Программа учебного курса "Краеведение"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Содержание программы курса отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_kraevedenie.docx | 63.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Новохоперская гимназия №1»
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО ___________ протокол № 1 от « .09» 2020 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ____________ Глухих О.Н. протокол НМС № 1 от « .09» 2020г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор гимназии __________ Макогонова Г.И. приказ № от « .09 » 2020г. |
Рабочая программа
учебного курса
«Краеведение»
Возраст детей – 9 – 10 лет
Количество часов: 19 часов
на 1 или 2 полугодие.
Срок реализации: 2020 – 2021 учебный год
Разработала: Лимакова Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов, ВКК
Новохоперск, 2020 г.
Программа курса «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы: Обухова Л.А., Махина Н.С. Программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы. – Воронеж, 2013. – 46 с.
Программа составлена с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления.
Актуальность программы
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования нового поколения определены задачи, стоящие перед современной школой, и одна из них – формирование целостной картины мира у учащихся посредством включения их в разнообразные виды деятельности. В связи с этим большое внимание уделяется организации работы детей с краеведческим материалом, который способствует дополнительному развитию каждого ученика. Эта деятельность должна организовываться с учетом запросов, интересов учащихся, их родителей.
В качестве главного целевого ориентира учебной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъективного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. Неоценимым источником развития и воспитания личности являются инновационные формы учебной деятельности, среди которых следует особо выделить краеведение. Российский академик Д. С. Лихачёв отметил, что только “любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, его истории, культуры, традиций. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. С возрастом у человека любовь к «малой родине» перерастает в любовь к «большой Родине». Именно таков многоуровневый характер патриотического чувства.
Рабочая программа курса основана на следующих принципах: природосообразности, культуросообразности, коллективности, диалогичности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.
Нормативная база
- Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Ф3 от 29.12.2012 «273-Ф3»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
- Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;
Цели и задачи курса:
- формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию малой родины.
Обучающие:
- формировать представление об историческом прошлом и настоящем города, о вкладе соотечественников в историческое и культурное наследие города, края, страны;
- прививать умения и навыки поисковой деятельности.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
- способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
- расширять исторический и экологический кругозор учащихся.
Воспитательные:
- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям города;
-воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения;
- содействовать формированию личности с гражданским самосознанием.
Занятия проводятся в форме уроков, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):
• беседы;
• встречи с интересными людьми;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
• выставки декоративно-прикладного искусства;
• коллективные творческие дела;
• праздники;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
• наблюдение учащихся за событиями в стране;
• заочные путешествия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества.
Методы обучения
Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом.
Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы - в группу практических методов входит:
-метод упражнений;
-игровой;
-соревновательный
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение учебного курса «Краеведение. Моя малая родина» отводится 19 часов на 1 или 2 полугодие.
Программа предполагает проведения систематического контроля.
Текущий контроль проводится в форме проверки устных и индивидуальных творческих, тестовых заданий, работу с картами, музейными экспонатами. В конце изучения курса дети участвуют в проектной деятельности.
Занятия курса «Краеведение. Моя малая родина» проводятся по утверждённому расписанию.
Результаты освоения учебного курса «Краеведение»
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, историю малой родины;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др. субъектов.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск информации с использованием различных источников;
- осуществлять запись информации с помощью ИКТ, выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Содержание учебного курса «Краеведение»
Тема1. Воронежская школа. Распространение грамотности в Воронежском крае.
Слова «родина», «отечество», «отчизна» обозначают место, где человек родился, где он живет, работает, где живут его родные и близкие люди. Изучение и сбор материала для итоговой защиты проекта по окончании курса.
Практическая работа. Рисование по теме. Устный рассказ.
Тема 2. Люди искусства. Содержание понятий «творчество», «искусство», «просвещение».
Наши знаменитые земляки: народный артист Н.А.Сличенко, заслуженная артистка Г.М.Кулюкина, поэт член Союза писателей России Г.С.Митасов, поэт, композитор К.Ю.Фролов и другие.
Гости Новохоперской земли: поэт, писатель А.В.Кольцов, художник К.Петров-Водкин, писатель А.Платонов, композитор С.В.Рахманинов, генерал-лейтетнант Н.Н.Раевский.
Практическая работа. Экскурсия к памятнику (по выбору учителя)
Тема 3. Портретная галерея И.Н.Крамского.
Заочная экскурсия в музей И.Н.Крамского. Знакомство с творчеством художника.
Тема 4. Художники – наши земляки.
Знакомство с творчеством местных художников
Практическая работа. Составь рассказ о своем городе. Нарисуй город будущего. (по выбору).
Тема 5. Духовное богатство народа. Что такое фольклор? Жанры и виды русского народного творчества.
Практическая работа. Звуковое прослушивание разных видов и жанров русского народного творчества.
Тема 6. Как сказки попали в книгу. Истоки сказок. Чтение сказок и их анализ.
Практическая работа. Чтение сказок по ролям.
Тема 7. Собиратель сказок А.Н. Афанасьев.
Тема 8. Сказки бабушки Куприянихи.
Тема 9. Сказочный мир А.Н.Корольковой.
Практическая работа. Иллюстрирование сказок( по выбору)
Тема 10. Певец земли воронежской.
Практическая работа. Чтение наизусть лирики А.Кольцова.
Тема 11. И.С. Никитин. Очерк жизни и творчества.
Практическая работа. Чтение наизусть лирики И.Никитина.
Тема 12 – 13.Классик детской литературы. Маршак Самуил Яковлевич
Практическая работа. Инсценировка произведения С.Я.Михалкова
Тема 14. История Г.Н. Троепольского о Белом Биме.
Тема 15. Писатели - наши земляки
Тема 16. Воронежский государственный русский народный хор.
Тема 17. Голоса русской песни. Частушка.
Тема 18. Подготовка к защите проекта.
Тема 19. Защита проектов.
Тематический план курса «Краеведение»
Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. Воронежская школа. Распространение грамотности в Воронежском крае. | 1 |
2. Люди искусства. Содержание понятий «творчество», «искусство», «просвещение». | 1 |
3. Портретная галерея И.Н.Крамского. | 1 |
4. Художники – наши земляки. | 1 |
5. Духовное богатство народа. Что такое фольклор? Жанры и виды русского народного творчества. | 1 |
6. Как сказки попали в книгу. Истоки сказок. Чтение сказок и их анализ. | 1 |
7. Собиратель сказок А.Н. Афанасьев. | 1 |
8. Сказки бабушки Куприянихи | 1 |
9. Сказочный мир А.Н.Корольковой. | 1 |
10. Певец земли воронежской. | 1 |
11. И.С. Никитин. Очерк жизни и творчества. | 1 |
12. Классик детской литературы. Маршак Самуил Яковлевич | 1 |
13. Классик детской литературы. Маршак Самуил Яковлевич. | 1 |
14. История Г.Н. Троепольского о Белом Биме. | 1 |
15. Писатели - наши земляки | 1 |
16. Воронежский государственный русский народный хор. | 1 |
17. Голоса русской песни. Частушка. | 1 |
18.Подготовка к защите проектов. | 1 |
19.Защита проектов. | 1 |
Всего | 19 |
ЛИТЕРАТУРА
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования/ Министерство образования и науки РФ. – М., 2010.
2.Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования. – М.,2011.
3.Обухова Л.А., Махина Н.С. Программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы. – Воронеж, 2013.
4.Авторский коллектив: Елецких В.Л., Кригер Л.В., Петров В.Т.,Печенюк Е.В.Новохоперск Визитная карточка. – Воронеж. Творческое объединение. «Альбом», 2010.
5.Анчуков Г.А.,Петров В.Т. Из истории земли Новохоперской. – Воронеж,2001.
6.Маршрутный дневник участников экспедиции учащейся молодежи г.Новохоперска «Моя Родина – Россия». Край Воронежский Новохоперск.- Воронеж
7.Хоперский государственный природный заповедник. Научно-популярное издание.- Воронеж: ООО «Полиарт»,2007.
8.Копытин Н.Я. Я много лет бегу из детства. Сборник стихов. – Воронеж: ООО «Полиарт»,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г...
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России»
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012 - 2013 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
Рабочая программа учебного предметаРабочая программа учебного предмета- это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса, содержания, формы, методы и приемы организации образовательного
Рабочая программа учебного предмета- это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса, содержания, формы, методы и приемы организац...