ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ (конспект урока)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Разработка урока по программе "Школа 2100" для 4 класса. Презентация к уроку прилагается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 70.5 КБ |
srednie_veka.ppt | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Эпоха Средних веков –
между древностью и Новым временем
Составила учитель начальных классов Шнайдер Ирина Александровна
Программа «Школа 2100», 4 классе
Презентация прилагается
Цели:
создать у учеников первичные представления об эпохе Средних веков (временные границы эпохи, изменения в уровне техники, устройстве общества, особенности морали);
отрабатывать умения ориентироваться в историческом времени;
учить работать с исторической картой учебника, с дополнительной (энциклопедической) литературой;
формировать уважительное отношение к разным религиям, в противоположность той религиозной нетерпимости, которая была свойственна Средневековью.
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.
Учащиеся знают и могут привести примеры основных достижений науки и культуры в эпоху Средних веков;
у них сформировано целостное представление о данной исторической эпохе (временной промежуток эпохи, особенности средневекового общества, развитие техники, изменение морали).
Оборудование: презентация, мультимедийная система, коллекция видов бумаги, механические часы разной формы и размера.
Ход урока
I. Актуализация знаний и постановка проблемы.
- На сегодняшнем уроке мы продолжим наше путешествие и совершим третью остановку на «реке времени» Всемирной истории человечества. Прочитайте тему урока.
(слайд 2) ( «Эпоха Средних веков: между древностью и Новым временем»)
- Какое название получила третья по счету эпоха Всемирной истории?
- Прочитайте примеры выражений со словом «средний», которые мы встречаем в жизни:
(слайд 3)
средние способности
средний ученик
средняя успеваемость
отвечал (урок) средне
- Как вы думаете, если мы о ком-то или о чем-то говорим средний, мы, скорее, хвалим или говорим о недостатках?
- Приятно ли вам услышать о себе «средний ученик»? Какие возникают предположения об эпохе, которая получила такое название, «Средние века»?
- Сравните ваше первое восприятие новой эпохи и восприятие Анюты, героини учебника.
(Даниил и Аня читают по ролям первый абзац на с. 60.)
- Что думает Анюта о третьей эпохе Всемирной истории?
- С помощью «реки времени» определите, как долго продолжалась данная эпоха и сколько поколений наших предков жило тогда?
(Эпоха Средних веков длилась 10 веков, за это время сменилось около 400 поколений наших предков )
II Проблема урока.
- Разве справедливо говорить о времени жизни стольких людей – «средние века»? Неужели никто из них ничего выдающегося не сделал? (слайд 4) Разве может целая эпоха быть «средней» и «неинтересной»? Нам предстоит разобраться, что же на самом деле означает данное название?
III. Открытие нового знания.
(Прикрепляю к доске опорную схему:
- Что отражает опорная схема?
(Технические достижения эпохи Древнего мира и Нового времени)
- Что общего между телегой и паровозом, а что различного?
- Как вы думаете, могли ли жители Древнего мира построить паровоз? Чего им не хватало?
(Механизмов, которые могли бы работать без помощи человека или животного)
- Давайте обратиться к «реке времени» Всемирной истории. (слайд 5)
- Возможно, среди изобретений Средних веков есть механизм, который может работать без помощи человека или животного?
- Значит, время между древностью и новым временем можно представить как «мостик» от времени возникновения первых цивилизаций к современности. Без этого «мостика» человечество не смогло бы подняться так высоко в своем развитии. Этот «мостик» расположен посредине эпох и поэтому называется Средние века.
(Дополняю опорную схему, рисую «мостик» – стрелку между эпохами, над ней помещаю рисунок с часами, а под ней прикрепляю название эпохи: )
- Прочитайте в учебнике на с. 60 последний абзац, продолжая чтение на с. 61 до слов: «…судьбу народов и государств Средневековья». (Настя читает вслух)
- Как полученные сведения могут нам помочь в решении поставленной проблемы?
IV. Расширение нового знания.
- Из учебника мы узнали о том, что в эпоху Средних веков одни цивилизации сменялись другими.
Работа по карте учебника (с. 62–63).
- Рассмотрите карту Средних веков, (слайд 6) прочитать легенду карты и сравните полученные данные с картой эпохи Древнего мира (с.62–63). (слайд 7)
- Какие цивилизации исчезли, а какие продолжили свое существование?
(Исчезли цивилизации Древнего Египта, Междуречья, Древней Греции. Продолжили свое существование Индийская и Китайская цивилизации)
- Как изменились границы цивилизованного мира и мира первобытных племен?
(Границы цивилизованного мира заметно расширились: появилось много новых государства в Европе)
V. Смысловой фрагмент «Роль религии в жизни средневековых обществ».
- Обратите внимание на цивилизации Европы и Востока. Что вы заметили?
(Цивилизации Древней Европы в эпоху Средних веков стали называться христианскими, а Древнего Востока – исламскими)
- Текст учебника на с 61 расскажет нам, чем были интересны все эти цивилизации. Работаем в парах. У каждой пары на столе карточка с заданием. Достижения и изобретения запишите в таблицу, которая находится в тетради на с. 42.
Работа в парах с учебником.
- Что нового вы узнали о цивилизациях Европы и Востока? Чем вызваны были эти изменения? Сделайте вывод о роли религии в жизни средневековых обществ?
(Ученики отвечают на вопросы и приходят к выводу, что религия стала играть особую роль. Она изменяла границы государств и, конечно, влияла на жизнь людей)
VI. Смысловой фрагмент «Технические и культурные достижения в эпоху Средних веков».
Работа в группах.
- Перед уроком ребята в группах провели свои исследования о технических и культурных достижениях в эпоху Средних веков. Каждая группа должна была подготовить небольшое выступление по плану (слайд 8):
- Название технического изобретения.
- Когда, где и кем оно было изобретено?
- Как оно расширило технические возможности людей в Средние века?
Группа 1 (бумага). Показывают коллекцию школьную и свою.
- Что нужно делать, чтобы сохранить экологию?
Группа 2 (порох). Фото на слайдах. (слайд 9-28)
- Для чего наше государство постоянно совершенствует оружие и заботится об Армии?
Группа 3 (механические часы). Фото на доске и демонстрация настоящих часов.
- Как научиться правильно распределять и беречь время?
Ученики делятся результатами групповой работы и делают вывод: в Средние века было много полезных изобретений.
VII. Смысловой фрагмент «Общество и государство в Средние века».
- Средневековые цивилизации, как и цивилизации Древнего мира, не похожи друг на друга. Но ученые дают им общее название «земледельческие». Как вы думаете, почему? Чем, на ваш взгляд, занималось большинство людей в древности и Средневековье?
- Используя примитивные орудия труда, люди получали урожай значительно более низкий, чем в наше время. (Обычный средний урожай составлял: на 1 посеянное зерно 2–3 собранных, а в современном сельском хозяйстве: на 1 посеянное – 8–10 собранных.) Прокормиться в таких условиях было очень трудно. Именно поэтому большинство людей вынуждены были становиться земледельцами (от 90 до 98 % населения любой древней или средневековой страны). Сделайте вывод о том, где жила большая часть людей в эпоху Средневековья, в деревнях или городах.
- Действительно, города в эпоху Средневековья были маленькие, а население их – незначительным. Схема в учебнике на с. 65 познакомит нас со средневековым обществом.
(Ученики распределяют подписи к рамкам на плакате В средневековом государстве жители делились на группы: воины-землевладельцы, священники, горожане, земледельцы. Воины-землевладельцы призваны были служить мечом государству, священники должны были служить молитвой. А горожанам и земледельцам государство приказывало трудиться и платить налоги. Власть принадлежала государю)
- Саша подготовил выступление о порядках, принятых в средневековом обществе.
(слайд 28)
Рассказ ученика:
«В средневековом обществе существовал «порядок дела».
Считалось, что каждый человек от рождения предназначен к одному из занятий: молитве, военному делу или физическому труду.
Поэтому общество делилось на три сословия: духовенство (священники), рыцарство (воины - землевладельцы) и работающие (крестьяне и ремесленники). Представители разных сословий пользовались неодинаковыми правами и привилегиями.
Священника, к примеру, мог судить только епископ, а рыцарь обязан был подчиниться решению суда только в том случае, если судьи были равны ему по положению.
Поэтому от того, в какой семье рождался человек, полностью зависела его судьба, положение в обществе, права и обязанности.
Однако границы между сословиями были несколько нечеткими.
Рыцарь мог принять монашеский обет; тогда он становился рыцарем-монахом – тамплиером.
Члены монастырских обществ занимались физическим трудом, в том числе и возделыванием земли. Путь «из грязи в князи» не был закрыт наглухо, при удаче его можно было пройти за два-три поколения».
VIII. Смысловой фрагмент «Особенности средневековой морали».
- Вспомните: какая была принята мораль в эпоху Древнего мира?
- Напомните, что в эпоху Средневековья влияло не только на жизнь людей, но и изменяло границы государств?
- Как вы думаете, могла ли религия изменить представления о добре и зле в эпоху Средневековья? Если да, то как?
- Проверьте свои предположения, рассмотрев рисунок в учебнике на с. 66 и прочитав текст к нему. (Лера читает вслух)
- Объясните, в чем состоит особенность средневековой морали?
(«Настоящим человеком, к которому нужно относиться по заветам Бога, считался только человек своей веры».)
- Можем ли мы согласиться с такими представлениями о добре и зле?
(Нет. Все люди равны)
IX. Итог урока.
Учитель. Какая проблема перед нами возникла в начале урока?
- Действительно ли эпоха была средней и неинтересной?
- Что запомнилось и понравилось при изучении этой эпохи?
X. Домашнее задание: прочитать текст учебника на с. 60–66, проверить свои знания, ответив на вопросы 1, 4, 5 после текста на с. 67.
(слайд 29)
Творческое задание (по выбору):
1. Используя дополнительную энциклопедическую литературу, подготовить небольшое сообщение об архитектурном памятнике эпохи Средних веков.
2. Пользуясь дополнительной литературой, подготовить сообщение о технических достижениях эпохи Нового времени.
Используемые ресурсы:
http://rudocs.exdat.com/docs/index-2849.html
pultus.ucoz.ru/publ/ehto_interesno/proiskhozhdenie_veshhej/vozniknovenie_bumagi/15-1-0-105
http://setevoy.net/article/istoriya-poyavleniya-bumagi-tehnologiya-i-etapy-proizvodstva-bumagi/
http://ostrog.ucoz.ru/publikacii/4_3.htm
http://www.clockhistory.ru/watch/history
http://www.tampereclub.ru/286-istoriya-sozdaniya-chasov.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эпоха средних веков – между древностью и Новым временем».
Интегрированный урок окружающего мира в 4 классе( 2 часа)....
Открытый урок окружающего мира по теме "ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ" 4 класс "Школа 2100"
Цели:создать у учеников первичные представления об эпохе Средних веков (временные границы эпохи, изменения в уровне техники, устройстве общества);отрабатывать умения ориентироваться в историческом вре...
Мини-тест "Эпоха Средних веков"
При изучении темы в 4 классе "Средние века" (программа "2100") на этапе рефлексии можно использовать данный тест с последующей проверкой по образцу....
Эпоха средних веков - между древностью и новым временем
УМК "Школа 2100"...
«Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем .
Методическая разработка урока по окружающему миру для 4 класса (часть 2 «Человек и человечество») по теме: «Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем ....
Эпоха Средних веков - между древностью и новым временем.
Урок окружающего мира для 4 класса по программе "Школа 2100"...