Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Средние века. Время рыцарей и замков.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Людмила Анатольевна Тюнина

Урок с использованием интерактивной доски по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_srednie_veka_vremya_rycarey_i_zamkov.doc332.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Тюнина

  Людмила Анатольевна

   учитель начальных классов

     МОУ СОШ №1 г.Немана

 

 Средние века:

                    время рыцарей и замков.

Цели урока: формировать представления учащихся о Средневековье; рассмотреть, какие религии возникли в Средние века; познакомить с изобретением книгопечатания; развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление, умение работать с интерактивной доской.

Оборудование: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 4 класс, интерактивная доска, сигнальные карточки «+» и «-».

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Иные люди, иные времена…

Всё это, безусловно, интересно.

Все говорят про Средние века,

Мы приоткроем тайные завесы.

- Сегодня мы с вами узнаем много интересного о далёком времени, которое называется СРЕДНИЕ ВЕКА.

  1. Проверка домашнего задания:

- Давайте повторим то, что изучали на прошлом уроке.

 Игра «Верно или неверно» (сигнальные карточки «+», «-»)

1) Верно, что Египет возник на берегах реки Дон? (нет)

2)Верно, что египтяне писали особыми знаками – иероглифами? (да)

3)Верно, что научиться письму иероглифами мог любой человек? (нет)

4) Верно, что в древности при извержении вулкана был погребён город Рим? (нет)

5)Верно, что гробница фараона – это пирамида? (да)

- Что нового вы узнали о пирамидах Древнего Египта?  (Ответы детей)

Правители Древнего Египта – фараоны – взойдя на престол, сразу же приказывали строить себе гробницу. В то время это были египетские пирамиды. Это одно из семи чудес света, сохранившееся до наших дней. Пирамиды строились на западном берегу реки Нил. Запад египтяне считали страной смерти: им казалось, что солнце каждый вечер умирает, заходя за горизонт. Каждая из пирамид носит имя похороненного в ней фараона.

- Что вы узнали о горе Олимп в Древней Греции? (Ответы детей)

В Греции есть две горы: на севере – гора Олимп, на вершине которой как считали древние греки, жили боги – олимпийцы, а на юге – гора Олимпия, где раз в четыре года проводились спортивные соревнования – Олимпийские игры. В год Олимпийских игр прекращались войны между греческими государствами. Спортсмены и зрители собирались в Олимпию отовсюду.  Правда, Олимпиады были чисто мужскими праздниками – женщин на них не допускали даже в качестве зрителей. Игры длились 5 дней. Когда победитель возвращался в родной город, все жители выходили его встречать. В городе ставили его скульптуру, в театре он сидел на почётном месте, до конца жизни его кормили бесплатно.

  1. Физминутка.

- Я тоже предлагаю вам сейчас побыть спортсменами и выполнить несколько упражнений.

  1. Новый материал:

КРОССВОРД

(интерактивная доска)

  1. Бог воды и разлива Нила (Себек)
  2. Гробница фараона в Др.Египте (пирамида)
  3. При извержении этого вулкана целый город оказался погребённым под толстым слоем пепла (Везувий)
  4. Знаменитый скульптор, автор мраморной статуи богини Афины в храме Парфенон (Фидий)
  5. Река, на берегах которой возник Египет (Нил)
  6. Храм всех богов в Риме (Пантеон)
  7. Занятие первобытных людей (рыболовство)
  8. Особые знаки, которыми египтяне пользовались при письме (иероглифы)
  9. Главная площадь Рима (Форум)
  10. Древнейших людей ещё называют … (первобытными)
  11. Уже много веков сердцем Афин является … (Акрополь)
  12. Город, который в древности был погребён при извержении вулкана (Помпеи)

- Посмотрите, какое новое слово получилось? (Средневековье)

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в далёкое прошлое – в таинственный мир Средневековья.

(На фоне негромкой музыки – рассказ учителя.)

- Это было время благородных рыцарей, непрекращающихся войн и турниров, время пышных пиров в замках. Тысячу лет продолжалась эта эпоха (с конца V до конца XV века) (Обращение к ленте времени на интерактивной доске).

- Посмотрите, мы с вами живём в XXI веке, вот, сколько веков нас отделяют от Средневековья.

- В Средние века люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи. В Европе стали выращивать растения, которых раньше не знали: рис, чай, кофе, картофель, кукурузу, апельсины, помидоры, какао… Многие современные города возникли в Средние века: Копенгаген, Берлин, Москва, Амстердам. (Интерактивная доска)

- В Средние века у людей появилась фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Были изобретены порох и огнестрельное оружие.

- Вот какое интересное время мы называем Средними веками. В Средневековье по всей Европе распространяется  Христианство. В разных странах искусными мастерами возводятся христианские церкви и соборы. (Интерактивная доска)

- На ближнем Востоке у арабов возникла новая вера – Ислам. Это слово по-арабски означает «покорность». Тех, кто исповедует ислам, называют мусульманами. До сих пор сохранились мусульманские мечети – здание для молитв. (Интерактивная доска) В Индии возник буддизм. Тех, кто верит в это учение, называют буддистами. В Средние века буддистские храмы строились в Китае, Японии и других странах Востока. (Интерактивная доска)

- Но главным изобретением Средневековья было изобретение книгопечатания. Откройте стр.20 учебника. Прочитайте.

- Кому удалось открыть способ создания книги? (Иоганн Гуттенберг) (портрет, интерактивная доска)

- Как назывались металлические буквы, которые использовались при книгопечатании? (литеры) (иллюстрация, интерактивная доска)

- Как работал печатный станок? (Наборщик брат литеры и выкладывал их на особой доске – строка за строкой, литеры смазывали типографской краской, а сверху накладывали лист влажной бумаги, печатный станок работал вручную). (иллюстрация, интерактивная доска)

- Какой год считается годом рождения книгопечатания? (1445) (интерактивная доска)

- В Средние века в Европе появляются первые замки. Владельцы старались укрепить свои жилища: замок окружали глубоким рвом с водой, а к воротам шёл подъёмный мост на прочных цепях.  А ещё про замки давайте прочитаем в учебнике на странице 19.(чтение про себя)

- Ребята, что интересного вы узнали о жилищах?

(Средневековые жилища были безопасными, но не очень удобными. Стекол на окнах не было. В замке было холодно, сыро. Хозяин замка охотился, устраивал пиры и рыцарские турниры.. Женщины занимались рукоделием.)

- А кто такие рыцари? (ответы детей)

- В средневековых книгах писали:

Рыцарь- тот, кто благородно поступает, ведёт благородный образ жизни. (Интерактивная доска)

-Что значит благородный? (ответы детей)

Стихотворение о рыцарях читает ученик.

Когда-то в средние века

Повсюду жили рыцари.

И жизнь была их нелегка

В железной амуниции.

Гордились рыцари собой,

Мечами и доспехами.

Играли рыцари судьбой

И на турниры ехали.

Но вот полтыщи лет назад

Не стало их на свете.

Но так лишь только говорят,

Я не согласен с этим.

- Согласны ли вы с утверждением, что время рыцарей прошло? (И в наше время есть люди, которые защищают слабых, есть люди, готовые держать данное слово, готовые на подвиг). Думаю, что вас тоже можно назвать рыцарями. Вы смелые, не боитесь трудностей в учёбе, а самое главное вы помогаете друг другу. Я предлагаю вам поработать в группах и поселиться в нашем замке (рисунок, интерактивная доска). Каждая группа должна будет выбрать себе вопрос, на который она сможет ответить. Если ответ будет верным, в этом окошке загорится свет.

1) Какие христианские религии возникли в Средние века? (Христианство, ислам, буддизм)

2)Как назывались здания для молитв? (церкви, соборы, мечети, буддистские храмы)

3) Где строили замки? (На высоком холме, острове, посреди реки)

4) Чем занимались обитатели замка? (женщины рукоделием, хозяин охотился, устраивал рыцарские турниры)

5) Кто такие рыцари Средневековья? (Воин на коне, в латах, шлеме, с мечом)

6) Какие вещи появились в Средние века? (фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы)

7) Какой год считают годом основания книгопечатания? (1445)

8) Как назывались металлические буквы для печатания? (литеры)

  1. Итог урока:

- Молодцы! Вам понравилось путешествие в прошлое? Что вы смогли бы рассказать своим друзьям о Средних веках? Если вас заинтересовала эта эпоха, вы сможете воспользоваться литературой из библиотеки (выставка книг о Средних веках).

  1. Домашнее задание:

- Домашнее задание у вас будет творческое. Представьте, что вы – владелец замка. Как вы будете принимать и развлекать своих гостей? (учебник, стр.21, зад.3)

- На память о нашем путешествии я хочу подарить вам небольшие сувениры. (Учитель дарит детям небольшие игрушки – фишки для игр)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс

Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...

Урок окружающего мира 4 класс по теме "Средние века: время рыцарей и замков"

Урок по программе А. Плешакова УМК "Школа России"...

Урок по окружающему миру в 4 классе по теме "Средние века: время рыцарей и замков"

Цель урока: Определить характерные черты эпохи Средних веков, учить находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времён Средних веков....

Конспект «открытого» урока по окружающему миру в 4 – Б классе по теме «Средние века: время рыцарей и замков»

Тема«Средние века: время рыцарей и замков»Задачи урока   ·     сформировать представление у детей о средневековье;·     познакомить с мировыми ре...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Средние века: время рыцарей и замков"

Конспект  разработан согласно современным требованиям к уроку...

Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема "Средние века: время рыцарей и замков"

Личностные Метапредметные Предметные  Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за российский народ и историю России  Формирование уважительного отношения к иному мнен...