«Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем .
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Методическая разработка урока по окружающему миру
для 4 класса (часть 2 «Человек и человечество») по теме: «Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем .
Форма урока: урок – исследование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
epoha_srednevekovya.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по окружающему миру
для 4 класса (часть 2 «Человек и человечество») по теме: «Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем .
Форма урока: урок – исследование.
Разработал: учитель начальных классов
Лукиных К.С.
Методическая разработка урока по окружающему миру
для 4 класса (часть 2 «Человек и человечество») по теме: «Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем .
Образовательная программа «Школа 2100»
Форма урока: урок – исследование.
Тема урока: Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем.
Цели | Главная цель: Знакомство с эпохой средних веков, достижениями, особенностями эпохи, нормами морали. Задачи: Образовательная: Формировать представление о смене эпох в истории человечества о том, что каждая эпоха вносит свой вклад в развитие науки, техники, искусства, человека. Развивающая - развить умения детей: работать с разными источниками информации, выбирать нужную информацию, представлять ее в разном виде, анализировать, обобщать, делать выводы. Воспитательная - Воспитывать бережное отношение и интерес к культурному наследию поколений. |
УУД | Регулятивные - учиться высказывать свои предположения. Познавательные - делать предварительный отбор источников информации, - ориентироваться в учебнике, добывать новые знания, - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Предметные – знать названия стран эпохи Средневековья. Коммуникативные - оформлять свою мысль в устной и письменной речи, - поддерживать диалог, отстаивать свое мнение. |
Планируемые результаты | Личностные - знать, как развивались человек и общество; - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла ученья; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; формирование мотивации к творческому труду; развитие самостоятельности в информационной деятельности. Метапредметные – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа передачи информации; готовность слушать собеседника и вести диалог; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; умение работать в информационной среде. Предметные - |
Литература |
|
Оборудование |
План урока.
I. Актуализация знаний и мотивация.
II. Сообщение темы и цели урока
Ш. Выдвижение гипотезы.
IV. Исследование предлагаю провести в группах.
V. Межгрупповая работа. Обмен информацией.
#1054;ценивание информации, вывод:
VII. Применение полученных знаний.
VIII. Итог урока
IX. Задание на дом
I. Актуализация знаний и мотивация.
- С какими эпохами истории человечества мы познакомились? (С эпохой Первобытного мира и Древнего мира).
- В какую эпоху появились первые цивилизации? ( В эпоху Древнего мира)
- С какими Древними цивилизациями вы знакомились на прошлом уроке? ( Древний Рим, древний Египет, древняя Греция, цивилизации Западной и Средней Азии, Древний Китай, Древняя Индия).
- О каких достижениях, памятниках культуры этих цивилизаций вы узнали? Назовите некоторые из них.
- Какая мораль была в эпоху Первобытного мира? В эпоху Древнего мира? (вывешиваю таблички).
II. Сообщение темы и цели урока:
- Как вы думаете, с какой эпохой мы будем знакомиться сегодня? (С эпохой Средних веков).
- Что означает слово «СРЕДНИЙ»? (Ответы детей)
1-е значение: Обычно словом «средний» называют что-то посредственное, ничем не примечательное. Например, средние успехи в работе, учебе.
2-е значение: То, что находится в середине чего-либо, как среда в середине рабочей недели.
- Какое из этих значений больше подходит для определения эпохи? Почему? (Подходит 2-е значение, т. к. Средние века - это период между Древним миром и Новым временем)
- Это и будет темой нашего урока.
Слайд №1.
Тема урока: Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем. (V – XV век)
Ш. Выдвижение гипотезы:
Вы сказали, что более древние эпохи, Первобытного и Древнего мира оставили будущим поколениям свой опыт и свои достижения, внесли свой вклад в развитие всего человечества.
Как вы думаете, можно ли то же самое сказать и про эпоху Средних веков? (Да, можно).
Это доказанный факт или пока только гипотеза? (Гипотеза)
Попробуйте сформулировать нашу гипотезу.
Гипотеза:
Эпоха Средних веков оставила будущим поколениям свой опыт и свои достижения, внесла свой вклад в развитие всего человечества. (Табличка на доску).
Как проверить, верна ли наша гипотеза? (Надо провести исследование)
IV. Исследование предлагаю провести в группах.
- Каждая группа будет изучать особенности и достижения какой-то одной Средневековой цивилизации:
Слайд №2
1. Католическая Европа
2. Православный мир
3. Исламский мир
4. Индийская цивилизация и близкие ей страны
5. Китайская цивилизация и близкие ей страны
6. Цивилизация Американских индейцев
Слайд №3
План исследования Средневековой цивилизации
1. Географическое положение
2. Достижения
3. Религия
4. Понятие о добре и зле (мораль)
- Для групповой работы потребуются учебники, тетради, цветные карандаши.
- У каждой группы в файле - рабочие листы, дополнительные тексты и оценочные листы.
- Время групповой работы 10-12 минут
V. Межгрупповая работа. Обмен информацией.
- Дать возможность детям представить информацию о достижениях разных цивилизаций эпохи Средних веков (задания 1-5 в рабочем листе каждой группы).
- Рассказы детей каждой группы сопровождать слайдами с изображением памятников архитектуры эпохи средних веков. (Слайды №4 – 9)
#1054;ценивание информации, вывод:
- Как вы думаете, собранные нами факты опровергают или доказывают гипотезу, которую мы сформулировали в начале урока?
Вернуться к гипотезе.
Эпоха Средних веков оставила будущим поколениям свой опыт и свои достижения, внесла свой вклад в развитие всего человечества.
Ответ на вопрос задания №6 (см. рабочие листы групп №1-6).
- Почему в Средние века люди часто воевали, ведь убийство человека – это страшный грех, преступление перед богом? Какова мораль эпохи Средних веков?
Мораль эпохи средневековья:
Настоящим человеком, к которому нужно относиться по заветам Бога, считался только человек своей веры.
В Средние века часто велись войны. Многие из них – долгие, кровопролитные. Обе воюющие стороны были уверены в том, что сражаются за правое дело, за свою веру, против иноверцев.
По этой и многим другим причинам, о которых вы узнаете на следующем уроке, это время часто называют «Мрачным Средневековьем».
VII. Применение полученных знаний.
Тетрадь стр.43 – 44 задания №3,4
VIII. Итог урока
1. Какое открытие нам удалось сделать?
2. Проанализировать результаты работы групп в соответствии с критериями.
IX. Задание на дом
Учебник стр. 60-64,65-66 читать, ответить на вопросы стр67, рабочая тетрадь с. 41 задания 1,2,5.
Приложения к уроку
Рабочий лист группы №1
Изучите особенности цивилизации Католическая Европа по плану:
1. Найдите эту цивилизацию на карте в учебнике (стр.62-63)
2. Раскрасьте ее территорию на контурной карте в тетради (стр.86-87) красным цветом.
3. Перечислите достижения этой цивилизации. Учебник стр. 60-61, стр. 64 «Мир средневековых цивилизаций». Дополнительно – статья.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Назовите памятники архитектуры Католической Европы эпохи средневековья. С чем связано их появление?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какую религию исповедовали люди этой цивилизации? В какого бога верили?
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Сделайте вывод о значении достижений Католической Европы для развития всего человечества _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. (Дополнительное.) Прочитайте статью в учебнике «Единоверцы и иноверцы» стр. 65-66. Ответьте на вопросы :
- Почему в Средние века люди часто воевали, ведь убийство человека – это страшный грех, преступление перед богом?
Какова мораль эпохи Средних веков?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист группы №2
Изучите особенности цивилизации Православная Европа по плану:
1. Найдите эту цивилизацию на карте в учебнике (стр.62-63)
2. Раскрасьте ее территорию на контурной карте в тетради (стр.86-87) оранжевым цветом.
3. Перечислите достижения этой цивилизации. Учебник стр. 60-61, стр. 64 «Мир средневековых цивилизаций». Дополнительно – статья.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Назовите памятники архитектуры Православной Европы эпохи Средневековья. С чем связано их появление?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какую религию исповедовали люди этой цивилизации? В какого бога верили?
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Сделайте вывод о значении достижений Православной Европы для развития всего человечества _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. (Дополнительное.) Прочитайте статью в учебнике «Единоверцы и иноверцы» стр. 65-66. Ответьте на вопросы :
- Почему в Средние века люди часто воевали, ведь убийство человека – это страшный грех, преступление перед богом?
Какова мораль эпохи Средних веков?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист группы №3
Изучите особенности цивилизации Исламский мир по плану:
1. Найдите эту цивилизацию на карте в учебнике (стр.62-63)
2. Раскрасьте ее территорию на контурной карте в тетради (стр.86-87) зеленым цветом.
3. Перечислите достижения этой цивилизации. Учебник стр. 60-61, стр. 64 «Мир средневековых цивилизаций». Дополнительно – статья.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Назовите памятники архитектуры Исламского мира эпохи Средневековья. С чем связано их появление?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какую религию исповедовали люди этой цивилизации? В какого бога верили?
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Сделайте вывод о значении достижений Исламского мира для развития всего человечества _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. (Дополнительное.) Прочитайте статью в учебнике «Единоверцы и иноверцы» стр. 65-66. Ответьте на вопросы :
- Почему в Средние века люди часто воевали, ведь убийство человека – это страшный грех, преступление перед богом?
Какова мораль эпохи Средних веков?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист группы №4
Изучите особенности Индийской цивилизации и близких ей стран по плану:
1. Найдите эту цивилизацию на карте в учебнике (стр.62-63)
2. Раскрасьте ее территорию на контурной карте в тетради (стр.86-87) фиолетовым цветом.
3. Перечислите достижения этой цивилизации. Учебник стр. 60-61, стр. 64 «Мир средневековых цивилизаций». Дополнительно – статья.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Назовите памятники архитектуры Индийской цивилизации и близких ей стран эпохи Средневековья. С чем связано их появление?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какую религию исповедовали люди этой цивилизации? В какого бога верили?
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Сделайте вывод о значении достижений Индийской цивилизации и близких ей стран для развития всего человечества _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. (Дополнительное.) Прочитайте статью в учебнике «Единоверцы и иноверцы» стр. 65-66. Ответьте на вопросы :
- Почему в Средние века люди часто воевали, ведь убийство человека – это страшный грех, преступление перед богом?
Какова мораль эпохи Средних веков?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист группы №5
Изучите особенности Китайской цивилизации и близких ей стран по плану:
1. Найдите эту цивилизацию на карте в учебнике (стр.62-63)
2. Раскрасьте ее территорию на контурной карте в тетради (стр.86-87) желтым цветом.
3. Перечислите достижения этой цивилизации. Учебник стр. 60-61, стр. 64 «Мир средневековых цивилизаций». Дополнительно – статья.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Назовите памятники архитектуры Китайской цивилизации и близких ей стран эпохи Средневековья. С чем связано их появление?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какую религию исповедовали люди этой цивилизации? В какого бога верили?
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Сделайте вывод о значении достижений Китайской цивилизации и близких ей стран для развития всего человечества _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. (Дополнительное.) Прочитайте статью в учебнике «Единоверцы и иноверцы» стр. 65-66. Ответьте на вопросы :
- Почему в Средние века люди часто воевали, ведь убийство человека – это страшный грех, преступление перед богом?
Какова мораль эпохи Средних веков?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист группы №6
Изучите особенности Цивилизации американских индейцев (ацтеки, майя, инки) по плану:
1. Найдите территории этих цивилизаций в учебнике на стр.62-63
2. Раскрасьте их территории на контурной карте в тетради (стр.86-87) розовым, коричневым и светло-зеленым цветом
3. Дополнительные статьи.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Назовите памятники архитектуры Цивилизации американских индейцев (ацтеки, майя, инки) эпохи Средневековья. С чем связано их появление?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В каких богов верили американские индейцы?
Ацтеки -___________________________________________________________
Майя –___________________________________________________________ Инки - ___________________________________________________________
6. Сделайте вывод о значении достижений цивилизации американских индейцев для развития всего человечества _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. (Дополнительное.) Прочитайте статью в учебнике «Единоверцы и иноверцы» стр. 65-66. Ответьте на вопросы:
- Почему в Средние века люди часто воевали, ведь убийство человека – это страшный грех, преступление перед богом? Какова мораль эпохи Средних веков?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Критерии оценивания работы групп.
Группа №____
- Смогла ли ваша группа справиться с заданием? _____________________________________________________
- Что помогло?_________________________________________
3. Что помешало?________________________________________
4. Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?__________________________________
__________________________________________________________
5. Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно, результативно или мешал
работе группы?____________________________________________
__________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эпоха средних веков – между древностью и Новым временем».
Интегрированный урок окружающего мира в 4 классе( 2 часа)....
ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ (конспект урока)
Разработка урока по программе "Школа 2100" для 4 класса. Презентация к уроку прилагается....
Открытый урок окружающего мира по теме "ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ" 4 класс "Школа 2100"
Цели:создать у учеников первичные представления об эпохе Средних веков (временные границы эпохи, изменения в уровне техники, устройстве общества);отрабатывать умения ориентироваться в историческом вре...
Мини-тест "Эпоха Средних веков"
При изучении темы в 4 классе "Средние века" (программа "2100") на этапе рефлексии можно использовать данный тест с последующей проверкой по образцу....
Эпоха средних веков - между древностью и новым временем
УМК "Школа 2100"...
Эпоха Средних веков - между древностью и новым временем.
Урок окружающего мира для 4 класса по программе "Школа 2100"...