Эпоха средних веков - между древностью и новым временем
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
epoha_srednih_vekov_-_mezhdu_drevnostyu_i_novym_vremenem.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 4
Студент(ка): Елькина А.., 45 группа
Тема: ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ («Шк. 2100»)
Цель урока: создать образ эпохи Средних веков, учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения сохранившиеся со времен Средних веков.
Планируемые результаты:
-личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи;
-предметные: развивать речь, внимание, мышление, творческие способности, умение наблюдать, делать выводы; воспитывать уважение к старшим, к своим ровесникам.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация
Этапы урока | Методы и приёмы | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | УУД |
Организация начала урока; | Словесный | 1 мин | -Тихо сядут те, у кого хорошее настроение и кто готов работать и узнавать новое, а сейчас все остальные. | Приветствуют учителя; | Р: принимают и сохраняют задачу. |
Мотвационный | Словесный, наглядный; беседа, постановка темы и целей урока; | 5 мин | – Что вы можете сказать о человеке, про которого говорят: «имеет средние способности», «учится средне», «достижения – не выше среднего»? (Слово «средний» употребляется в значении «посредственный», так можно сказать о ком-то, кто не сделал ничего особенного, выдающегося.) На доске появляется запись: средний = посредственный, без особенностей – А какое значение у этого же слова во фразах: «В середине леса пролегла дорога», «попал в яблочко – в самую серёдку», «затесалась среда промеж вторника и четверга»? (Здесь слово «средний» употребляется в значении «посередине», «в центре».) На доске появляется запись: средний = посередине, в центре – Что вы заметили? (У слова «средний» много значений.) – Назовите следующую после Древнего мира историческую эпоху. (Средние века.) – Посмотрите на доску. Какой вам хочется задать вопрос? Ученики могут предложить множество вариантов, например: – Какое значение слова «средние» используется в названии эпохи? – Средние века – середина истории или эпоха без особенностей, малоинтересная? Могут быть и другие вопросы, на основе которых ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему Средние века получили такое название – «средние»? Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии: – Средние века были неинтересными, не было никаких особых достижений. – Средние века находились посередине, в центре Всемирной истории. Можно записать и другие интересные предположения учеников. – Давайте составим план урока. | Вступают в диалог с учителем, формулируют тему и цели урока; | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; |
Решение частных задач | Словесный, наглядный, практический; Беседа, ответы на вопросы, Работа в учебнике. | 27 мин | 1. Цивилизации Средневековья. Проверку предположений учеников проводим по ленте времени, карте, тексту и иллюстрациям учебника. – Давайте вернёмся к ленте времени Всемирной истории на с. 44. Сколько всего исторических эпох выделено учёными? (5) На каком месте находится эпоха Средних веков? (Третья по счету, в середине.) – Какая версия подтверждается этим фактом? (Средние = посередине) На доске под этой версией ставим знак «+». Можно вывесить карточку с условным изображением ленты времени, в середине которой написано «Эпоха Средних веков». – Рассмотрите карту мира эпохи Средних веков на с. 62–63. Сравните её с картой эпохи Древнего мира (с. 54–55). Задание можно выполнять фронтально или по группам: • Какие цивилизации продолжили своё существование в эпоху Средних веков, а какие исчезли? (Сравнивая карты и легенды, ребята сделают вывод об исчезновении цивилизаций Древнего Египта, Междуречья и т.д.) • Как изменились территории цивилизованного мира и мира первобытных племён? (Сделают вывод о его расширении, в том числе на территории будущей России.) • С чем связаны названия многих средневековых цивилизаций? (Вывод о роли религий в жизни средневековых обществ.) • Какие постройки сооружали жители разных частей света в эпоху Средних веков? (Вывод о том, что в каждой цивилизации умели делать красивые сооружения, все они непохожи на постройки Древнего мира и одна на другую.) – Можем ли мы сказать, что эпоха Средних веков – посредственная, без особенностей, что в эти времена ничего интересного не происходило? (Нет, произошло много изменений.) – Какая версия опровергается теми сведениями, которые вы добыли из карты? (Апровергается версия, что Средние века – посредственные.) На доске под этой версией ставим знак «-». Можно вывесить карточку с изображением карты эпохи Средних веков, фотографии архитектурных сооружений. Если позволяет время, можно продолжить создание образа эпохи с помощью текста фрагмента «Мир средневековых цивилизаций» и иллюстрации «Технические достижения в эпоху Средних веков» на с. 64. В конце этой работы также должен прозвучать вывод, что эпоху Средних веков нельзя назвать неинтересной, посредственной. Многое из того, чем мы пользуемся сейчас, пришло к нам из этой эпохи. 2. Государство и общество. – Мы выяснили, что Средние века были очень интересной эпохой. В чём ещё была её особенность? Прочитайте и выполните задание к схеме на с. 65. Итак, из каких групп населения состояло средневековое общество? После того как ребята назовут воинов, землевладельцев, священников, горожан и земледельцев, учителю необходимо дополнить ответы учеников пояснением, что принадлежность к каждому сословию передавалась по наследству. Человек, как правило, не мог выбирать себе профессию сам, а должен был наследовать занятие своих родителей. – В современном обществе так же? (Нет, люди не обязаны выполнять ту же работу, что и родители.) Постарайтесь в обсуждении этого материала освежить с ребятами первичные представления о таких базовых понятиях, как «общество», «государство», «демократия». На доску вывешиваем карточку с надписью «воля государства» (можно в виде такого же флажка, как на схеме). 3. Мораль эпохи Средних веков. Ученики читают по ролям или по цепочке фрагмент «Единоверцы и иноверцы». – Правильно ли поступали люди Средневековья по отношению к иноверцам с нашей, современной точки зрения? Можем ли мы с ними согласиться? Почему у нас с ними разное представление о добре? (У нас разная мораль!) Проверим нашу догадку о различии средневековой и современной морали – прочтём финал текста: «Настоящим человеком, к которому нужно относиться по заветам Бога, считался только человек своей веры». | Вступают в беседу, отвечают на вопросы; Выполняют работу в группах; | К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия. П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; |
Итог урока Рефлексия | Словесный; Ответы на вопросы; | 7мин | – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему Средние века получили такое название «средние»?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что эпоха Средних веков получила свое название из-за расположения в середине ленты времени Всемирной истории. Она оставила нам множество достижений, изобретений, памятников архитектуры. Но мораль Средневековья отличается от современной. Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–8 после текста. | Выполняют задание учителя. | П.: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; К: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эпоха средних веков – между древностью и Новым временем».
Интегрированный урок окружающего мира в 4 классе( 2 часа)....
ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ (конспект урока)
Разработка урока по программе "Школа 2100" для 4 класса. Презентация к уроку прилагается....
Открытый урок окружающего мира по теме "ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ – МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ" 4 класс "Школа 2100"
Цели:создать у учеников первичные представления об эпохе Средних веков (временные границы эпохи, изменения в уровне техники, устройстве общества);отрабатывать умения ориентироваться в историческом вре...
Мини-тест "Эпоха Средних веков"
При изучении темы в 4 классе "Средние века" (программа "2100") на этапе рефлексии можно использовать данный тест с последующей проверкой по образцу....
«Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем .
Методическая разработка урока по окружающему миру для 4 класса (часть 2 «Человек и человечество») по теме: «Эпоха средних веков – между Древностью и Новым временем ....
Эпоха Средних веков - между древностью и новым временем.
Урок окружающего мира для 4 класса по программе "Школа 2100"...