Календарно-тематическое планирование по предмету "Мир природы и человека" 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)
Календарно-тематическое планирование по предмету "Мир природы и человека" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_prirody.docx | 54.15 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..................................................................
- СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.....................................................................
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ....................................................
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека».
Цель обучения – углубление знаний и представлений о живой и неживой природе; расширение понимания взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, изучение связей между объектами природы.
Задачи обучения:
− углубление представлений обучающихся о взаимосвязи живой и неживой природы;
− формирование понимания взаимосвязи человека и природы;
− развитие навыков устной коммуникации;
− закрепление представлений об объектах живой и неживой природы;
− формирование элементов образного и аналитического мышления;
− формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе определяет следующие задачи:
− закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о влиянии Солнца на смену времен года, о его значении в жизни живой природы;
− изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;
− формирование понимания взаимосвязи человека и природы;
− воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе
Личностные результаты:
− развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным;
− воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе;
− овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой.
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе
Минимальный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
− правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;
− называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе;
− иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; − знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать необходимость его выполнения;
− знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
− ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц;
− составлять описательный или повествовательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану.
Достаточный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
− иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
− относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации; − давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам;
− правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
− знать правила гигиены частей тела;
− знать отличительные существенные признаки групп объектов;
− знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
− отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения;
− уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
− выполнять доступные природоохранительные действия;
− проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми;
адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
− использовать сформированные умения при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный) контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в следующих формах:
− устный опрос;
− творческие и практические работы;
− самостоятельные работы.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста.
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста. При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «отличные».
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:
− «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
− «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
− «удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебному предмету «Мир природы и человека» принимается во внимание:
− правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
− полнота ответа;
− умение практически применять свои знания;
− последовательность изложения и речевое оформление ответа. Критерии для оценивания устных ответов.
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ обучающегося в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но он допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.
Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.
Оценка «2» - не ставится.
- СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический характер и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется дифференцированный подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации их в обществе.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 3 классе предусматривает расширенное знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Необходимо максимально активизировать деятельность обучающихся на уроке, побуждать их к поиску ответов на вопросы, рассуждать, высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, используя свой жизненный опыт.
Усвоению содержания учебного предмета в 3 классе способствует использование методов наблюдения, разнообразных упражнений, практических работ, игр, экскурсий. Практические наблюдения необходимо дополнить наблюдениями во время экскурсий. Данные методы в комплексном и системном применении необходимы для углубления и накопления опыта взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы.
Содержание разделов
№ | Название раздела | Количество часов | Контрольная работа |
1 | Неживая природа | 8 | |
2 | Времена года. Осень. | 9 | 1 |
3 | Живая природа. Растения. | 10 | 1 |
4 | Времена года. Зима. | 8 | |
5 | Живая природа. Животные. | 12 | 1 |
6 | Времена года. Весна. | 6 | 1 |
7 | Живая природа. Человек. | 12 | 1 |
8 | Времена года. Лето. | 3 | |
Итого: | 68 | 5 |
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема предмета | Кол-во час | Дата | Словарь | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности обучающихся | ||||
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |||||||||
Неживая природа- 8 часов | ||||||||||
1-2 | Солнце Режим дня | 2 | День, ночь, восход, закат | Просмотр видео Рассматривание схемы Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света Ответы на вопросы Составление режима дня Прослушивание текста Ознакомление с правилами хорошего сна Дидактическая игра «Что нужно для сна» Прослушивают текст Обсуждают правила хорошего сна Играют в игру «Что нужно для сна» | Просматривают видео Рассматривают схемы Наблюдают за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света в естественных условиях Отвечают на вопросы с опорой на картинки Составляют режим дня по картинке с помощью учителя | Просматривают видео Рассматривают схемы Наблюдают за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света в естественных условиях Отвечают на вопросы Составляют режим дня по картинке Прослушивают текст Обсуждают и выбирают правила хорошего сна Играют в игру «Что нужно для сна» | ||||
3 | Календарь | 1 | Неделя, месяц, год, календарь | Чтение текста Знакомство с календарём Перечисление месяцев Называние времен года, месяцев, дней недели Ответы на вопросы Отгадывание загадок | Читают часть текста Знакомятся с календарем по картинке Перечисляют месяцы с помощью календаря и учителя Называют времена года, месяцы по календарю с помощью учителя Отвечают на вопросы с опорой на картинки | Читают текст Знакомятся с календарем по картинке Перечисляют месяцы с помощью календаря Называют времена года, месяцы, дни недели по календарю Отвечают на вопросы Отгадывают загадки | ||||
4-6 | Воздух, значение воздуха Термометр | 1-3 | Термометр, градусник Воздух | Просмотр видео о воздухе Чтение текста, ответы на вопросы Рассматривание рисунка Проведение практической работы Отгадывание загадки Словарная работа – термометр Чтение текста, ответы на вопросы Рассматривание показаний термометра, дифференциация показаний Рассматривают показания термометра | Просматривают видео о воздухе Читают часть текста Отвечают на вопросы с опорой на картинки Рассматривают рисунки Выполняют практическую работу с помощью учителя Отгадывают загадки с опорой на картинки Составляют словосочетание со словарным словом - термометр Читают часть текста Отвечают на вопросы с опорой на картинке | Просматривают видео о воздухе Читают текст Отвечают на вопросы Рассматривают рисунки Выполняют практическую работу под руководством учителя Отгадывают загадки Составляют словосочетание и предложение со словарным словом - термометр Читают текст Отвечают на вопросы о термометре Рассматривают показания термометра Рассказывают о показаниях термометра | ||||
7 | Вода и ее свойства | 1 | Вода. свойство | Свойство воды | Просматривают видео о воде Читают часть текста Отвечают на вопросы с опорой на картинки Рассматривают рисунки Выполняют практическую работу с помощью учителя Отгадывают загадки с опорой на картинки Составляют словосочетание со словарным словом - термометр Читают часть текста Отвечают на вопросы с опорой на картинке | Просматривают видео о воде Читают текст Отвечают на вопросы Рассматривают рисунки Выполняют практическую работу под руководством учителя Отгадывают загадки Составляют словосочетание и предложение со словарным словом – свойство воды Читают текст Отвечают на вопросы | ||||
8 | Ветер Поведение человека во время урагана | 1 | Ветер, сквозняк, ураган | Чтение текста, ответы на вопросы Проведение практической работы Рассматривание иллюстраций Словарная работа: север, юг, восток, запад; флюгер, компас. Выработка правил поведения человека во время урагана Называние сторон горизонта: север, юг, запад, восток | Читают часть текста Отвечают на вопросы с опорой на картинке Проводят практическую работу с помощью учителя Рассматривают иллюстрации Составляют словосочетание со словарными словами: север, юг, восток, запад; флюгер, компас по картинкам Прослушивают правила поведения человека во время урагана | Читают текст Отвечают на вопросы Проводят практическую работу Рассматривают иллюстрации Составляют словосочетания и предложения со словарными словами: север, юг, восток, запад; флюгер, компас 14 Называют стороны горизонта: север, юг, запад, восток по картинке с помощью учителя Называют правила поведения человека во время урагана Называют стороны горизонта: север, юг, запад, восток по картинке | ||||
Времена года. Осень – 9 часов | ||||||||||
9-10 | Осень Календарь | 2 | Ясно, пасмурно, туман, дождь, сентябрь, октябрь, заморозки | Рассматривание схем Составление рассказа о признаках осени Работа с календарем по заданиям
| Рассматривают схемы признака осени Отвечают на вопросы с опорой на картинке Читают часть текста Заполняют календарь погоды по образцу с помощью учителя | Рассматривают схемы Составляют рассказ о признаках осени Работают с календарем по заданиям Называют осенние месяцы Называют 3-4 признака осени Отвечают на вопросы Читают текст Заполняют календарь погоды по образцу | ||||
11-12 | Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы | 2 | Туман, листопад | Называние осенних месяцев Определение по картинке признаков осени Ответы на вопросы Чтение текста Заполнение календаря погоды по образцу | Составляют краткий рассказ о признаках осени с помощью учителя Работают с календарем по заданиям с помощью учителя Называют осенние месяцы по картинке Показывают по картинке 2-3 | Называют осенние месяцы Называют 3-4 признака осени Отвечают на вопросы Читают текст Заполняют календарь погоды по образцу | ||||
13-14 | Растения и животные осенью | 2 | Перелетные птицы, зимующие птицы, синица, сорока, снегирь, клест | Рассматривание рисунков Описание объектов природы по рисункам Чтение текста Ответы на вопросы Рассказ о животных и птицах осенью Заучивание стихотворения Участие в беседе, дополнение | Рассматривают рисунки Описывают объекты природы по рисункам Читают часть текста Отвечают на вопросы с опорой на картинке Рассказывают о животных и птицах осенью по картинке Читают стихотворение | Рассматривают рисунки Описывают объекты природы по представлениям Читают текст Отвечают на вопросы Рассказывают о животных и птицах осенью Заучивают стихотворение Участвуют в беседе 15 высказывания товарищей Знакомство с названиями зимующих и перелетных птиц: клест, снегирь, соловей с опорой на ранее полученные знания Участвуют в беседе, дополняют высказывания товарищей Знакомятся с названиями зимующих и перелетных птиц: клест, снегирь, соловей с опорой на ранее полученные знания Высказывают свое мнение Знакомятся с названиями зимующих и перелетных птиц: клест, снегирь соловей с опорой на ранее полученные знания | ||||
15 | Ягоды. Клюква, брусника. Сравнение по окраске, форме, вкусу. | 1 | Ягода, форма, вкус | Клюквенный Брусничный Лечебный сбор | Рассматривают картинки, знакомятся с названиями. Знакомятся с ягодами натуру, Дают характеристику по основным свойствам. Отгадывают загадки. | Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнения в сравнении. | ||||
16 | Занятия людей осенью | 1 | Урожай | Чтение текста Рассматривание рисунков Проговаривание названий овощей по картинкам Показ на рисунке Ответы на вопросы Участие в беседе, дополнение высказывания товарищей | Читают часть текста Рассматривают рисунки Проговаривают 3-4 названия овощей по картинкам Показывают на рисунке Отвечают на вопросы с опорой по картинке Участвуют в беседе Дополняют высказывания товарищей | Читают текст Рассматривают рисунки Называют 4-5 названий овощей Показывают на рисунке Отвечают на вопросы самостоятельно Участвуют в беседе Высказывают свое мнение | ||||
17 | Практическая работа по теме: «Сезонные изменения в природе» | 1 | Сезон | Участие в беседе Выполнение практической работы | Рассматривают картинки, знакомятся с названиями. Знакомятся с ягодами натуру, Дают характеристику по основным свойствам. Отгадывают загадки. | Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнения в сравнении. | ||||
Живая природа. Растения -10 часов | ||||||||||
18 | Сравнение растений | 1 | вьюнок полевой, папоротник | Просмотр видео Рассматривание рисунка Показ видов растений Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы Рисование растений в рабочей тетради Ответы на вопросы о шипах на растении | Просматривают видео Рассматривают рисунок Показывают 2-3 вида натуральных растений Сравнивают 2-3 растения по их признакам: деревья, кустарники, травы в натуральном виде Срисовывают растения в рабочую тетрадь Отвечают на вопросы с опорой на картинки о шипах на растении | Просматривают видео Рассматривают рисунок Показывают и называют 3-4 вида растений в натуральном виде Сравнивают и распознают растения по их признакам: деревья, кустарники, травы в натуральном виде и по картинкам Срисовывают растения в рабочую тетрадь Отвечают на вопросы о шипах на растении | ||||
19 | Части растений: корни, стебли | 1 | Кора, корень, стебель | Рассматривание рисунка Нахождение и показ частей растений на натуральных растениях, на картинке, муляже Ответы на вопросы Участие в беседе, дополнение высказывания товарищей Чтение стихотворения | Рассматривают рисунки Находят и показывают части растений на натуральных растениях, муляже Отвечают на вопросы с опорой на картинки Участвуют в беседе Дополняют высказывания товарищей Читают часть стихотворения | Рассматривают рисунки Находят, показывают и называют части растений на картинке, муляже Отвечают на вопросы самостоятельно Участвуют в беседе Высказывают свое мнение Читают стихотворение | ||||
20 | Части растений: листья, цветы | 1 | Папоротник | Рассматривание рисунка Нахождение и показ частей растений на натуральных растениях, на картинке, муляже Ответы на вопросы Участие в беседе, дополнение высказывания товарищей Составление рассказа о цветах | Рассматривают рисунки Находят и показывают части растений на натуральных растениях, муляже Отвечают на вопросы с опорой на картинки Участвуют в беседе Дополняют высказывания товарищей Составляют краткий рассказ о цветах по картинке и с помощью наводящих вопросов | Рассматривают рисунки. Находят и показывают части растений на картинке, муляже Отвечают на вопросы самостоятельно Участвуют в беседе Высказывают свое мнение Составляют рассказ о цветах самостоятельно | ||||
21 | Растения сада | 1 | Ягода | Чтение текста Рассматривание рисунка Показ и описание фруктов по картинке Рассматривание схемы Называние фруктовых деревьев; ягодных кустарников Нахождение отличий растений сада от лесных растений Читают часть текста | Рассматривают рисунок Показывают 3-4 фрукта по картинке Рассматривают схемы Называют фруктовые деревья (3- 4 названия); ягодные кустарники (3-4 названия) на картинке Находят 1-2 отличия растений Читают текст | Рассматривают рисунок Показывают 4-5 фруктов Рассматривают схемы Называют фруктовые деревья (3-4 названия); ягодные кустарники (3-4 названия) Находят 2-3 отличия растений сада от лесных растений на картинке 17 сада от лесных растений по картинке с помощью учителя | ||||
22 | Лес Растения леса | 1 | Хвойные, лиственные деревья | Чтение текста Ответы на вопросы Называние растений леса: хвойными и лиственными деревьями, кустарниками Нахождение растений леса на картинках Рисование дерева | Отгадывание загадок Читают часть текста Отвечают на вопросы с опорой на картинки Находят и называют 2-3 растения леса: хвойные и лиственные деревья, кустарники по картинке Срисовывают деревья | Отгадывают загадки по картинкам Читают текст Отвечают на вопросы по тексту Находят и называют 3-4 растения леса: хвойные и лиственные деревья, кустарники по картинкам Рисуют деревья в тетради Отгадывают загадки на слух | ||||
23 | Плоды и семена Лесные ягоды | 1 | Несъедобные, ядовитые, жимолость, волчье лыко | Рассматривание рисунка Чтение текста Сравнение растений по картинкам Словарная работа: лиственные, хвойные Составление рассказа по картинкам | Составляют словосочетания со словарными словами: лиственные, хвойные Составляют краткий рассказ по картинкам с помощью учителя Рассматривают рисунок Читают текст Отвечают на вопросы Сравнивают растения в натуральном виде с опорой на картинки | Рассматривают рисунок Читают часть текста Отвечают на вопросы с опорой на картинки Сравнивают растения по картинкам Составляют словосочетания и предложения со словарными словами: лиственные, хвойные деревья Составляют рассказ по картинкам самостоятельно | ||||
24 | Бахчевые культуры: арбуз, дыня. Различение по цвету. Величине форме, вкусу, запаху. | 1 | Вкус, запах | Арбуз - ягода, бахча. | Отгадывают загадки. Рассматривают | Коррекция мыслительной деятельности на основе развития умения составлять описание по образцу, обобщать, исключать. | ||||
25 | Грибы | 1 | Мухомор, бледная поганка | Просмотр видео о грибах Рассматривание рисунка Ответы на вопросы Показ знакомых грибов Рисование грибов Ознакомление с правилами сбора грибов Ознакомление с правилами | Просматривают видео о грибах Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы с опорой на картинки Показывают 2-3 знакомых гриба на картинке Срисовывают грибы Слушают правила сбора грибов | Просматривают видео о грибах Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы самостоятельно Показывают и называют 3- 4 знакомых гриба на картинке 18 поведения в лесу Знакомятся с правилами поведения в лесу Рисуют грибы по представлению Составляют правила сбора грибов Знакомятся с правилами поведения в лесу | ||||
26 | Травы | 1 | Кипрей, колокольчик | Просмотр видео о травах Рассматривание рисунка Ответы на вопросы Показ знакомых трав Рисование
| Просматривают видео отравах Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы с опорой на картинки Показывают 2-3 знакомых трав | Просматривают видео о травах Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы самостоятельно Знакомятся с правилами поведения в лесу | ||||
27 | Практическая работа по теме «Живая природа» | 1 | Живая природа | Просмотр видео Рассматривание рисунка Показ видов растений Рисование растений в рабочей тетради Ответы на вопросы о шипах на растении Выполнение практической работы | Просматривают видео Рассматривают рисунок Сравнивают 2-3 растения по их признакам: деревья, кустарники, травы в натуральном виде Срисовывают растения в рабочую тетрадь Отвечают на вопросы с опорой на картинки о шипах на растении | Просматривают видео Рассматривают рисунок Сравнивают и распознают растения по их признакам: деревья, кустарники, травы в натуральном виде и по картинкам Срисовывают растения в рабочую тетрадь Отвечают на вопросы о шипах на растении | ||||
Времена года. Зима – 8 часов | ||||||||||
28 | Зима Признаки зимы | 1 | Зима признаки | Наблюдение за изменениями погоды зимой Определение признаков зимы по схемам, иллюстрациям Чтение текста Составление рассказа о зиме по иллюстрациям Называние и описание зимних месяцев Отгадывание загадок Работа с календарем по заданиям | Наблюдают за изменениями погоды зимой в естественных условиях Определяют 2-3 признака весны по иллюстрациям Читают часть текста Составляют краткий рассказ о зиме по иллюстрациям Называют зимние месяцы Отгадывают загадки по картинке Работают с календарем по заданиям с помощью учителя | Наблюдают за изменениями погоды зимой в естественных условиях Определяют 3-4 признака зимы по схемам, иллюстрациям Читают текст Составляют рассказ о зиме по картинкам Называют и описывают зимние месяцы Отгадывают загадки самостоятельно Работают с календарем по заданиям | ||||
29 | Лес Растения леса | 1 | Метель, вьюга, снегопад | Рассматривание рисунков и схем Называние признаков зимы и зимних месяцев Определение признаков зимы по схемам, иллюстрациям Составление рассказа о зиме по плану Словарная работа: снегопад, метель, вьюга Чтение текста Выполнение заданий по календарю | Рассматривают рисунки и схемы Называют 2-3 признака зимы и зимние месяцы в естественных условиях Составляют краткий рассказ о зиме по картинке Составляют словосочетания со словарными словами: снегопад, метель, вьюга с опорой по картинке Читают часть текста Выполняют задания по календарю с помощью учителя | Рассматривают рисунки и схемы Называют 3-4 признака зимы и зимние месяцы по картинке Составляют рассказ о зиме Составляют предложения со словарными словами: снегопад, метель, вьюга Читают текст Выполняют задания по календарю | ||||
30-31 | Растения и животные зимой | 2 | Олень, лиса, следы, сорока | Просмотр видео Чтение текста Сравнение и описание растений по картинкам Составление рассказа о жизни животных и птиц зимой по плану Называние зимующих птиц Изготовление поделок из природного материала Чтение стихотворения | Просматривают видео Читают часть текста Сравнивают 2-3 растения по картинкам с помощью учителя Составляют краткий рассказ о жизни животных и птиц зимой по картинке Называют 2-3 зимующие птицы по картинке Изготавливают поделки из природного материала с помощью учителя | Просматривают видео Читают текст Сравнивают и описывают 3-4 по картинкам Составляют рассказ о жизни животных и птиц зимой Называют 3-4 зимующие птицы по картинке Изготавливают поделки из природного материала Читают стихотворение | ||||
32-33 | Зимующие птицы: снегирь, синица. Величина птиц, части тела, оперение. Польза. Поведение птиц. Подкормка птиц. Экскурсия | 2 | Снегирь Синица Оперение кормушка | Снегирь Синица Оперение кормушка | Используя имеющиеся знания, принимают участие в беседе. Дают характеристику по . Устанавливают сходства и различия. На экскурсии наблюдают за поведением птиц. | Коррекция общих представлений об окружающем мире. Коррекция устной речи через формирование умения составлять описание по плану. | ||||
34 | Занятия людей зимой | 1 | Сено | Составление рассказа о сезонных работах людей зимой в городе и на селе Рассматривание иллюстративного материала Нахождение и показ правильного поведения в различных ситуациях Составление рассказа о правилах поведения зимой | Составляют краткий рассказ о сезонных работах людей зимой в городе и на селе по картинке с помощью учителя Рассматривают иллюстрации Отвечают на вопросы с опорой на картинки Находят и показывают на картинках примеры правильного поведения в различных ситуациях | Составляют краткий рассказ о правилах поведения зимой по картинкам Составляют рассказ о сезонных работах людей зимой в городе и на селе по картинке Рассматривают иллюстрации Отвечают на вопросы Находят и показывают примеры правильного поведения в различных ситуациях Составляют рассказ о правилах поведения зимой в различных ситуациях | ||||
35 | Конец зимы - февраль. Оттепели. Метели. | 1 | Оттепель, метель | Оттепель Метель | Ведут наблюдение за изменениями в природе по намеченному плану под руководством учителя. Дают ответы. На уроке составляют короткий рассказ | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения наблюдать, сопоставлять факты, делать простые выводы. | ||||
Живая природа. Животные- 12 часов | ||||||||||
36 | Дикие животные | 1 | Лось, лосенок, кабан, | Называние диких животных Нахождение диких животных на иллюстрациях: кабан, лось, заяц Составление рассказа о диких животных по плану Запись названий животных в тетрадь Чтение текста Заучивание стихотворения Отгадывание загадки Называние детенышей диких животных | Рассматривают иллюстрации Находят и называют диких животных на иллюстрациях: кабан, лось, заяц с помощью учителя Составляют краткий рассказ о диких животных по картинке. Списывают название 1-2 животных в тетрадь Читают часть текста Читают часть стихотворения Называют 2-3 детеныша диких животных по картинке | Рассматривают иллюстрации Находят и называют 3-4 диких животных на картинках: кабан, лось, заяц, медведь Составляют рассказ о диких животных Записывают 2-3 названия животного в тетрадь Читают текст Заучивают стихотворение Называют 3-4 детеныша диких животных | ||||
37 | Домашние животные | 1 | Корова Телята Свинья крольчата | Просмотр видео Чтение текста Рассматривание картинок Описание домашних животных: свинья, корова, кролик Ответы на вопросы Составление рассказа по плану: внешний вид, питание, детеныши | Просматривают видео Читают часть текста Рассматривают картинки Описывают 2-3 домашних животных: свинья, корова, кролик по картинке Отвечают на вопросы с опорой на картинки Составляют краткий рассказ по картинке об животном: внешний вид, питание, детеныши по картинке и с помощью наводящих вопросов | Просматривают видео Читают текст Рассматривают картинки Описывают 3-4 домашних животных: свинья, корова, кролик, лошадь по картинке Отвечают на вопросы Составляют рассказ по картинке о животном: внешний вид, питание, детеныши по картинке | ||||
38 | Сравнение животных | 1 | сравнение | Рассматривание картинок Сравнение диких и домашних животных Показ сходства и различия: кабан – свинья, заяц – кролик Нахождение отличия домашних и диких животных Составление рассказа | Рассматривают картинки Сравнивают диких и домашних животных по картинкам Показывают 1-2 сходства и различия: кабан – свинья, заяц – кролик по картинкам Находят 1-2 отличия домашних и диких животных по картинкам Составляют краткий рассказа с помощью учителя | Рассматривают картинки Сравнивают диких и домашних животных Показывают 2-3 сходства и различия: кабан – свинья, заяц – кролик по картинкам Находят и называют 2-3 отличия домашних и диких животных по картинкам Составляют рассказ с помощью наводящих вопросов | ||||
39 | Правила ухода за животными | 1 | Уход | Рассматривание рисунков Проговаривание правил ухода за домашними животными Составление рассказа Отгадывание загадок | Рассматривают рисунки Проговаривают 1-2 правила ухода за домашними животными по картинкам Составляют краткий рассказ с помощью наводящих вопросов Отгадывают загадки по картинкам | Рассматривают рисунки Проговаривают 3-4 правила ухода за домашними животными Составляют рассказ Отгадывают загадки на слух | ||||
40 | Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища | 1 | Воздух, вода, пища | Рассматривание рисунков Проговаривание правил ухода за домашними животными Составление рассказа Отгадывание загадок | Рассматривают рисунки Составляют краткий рассказ с помощью наводящих вопросов Отгадывают загадки по картинкам | Рассматривают рисунки Составляют рассказ Отгадывают загадки на слух Просмотр видеофрагмента, ответы на вопросы | ||||
41 | Птицы | 1 | Тело, лапы, глаз, клюв, крылья | Просмотр видео Чтение текста Рассматривание рисунка Ответы на вопросы Показ знакомых птиц Рассматривание схемы Участие в беседе, дополнение высказывания товарищей | Просматривают видео Читают часть текста Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы с опорой на картинки Показывают 2-3 знакомые птицы на картинке Рассматривают схемы Участвуют в беседе Дополняют высказывания товарищей | Просматривают видео Читают текст Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы самостоятельно Показывают 3-4 знакомые птицы на картинке Рассматривают схемы Участвуют в беседе Высказывают свое мнение | ||||
42-43 | Перелетные, зимующие птицы | 2 | Соловей, дроздь | Чтение текста Рассматривание рисунков Сравнение и различие зимующих и перелётных птиц Описание птиц по рисунку Читают часть текста | Рассматривают рисунок Сравнивают 2-3 зимующие и перелётные птицы по картинке Описывают 1-2 птицы по рисунку Отвечают на вопросы с опорой на картинки Читают текст | Рассматривают рисунок Сравнивают и различают 3-4 зимующие и перелётные птицы по картинке Описывают 2-3 птицы по рисунку Отвечают на вопросы самостоятельно | ||||
44-45 | Хищные, певчие птицы | 2 | Ястреб Коршун Сова | Прослушивание вводного слова учителя Рассматривание рисунка Ответы на вопросы Составление рассказа Называние певчих и хищных птиц Рисование в тетради птицы | Прослушивают вводное слово учителя Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы с опорой на картинки Составляют краткий рассказ. Называют 2-3 певчие и хищные птицы по картинке Раскрашивают в тетради птиц | Прослушивают вводное слово учителя Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы Составляют рассказ Называют 3-4 певчие и хищные птицы по картинке Рисуют в тетради птиц | ||||
46 | Различение птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. | 1 | Птицы | Просмотр видео Чтение текста Рассматривание рисунка Ответы на вопросы Показ знакомых птиц Рассматривание схемы Участие в беседе, дополнение высказывания товарищей | Просматривают видео Читают часть текста Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы с опорой на картинки Рассматривают схемы Участвуют в беседе Дополняют высказывания товарищей | Просматривают видео Читают текст Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы самостоятельно Рассматривают схемы Участвуют в беседе Высказывают свое мнение | ||||
47 | Практическая работа по теме: «Живая природа» | 1 | Живая природа | Называние диких, домашних животных Составление рассказа Чтение текста Заучивание стихотворения Отгадывание загадки Называние животных, растений Выполнение практической работы | Рассматривают иллюстрации Находят и называют диких животных на иллюстрациях: кабан, лось, заяц с помощью учителя Составляют краткий рассказ по картинке. | Рассматривают иллюстрации Находят и называют 3-4 диких животных на картинках: кабан, лось, заяц, медведь Составляют рассказ о животных, растениях Записывают названия животного в тетрадь Читают текст Заучивают стихотворение | ||||
Времена года. Весна – 6 часов | ||||||||||
48 | Весна Признаки весны | 1 | Признак | Наблюдение за изменениями погоды весной Определение признаков весны по схемам, иллюстрациям Чтение текста Составление рассказа о весне по иллюстрациям Называние и описание весенних месяцев Отгадывание загадок Работа с календарем по заданиям | Наблюдают за изменениями погоды весной в естественных условиях Определяют 2-3 признака весны по иллюстрациям Читают часть текста Составляют краткий рассказ о весне по иллюстрациям Называют весенние месяцы Отгадывают загадки по картинке Работают с календарем по заданиям с помощью учителя | Наблюдают за изменениями погоды весной в естественных условиях Определяют 3-4 признака весны по схемам, иллюстрациям Читают текст Составляют рассказ о весне по картинкам Называют и описывают весенние месяцы Отгадывают загадки самостоятельно Работают с календарем по заданиям | ||||
49-51 | Растения и животные весной | 3 | Подснежник, медуница, верба, акация | Составление рассказа о жизни животных весной Отгадывание загадок Чтение стихотворения Рассматривание рисунка Ответы на вопросы Называние лекарственных растений Описание птиц по рисункам Отгадывание загадок С | Составляют краткий рассказ о жизни животных весной по картинке Отгадывают загадки по картинкам Читают часть стихотворения Рассматривают рисунки Отвечают на вопросы с опорой на картинки Называют 1-2 лекарственных растения с помощью учителя Описывают 1-2 птиц по рисункам | оставляют рассказ о жизни животных весной Отгадывают загадки самостоятельно Читают стихотворение Рассматривают рисунки Отвечают на вопросы самостоятельно Называют 2-3 лекарственных растения Описывают 2-3 птицы по рисункам | ||||
52 | Занятия людей весной | 1 | Рассада | Рассматривание рисунка Показ занятий детей по картинке Показ занятий людей весной Высаживание семян в грунт Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в весенний период | Рассматривают рисунки Показывают занятия детей по картинке Называют занятия людей весной Высаживают семена в грунт с помощью учителя Составляют краткий рассказ по иллюстрациям о видах деятельности людей в весенний период | Рассматривают рисунки Называют занятия детей весной Называют занятия людей весной Высаживают семена в грунт под руководством учителя Составляют рассказ о видах деятельности людей в весенний период | ||||
53 | Практическая работа по теме: « Времена года. Весна» | 1 | Время года | Определение признаков весны по схемам, иллюстрациям Чтение текста Составление рассказа о весне по иллюстрациям Называние и описание весенних месяцев Отгадывание загадок Работа с календарем по заданиям | Наблюдают за изменениями погоды весной в естественных условиях Определяют 3 признака весны по иллюстрациям Читают часть текста Составляют краткий рассказ о весне по иллюстрациям Называют весенние месяцы Отгадывают загадки по картинке Работают с календарем по заданиям с помощью учителя | Наблюдают за изменениями погоды весной в естественных условиях Определяют признака весны по схемам, иллюстрациям Читают текст Составляют рассказ о весне по картинкам Называют и описывают весенние месяцы Отгадывают загадки самостоятельно Работают с календарем по заданиям | ||||
Живая природа. Человек – 12 часов | ||||||||||
54-55 | Человек Дыхание человека | 2 | Трахея, бронхи, легкие | Прослушивание вводного слова учителя Рассматривание рисунков Ответы на вопросы Рассматривание схемы Нахождение на рисунке органов дыхания человека Наблюдение за дыханием человека Проговаривание правил проветривания Чтение стихотворения Проговаривание правил профилактики простудных заболеваний | Прослушивают вводное слово учителя Рассматривают рисунки Отвечают на вопросы с опорой на картинки Рассматривают схемы Находят на рисунке органы дыхания человека Наблюдают за дыханием человека Проговаривают 1-2 правила проветривания Читают часть стихотворения Проговаривают 1-2 правила профилактики простудных заболеваний | Прослушивают вводное слово учителя Рассматривают рисунки Отвечают на вопросы самостоятельно Рассматривают схемы Находят органы дыхания человека на рисунке Наблюдают за дыханием человека в естественных условиях Проговаривают 2-3 правила проветривания Читают стихотворение Проговаривают 2-3 правила профилактики простудных заболеваний | ||||
56 | Профилактика простудных заболеваний | 1 | Профилактика | Рассматривание рисунка Просмотр видео Словарная работа Проговаривание правил профилактики простудных заболеваний Закрепление знаний о термометре, рассказ о назначение термометра и способах его применения Дифференциация времен года, соотнесение видов одежды со временем года | Рассматривают рисунок Просматривают видео Работают с опорными словами Проговаривают 1-2 правила профилактики простудных заболеваний с помощью учителя Работают с термометром с помощью учителя Повторяют информацию о назначение термометра Различают времена года по картинкам Соотносят виды одежды со временем года с помощью учителя | Рассматривают рисунок Просматривают видео Работают с опорными словами Проговаривают 2-3 правила профилактики простудных заболеваний Работают с термометром под руководством учителя Рассказывают о назначение термометра и способах его применения. Различают времена года по картинкам Соотносят виды одежды со временем года | ||||
57-58 | Сердце Кровь Пульс | 2 | Кровь, сердце, пульс | Прослушивание вводного слова учителя Чтение текста Рассматривание рисунка Ответы на вопросы Нахождение и измерение своего пульса | Прослушивают вводное слово учителя Читают часть текста Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы с опорой на картинки Находят свой пульс с помощью учителя | Прослушивают вводное слово учителя Читают текст Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы Находят и измеряют свой пульс | ||||
59-60 | Окружающая среда и здоровье человека | 2 | Человек, окружающая среда | Просмотр видео о загрязнении окружающей среды Объяснение связи окружающей среды и здоровья человека Чтение текста, ответы на вопросы | Просматривают видео о загрязнении окружающей среды Прослеживают связь окружающей среды и здоровья человека с помощью учителя Читают часть текста Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы с опорой | Просматривают видео о загрязнении окружающей среды Объясняют связь окружающей среды и здоровья человека Читают текст Рассматривают рисунок 25 Рассматривание картинок Составление рассказа по иллюстрациям, сравнение иллюстраций на картинки Составляют краткий рассказ по иллюстрациям Отвечают на вопросы Составляют рассказ | ||||
61 | Уши. Нос. Назначение. Значение чистоты носа и ушей | 1 | Уши, нос | Запахи | Знакомятся с названиями основных частей лица Находят их на себе и на картинке. Знакомятся с назначением и учатся приёмам ухода. | Формировать представление об устройстве своего тела и окружающих. Привитие санитарно-гигиенических навыков. | ||||
62 | Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами. | 1 | Рот, губы | Зубная паста, щётка | Знакомятся с названиями основных частей лица Находят их на себе и на картинке. Знакомятся с назначением и учатся приёмам ухода. | Формировать представление об устройстве своего тела и окружающих. Привитие санитарно-гигиенических навыков. | ||||
63 | Питание человека | 1 | Молочные продукты, мясные продукты | Знакомство с принципами правильного питания Составление рассказа о пользе фруктов и овощей Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса Приготовление и хранение пищи Профилактика пищевых отравлений | Знакомятся с принципами правильного питания по картинке Составляют краткий рассказ о пользе фруктов и овощей по картинкам Прослушивают правила приготовления и хранения пищи Читают часть текста о профилактике пищевых отравлений | Знакомятся с принципами правильного питания в натуральном виде в естественных условиях Составляют рассказ о пользе фруктов и овощей Прослушивают правила приготовления и хранения пищи Читают текст о профилактике пищевых отравлений Отвечают на вопросы | ||||
64 | Одежда. Уход за одеждой. | 1 | Уход, одежда | Шляпа, берет, Чистка щёткой, стирка, сушка, складывание и хранение. | Участвуют в беседе, отвечая на вопросы учителя. Знакомятся с назначением разных видов одежды. Выполняют практическую работу по уходу за одеждой. | Коррекция устной речи через формирование понятийного словаря. Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в сравнении, классификации. | ||||
65 | Практическая работа по теме «Окружающая среда и здоровье человека» | 1 | Окружающая среда, здоровье | Просмотр видео о загрязнении окружающей среды Объяснение связи окружающей среды и здоровья человека Чтение текста, ответы на вопросы Выполнение практической работы | Просматривают видео о загрязнении окружающей среды Прослеживают связь окружающей среды и здоровья человека с помощью учителя Читают часть текста Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы с опорой | Просматривают видео о загрязнении окружающей среды Объясняют связь окружающей среды и здоровья человека Читают текст Рассматривают рисунок 25 Рассматривание картинок Составление рассказа по иллюстрациям, сравнение иллюстраций на картинки | ||||
Времена года. Лето – 3 часа | ||||||||||
66 | Изменения в природе летом. Экскурсия | 1 | Признаки лета | Называние летних месяцев и признаков лета Определение признаков лета по схемам, иллюстрациям Составление рассказа о лете по иллюстрациям и опорным словам | Работа над смыслом поговорки Чтение стихотворения Называют летние месяцы и 2-3 признака лета с помощью учителя Определяют 2 -3 признака лета по схемам, иллюстрациям. Составляют краткий рассказ о лете по иллюстрациям и опорным словам | Работают над смыслом поговорки с помощью наводящих вопросов Читают часть стихотворения Отвечают на вопросы с опорой на картинки Называют летние месяцы и 3-4 признака лета Определяют 3-4 признака лета по схемам Составляют рассказ о лете по иллюстрациям Работают над смыслом поговорки Читают стихотворение Отвечают на вопросы | ||||
67 | Занятия людей летом. | 1 | лето | Знакомство с занятиями людей летом Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в летний период | Знакомятся с занятиями людей летом Составляют краткий рассказ по иллюстрациям о видах деятельности людей в летний период с помощью учителя Отвечают на вопросы с опорой на картинки Повторяют 1-2 правила безопасности на каникулах | Составляют краткий рассказ по иллюстрациям о занятиях детей летом Знакомятся с занятиями людей летом Составляют рассказ по иллюстрациям о видах деятельности людей в летний период Отвечают на вопросы самостоятельно Повторяют 2-3 правила безопасности на каникулах Составляют рассказ по иллюстрациям о занятиях детей летом | ||||
68 | Безопасные каникулы | 1 | Каникулы | Повторение правил безопасности на каникулах Составление рассказа по иллюстрациям о занятиях детей летом | Краткий рассказ по иллюстрациям о видах деятельности людей в летний период с помощью учителя Отвечают на вопросы с опорой на картинки Повторяют 1-2 правила безопасности на каникулах | Знакомятся с занятиями людей летом Составляют рассказ по иллюстрациям о видах деятельности людей в летний период Отвечают на вопросы самостоятельно Повторяют 2-3 правила безопасности на каникулах Составляют рассказ по иллюстрациям о занятиях детей летом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематический план по внеурочной деятельности "Мы - Россияне", 3 класс
Цели:- образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и челов...
Календарно-тематический план по внеурочной деятельности "Творческая мастерская", 3 класс
Рабочая программа базового уровня по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» (художественно – эстетическое направление) для обучающихся 3 класса 2015-2016 учебного ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...