План-конспект урока окружающего мира в 3 классе УМК "Перспектива" Тема урока: Детские игры - школа здоровья
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Савоник Ольга Владимировна

Урок проведен на муниципальном этапе конкурса "Учитель здоровья" . Данный урок в разделе "Дом, как мир" разработан, как урок изучения нового материала. В процессе урока дети знакомятся с различными играми от народных до интеллектуальных и компьютерных не только теоретически, практически. На уроке дети играют, участвуют в викторине, разгадывают загадки и ребусы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 38. ДЕТСКИЕ ИГРЫ — ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ

Цели урока:

-  дать понятие о разновидностях игр;

-  познакомить с играми здоровье оберегающего характера;

Образовательные: создание условий для осознания обучающимися того, что все игры полезны для здоровья, если соблюдать правила.

Развивающие: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану, читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делать обобщения, выводы.

Воспитательные: воспитывать умение вести в диалог с учителем, одноклассниками; осуществлять совместную деятельность в группах, воспитывать чувство гражданской идентичности, чувство гордости за народ и историю России, формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни.

Задачи урока: познакомить детей с традициями народной игровой культуры, с различными типами игр и игрушек (старинных и современных), направленных на физическое, психическое, эстетическое, социально-нравственное, интеллектуальное развитие детей; инициировать поисково-исследовательскую работу детей в области традиционного детского игрового фольклора; побудить использовать народные игровые традиции в собственной игровой деятельности.

Планируемые результаты:       

Предметные: 

- знать традиции народной игровой культуры;

- научиться использовать народные игровые традиции в собственной игровой деятельности.

  Личностные:                                                                                                                                   - осознавать свои возможности в учении;                                                                                                                      -  развивать внимание и умение сравнивать;                                                                                                              

- воспитывать чувство гражданской идентичности, чувство гордости за народ и историю России,

- формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни.

Познавательные:

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

- умение анализировать и классифицировать объекты.

Регулятивные: 

   - принимать и сохранять учебную задачу,

    -  планировать необходимые действия,

     - действовать по плану, читать и слушать, извлекая нужную информацию,

Коммуникативные:

- развивать умение вести в диалог с учителем, одноклассниками;

Оборудование: презентация, иллюстрации, карточки с заданиями для групп и индивидуальных заданий.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте! Меня зовут Ольга Владимировна. Мы проведем с вами урок окружающего мира. А о чем будем говорить, попробуйте догадаться по вопросам, которые я вам сейчас задам. 1 мин

  1. Самоопределение к деятельности

Вопросы: 2 мин.

- Любите ли вы играть?

- Во что вы играете со своими друзьями?

- Какая игра полезнее для здоровья: догонялки или крестики-нолики, почему?

- Назови свою любимую весеннюю игру?

- А какую компьютерную игру ты знаешь?

- Поднимите руки те, кто чаще всего проводит время за компьютером, чем на площадке. А теперь – те, кто чаще гуляет и играет на улице, чем в компьютерные игры? (в зависимости от количества детей: больше получилось домоседов / молодцы, предпочитаете игры на улице)

 - Это хорошо или плохо? Почему?

- На какую тему я задавала вопросы? Слайд 1 

- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

Слайд 1 Тема: ДЕТСКИЕ ИГРЫ — ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ Слайд 2

2. Мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний и постановка цели урока. 3 мин

На столах лежат листочки и фломастеры. Напишите на листочке свою любимую игру

Еще раз прочитайте название своей игры и подумайте, полезна она для вашего здоровья или вредна? Поднимите вверх ваши листы, если игра полезна.

- Если все полезные, тогда получается, что вредных игр не бывает?

-Какую цель поставим?

Цели: Слайд 3

1. Узнать, какие бывают игры

2. Выяснить, бывают ли игры вредные для нашего здоровья?
3.Учиться описывать игру,  её правила и организовать игру.

Слайд 3

3. Открытие нового знания

- Как вы думаете, ребята, что такое «игра»?(объяснение детей)чтение со Слайд 4

- Кто больше играет, взрослые или дети? Почему?

1. Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. Это известно с самых далеких времён. Ребёнок рождается, растет, а что помогает расти ребёнку? Правильно, игры. Сегодня мы рассмотрим, как игры помогают детям расти и развиваться. И рассмотрим мы это на примере игр наших предков.

 В какие игры играют с самыми маленькими? Такие игры называются

2. «Игры - потешки» Слайд 5

У кого есть младшие сестры или братья?

Самая первая игра - «Ладушки…» (поиграем)

- полезная или вредная? Чем полезная? (ребёнок учится владеть своими руками, пальчиками.)

А какие ещё игры для малышей вы помните? «Сорока-ворона»

- в чем её польза? Это массаж ладошек и воспитательный момент: если живешь с людьми, то работай со всеми.

Некоторые потешки развивают речь ребёнка, учат его говорить.

  1. Когда ребёнок ещё подрастет, начинает говорить, приходит время для игр со словами - словесные игры. Слайд 6

Самая известная – скороговорка Слайд 7

Поиграем: Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом.

Сшит колпак, да не поколпаковски, надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.

Ткёт ткач ткани на платье Тане

- Чем полезна или вредна скороговорка?

  1. Дальше ребёнок научился ходить, тут понадобятся подвижные игры (игры спортивного типа) Слайд 8

В какие подвижные игры играли наши прадедушки и прабабушки, когда были маленькими? (Салки, горелки, ручеёк, кошки-мышки и др.)

Отгадайте загадку, какая игра?

Я не вижу ничего,
Даже носа своего.
На моём лице повязка,
Но не бинт, не перевязка.
Есть такая вот игра,
Вся играет детвора.
Слайд 9 (когда дети отгадывают, то щелчок)

- Правильно, это – жмурки, кто объяснит, как в неё играть? А прежде, что нужно сделать? (посчитаться) Считалка.

Дети играют 2 мин

Что развивает? Ловкость, быстроту, терпение. Очень полезная игра.

Подвижные игры развивают быстроту, смелость, решительность, способствуют укреплению здоровья.

4 группа игр – интеллектуальные, то есть учебные (словесные игры) Слайд10

К ним относятся загадки, ребусы, и другие.

 Отгадайте: Слайд 11

Чтобы не был хилым, вялым,

Не лежал под одеялом,

Не хворал и был в порядке,

Делай каждый день… (щелчок) (щелчок)

Волосистою головкой

В рот она влезает ловко

И считает зубы нам

По утрам и вечерам. (щелчок) (щелчок)

Шёл один, нашёл 5 рублей, трое пойдут, сколько найдут?

 

  1. Время на месте не стоит и в 21 веке появились компьютеры и игры наших дедушек и бабушек отошли в сторону. Без многих гаджетов мы уже не представляем себе жизни. И вы ведь дома играете в компьютерные игры?. Слайд12                                    Как вы думаете, игра на компьютере приносит пользу или нет?

Какие же группы игр у нас с вами получились? Слайд13 (Очень важно знать, что эти группы – условные, игр очень много, как и групп, у нас нет сегодня цели, рассмотреть их все.)

Закрепляем. Если я называю игру интеллектуальную, вы крутите головой, если компьютерную – приседаете, если подвижную – прыгаете.

Футбол, кроссворды, танки, волейбол, шарады, салочки, головоломки, вышибалы, прятки, морской бой, крестики нолики, горячая картошка, монополия.

  1. Кроме развития, для чего еще люди играют? (Развлечение)

А что нужно сделать, чтобы получить удовольствие от игры. Играть правильно

Правильно, у каждой игры должны быть правила.

-Что может случиться, если играть не по правилам.

-Вспомним еще раз цель урока. Узнать, есть ли вредные или полезные игры.

-Мы уже выяснили, что такое игра, какую пользу приносят игры.

-А могут игры нам навредить?

- Есть ли такие случаи, когда игры могут навредить?

У вас на столе каточки работаем в паре: на одних столах – ситуации, на других – правила. Нужно поднять нужную карточку.

Ситуация 1: Вася вечером долго играл в компьютерную игру. Лег спать и долго не мог заснуть. Почему?

Ситуация 2: Вася очень долго играл в свою любимую игру. Играл так долго, что не заметил, как устал. У Васи начала болеть спина и даже закружилась голова. Почему?

Ситуация 3: Вася пригласил своих друзей Юру и Диму поиграть в «шашки». Но игра не удавалась, потому что Юра всегда хотел ходить первым, Вася обижался, когда проигрывал. В итоге мальчики поссорились. Почему?

Ситуация 4: Мама купила Васиному младшему брату игру. Вася взял ее поиграть, но ему она оказалась не интересной. Почему?

И еще: обратите внимание на слайд: Слайд 14  слышали ли вы о таких сайтах и играх? Они угрожают здоровью и даже жизни детей.  Правило:                                                             Прочтем получившиеся правила. Слайд15

  1. Играй по правилам.
  2. Выбирай игру по возрасту.
  3. Не играй перед сном.
  4. Играй в меру.                                                                                                                                              8. Итог. Рефлексия. 5 мин Слайд 16

-Какой вывод вы сделаете? 

(щелчок) Детские игры – это школа здоровья, если соблюдать правила.

-Что разделить игры можно по-разному, и деление это условно, самое главное, все игры помогают нам разносторонне развиваться.

Я желаю вам успехов и удачи в играх: играйте, укрепляйте здоровье – и тогда все у вас получится. Всем спасибо!

Ситуация 1: Вася очень долго играл в свою любимую игру. Играл так долго, что не заметил, как устал. У Васи начала болеть спина и даже закружилась голова. Почему?

Ситуация 2: Вася вечером долго играл в компьютерную игру. Лег спать и долго не мог заснуть. Почему?

Ситуация 4: Мама купила Васиному младшему брату игру. Вася взял ее поиграть, но ему она оказалась не интересной. Почему

 Выбирай компьютерные игры,  не     угрожающие здоровью

    Всегда соблюдай правила игры

  Выбирай игру по возрасту.

         Не играй перед сном.

           Играй в меру.

Выбирай компьютерные игры,  не     угрожающие здоровью

    Всегда соблюдай правила игры

  Выбирай игру по возрасту.

         Не играй перед сном.

           Играй в меру

Ситуация 3: Вася пригласил своих друзей Юру и Диму поиграть в «шашки». Но игра не удавалась, потому что Юра всегда хотел ходить первым, Вася обижался, когда проигрывал. В итоге мальчики поссорились. Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира (3 класс) по теме: Страны Европы: Германия и Англия.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе, автор учебника: Плешаков А.А. В ходе урока использовалась технология проектной деятельности, групповая работа. Форма организации - интерактивная: ролевая иг...

План-конспект урока окружающего мира. 3 класс. Тема: Куликовская битва

Урок составлен по учебнику "Окружающий мир. 3 класс" Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н., форма работы - работа в группе, ссылка в плане - на презентацию....

План-конспект урока окружающего мира в 4 классе. Раздел «Ты и твое здоровье». Тема урока : "О правильном питании".

Урок окружающего мира в 4 классе по  теме «О правильном питании»  относится к разделу «Ты и твое здоровье», проводится во второй четверти (УМК  «Начальная  школа XXI века»...

План-конспект урока окружающего мира 2 класс

Материал содержит презентацию, конспект, электронную физминутку...

презентация плана конспекта урока окружающего мира. 3 класс

презентация плана конспекта урока окружающего мира 3 класс....

План-конспект урока окружающий мира 2 класс

Тема: «Про воздух и про воду»Тип урока: комбинированныйЦель: создание благоприятных условий для знакомства учеников с богатствами природы – воздухом и водой, их свойствами; учить наб...