«Эпоха средних веков – между древностью и Новым временем».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Интегрированный урок окружающего мира в 4 классе( 2 часа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок окружающего мира в 4 классе( 2 часа).
Подготовила и провела: Хвостова Т. В.
Тема: «Эпоха средних веков – между древностью и
Новым временем».
Цели и задачи:
- Сформировать представления детей об эпохе Средних веков, о мире средневековых цивилизаций.
- Показать учащимся достижения средневековых цивилизаций: развитие науки и техники, архитектуры, живописи и др. видов искусства.
- Познакомить детей с некоторыми традициями данной исторической эпохи.
- Обучать младших школьников делать простейшие умозаключения.
- Развивать внимание, память, логическое мышление детей.
- Формировать навыки работы с географическими картами, учебником, схемами.
- Развивать познавательные интересы младших школьников.
- Прививать интерес к получению новых знаний.
Оборудование: раздаточный материал для поведения мини-теста по проверке домашнего задания, кроссворд, видеоряд с изображением построек жителей разных частей света в эпоху Средних веков, фотографии с изображением памятников искусства данного исторического периода, рыцарских замков и самих рыцарей, раздаточный материал для игры «В поход с рыцарем» и «Я работаю архитектором», видеоролик с рассказом о рыцарях, карта-схема «Общество и государство в Средние века» на доску и на каждую парту для учащихся.
План проведения урока.
- Орг. момент - 1 мин.
- Повторение ранее пройденного материала:
А) разгадывание кроссворда по эпохе Первобытного мира – 3 мин.
Б) проведение мини-теста по эпохе Древнего мира – 5 мин.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка
проблемного вопроса – 5 мин.
- Работа по теме урока:
А) рассказ учителя о мире средневековых цивилизаций, работа с картой – 5 мин.
Б) знакомство с достижениями и традициями данного исторического периода:
- архитектурой (показ фотографий с изображением построек жителей разных частей света) – 12 мин.
игра «Я работаю архитектором» + чтение литер. Отрывков – 6
мин.
рассказ о рыцарях – 4мин.
игра «В поход с рыцарем» - 10 мин.
- живописью, скульптурой, иконописью (показ фотографий) – 5мин.
- литературой, изобретениями, достижениями науки и техники – 3 мин.
В) исследовательская деятельность «Общество и государство в Средние века» ( работа в парах со схемами с последующей проверкой на доске) – 6 мин.
5. Закрепление изученного:
А) фронтальная работа (ответы на вопросы – вычитывание в
тексте учебника) – 8 мин.
Б) соотнесение иллюстраций с названиями цивилизаций,
которые создали эти произведения искусства – 3 мин.
- Итог урока – 2 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
Ход занятия.
- Орг. момент.
- Повторение ранее пройденного материала.
А) разгадывание кроссворда по эпохе Первобытного мира.
- С какими историческими эпохами мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?
- Какой мир был обширнее – мир первобытных племён или мир древних цивилизаций?
- Сейчас мы с вами повторим материал предыдущего урока и разгадаем кроссворд по эпохе Первобытного мира.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
- Объединения родов древних людей. (племена)
- Что доставалось старикам и старухам от туши убитого животного в первобытном обществе? (кость)
3. Кому доставалась первая доля от туши убитого животного в первобытном обществе (сущ. в Им. пад) (мать)
ПО ВЕРТИКАЛИ:
- Часть небольшого рода первобытных людей. (семья)
- По мнению большинства учёных, в какой части света находится прародина человечества? (Африка)
Б) Проведение мини-теста по эпохе Древнего мира.
- Мы с вами двигаемся дальше по реке времени, сейчас поговорим о следующей за эпохой Первобытного общества эпохе – Древнего мира и проведём небольшой тесть, чтобы проверить, как вы усвоили этот материал.
- У вас на столах лежит раздаточный материал. В напечатанный текст вы должны вставить пропущенные слова. Помните, что речь идёт об эпохе Древнего мира
Ответы для учителя:
1. …цивилизацией 2. …городами 3. …письменность 4. …обликом городов, государственными порядками, письменностью. 5. …Древней Греции, первые Олимпийские игры 6. …Древнем Риме, восстание рабов, Спартака 7. …железный топор, дисковое колесо, парусно-гребные корабли, колесо со спицами 8. …календарь в Древнем Египте, шёлк в Древнем Китае, алфавит из гласных и согласных букв в Древней Греции, название месяцев в Древнем Риме.
Тест по эпохе Древнего мира.
- Эпоха Древнего мира началась в то время, когда люди вышли из первобытного состояния и поднялись на более высокую ступень развития, которая называется…………………………………..
- В тот период возникли поселения ремесленников, торговцев, правителей, которые и являлись первыми…………………….
- Для того, чтобы подсчитывать плательщиков налогов, передавать распоряжения в отдалённые города появилась …………………………………………………………………..
- Цивилизованные страны отличались друг от друга……………
……………………,……………………………………………….,
……………………………………………
- В ………………………………… в 776 году были проведены
………………………………………………………………………
- В …………………………………. В 74 г. н. э. произошло…….
………………………….. под предводительством………………….
- В эпоху Древнего мира появились следующие технические достижения: ……………………………………………………….
…………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………
- Изобретениями цивилизации Древнего мира считаются:………
………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………
- Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка проблемного вопроса.
- Теперь мы с вами готовы дальше двигаться по реке времени.
- Как называется следующая после Древнего мира историческая эпоха?
- Вспомните, что такое общество, государство?
- Что такое религия?
- Следовательно, как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке, на какие вопросы мы с вами должны будем получить ответы?
- Откройте учебники на стр. 60. Прочитаем диалог Анюты и Илюши и посмотрим, какие же вопросы волновали наших героев .
…………………………………………………………………………………………….
- Какие вы заметили противоречия в разговоре детей? Какой возникает вопрос?
- Как вы думаете, кто из детей прав?
- Начнём отвечать на возникшие вопросы и постараемся хоть немного прикоснуться к эпохе Средневековья и разобраться с происходящим в мире в данный исторический период.
- Работа по теме урока.
А) Рассказ учителя о мире средневековых цивилизаций.
- Эпохой средних веков принято считать исторический промежуток времени с 5 по 15 века. В это время многие племена и народы, которых в эпоху Древнего мира называли варварами, выходили из первобытного состояния и начали приобщаться к цивилизации. Они перенимали достижения своих более цивилизованных соседей – письменность, формы государства, новые религии. Часто именно господствующая в той или иной части мира религия определяла судьбу народов и государств Средневековья.
В начале Средневековья под ударами варварских племён Римская империя распалась на части. Незадолго до этого её жители приняли новую христианскую религию. Однако разногласия между верующими привели к разделению христианства на две ветви. Западные христиане стали называть себя католиками, а восточные – православными. И те и другие верили в Иисуса Христа, но по-разному возносили ему свои молитвы. Так, на месте Римской империи рядом с её бывшими границами появились цивилизованные страны католической Европы и православной Европы.
К югу и востоку от христианских стран в этот период времени появились страны исламского мира. Его создателями считаются арабские племена, которые передали свою религию – ислам – многим соседним народам.
Так же надо отметить существование Индийской цивилизации, Китайской цивилизации и цивилизации американских индейцев.
- Откройте карту на стр. 62 – 63 учебника и посмотрите, как изменились границы и названия цивилизаций в Средние века.
Б) Знакомство с достижениями и традициями данного исторического периода.
- Какой вопрос больше всего волновал Анюту и Илюшу ? А вы как считаете?
- Давайте и мы попытаемся найти ответ на этот вопрос и доказать нашу точку зрения.
Начнём с того, что каждая средневековая цивилизация подарила человечеству свои достижения, познакомила со своими традициями. Возьмём, к примеру, АРХИТЕКТУРУ. Огромное количество памятников сохранилось по всему миру. Полюбуемся некоторыми из них…
(учитель показывает фотографии с изображениями построек жителей разных частей света)
………………………………………………………………………………………………
- А тетерь возьмите у себя на столах иллюстрацию с изображением различных храмов. Найдите православный храм. В чём его отличие от других?
……………………………………………………………………………………
- Вы уже знаете из курса ИЗО о том, как строились в это время города, ведь именно в этот период начинают появляться города. Каждый город имел укрепления: стены, ворота, башни. В случае нападения неприятеля они были прекрасной защитой
(рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций). Во многих городах были и монастыри.
- Рассмотрите изображение монастыря (раздаточный материал). Чем отличалось строительство монастырей?
- Давайте немного подробнее остановимся на средневековых рыцарских замках. Это совсем другой тип дома, как правило, встречающийся в Средневековой Европе. Своё жилище рыцари рассматривали как крепость, окружали мощными стенами и рвами. Дома крестьян и землевладельцев строили вокруг замков.
- Как вы думаете, с какой целью? ( чтобы во время наступления неприятеля можно было укрыться за высокими стенами)
- А сейчас мы с вами поиграем в АРХИТЕКТОРОВ. Используйте всю свою фантазию и возведите себе укрепление. А я в это время прочитаю вам отрывок из произведения Вальтера Скотта, в котором он описывает средневековый замок, вы узнаете какие укрепления существовали в замках.
- Раз уж мы заговорили о замках, давайте поговорим и об их обитателях – рыцарях, о некоторых традициях рыцарства.
- ПОСЛУШАЙТЕ РАССКАЗ О РЫЦАРЯХ И ИХ ДОСПЕХАХ ( видеоурок)
…………………………………………………………………………………………………………
- Послушайте отрывок из произведения В. Скотта «АЙВЕНГО» и вместе со средневековым рыцарем побываем на турнире. (читает заранее подготовленный ученик)
……………………………………………………………………………………………………………..
- А сейчас ещё одна игра «В поход с рыцарем».
…………………………………………………………………………………………………
- Но пора нам двигаться дальше, ведь мы ещё не знаем очень многого об этой эпохе. Поговорим о достижениях науки, техники, литературы.
- Вы ведь много знаете из курса «Литературного чтения» о том, какой была ЛИТЕРАТУРА того времени. Расскажите.
………………………………………………………………………………………………
- Кроме того, развивалась живопись (показ репродукций картин), СКУЛЬПТУРА (показ фотографий), а в православном мире процветало развитие ИКОНОПИСИ ( показ фотографий).
- Во многих странах, в том числе и на Руси, создавалась своя ПИСЬМЕННОСТЬ, было очень много грамотных людей.
- Арабские врачи научились делать операции на сердце, почках, мореплаватели изобрели косой парус, с помощью которого можно было двигаться против ветра, учёные исламского мира составили карту звёздного неба. В Индии научились прясть ковры, выращивать пряности, в Китае изобрели бумагу, порох, компас для морских путешествий. А на Руси в 15 веке появились чернила.
- Как вы думаете, изменилось что-то в жизни людей с появлением этих изобретений?
………………………………………………………………………………………………
- Можно ли об этой эпохе сказать, что она «средняя», «неинтересная»?
……………………………………………………………………………………………
В) Исследовательская деятельность «Общество и государство в Средние века»
- Ответить нам предстоит ещё на один вопрос, как же государство управляло обществом в Средние века.
- Поработайте в парах, рассмотрите схему управления государством, подберите подписи к рамкам.
………………………………………………………………………………………………….
( далее проводится проверка работы на аналогичной схеме на доске)
- Объясните, как распределялись государственные обязанности между разными группами средневекового общества?
- От кого зависела власть с средневековых государствах?
5. Закрепление изученного.
А) Фронтальная работа
- А теперь посмотрим, как вы поняли материал сегодняшнего урока. При ответах на вопросы пользуйтесь текстом учебника, можно зачитывать фрагменты текста.
- Чем эпоха Средних веков отличается от эпох Первобытного мира и Древнего мира?
- Какие цивилизованные страны существовали в это время?
- Какие средневековые достижения вы считаете наиболее важными?
- Почему нельзя согласиться с представлениями о добре и зле, которые господствовали в эпоху Средних веков?
Б) Соотнесение иллюстраций с названиями цивилизаций, которые создали эти произведения искусства
- Выполним задание 1 на стр. 67 учебника.
6. Итог урока.
- Кем бы вы хотели быть, очутившись в эпоху Средневековья? Почему?
7. Домашнее задание.
- с. 60 – 67, ответы на вопросы на стр. 67
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ (конспект урока)
Разработка урока по программе "Школа 2100" для 4 класса. Презентация к уроку прилагается....
Открытый урок окружающего мира по теме "ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ" 4 класс "Школа 2100"
Цели:создать у учеников первичные представления об эпохе Средних веков (временные границы эпохи, изменения в уровне техники, устройстве общества);отрабатывать умения ориентироваться в историческом вре...
Мини-тест "Эпоха Средних веков"
При изучении темы в 4 классе "Средние века" (программа "2100") на этапе рефлексии можно использовать данный тест с последующей проверкой по образцу....
Эпоха средних веков - между древностью и новым временем
УМК "Школа 2100"...
«Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем .
Методическая разработка урока по окружающему миру для 4 класса (часть 2 «Человек и человечество») по теме: «Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем ....
Эпоха Средних веков - между древностью и новым временем.
Урок окружающего мира для 4 класса по программе "Школа 2100"...