Мастер-класс "Формирование языковой функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка"
методическая разработка
Языковая грамотность - стремление к развитию чувства языка, совершенствованию языковой культуры; целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных; готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
Начальная школа – очень важный период обучения, это время, когда закладывается фундамент не только знаний обучающихся, но и личностных качеств ребёнка. Изучение предмета «Русский язык» создаёт необходимые условия для развития функциональной грамотности младших школьников, особенно такого её компонента, как языковая функциональная грамотность.
Языковая грамотность младшего школьника— это совокупность умений, навыков, способов деятельности, обеспечивающих следующие аспекты: 1. Стремление к развитию чувства языка, совершенствованию собственной языковой культуры. 2. Целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных. 3. Готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка .
Для реализации компонентов языковой функциональной грамотности на уроках русского языка должны быть разработаны специальные виды упражнений, заданий . В начальной школе выделяют три группы специальных упражнений, способствующих формированию языковой функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
1 . Упражнения, направленные на развитие чувства языка и стремления совершенствовать собственную языковую культуру: а) упражнения, стимулирующие развитие чуткости и внимания к языку; осознание богатства, красоты и выразительности русского языка. б) упражнения, развивающие мотивацию совершенствовать собственную языковую культуру.
2 . Упражнения для построения содержательных конструктов (устных и письменных): а) упражнения-наблюдения; б) упражнения-исследования; в) упражнения-сочинения (творческие работы).
3.Упражнения, направленные на осознание терминологических и понятийных характеристик системы языка. а) отработка и применение знаний о языковых единицах; б) выбор метода изучения языковых явлений.
Одним из любимых и часто используемых приёмов является приём создания проблемных ситуаций. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема.
Задание 1. Представь, что ты отправляешься в театр. У тебя в руках билет. Там указано твоё место: А вот билет твоего одноклассника: Будет ли кто-то из вас сидеть на балконе? Кто из вас будет сидеть ближе к сцене?
Амфитеатр – 1. В Древней Греции и Риме: сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей возвышались полукругом. 2. Места в зрительном зале за партером. Бельэтаж – в зрительном зале первый ярус балкона над партером или амфитеатром. Партер – места в зрительном зале чуть ниже сцены. Прочитай значение слов:
Задание 2. Подумай, почему художник нарисовал такие рисунки к предложениям. По утреннему городу шёл водолаз.
Лисичка бежала по следам зайца.
Папе пришлось поменять мышку.
Прочитай фрагменты словаря. Определи, в каком значении использовано каждое из слов в предложении. Водолаз – 1) специалист по подводным работам, использующий специальный водонепроницаемый костюм и снаряжение; 2) порода крупных служебных собак, используемых для спасения утопающих, собака такой породы: ньюфаундленд Лисичка – 1) животное с острой мордой и длинным, пушистым хвостом; 2) съедобный пластинчатый гриб желтовато-оранжевого цвета Мышь – 1) небольшой грызун с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом. 2) Координатное устройство для управления курсором и отдачи различных команд компьютеру.
Круглый: 1) имеющий форму круга или шара; 2) полный, совершенный; 3) вычисленный без дробных, мелких единиц счета; 4) о мере времени: весь, целый. Задание 3. Как-то раз Олег и Аня задумались, почему отличников называют круглыми . Они даже словарь открыли и нашли там слово круглый . Как ты считаешь, примером к какому значению ребята посчитали сочетание круглый отличник?
Задание 4. Серёжа и Митя после урока русского языка, на котором они узнали, что такое диалог, продолжали обсуждать правила диалога. Митя убеждал Серёжу, что главное – это не перебивать друг друга и всем говорить по очереди. А Серёжа соглашался, но добавлял, что ещё очень важно стараться понять того, с кем говоришь, стараться продолжить его идею, если согласен, и попробовать убедительно возразить, если не согласен. Чтобы в реальных ситуациях быть успешным собеседником, потренируемся определять правильные реплики в диалогах.
Задание 4. Определи, куда вставить «выпавшие» из диалога реплики. Однажды я встретил бездомную кошку. … Ничего, понемножку… … Болела. Так значит, лежали в постели? … Подумал я: «Странно, что в мире огромном Нет места собакам и кошкам бездомным». Вы слышите, кошка, пойдёмте со мной – Темнеет, и значит, пора нам домой! Мы шли с ней по улице гордо и смело – Я молча, а кошка тихонечко пела. О чём она пела? Возможно, о том, Что каждому нужен свой собственный дом. А. Дмитриев Лежала на улице много недель- Бездомной, мне некуда ставить постель… Как ваши дела? Я слышал, что Вы тяжело заболели?
Задание 5. В классе проходили тему «Виды предложений по цели высказывания». Полина вернулась грустной, у неё не получалось различать повествовательные и побудительные предложения. Бабушка успокоила её, сказав, что это и правда не так легко и что она готова помочь. Выполни вместе с Полиной и бабушкой задания. Придумай первую реплику в предложенных диалогах. Запиши в тетрадь два любых диалога. 1. - . . . - Как ты мог этому поверить?! 2 . - . . . - А это точно?! 3. - . . . - Наверное, мне снится сон! 4 . - . . . - Какая прекрасная новость!
В чем секрет успеха формирования языковой грамотности? Значительное внимание необходимо уделять работе над учебно-познавательной мотивацией. Важен способ организации работы над новым материалом: через создание проблемной ситуации, высказывание гипотез, их проверку, формулирование выводов Введение в учебник алгоритмов применения правил Разнообразие типов упражнений, направленных на закрепление и применение знаний. Введение знаний, моделирующих внеучебные ситуации
Для урочной и внеурочной деятельности Включает стартовую, итоговую работы, тренировочные задания для каждого года обучения Большинство заданий моделируют ситуации из реальной жизни детей, учитывая их интересы и опыт общения Формирование готовности справляться с нетиповыми задачами Мотивация к изучению русского языка Развитие активности и самостоятельности учащихся, вовлечение в поисковую деятельность
При формировании функциональной грамотности учащихся надо помнить. Главным является не предмет, а личность, которую формирует учитель. Нужно учить детей учиться. Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить. Знания нужно использовать на практике. Приучать думать и действовать учеников самостоятельно.
В школу дети приходят самые разные: внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и медлительные, неряшливые и аккуратные. Но все без исключения приходят в школу с искренним желанием хорошо учиться. Нет сильных или слабых - есть заинтересованные. Очень часто даже слабые обладают оригинальностью идей. Поэтому учителям надо развить человека в человеке, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, так как школа , в современном государстве является, очень важным серьёзным источником формирования функциональной грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
В статье предлагаются дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...
Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...
Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...
Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...
Статья "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"
Фомирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения...
«Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
laquo;Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»...