Эпоха Средних веков - между древностью и новым временем.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Мартынова Виктория Викторовна

Урок окружающего мира для 4 класса по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл epoha_srednih_vekov.docx37.68 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 4 класс. УМК «Школа 2100»

Тема урока: « Эпоха Средних веков – между древностью и новым временем»

Цель: создать у учеников первичные представления об эпохе Средних веков.

Задачи:

  1. Формировать представление о смене эпох в истории человечества и о том, что каждая эпоха вносит свой вклад в развитие науки, техники, искусства, человека.
  2. Развивать умения детей: работать с  информацией, выбирать нужную информацию, представлять ее в разном виде, договариваться, анализировать, обобщать, делать выводы.
  3. Воспитывать у детей чувство уважения к людям разных вероисповеданий  и к  традициям  представителей разных религиозных конфессий.

Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийная система, индивидуальные конверты с заданиями для работы в группах, изображение средневековой крепости, фигурки людей разных сословий.  

ХОД  УРОКА:

  1. Орг. момент

Здравствуйте. Сегодня мне хочется, чтобы после занятия  каждый ушёл с новыми впечатлениями и новыми знаниями.  

  1. Актуализация знаний.  Создание проблемной ситуации

Что вы можете сказать о человеке, про которого говорят: «имеет средние способности», «учится средне», «достижения – не выше среднего»?

 (Слово «средний» употребляется в значении «посредственный», так можно сказать о ком-то, кто не сделал ничего особенного, выдающегося. Правда?)

( на слайде появляется запись:

средний = посредственный, без особенностей)

А какое значение у этого же слова во фразе: «В середине леса пролегла дорога»?

- Ребята, а  здесь слово «средний» употребляется уже в значении «посередине».

(на слайде  появляется запись:

средний = посередине, в центре)

У слова «средний» много значений.

- Можно ли это слово связать с историческими эпохами?    (скорее всего да)

- Целая эпоха во всемирной истории так названа -  средние века!!!

- И тема нашего занятия сегодня так и называется «Эпоха Средних веков – между Древность и Новым временем»

- Можем ли мы эти значения слова СРЕДНИЙ отнести к историческим эпохам?

- Какое значение……первое или второе?

- Ваши мнения разделились.

 Формулирование проблемы

- Ребята, посмотрите у нас возникла проблема. ( и читать эту проблему)

Так  Средние века – это середина истории или эпоха без особенностей?

- В этой проблеме нам предстоит разобраться на занятии.

  1. Поиск решения проблемы

СЛАЙД   Работа с «рекой»  времени   

- Сколько всего эпох выделено учеными?

- Какими по счету идут средние  века?  Если посмотреть на «ленту времени» где располагаются Средние века?  

- так значит эпоха Средних веков это середина истории человечества?

     -  Решили мы первую часть нашей проблемы?

- Сколько веков  длилась эта эпоха?    (10 веков)

- А сколько  лет она продолжалась?  (1000 лет)

- Средние века длились много лет, сменилось ни одно поколение людей.

(показать на вторую часть проблемы указкой)     Как вы думаете за  столько лет ничего не изменилось, чтобы мы считали её посредственной, неинтересной?

- Давайте предположим, свою версию, чего могли коснуться изменения

Запишите на листочек, который лежит у вас на столе свою версию прикрепите её к доске.

- Как много у вас версий…… (назвать 5-6 версий)

- Посмотрите  кто – то из Вас высказал версии, что изменения произошли в обществе и государстве, возможно появились какие – то изобретения.

-  На занятии мы будем работать с вашими версиями и я думаю что к конце занятия каждый получит  либо её подтверждение, либо опровержение.

- Предлагаю начать работу с версии о возможных изменениях в обществе и государстве

Работа с картой

-Посмотрите на карту Европы Древнего мира. На ней  разным цветом  обозначена территория государств.

- Что вы можете сказать о Европе в эту эпоху?

- А теперь посмотрите на изображение Европы но уже в Средние века. Что заметили?          (образовались новые государства)

- Правильно, образовались новые государства . Исторические корни нашей страны, тоже берут начало в эту эпоху. (показать Киевское княжество)

С их образованием произошли изменения в государственном устройстве.  

- А кто знает какое устройство государства было раньше?          

(   со временем люди уже перестали делиться на сородичей и на иноплеменников, но всё же не было и чёткого деления людей на разные группы, подчинялись тому кто обладал большей силой.  )                                                                                                

-  Сейчас я предлагаю вам познакомиться с особенностями  государственного устройства в Средние века.   Возьмите  в конверте лист №1. Прочитайте текст и в парах заполните схему.

Работа в парах

-Давайте проверим, что же у вас получилось.

СЛАЙД

Проверка, по слайдам.

-И так, во главе всего государства стоял,…. МОНАРХ (от слово моно т.е. один, во главе государства стоял один человек)

- Кто защищал государство с мечом в руках- …..РЫЦАРИ

- Кто являлся заступником перед Богом и служил молитвой- ….СВЯЩЕНИКИ

- А кто же, работал на содержание знати …ГОРОЖАНЕ И ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ

- От чего зависело положение в обществе?

- Да ребята, в Средние века положение человека полностью зависело от семьи в которой он родился, челок родившейся в семье земледельца и думать не мог, чтобы стать монархом.  И к сожалению, права  были только у знати, у монарха, священников, рыцарей. А тяжёлые обязанности только у горожан и земледельцев.  

СЛАЙД

- Ребят, вот когда говорят эпоха Средневековья сразу в образе всплывает рыцарь. Правда?

- Именно из Средневековья пришло к нам это замечательное слово «рыцарь».

Ролик

Жили рыцари в замках. Эти неприступные замки возвышались по всей

Европе. Они говорили о силе и могуществе их владельцев, служили им надежной защитой.  Во времена Средних веков  жили  искусные строители, которые сооружавшие замки, соборы и  …. даже целые города. Эпоху Средних веков еще называют временем рыцарей и замков.

-А в наше время используется слово «рыцарь»? (да)

- В каких ситуациях? (благородный, культурный, достойно ведет себя по отношению к женщине)

- Поднимите руку, кто может про себя сказать, что он рыцарь.  

(похвалить детей)

(вернуться к листочкам где дети высказали возможные версии, которые можно отнести к изменениям в обществе и государстве)

- Посмотрите, некоторые выдвигали версии о изменении в ……… подтвердились?  (снять эти версии)

- Конечно, раз произошло изменение в обществе, государстве, то и они повлекли за собой изменения в …….      (перевесить к версии государство)

- Итак, ребята, мы с вами доказали, версию, что  были изменения в Средние века, которые коснулись государства и общества.

- У нас следующая версия – было  ли изобретено что – то новое в Средние века?  (вывесить возможные предположения детей если таковые есть + своё большое)

- Подтверждение или опровержение этой версии будем искать,  работая в группе.

- Вы должны в конверте найти инструкцию и работать согласно этой инструкции. Время работы ограничено всего 7 минут. Приступайте к работе.

Вопрос к 3 группе.

- А какое отношение ваша книга имеет к изобретениям Средних веков?.....

- А знаете, что первую книгу которую напечатали  была «Библия»

Выступление  групп – во время выступления отвечающий держит своё изобретение, затем выставляет у доски или клеит на доску.

- Ребята, какие вы молодцы! Вы успели сами смастерить такие важные  изобретения Средних веков, без которых мы с вами сейчас обойтись просто не можем.

- Вернёмся к нашей версии. Мы её подтвердили? Так были изобретения именно этой эпохи?

- Вернёмся ко второй части  нашей проблеме. Можем ли мы теперь утверждать,  что эпоха Средних веков – это эпоха без особенностей, неинтересная?

- Почему?                    ( поставить минус)

- Средние века это середина истории человечества, она интересна  своими достижениями, своим укладом жизни, технические достижения этой эпохи мы используем в современном мире. Когда ваши одноклассники создавали свою книгу, я не зря сказала, что первая напечатанная книга была «Библия», потому что роль религии в эту эпоху очень возросла. Но об этом,   ребята, вы поговорите на следующем занятии.

  1. Самостоятельное применение новых знаний.

- А теперь я предлагаю применить знания, которые вы получили.  Выполните небольшую работу. Возьмите в конверте лист №2. Прочтите утверждения. Если встретите неверные утверждения исправьте их.

- Так какие же утверждения оказались не верными.

- Как должны исправить? (рыцари, семья)

  1. Рефлексия

Заселение замка

-Средние века назывались веками рыцарей и замков. А каждому из вас я предлагаю представить  себя рыцарем или наоборот прекрасной дамой и  поселиться в этот замок. Только вы должны выполнить одно условие. Если вам было интересно и вы получили ответы на все интересующие вас вопросы поселитесь на верхний этаж.

 Если остались вопросы на которые вы не получили ответы или что-то вам не понравилось вы селитесь на нижних этажах. (я заселяю рыцаря)

- Посмотрите некоторые версии у нас остались не рассмотренными. Не волнуйтесь, о них вы поговорите на следующем  занятии.

- Изобретения Средних веков,  которые вы сделали на  занятии, останутся у вас в классе. Одним из самых ценных изобретений будет книга, которую вы можете пополнять, потому что история это такая наука которую можно изучать до бесконечности.

- Я благодарю вас, ребята, мне понравилось  сегодня с вами работать. Но наше занятие подошло к концу, и я прощаюсь с вами. До свидания!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Общество и государство в Средние века.

Во главе государства на протяжении всех средних веков стоял монарх. Он назывался король или герцог.

В любом  средневековом  государстве жители делились на группы. Перед каждой группой стояли свои задачи. Священники являлись заступниками за людей перед Богом, служили примером для всего общества. Войны – землевладельцы  проливали свою кровь, защищая всё общество от внешних врагов. Они обеспечивали порядок и правосудие, с мечом в руках распространяли христианскую веру среди язычников. Горожане и земледельцы, то есть трудящиеся кормили всех остальных. Именно благодаря их тяжёлому труду все остальные могли выполнять свои обязанности. Права и обязанности, положение в обществе полностью зависело от того в какой семье рождался человек.

                 Изобретения и открытия Средних веков.

Значительные успехи были достигнуты в развитии техники.   С  появлением компаса, косого паруса, нового типа кораблей – каравелл, мореплаватели смогли совершать дальние путешествия.  Были изобретены первые механические маятниковые часы. Часы стали вставлять в башни. Первые часы имели всего одну часовую стрелку. До появления механических часов время узнавали по звуку церковных колоколов. Поэтому в первых  механических  часах был только бой, без циферблата.  

                 Изобретения и открытия Средних веков.

Значительные успехи были достигнуты в развитии техники.   С  появлением компаса, косого паруса, нового типа кораблей – каравелл, мореплаватели смогли совершать дальние путешествия.  Были изобретены очки. До появления очков в качестве приборов,  улучшающих зрение, использовались отдельные кристаллы. Первое изображение очков содержится на церкви на фреске.

Изобретения и открытия Средних веков.

Значительные успехи были достигнуты в развитии техники.   С  появлением компаса, косого паруса, нового типа кораблей – каравелл, мореплаватели смогли совершать дальние путешествия.  

Появление печатных книг в Европе связано с именем Иоганна Гутенберга. Он создал первый печатный станок. Книгопечатание оказало огромное влияние не только на европейскую культуру, но и на всемирную историю. Первой книгой, напечатанной Гутенбергом, стала «Библия».

Проверочный тест.

В клеточках рядом с высказываниями поставьте знак «+», если утверждение верное,  и  «-»   если оно неверно.

      В Средние века жили искусные строители, сооружавшие замки, соборы и целые города.

В  Средние века  появился печатный станок.

Горожане в Средние века уточняли время суток по механическим башенным  часам на главной площади города.

Слово «рыцарь» появилось в Древние века.

Во главе государства стоял монарх.

Права и обязанности в эпоху Средневековья были для всех людей  равны.

Инструкция:

  1. Прочитай текст, узнай какое изобретение Средних веков вы должны сделать.
  2. Вырежи циферблат  часов и стрелки к часам.
  3. На циферблат  нанеси  цифры  соответствующие изображению часов
  4. Собери  макет  часов, используя стрелки.
  5.  Выберите того,  кто будет представлять ваше изобретение и расскажет только о том изобретении, которое вы делали.

Инструкция:

  1. Прочитай текст, узнай какое изобретение Средних веков вы должны сделать.
  2. Собери  страницы книги « Эпоха Средневековья»  согласно нумерации на странице.
  3.  На каждую страницу согласно тексту наклей картинку.
  4. Скрепи страницы книги (степлером)
  5. Выберите того,  кто будет представлять ваше изобретение и расскажет только о том изобретении, которое вы делали.

Инструкция:

  1. Прочитай текст, узнай какое изобретение  Средних веков вы должны сделать.
  2. Вырежи части  очков.
  3. В оправу вставь линзы (плёнку)
  4. Соедини части очков ( с помощью клея)
  5. Выберите того,  кто будет представлять ваше изобретение и расскажет только о том изобретении, которое вы делали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эпоха средних веков – между древностью и Новым временем».

Интегрированный урок окружающего мира в 4 классе( 2 часа)....

ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ (конспект урока)

Разработка урока  по программе "Школа 2100" для 4 класса. Презентация к уроку прилагается....

Открытый урок окружающего мира по теме "ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ" 4 класс "Школа 2100"

Цели:создать у учеников первичные представления об эпохе Средних веков (временные границы эпохи, изменения в уровне техники, устройстве общества);отрабатывать умения ориентироваться в историческом вре...

Мини-тест "Эпоха Средних веков"

При изучении темы в 4 классе "Средние века" (программа "2100") на этапе рефлексии можно использовать данный тест с последующей проверкой по образцу....

«Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем .

Методическая разработка урока по  окружающему миру для 4 класса (часть 2 «Человек и человечество») по теме: «Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем ....