Тема: Средние века: время рыцарей и замков.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Средние века: время рыцарей и замков.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
• мультимедийное сопровождение.
• тесты по теме «Мир древности: далекий и близкий».
• Рабочие тетради.
• Клей.
• Ножницы.
Цели урока:
- сформировать представление о средневековье;
- формирование представлений о религиях, получивших распространение всредние века;
- дать представление о средневековых рыцарях и замках;
- развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление;
- воспитывать любовь и интерес к изучению истории.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверьте все ли у вас готово к уроку, улыбнитесь друг другу. Ну что, начнём наш урок. Садитесь!
II. Мотивация
- А сейчас закройте глаза, представьте, что мы с вами переносимся в далекое, далёкое прошлое, во времена Средневековья. (Слайд) Звучит музыка П.И. Чайковского “Венгерский Танец”. (Отрывок)
Сообщение темы и целей урока
На уроке речь пойдёт об эпохе, которая продолжалась с 5 века до конца 15 века. Называется она средние века, или средневековье.
Какая цель у нас сегодня на уроке? О чем мы должны узнать?
Какая наука изучает прошлое?
Ответы детей
III. Проверка домашнего задания
На прошлых уроках мы с вами совершали путешествие в Древний Египет, Грецию и Рим, поэтому вам сейчас предстоит вспомнить про мир древности. На столах лежат тесты, задания даны по вариантам. Подпишите листочки и приступайте к работе, на выполнение работы у вас 5 минут.
Самостоятельная работа: заполните тест по теме «Мир древности: далекий и близкий».
Поменяйтесь листами и проверьте работу соседа.
ОТВЕТЫ КРИТЕРИИ проверки на доску
Выполняя работу, вы сделали для себя выводы: кому надо доработать, а кто – хорошо усвоил материал!
А как вы дополнили предложение под №?
Ответ на ваши предположения вы получите в ходе урока.
- Возьмите лучики и напишите на них пожелание на урок себе, своему соседу по парте. Обменяйтесь пожеланиями.
IV. Изучение нового материала.
Тема : Эпоха средневековья скрывает много тайн, которые нам предстоит открыть на уроке сегодня.
Средние века охватывают 12 столетий между древним миром и новым временем. Началом средневековья принято считать 476 год, когда был произошло крупнейшее падение великого государства древности – Западной Римской империи. Многие современные государств возникли в это время - Россия, Франция, Англия, Германия.
Многое изменилось в жизни людей в средние века. Люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи. В Европе стали выращивать растения ,которые раньше и не видели.
Сейчас мы узнаем какие это растения, для это на соотнести название растения с картинкой на которой оно изображено (по очереди к доске, каждый по 3)
рис
хлопчатник
чай
кофе
картофель
кукуруза
апельсины
помидоры
какао
В средние века так же появилось много разных вещей, а названия некоторых мы узнаем поиграв в игру «УГАДАЙ».
Учащиеся по одному выходят к доске с мешком и опуская руку в мешок , на ощупь, угадывают предмет.
Игра «Угадай» ( в мешочке – вилка, чашка, очки, механические часы).
- Какие ещё события произошли в средние века ? (Ответы детей. Дома дети , используя разные источники информации , искали ответ на этот вопрос)
Средневековые мореплаватели открыли Америку и Австралию.
В средние века был изобретён порох и огнестрельное оружие.
В средние века образовались многие государства , существующие и поныне Англия, Франция, Италия, Россия ( события на слайде).
- Вот какое интересное время мы называем средними веками.
Во все времена люди старались осмыслить то , что их окружало, понять, человеческую жизнь и смерть. Они невольно очеловечивали природу. Им казалось, что она полна каких – то таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей. Поклоняясь этим силам , люди устанавливали правила жизни.
Появились новые боги, старых забывали. Многобожие уступало место – единобожию. Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы детей)
Всё шире стали распространяться три основные мировые религии.
1) Работа в группах с учебником( стр. 16,17)
Что бы узнать какие это религии, вам надо поработать с информацией в учебнике на стр.16-17. Каждый ряд получит карточку с заданием, в котором будут пропущены важные слова или словосочетания, используя текст учебника, вам надо восстановить этот текст и представит его классу. На выполнение задания у вас 5 минут.
1ряд - христианство
2 ряд - буддизм
3 ряд– ислам
Дополнение учителя ( показ слайдов):
2) Ещё из средневековья пришло к нам прекрасное слово «рыцарь». Напишите в тетрадь свои ассоциации к слову рыцарь. Какой он? Например рыцарь- меч, турниры, благородство….(Дети работают в парах). Работать будете в паре, вспомним правила работы в паре. На выполнение задания у вас 3 минуты.
- Читаем, что получилось.
А теперь мы с вами отдохнем, выполнив рыцарскую физминутку «Будущие рыцари»
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Молодцы, ребята! Садимся!
- А теперь, продолжим наше путешествие.
Сейчас внимательно послушайте информацию о рыцарях, после этого и вам надо будет ответить на несколько вопросов.
Рассказ учителя с показом слайдов:
- Слово рыцарь первоначально означало «всадник». Рыцарями могли быть только люди благородного происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч , щит, латы.
Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений – герцогов , графов, баронов.
А продолжат мой рассказ о рыцарях те ребята, которые подготовили свои сообщения.
Заслушивание сообщений учащихся.
- К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами(личными слугами) знатных феодалов(землевладельцев) или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось необязательным.
- В 15 лет юноша становился оруженосцем у рыцаря. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми, собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал за столом. И только после нескольких лет службы отличившихся в бою оруженосцев посвящали в рыцарей.
- Чтобы в мирное время не притупилось их военное искусство. Рыцари участвовали в специально организованных военных состязаниях, которые назывались военные турниры. На турнирах два рыцаря скакали навстречу друг другу верхом на конях и нанося удары длинными копьями, стараясь выбить противника из седла.
- Жили рыцари в замках. Замок – это дворец и крепость феодала. Главная башня окружалась валами , рвами . стенами. Замки знати представляли собой не очень удобные жилища. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стёкол в окнах и водопровода. Помещения освещались факелами из веток дерева или пучков тростника. Короли и знать строили замки для защиты от врагов.Вот какое интересное время – средневековье .
.
(Слайд)
- А как вы думаете, где жили рыцари в те далёкие времена? (в замках)
- Правильно, а каким вы себе представляете замок рыцаря? (ответы учащихся)
- Расскажите, каким вы представили себе замок. (ответы учащихся)
-А кого можно назвать рыцарем в наше время?( человека смелого, воспитанного, благородного, защитника)
- Где и для чего строились замки? (ответы учащихся)
Ответ на вопрос - Чем занимались жители замка? найдите на стр.19
- Сейчас мы посмотрим, какими были замки Средневековья.
(Слайд )
IV. Рефлексия.
1) - Сегодня мы выполним ещё одно интересное задание. В нём вы проявите свои творческие способности . Называется оно синквейн – японское стихотворение.
Алгоритм выполнения синквейна:
1 строка- 1 существительное (тема)
2 строка- 2 прилагательных (раскрытие темы)
3 строка- 3 глагола (описание действия)
4 строка – предложение или фраза ( отношение к теме)
5 строка синоним/ассоциация с темой
Слово– «Рыцарь»
Дети в течении 2 – 3 минут выполняют задание в тетрадях
Слушаем получившиеся стихи.
V. Итог. .
- Вот на такой поэтической ноте мы заканчиваем наш урок.
- Знакомясь со временами Средневековья, мы много узнали. Давайте вспомним:
- Какие религии возникли в Средние века? (Христианство, Ислам, Буддизм)
- Кто такие рыцари?
- Для чего строили замки?
- Хотели ли бы вы жить в эпоху Средневековья? Почему?
(Слайд)
VI. Домашнее задание.
- Ребята, Я благодарна вам за сегодняшний урок и в знак благодарности приготовила для вас иллюстрации рыцарей, которые вы можете раскрасить дома.
- Но на этом ваши открытия не заканчиваются! История полна тайн, которые вам, друзья, предстоит раскрыть.
Да, путь истории не гладок,
Но знайте точно с малых лет:
Загадок больше, чем отгадок,
Их поиску предела нет!
Желаю вам успехов в изучении окружающего мира!
1). Решите филворд. в филворде слова читаются по горизонтали, вправо, влево. Слова не пересекаются, эти слова обозначают вещи, о котрых мы сегодня уже говорили.
Слова спрятанные в филворде: пуговицы , мыло, очки, часы, порох, вилки.
п | у | м | ы | л |
п | г | о | в | о |
о | о | в | и | ч |
р | ч | и | л | а |
о | к | ц | к | с |
х | и | ы | и | ы |
Христианство
В древней ______________ появилось ______________. Его основателем был __________ ____________. Иисус учил _____________, ___________ _____________.
Буддизм
В Древней ____________ возник ___________, названный в честь _________.
Он призывал не ___________ к _____________ и ______________. Толь так можно избавиться о ________ _____________ _________________.
Ислам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс
Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Средние века. Время рыцарей и замков.
Урок с использованием интерактивной доски по программе "Школа России"....
Урок окружающего мира 4 класс по теме "Средние века: время рыцарей и замков"
Урок по программе А. Плешакова УМК "Школа России"...
Урок окружающего мира по теме : "Средние века: время рыцарей и замков".
Урок окружающего мира по теме : "Средние века: время рыцарей и замков".(Система Л.В Занкова). 4-й классСегодня на уроке речь пойдёт об эпохе, которая продолжалась с конца V века до конца XV века и наз...
Открытый урок окружающего мира по теме "Средние века.Время рыцарей и замков"
Урок окружающего мира по теме "Средние века.Время рыцарей и замков" 4 класс...
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме "Средние века: время рыцарей и замков"
Цель урока: Определить характерные черты эпохи Средних веков, учить находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времён Средних веков....
Технологическая карта урока по окружающему миру по теме " Средние века. Время рыцарей и замков."
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...