«Механизмы формирования компонентов функциональной грамотности младших школьников»
учебно-методический материал (3 класс)
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понятию «грамотность» относятся более широко и глубоко. Как считает Н.Н. Сметанникова, которая является президентом русской ассоциации чтения:
Грамотность- это базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуре и тем самым расширять свой внутренний мир.
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе!
Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребёнка.
-Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое
-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение
-Пространственное восприятие
-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику
-Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
Покажу Вам на примере:
1. Название ситуационной задачи (тема): Может ли обыкновенный еж стать домашним питомцем?
2. Класс: 3
3. Продукт деятельности детей: Памятка для тех, кто решит содержать ежа в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
функциональная грамотность | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Механизмы формирования компонентов функциональной грамотности младших школьников»
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понятию «грамотность» относятся более широко и глубоко. Как считает Н.Н. Сметанникова, которая является президентом русской ассоциации чтения:
Грамотность- это базовая учебная компетенция, позволяющая человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуре и тем самым расширять свой внутренний мир.
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе!
Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребёнка.
-Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое
-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение
-Пространственное восприятие
-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику
-Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
Покажу Вам на примере:
1. Название ситуационной задачи (тема): Может ли обыкновенный еж стать домашним питомцем?
2. Класс: 3
3. Продукт деятельности детей: Памятка для тех, кто решит содержать ежа в домашних условиях.
ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
№ п/п | Содержание заданий (для учащихся) | Виды задач (таксономия Б.Блума) | Формы организации работы | Планируемые результаты | |||||||||
Предметные | Личностные, метапредметные (формирование УУД) | ||||||||||||
Обыкновенный еж Еж — хищное ночное животное небольших размеров (длина тела 20—30 см, масса — 700—800 г) с коротким хвостом (длина — 3 см). Обитает он в основном в смешанных и широколиственных лесах, но проникает также в тайгу и степь. Ежа можно встретить в запущенных садах, парках и даже в хлебных полях, граничащих с лесом. Днем он прячется под кучей хвороста и листвы среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3 км. В темноте он находит пищу при помощи тонкого обоняния. Пищей ежу служат жуки, дождевые черви, мокрицы, моллюски, тритоны, лягушки, жабы, ящерицы, змеи, мыши, полевки, землеройки, а также ягоды, желуди, опавшие спелые плоды яблонь, груш и других деревьев. В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны иглами. Иглы ежа — это видоизмененные волосы, расположенные только на спине: мордочка и брюшко покрыты обычной шерстью. При встрече с лесными зверями (волком, куницей, лисой), еж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага. Если это не помогает, он свертывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Есть у ежа враги, от которых его не спасают ни иглы, ни свертывание в клубок. Так, во время ночной охоты на ежа успешно нападает филин. Нет спасения ежу и от лисицы, которая осторожно подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. Вода проникает к брюшку ежа, и он расправляет спину, вытягивает мордочку и плывет к берегу. Тут его поджидает лисица. Весной (в апреле) у ежихи появляются 5—7 слепых с мягкими белесыми иголками ежат, которых она выкармливает молоком. Через 1,5—2 месяца ежата покидают гнездо, но самостоятельную жизнь начинают лишь поздно осенью. К зиме (в октябре) ежи жиреют и впадают в. глубокую спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой, среди лесного хвороста. Просыпается еж только с прекращением заморозков. Значение ежа нельзя оценить однозначно. Он может быть и полезным, и вредным. Он приносит вред, поедая полезных насекомых (шмелей, пчел, жужелиц и т. п.), насекомоядных зверьков (землероек, кротов), птенцов и яйца птиц, гнездящихся на земле. В то же время еж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки, гусеницы и куколки пилильщиков, совки, долгоносики, поедая мышевидных грызунов и ядовитых насекомых. Обыкновенный ёж занесен в Красную книгу. | |||||||||||||
1. | Задание1 Работайте с текстом по плану. План: 1.Прочитайте внимательно текст. 2. Объясните его название. 3.Выделите непонятные слова. 4.Воспользуйтесь справочной литературой и дайте толкование данных слов. 1 группа – 1 абзац. 2 группа- 2 абзац. 3 группа- 3 абзац. 4 группа-4 абзац. 5.Приготовьте говорящего для совместного обсуждения толкования непонятных слов
| Ознакомление | Индивидуальная работа Работа в группах. | Знать: о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе. Уметь: распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства; использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией); соблюдать правила нравственного поведения на природе; безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах. | Личностные: --формировать готовность обучающихся к саморазвитию; -формироватьмотивации к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности; - активное участие в социально значимой деятельности; формировать первоначальные представления о научной картине мира; формировать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Универсальные учебные познавательные действия: 1)базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; 2) базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 3) работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Универсальные учебные коммуникативные действия: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; 2) совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Регулятивные УУД: 1) самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; 2) самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | ||||||||
2. | Задание 2 Работайте по алгоритму: 1.Заполните таблицу, опираясь на содержание текста
2.Используя данные таблицы, составьте и изобразите графически цепь питания 3.Подготовьтесь к коллективному обсуждению 4.Используя последний абзац, сформулируйте проблему для коллективного обсуждению | Понимание | Работа в парах | ||||||||||
3 | Задание 3. При подготовке к коллективному обсуждению проблемы, работайте по плану: 1.Проанализируйте причины занесения ежа в Красную книгу, используя дополнительную литературу. 2.Оцените значимость обыкновенного ежа для сохранения экологического равновесия. 3.Сформулируйте условия, при которых ежи не будут вымирать 4.Придумайте агитационный плакат, призывающий к сохранению численности ежей 5.Подготовьтесь к коллективному обсуждению | Применение | Работа в группах | ||||||||||
4 | Задание 4. Сегодня многие любители животных в качестве домашнего друга заводят не кошку или собаку и даже не хомячков, а самых настоящих представителей дикой фауны: тигрят, лисиц и даже крокодилов. 1.Обсудите в группе, может ли обыкновенный ёж стать домашним питомцем? 2.Докажите ваше мнение, опираясь на текст и выводы, полученные при выполнении предыдущих заданий. 3.Составьте памятку для тех, кто решит содержать ежа в домашних условиях. 4.Представьте результаты свой работы | Анализ Синтез | Работа в группе | ||||||||||
5 | Задание 5. Оцените составленные памятки по следующим критериям: 1.Понятность формулировок 2.Аргументированность выбора рекомендаций 3.Соответствие результата работы поставленным целям и задачам | Оценка | Работа в группе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности младшего школьника через коммуникативную деятельность". Педагогический фестиваль 2013 г.
Обобщение опыта...
Формирование основ функциональной грамотности младших школьников
В статье раскрываются необходимость, сущность и способы формирования функциональной грамотности в начальной школе....
«Формирование интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника»
Работа помогает формировать коммуникативные умения у детей младшего школьного возраста....
Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности младших школьников
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задаё...
Формирование компонентов функциональной грамотности младших школьников.
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. К ним можно относиться по-разному, суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. Одна из важне...
Мастер-класс "Формирование языковой функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка"
Языковая грамотность - стремление к развитию чувства языка, совершенствованию языковой культуры; целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных кон...
Формирование функциональной грамотности младших школьников: предметные компоненты
Формирование функциональной грамотности младших школьников: предметные компоненты. Материалы по обучению....