создаёт необходимые условия для развития функциональной грамотности младших школьников, особенно такого её компонента, как языковая функциональная грамотность.

Слайд 4

Языковая грамотность младшего школьника— это совокупность умений, навыков, способов деятельности, обеспечивающих следующие аспекты: 1. Стремление к развитию чувства языка, совершенствованию собственной языковой культуры. 2. Целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных. 3. Готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка .

Слайд 5

Для реализации компонентов языковой функциональной грамотности на уроках русского языка должны быть разработаны специальные виды упражнений, заданий . В начальной школе выделяют три группы специальных упражнений, способствующих формированию языковой функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

Слайд 6

1 . Упражнения, направленные на развитие чувства языка и стремления совершенствовать собственную языковую культуру: а) упражнения, стимулирующие развитие чуткости и внимания к языку; осознание богатства, красоты и выразительности русского языка. б) упражнения, развивающие мотивацию совершенствовать собственную языковую культуру.

Слайд 7

2 . Упражнения для построения содержательных конструктов (устных и письменных): а) упражнения-наблюдения; б) упражнения-исследования; в) упражнения-сочинения (творческие работы).

Слайд 8

3.Упражнения, направленные на осознание терминологических и понятийных характеристик системы языка. а) отработка и применение знаний о языковых единицах; б) выбор метода изучения языковых явлений.

Слайд 9

Одним из любимых и часто используемых приёмов является приём создания проблемных ситуаций. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема.

Слайд 10

Задание 1. Представь, что ты отправляешься в театр. У тебя в руках билет. Там указано твоё место: А вот билет твоего одноклассника: Будет ли кто-то из вас сидеть на балконе? Кто из вас будет сидеть ближе к сцене?

Слайд 11

Амфитеатр – 1. В Древней Греции и Риме: сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей возвышались полукругом. 2. Места в зрительном зале за партером. Бельэтаж – в зрительном зале первый ярус балкона над партером или амфитеатром. Партер – места в зрительном зале чуть ниже сцены. Прочитай значение слов:

Слайд 12

Задание 2. Подумай, почему художник нарисовал такие рисунки к предложениям. По утреннему городу шёл водолаз.

Слайд 13

Лисичка бежала по следам зайца.

Слайд 14

Папе пришлось поменять мышку.

Слайд 15

Прочитай фрагменты словаря. Определи, в каком значении использовано каждое из слов в предложении. Водолаз – 1) специалист по подводным работам, использующий специальный водонепроницаемый костюм и снаряжение; 2) порода крупных служебных собак, используемых для спасения утопающих, собака такой породы: ньюфаундленд Лисичка – 1) животное с острой мордой и длинным, пушистым хвостом; 2) съедобный пластинчатый гриб желтовато-оранжевого цвета Мышь – 1) небольшой грызун с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом. 2) Координатное устройство для управления курсором и отдачи различных команд компьютеру.

Слайд 16

Круглый: 1) имеющий форму круга или шара; 2) полный, совершенный; 3) вычисленный без дробных, мелких единиц счета; 4) о мере времени: весь, целый. Задание 3. Как-то раз Олег и Аня задумались, почему отличников называют круглыми . Они даже словарь открыли и нашли там слово круглый . Как ты считаешь, примером к какому значению ребята посчитали сочетание круглый отличник?

Слайд 17

Задание 4. Серёжа и Митя после урока русского языка, на котором они узнали, что такое диалог, продолжали обсуждать правила диалога. Митя убеждал Серёжу, что главное – это не перебивать друг друга и всем говорить по очереди. А Серёжа соглашался, но добавлял, что ещё очень важно стараться понять того, с кем говоришь, стараться продолжить его идею, если согласен, и попробовать убедительно возразить, если не согласен. Чтобы в реальных ситуациях быть успешным собеседником, потренируемся определять правильные реплики в диалогах.

Слайд 18

Задание 4. Определи, куда вставить «выпавшие» из диалога реплики. Однажды я встретил бездомную кошку. … Ничего, понемножку… … Болела. Так значит, лежали в постели? … Подумал я: «Странно, что в мире огромном Нет места собакам и кошкам бездомным». Вы слышите, кошка, пойдёмте со мной – Темнеет, и значит, пора нам домой! Мы шли с ней по улице гордо и смело – Я молча, а кошка тихонечко пела. О чём она пела? Возможно, о том, Что каждому нужен свой собственный дом. А. Дмитриев Лежала на улице много недель- Бездомной, мне некуда ставить постель… Как ваши дела? Я слышал, что Вы тяжело заболели?

Слайд 19

Задание 5. В классе проходили тему «Виды предложений по цели высказывания». Полина вернулась грустной, у неё не получалось различать повествовательные и побудительные предложения. Бабушка успокоила её, сказав, что это и правда не так легко и что она готова помочь. Выполни вместе с Полиной и бабушкой задания. Придумай первую реплику в предложенных диалогах. Запиши в тетрадь два любых диалога. 1. - . . . - Как ты мог этому поверить?! 2 . - . . . - А это точно?! 3. - . . . - Наверное, мне снится сон! 4 . - . . . - Какая прекрасная новость!

Слайд 20

В чем секрет успеха формирования языковой грамотности? Значительное внимание необходимо уделять работе над учебно-познавательной мотивацией. Важен способ организации работы над новым материалом: через создание проблемной ситуации, высказывание гипотез, их проверку, формулирование выводов Введение в учебник алгоритмов применения правил Разнообразие типов упражнений, направленных на закрепление и применение знаний. Введение знаний, моделирующих внеучебные ситуации

Слайд 21

Для урочной и внеурочной деятельности Включает стартовую, итоговую работы, тренировочные задания для каждого года обучения Большинство заданий моделируют ситуации из реальной жизни детей, учитывая их интересы и опыт общения Формирование готовности справляться с нетиповыми задачами Мотивация к изучению русского языка Развитие активности и самостоятельности учащихся, вовлечение в поисковую деятельность

Слайд 22

При формировании функциональной грамотности учащихся надо помнить. Главным является не предмет, а личность, которую формирует учитель. Нужно учить детей учиться. Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить. Знания нужно использовать на практике. Приучать думать и действовать учеников самостоятельно.

Слайд 23

В школу дети приходят самые разные: внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и медлительные, неряшливые и аккуратные. Но все без исключения приходят в школу с искренним желанием хорошо учиться. Нет сильных или слабых - есть заинтересованные. Очень часто даже слабые обладают оригинальностью идей. Поэтому учителям надо развить человека в человеке, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, так как школа , в современном государстве является, очень важным серьёзным источником формирования функциональной грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В статье предлагаются  дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

Статья "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"

Фомирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения...

«Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

laquo;Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»...