Конспект урока по теме "Что такое хвоинки"
план-конспект урока по окружающему миру

Людмила Викторовна Исламова

Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания о том, что хвоинки – это видоизменённые листья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Что такое хвоинки?

Урок окружающего мира

Исламова Людмила Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Карагайская СОШ № 2»

Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания о том, что хвоинки – это видоизменённые листья

 Задачи:

1. познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;

2. содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи;

3. формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);

4. содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного;

5. способствовать расширению и углублению экологических знаний.

Ход урока

  1. Оргмомент:

Вот опять звенит звонок,

Начинается урок.

 – Мы с вами вновь отправляемся в удивительное путешествие, чтобы узнать тайны окружающего нас мира. А чтобы найти ответы на вопросы, нужно быть внимательными и любознательными.

- Все внимательны?

- Все хотят узнать что-то неизвестное и новое для себя?

- Тогда начинаем!

- С нами отправляются наши друзья – Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.

2. Актуализация знаний.

- Муравьишка услышал такой разговор:

— Мы с кленов...

— Мы с яблонь...

— Мы с вязов...

— Мы с вишен...

— С осинки...

— С черемухи...

- С дуба...

- С березы...

- Чей разговор услышал Муравьишка?

- Как называется явление природы, когда осыпаются листья?

- Чему мы научились на прошлом уроке?

- На прошлом уроке мы с вами учились узнавать листья разных деревьев. Посмотрим, как хорошо вы все запомнили. 

Мудрая Черепаха приготовила для вас игру  «С какого дерева листок?»

- Какую форму имеют листья? (пластинок)

- Почему лиственные деревья сбрасывают листья?

С приходом холодного времени года почва начинает промерзать. Деревья перестают получать нужное количество влаги и питательных веществ и растения уходят в «спячку». Для того чтобы не тратить силы на питание, растения вынуждены сбрасывать листву. Это происходит постепенно. Сначала мы видим смену красок листвы, а затем медленное избавление деревьев от своего яркого наряда. Листопад — обязательное условие существования деревьев, помогающее им ежегодно обновлять свою листву. С приходом весны через корни деревья снова начинают получать необходимое количество воды из оттаявшей почвы и возрождают свою пышную крону.

3. Мотивация учебной деятельности

- сегодня мы продолжим разговор о деревьях. О каких именно – вы узнаете, отгадав загадки Мудрой Черепахи:

Ее всегда в лесу найдешь —

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель.)

 

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви — только на макушке. (Сосна.)

— К какой группе можно отнести эти растения? (Это тоже деревья.)

— Чем они похожи? (У них иголки - хвоинки.)

— Кто знает, как называется эта группа деревьев? (Хвойные.)

— А почему хвойные? (Ответы детей.)

— О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О хвойных деревьях.)

— Прочитайте тему урока на с. 30 учебника. (Что такое хвоинки?)

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам стать сегодня настоящими исследователями!

— Прочитайте, чему мы должны научиться с.30.

4. Открытие нового знания.

– Рассмотрите иллюстрацию на странице 30 учебника. Найдите лишний рисунок. Почему вы решили, что он лишний? (Береза, дуб, клен – лиственные деревья, а ель – нет.)

В учебнике с.31 – изображения сосны и ели.

– Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелеными, или хвойными.

- Почему они вечнозеленые?

-Почему хвойные?

-Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?

Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется?

 - Бывает ли у них листопад?

- Да, и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.

Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”.

– Откройте страницу 31 в учебнике. Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев.

- Ель — это хвойное дерево. Общий вид его можно сравнить с треугольником, конусом, пирамидкой: вверху веточки маленькие, а к низу увеличиваются в размерах. Ветки расположены по всему стволу и стоят ели, опустив колючие ветви почти до земли. Хвоинки ели короткие, а шишки длинные.

- Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу.

– У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (Исследовательская деятельность)

- Перед вами на столе лежат две веточки: сосны и ели. Посмотрите на них внимательно. Чем они схожи? А в чем их отличие?

Наблюдение 1. “Ветки”.

Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют, что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка. 

Наблюдение 2. “Хвоинки”.

Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.

Скороговорка: Ёлочка-короткая иголочка, сосна – длинная игла.

Отличие: иголки сосны длинные, ели короткие. У ели хвоинки крепятся по одной, а у сосны – по две.)

- На листочке найдите задание 1. Давайте нарисуем расположение хвоинок ели и сосны.

Наблюдение 3. “Шишки”.

- А теперь сравним шишки. Покажите еловую шишку, теперь положите шишку ели на еловую ветку, а шишку сосны на сосновую.

Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы. (Общее: в шишке находятся семена. Отличие: форма и расположение на веточке). В шишках ели и сосны располагаются семена. Они по внешнему виду похожи. Выпав из шишки, они крутятся на подобие пропеллера у вертолета. Подхватываемые ветром, семена могут улететь довольно далеко от дерева.

– Молодцы! Вы все правильно заметили.

- Найдите на листочке задание 2.

Предлагаю заполнить таблицу:

Ель

Сосна

1. Лиственное или хвойное дерево

2. Общий вид

3. Расположение веток

4. Расположение хвоинок

5. Форма шишек

6. Итог урока:

- Ребята, сегодня на уроке мы узнали много нового и интересного. Давайте вспомним все, чтобы и Муравьишка запомнил сведения про ель и сосну.

(Есть лиственные и хвойные деревья. У лиственных листья в виде пластинок, они желтеют осенью и опадают. У хвойных деревьев листья в виде иголочек, их называют хвоя. Они остаются зелеными круглый год, и не опадают осенью. Ель и сосна - хвойные деревья. У ели иголочки короткие и прикрепляются к веточке по одной. А шишки у нее длинные. У сосны иголочки длинные, прикрепляются к веточке по две хвоинки, а шишки округлой формы).

- Молодцы, Муравей - вопросик очень вам благодарен.

- Как называется место, где растут лиственные и хвойные деревья?(лес)

- Нужно ли заботиться о лесе? Я предлагаю посмотреть видеоролик.

7. Видеоролик о правилах поведения в лесу.

- Ребята, какие правила мы обязаны помнить, приходя в гости в лес? Почему?

8. Рефлексия

Мудрая Черепаха предлагает выполнить вам задание 3.

 Посмотрите, в задании нарисованные три шишки: большая, средняя и маленькая. Если при выполнении задании вам все было понятно, вы без труда с ними справились - обведите большую шишку. Если при выполнении некоторых заданий у вас возникли трудности, если вы не знали, как ответить на некоторые вопросы – обведите шишку среднего размера. Если же вам было тяжело, если вы не смогли выполнить предложенные задания и не знали ответы на мои вопросы - обведите маленькую шишку.

Наше очередное путешествие подошло к концу. Но в окружающем мире еще много тайн и загадок, которые нам предстоит узнать и разгадать. И уже на следующий урок мы с вами отправимся в новое приключение вместе с нашими помощниками: Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.

9. Д/з

В «походе» мы с вами собрали шишки ели и сосны, и я предлагаю вам дома сделать из них поделки и принести на следующий урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - экскурсия Что такое хвоинки

Часть урока проходит во дворе школы, часть - в классе. Во время экскурсии дети работают в группах под руководством учеников - консультантов....

Конспект урока математики "Что такое задача?"

Данный конспект урока составлен по УМК "Планета знаний" Урок первичного предъявления новых знаний. В основе урока лежат словесные, наглядные методы обучения. Фронтальная форма работы чередуется с рабо...