Тема: Средние века: время рыцарей и замков.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Гультай Татьяна Васильевна

Тема: Средние века: время рыцарей и замков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr.mir_.docx845.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Средние века: время рыцарей и замков.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

•        мультимедийное сопровождение.

•        тесты по теме «Мир древности: далекий и близкий».

•        Рабочие тетради.

•        Клей.

•        Ножницы.

Цели урока:  

  • сформировать представление о средневековье;
  • формирование представлений о религиях, получивших распространение  всредние века;
  • дать представление о средневековых рыцарях и замках;
  • развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление;
  • воспитывать любовь и интерес к изучению истории.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверьте все ли у вас готово к уроку, улыбнитесь друг другу. Ну что, начнём наш урок. Садитесь!

II. Мотивация

  1. А сейчас закройте глаза, представьте, что мы с вами переносимся в далекое, далёкое прошлое, во времена Средневековья. (Слайд) Звучит музыка П.И. Чайковского “Венгерский Танец”. (Отрывок)

Сообщение темы и целей урока

На уроке речь пойдёт об эпохе, которая продолжалась с 5 века до конца 15 века. Называется она средние века, или средневековье.

Какая цель у нас сегодня на уроке? О чем мы должны узнать?

Какая наука изучает прошлое?

Ответы детей

III. Проверка домашнего задания

На прошлых уроках мы с вами совершали путешествие в Древний Египет, Грецию и Рим, поэтому вам сейчас предстоит вспомнить про мир древности.  На столах лежат тесты, задания даны по вариантам. Подпишите листочки и приступайте к работе, на выполнение работы у вас 5 минут.

Самостоятельная работа: заполните тест по теме «Мир древности: далекий и близкий».

Поменяйтесь листами и проверьте работу соседа.

ОТВЕТЫ КРИТЕРИИ проверки на доску

Выполняя работу, вы сделали для себя выводы: кому надо доработать, а кто – хорошо усвоил материал!

А как вы дополнили предложение под №?

Ответ на ваши предположения вы получите в ходе урока.

- Возьмите лучики и напишите на них пожелание на урок себе, своему соседу по парте. Обменяйтесь пожеланиями.

IV. Изучение нового материала.

Тема : Эпоха средневековья скрывает много тайн, которые нам предстоит открыть на уроке сегодня.

Средние века охватывают 12 столетий между древним миром и новым временем. Началом средневековья принято считать 476 год, когда был произошло крупнейшее падение великого государства древности – Западной Римской империи. Многие современные государств возникли  в это время - Россия, Франция, Англия, Германия.

    Многое изменилось в жизни людей в средние века. Люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи. В Европе стали выращивать растения ,которые раньше и не видели.

Сейчас мы узнаем какие это растения, для это на соотнести название растения с картинкой на которой оно изображено (по очереди к доске, каждый по 3)

        рис

        хлопчатник

        чай

        кофе

        картофель

        кукуруза

        апельсины

        помидоры

        какао

В средние века так же появилось  много разных вещей, а названия некоторых мы узнаем поиграв в игру «УГАДАЙ».

Учащиеся по одному выходят к доске с мешком и опуская руку в мешок , на ощупь, угадывают предмет.

Игра «Угадай» ( в мешочке – вилка, чашка, очки, механические часы).

- Какие ещё события произошли в средние века ? (Ответы  детей. Дома дети , используя разные источники информации , искали ответ на этот вопрос)   

 Средневековые мореплаватели открыли Америку и Австралию.

В средние века был изобретён порох и огнестрельное оружие.

 В средние века образовались многие государства , существующие и поныне Англия, Франция, Италия, Россия ( события на слайде).

 - Вот какое интересное время мы называем средними веками.                                          

Во все времена люди старались осмыслить то , что их окружало, понять, человеческую жизнь и смерть. Они невольно очеловечивали природу. Им казалось, что она полна каких – то таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей. Поклоняясь этим силам , люди устанавливали правила жизни.

  Появились новые боги, старых забывали. Многобожие уступало место – единобожию. Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы детей)

Всё шире стали распространяться три основные мировые религии.

1)  Работа в группах с учебником( стр. 16,17)

     Что бы узнать какие это религии, вам надо поработать с информацией в учебнике на стр.16-17. Каждый ряд получит карточку с заданием, в котором будут пропущены важные слова или словосочетания, используя текст учебника, вам надо восстановить этот текст и представит его классу. На выполнение задания у вас 5 минут.

1ряд - христианство

2 ряд - буддизм

3 ряд– ислам

Дополнение учителя ( показ слайдов):

2) Ещё из средневековья пришло к нам прекрасное слово «рыцарь». Напишите  в тетрадь свои ассоциации к слову рыцарь. Какой он?  Например рыцарь-  меч, турниры, благородство….(Дети работают в парах). Работать будете в паре, вспомним правила работы в паре. На выполнение задания у вас 3 минуты.

- Читаем, что получилось.

А теперь мы с вами отдохнем, выполнив рыцарскую физминутку «Будущие рыцари»

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Молодцы, ребята! Садимся!

- А теперь, продолжим наше путешествие.

Сейчас внимательно послушайте информацию о рыцарях, после  этого и вам надо будет ответить на несколько вопросов.

Рассказ учителя с показом слайдов:

- Слово рыцарь первоначально означало «всадник». Рыцарями могли быть только люди благородного происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч , щит, латы.

 Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений – герцогов , графов, баронов.

А продолжат мой рассказ о рыцарях те ребята, которые подготовили свои сообщения.

Заслушивание сообщений учащихся.

  1. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами(личными слугами) знатных феодалов(землевладельцев) или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось необязательным.
  2.  В 15 лет юноша становился оруженосцем у рыцаря. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми,  собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал  за столом. И только после нескольких лет службы  отличившихся в бою оруженосцев посвящали в рыцарей.  

  1. Чтобы в мирное время не притупилось их военное искусство. Рыцари участвовали в специально организованных военных состязаниях, которые назывались военные турниры. На турнирах два рыцаря скакали навстречу друг другу верхом на конях и нанося удары длинными копьями, стараясь выбить противника из седла.
  2. Жили рыцари в замках. Замок – это дворец и крепость феодала. Главная башня окружалась валами , рвами . стенами. Замки знати представляли собой не очень удобные жилища. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стёкол в окнах и водопровода. Помещения освещались факелами из веток дерева или пучков тростника. Короли и знать строили замки для защиты от врагов.Вот какое интересное время – средневековье .

.

(Слайд)

- А как вы думаете, где жили рыцари в те далёкие времена? (в замках)

- Правильно, а каким вы себе представляете замок рыцаря? (ответы учащихся)

- Расскажите, каким вы представили себе замок. (ответы учащихся)

-А кого можно назвать рыцарем в наше время?( человека смелого, воспитанного, благородного, защитника)

- Где и для чего строились замки? (ответы учащихся)

Ответ на вопрос - Чем занимались жители замка? найдите на стр.19

- Сейчас мы посмотрим, какими были замки Средневековья.

(Слайд )

IV. Рефлексия.

1)   - Сегодня мы выполним ещё одно интересное задание. В нём вы проявите свои творческие способности . Называется оно синквейн – японское стихотворение.

        Алгоритм выполнения синквейна:  

1 строка- 1 существительное (тема)

2 строка- 2 прилагательных  (раскрытие темы)

3 строка- 3 глагола (описание действия)

4 строка – предложение или фраза ( отношение к теме)

5 строка синоним/ассоциация с  темой

        

Слово– «Рыцарь»

Дети в течении 2 – 3 минут выполняют задание в тетрадях

Слушаем получившиеся стихи.      

V. Итог.        .

- Вот на такой поэтической ноте мы заканчиваем наш урок.

- Знакомясь со временами Средневековья, мы много узнали. Давайте вспомним:

- Какие религии возникли в Средние века? (Христианство, Ислам, Буддизм)

- Кто такие рыцари?

- Для чего строили замки?

- Хотели ли бы вы жить в эпоху Средневековья?  Почему?

(Слайд)

VI. Домашнее задание.

- Ребята, Я благодарна вам за сегодняшний урок и в знак благодарности приготовила для вас иллюстрации рыцарей, которые вы можете раскрасить дома.

- Но на этом ваши открытия не заканчиваются! История полна тайн, которые вам, друзья, предстоит раскрыть.

Да, путь истории не гладок,

Но знайте точно с малых лет:

Загадок больше, чем отгадок,

Их поиску предела нет!

Желаю вам успехов в изучении окружающего мира!

  1). Решите филворд. в филворде слова читаются по горизонтали, вправо, влево. Слова не пересекаются, эти слова обозначают вещи, о котрых мы сегодня уже говорили.

Слова спрятанные в филворде: пуговицы , мыло, очки, часы, порох, вилки.

п

у

м

ы

л

п

г

о

в

о

о

о

в

и

ч

р

ч

и

л

а

о

к

ц

к

с

х

и

ы

и

ы

        

https://img.razrisyika.ru/img/101/1200/402074-vpechatlyayuschaya-raskraska-srednevekovy-rycarey.jpg

Христианство

В древней ______________ появилось ______________. Его основателем был __________  ____________. Иисус учил _____________, ___________ _____________.

Буддизм

В Древней ____________ возник ___________, названный в честь _________.

Он призывал не ___________ к _____________ и ______________. Толь так можно избавиться о ________  _____________  _________________.

Ислам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс

Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Средние века. Время рыцарей и замков.

Урок с использованием интерактивной доски по программе "Школа России"....

Урок окружающего мира 4 класс по теме "Средние века: время рыцарей и замков"

Урок по программе А. Плешакова УМК "Школа России"...

Урок окружающего мира по теме : "Средние века: время рыцарей и замков".

Урок окружающего мира по теме : "Средние века: время рыцарей и замков".(Система Л.В Занкова). 4-й классСегодня на уроке речь пойдёт об эпохе, которая продолжалась с конца V века до конца XV века и наз...

Открытый урок окружающего мира по теме "Средние века.Время рыцарей и замков"

Урок окружающего мира по теме "Средние века.Время рыцарей и замков" 4 класс...

Урок по окружающему миру в 4 классе по теме "Средние века: время рыцарей и замков"

Цель урока: Определить характерные черты эпохи Средних веков, учить находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времён Средних веков....