«Эпоха средних веков – между древностью и Новым временем».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Хвостова Татьяна Вениаминовна

 

Интегрированный урок окружающего мира в 4 классе( 2 часа).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок окружающего мира в 4 классе( 2 часа).

Подготовила и провела:  Хвостова Т. В.

Тема: «Эпоха средних веков – между древностью и

          Новым временем».

Цели и задачи:

  1. Сформировать представления детей об эпохе Средних веков, о мире средневековых цивилизаций.
  2. Показать учащимся достижения средневековых цивилизаций: развитие науки и техники, архитектуры, живописи и др. видов искусства.
  3. Познакомить детей с некоторыми традициями данной исторической эпохи.
  4. Обучать младших школьников делать простейшие умозаключения.
  5. Развивать внимание, память, логическое мышление детей.
  6. Формировать навыки работы с географическими картами, учебником, схемами.
  7. Развивать познавательные интересы младших школьников.
  8. Прививать интерес к получению новых знаний.

Оборудование: раздаточный материал для поведения мини-теста по проверке домашнего задания, кроссворд, видеоряд с изображением построек жителей разных частей света в эпоху Средних веков, фотографии с изображением памятников искусства данного исторического периода, рыцарских замков и самих рыцарей,  раздаточный материал для игры «В поход с рыцарем» и «Я работаю архитектором», видеоролик с рассказом о рыцарях, карта-схема «Общество и государство в Средние века» на доску и на каждую парту для учащихся.

                  План проведения урока.

  1. Орг. момент  - 1 мин.
  2. Повторение ранее пройденного материала:

А) разгадывание кроссворда по эпохе Первобытного мира – 3 мин.

Б) проведение мини-теста по  эпохе Древнего мира – 5 мин.

    3. Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка  

       проблемного вопроса – 5 мин.

  1. Работа по теме урока:

А) рассказ учителя о мире средневековых цивилизаций, работа с картой – 5 мин.

Б) знакомство с достижениями и традициями данного исторического периода:

 - архитектурой (показ фотографий с изображением построек жителей разных частей света) – 12 мин.

   игра «Я работаю архитектором» + чтение литер. Отрывков – 6  

   мин.

   рассказ о рыцарях – 4мин.

   игра «В поход с рыцарем» - 10 мин.

- живописью, скульптурой, иконописью (показ фотографий) – 5мин.

- литературой, изобретениями, достижениями науки и техники  – 3 мин.

В) исследовательская деятельность «Общество и государство в Средние века» ( работа в парах со схемами с последующей проверкой на доске) – 6 мин.

    5. Закрепление изученного:

        А) фронтальная работа (ответы на вопросы – вычитывание в      

             тексте учебника) – 8 мин.

        Б) соотнесение иллюстраций с названиями цивилизаций,

            которые создали эти произведения искусства – 3 мин.

  1. Итог урока – 2 мин.
  2. Домашнее задание – 1 мин.

                                              Ход занятия.

  1. Орг. момент.
  2. Повторение ранее пройденного материала.

А) разгадывание кроссворда по эпохе Первобытного мира.

- С какими историческими эпохами мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?

- Какой мир был обширнее – мир первобытных племён или мир древних цивилизаций?

- Сейчас мы с вами повторим материал предыдущего урока и разгадаем кроссворд по эпохе Первобытного мира.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

  1. Объединения родов древних людей. (племена)
  2. Что доставалось старикам и старухам от туши убитого животного в первобытном обществе? (кость)

3. Кому доставалась первая доля от туши убитого животного в первобытном обществе (сущ. в Им. пад)    (мать)

ПО ВЕРТИКАЛИ:

  1. Часть небольшого рода первобытных людей.  (семья)
  2. По мнению большинства учёных, в какой части света находится прародина человечества? (Африка)

 Б) Проведение мини-теста по эпохе Древнего мира.

- Мы с вами двигаемся дальше по реке времени, сейчас поговорим о следующей за эпохой Первобытного общества эпохе – Древнего мира и проведём небольшой тесть, чтобы проверить, как вы усвоили этот материал.

- У вас на столах лежит раздаточный материал. В напечатанный текст вы должны вставить пропущенные слова. Помните, что речь идёт об эпохе Древнего мира

Ответы для учителя:

1. …цивилизацией          2. …городами               3. …письменность          4. …обликом городов, государственными порядками, письменностью.     5. …Древней Греции,  первые Олимпийские игры       6. …Древнем Риме, восстание рабов, Спартака      7. …железный топор, дисковое колесо, парусно-гребные корабли, колесо со спицами      8. …календарь в Древнем Египте, шёлк в Древнем Китае, алфавит из гласных и согласных букв в Древней Греции, название месяцев в Древнем Риме.

                        Тест по эпохе Древнего мира.

  1. Эпоха Древнего мира началась в то время, когда люди вышли из первобытного состояния и поднялись на более высокую ступень развития, которая называется…………………………………..
  2. В тот период возникли поселения ремесленников, торговцев, правителей, которые и являлись первыми…………………….
  3. Для того, чтобы подсчитывать плательщиков налогов, передавать распоряжения в отдалённые города появилась …………………………………………………………………..
  4. Цивилизованные страны отличались друг от друга……………

……………………,……………………………………………….,

……………………………………………

  1. В ………………………………… в 776 году были проведены

………………………………………………………………………

  1. В …………………………………. В 74 г. н. э.  произошло…….

………………………….. под предводительством………………….

  1. В эпоху Древнего мира появились следующие технические достижения: ……………………………………………………….

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

  1. Изобретениями цивилизации Древнего мира считаются:………

………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка проблемного вопроса.

- Теперь мы с вами готовы дальше двигаться по реке времени.

- Как называется следующая после Древнего мира историческая эпоха?

- Вспомните, что такое общество, государство?

- Что такое религия?

- Следовательно, как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке, на какие вопросы мы с вами должны будем получить ответы? 

- Откройте учебники на стр. 60. Прочитаем диалог Анюты и Илюши и посмотрим, какие же вопросы волновали наших героев .

…………………………………………………………………………………………….

- Какие вы заметили противоречия в разговоре детей? Какой возникает вопрос?

- Как вы думаете, кто из детей прав?

- Начнём отвечать на возникшие вопросы и постараемся хоть немного прикоснуться к эпохе Средневековья и разобраться с происходящим в мире в данный исторический период.

  1. Работа по теме урока.

А) Рассказ учителя о мире средневековых цивилизаций.

- Эпохой средних веков принято считать исторический промежуток времени с 5 по 15 века. В это время многие племена и народы, которых в эпоху Древнего мира называли варварами, выходили из первобытного состояния и начали приобщаться к цивилизации. Они перенимали достижения своих более цивилизованных соседей – письменность, формы государства, новые религии. Часто именно господствующая в той или иной части мира религия определяла судьбу народов и государств Средневековья.

   В начале Средневековья под ударами варварских племён Римская империя распалась на части. Незадолго до этого её жители приняли новую христианскую религию. Однако разногласия между верующими привели к разделению христианства на две ветви. Западные христиане стали называть себя католиками, а восточные – православными. И те и другие верили в Иисуса Христа, но по-разному возносили ему свои молитвы. Так, на месте Римской империи рядом с её бывшими границами появились цивилизованные страны католической Европы и православной Европы.

   К югу и востоку от христианских стран в этот период времени появились страны исламского мира. Его создателями считаются арабские племена, которые передали свою религию – ислам – многим соседним народам.

   Так же надо отметить существование Индийской цивилизации, Китайской цивилизации и цивилизации американских индейцев.

- Откройте карту на стр. 62 – 63 учебника и посмотрите, как изменились границы и названия цивилизаций в Средние века.

Б) Знакомство с достижениями и традициями данного исторического периода.

- Какой вопрос больше всего волновал Анюту и Илюшу ? А вы как считаете?

- Давайте и мы попытаемся найти ответ на этот вопрос и доказать нашу точку зрения.

Начнём с того, что каждая средневековая цивилизация подарила человечеству свои достижения, познакомила со своими традициями. Возьмём, к примеру, АРХИТЕКТУРУ. Огромное количество памятников сохранилось по всему миру. Полюбуемся некоторыми из них…

(учитель показывает фотографии с изображениями построек жителей разных частей света)

………………………………………………………………………………………………

- А тетерь возьмите у себя на столах иллюстрацию с изображением различных храмов. Найдите православный храм. В чём его отличие от других?

……………………………………………………………………………………

- Вы уже знаете из курса ИЗО о том, как строились в это время города, ведь именно в этот период начинают появляться города. Каждый город имел укрепления: стены, ворота, башни. В случае нападения неприятеля они были прекрасной защитой

(рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций). Во многих городах были и монастыри.

- Рассмотрите изображение монастыря (раздаточный материал). Чем отличалось строительство монастырей?

- Давайте немного подробнее остановимся на средневековых рыцарских замках. Это совсем другой тип дома, как правило, встречающийся в Средневековой Европе. Своё жилище рыцари рассматривали как крепость, окружали мощными стенами и рвами. Дома крестьян и землевладельцев строили вокруг замков.

- Как вы думаете, с какой целью?  ( чтобы во время наступления неприятеля можно было укрыться за высокими стенами)

 - А сейчас мы с вами поиграем в АРХИТЕКТОРОВ. Используйте всю свою фантазию и возведите себе укрепление. А я в это время прочитаю вам отрывок из произведения Вальтера Скотта, в котором он описывает средневековый замок, вы узнаете какие укрепления существовали в замках.

- Раз уж мы заговорили о замках, давайте поговорим и об их обитателях – рыцарях, о некоторых традициях рыцарства.

- ПОСЛУШАЙТЕ РАССКАЗ О РЫЦАРЯХ И ИХ ДОСПЕХАХ ( видеоурок)

…………………………………………………………………………………………………………

- Послушайте отрывок из произведения В. Скотта «АЙВЕНГО» и вместе со средневековым рыцарем побываем на турнире. (читает заранее подготовленный ученик)

……………………………………………………………………………………………………………..

- А сейчас ещё одна игра «В поход с рыцарем».

…………………………………………………………………………………………………

- Но пора нам двигаться дальше, ведь мы ещё не знаем очень многого об этой эпохе. Поговорим о достижениях науки, техники, литературы.

- Вы ведь много знаете из курса «Литературного чтения» о том, какой была ЛИТЕРАТУРА того времени. Расскажите.

………………………………………………………………………………………………

- Кроме того, развивалась живопись (показ репродукций картин), СКУЛЬПТУРА (показ фотографий), а в православном мире процветало развитие ИКОНОПИСИ ( показ фотографий).

- Во многих странах, в том числе и на Руси, создавалась своя ПИСЬМЕННОСТЬ, было очень много грамотных людей.

- Арабские врачи научились делать операции на сердце, почках, мореплаватели изобрели косой парус, с помощью которого можно было двигаться против ветра, учёные исламского мира составили карту звёздного неба. В Индии научились прясть ковры, выращивать пряности, в Китае изобрели бумагу, порох, компас для морских путешествий. А на Руси в 15 веке появились чернила.

- Как вы думаете, изменилось что-то в жизни людей с появлением этих изобретений?

………………………………………………………………………………………………

- Можно ли об этой эпохе сказать, что она «средняя», «неинтересная»?

……………………………………………………………………………………………

В) Исследовательская деятельность «Общество и государство в Средние века»

- Ответить нам предстоит ещё на один вопрос, как же государство управляло обществом в Средние века.

- Поработайте в парах, рассмотрите схему управления государством, подберите подписи к рамкам.

………………………………………………………………………………………………….

( далее проводится проверка работы на аналогичной схеме на доске)

- Объясните, как распределялись государственные обязанности между разными группами средневекового общества?

- От кого зависела власть с средневековых государствах?

5. Закрепление изученного.

 А) Фронтальная работа

- А теперь посмотрим, как вы поняли материал сегодняшнего урока. При ответах на вопросы пользуйтесь текстом учебника, можно зачитывать фрагменты текста.

- Чем эпоха Средних веков отличается от эпох Первобытного мира и Древнего мира?

- Какие цивилизованные страны существовали в это время?

- Какие средневековые достижения вы считаете наиболее важными?

- Почему нельзя согласиться с представлениями о добре и зле, которые господствовали в эпоху Средних веков?

Б) Соотнесение иллюстраций с названиями цивилизаций, которые создали эти произведения искусства

- Выполним задание 1 на стр. 67 учебника.

6. Итог урока.

- Кем бы вы хотели быть, очутившись в эпоху Средневековья? Почему?

7. Домашнее задание.

- с. 60 – 67, ответы на вопросы на стр. 67


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ (конспект урока)

Разработка урока  по программе "Школа 2100" для 4 класса. Презентация к уроку прилагается....

Открытый урок окружающего мира по теме "ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ" 4 класс "Школа 2100"

Цели:создать у учеников первичные представления об эпохе Средних веков (временные границы эпохи, изменения в уровне техники, устройстве общества);отрабатывать умения ориентироваться в историческом вре...

Мини-тест "Эпоха Средних веков"

При изучении темы в 4 классе "Средние века" (программа "2100") на этапе рефлексии можно использовать данный тест с последующей проверкой по образцу....

«Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем .

Методическая разработка урока по  окружающему миру для 4 класса (часть 2 «Человек и человечество») по теме: «Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем ....

Эпоха Средних веков - между древностью и новым временем.

Урок окружающего мира для 4 класса по программе "Школа 2100"...