Урок по окружающему миру в 4 классе по теме "Средние века: время рыцарей и замков"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Цель урока: Определить характерные черты эпохи Средних веков, учить находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времён Средних веков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_po_teme.doc | 86 КБ |
srednevekove.pptx | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Окружающий мир 4 класс (ФГОС)
Тема урока: Средние века: время рыцарей и замков
Учитель: Сорокина Ирина Сергеевна
Цель урока: Определить характерные черты эпохи Средних веков, учить находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времён Средних веков.
Задачи урока:
Предметные:
- Иметь представление о периоде Средних веков, его историческом времени и месте;
- Оценивать последствия открытий, достижений, сохранившихся со времён средних веков;
- Устанавливать взаимосвязь мира средневековья и современной жизни общества.
Метапредметные:
- Умение формулировать учебные задачи, оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения.
- Умение оперировать понятиями; находить информацию в тексте; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
- Готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать в группе; умение скорректировать свои действия.
Личностные:
- Принятие социальной роли обучающегося.
- Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
- Формирование готовности к саморазвитию.
Тип урока: Усвоение новых знаний
Оборудование /ресурсное обеспечение урока: Учебник, дидактические материалы, персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска презентация «Средние века: время рыцарей и замков».
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
| Создание благоприятного климата на уроке | Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Интересное узнать. – Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит вам открыть много нового | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение |
| Актуализация опорных знаний и способов действий | Фронтальная беседа -История – это процесс развития, её можно сравнить с неудержимым движением вперёд. Сегодня мы продолжаем курс уроков по Всемирной истории. 1.Что она изучает? 2.С какими историческими эпохами вы познакомились на предыдущих уроках? Самостоятельная работа с целью проверки изученного материала. -Чтобы узнать, как хорошо вы знаете эти эпохи, проведём “аукцион знаний”. - Возьмите лист–тест и выполните задания. Приложение 1 Самопроверка работ. -А как вы дополнили предложение под №11? -Ответ на ваши гипотезы вы получите в ходе урока. -История не заканчивается, она продолжается. И мы сегодня продолжим путешествие по «ленте времени» 3. Как вы думаете, какая эпоха ждёт нас сегодня? - Цель нашей работы на уроке определить особенности эпохи Средних веков и увидеть в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся с тех времён. 4. Как вы понимаете значение слова “средний”? Приложение 2 5.Скажите, какой фильм можно назвать средним?
- Понятие “Средний” определяется как ничем не выделяющийся; неинтересный, посредственный. 6. В каком значении слово “средние” используется в названии эпохи? - Средние века – это середина истории или эпоха без особенностей, малоинтересная? -Сформулируйте вопрос или проблему урока: “Почему период назвали Средние века?” – Средние века были не интересны, без особых достижений. – Средние века находились посередине, в центре всемирной истории. - Попробуем ответить на этот вопрос в течение урока. Что мы должны знать о средневековье? | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. 1.Всемирная история изучает развитие человеческого общества от появления первых людей до наших дней. 2. Первобытный мир, Древний мир. Работают с заданием самостоятельно. Осуществляют самопроверку и делают выводы. 3.Эпоха средних веков. 4. Слово “средний” употребляется в значении “Посередине”, “В центре”. Работа со словарем. 5. Слово “средний” употребляется в значении “посредственный”. Так можно сказать о ком-то, кто не сделал ничего особого, выдающегося («средний»= посредственный, без особенностей, неинтересным”). 6.Формулировка проблемы: “Почему период назвали Средние века?” Выдвижение гипотез:
Чем отличается от других эпох? Как жили тогда люди, чем занимались? Какое культурное наследие оставила эпоха? | Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка Коммуникативные: ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать Личностные: развитие логического мышления, знание основных моральных норм |
| Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы | Организация работы групп учащихся Приложение 3
-Чтобы достичь поставленной цели, я предлагаю начать работу «Исследовательских лабораторий». Для этого мы разделимся на группы постоянного состава. Вспомним правила работы в группе, распределим обязанности членов группы. У каждой группы своя задача и вспомогательные материалы. Презентация работы групп. Организация работы «спикеров» групп | Самостоятельная работа в группах по заданию на карточках 1группа «Исследователи эпохи» Прочтите текст на странице 15 и найдите ответы на вопросы. 2 группа «Исследователи религии» Прочтите текст на странице 16 и найдите ответы на вопросы. 3 группа «Исследователи замков» Прочтите текст на странице 18-19 и найдите ответы на вопросы. 4 группа «Исследователи рыцарей» Изучи текст и ответь на вопросы. «Спикеры» групп озвучивают ответы, подготовленные группой. Учащиеся задают вопросы. | Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанных, прочитанных текстов Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения Коммуникативные: умение работать в группах, развитие диалогической речи |
4. Динамическая пауза | Эмоциональная разрядка | Динамическая физминутка “Оружие рыцаря”. -Представим себя рыцарями.
| Выполняют физкультминутку для снятия утомления | Здоровьесберегающая технология для снятия утомления |
5. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | 1.Предлагает выполнить задание в группах. - Предлагаю вам создать на доске свой средневековый город, но в одиночку его не построить, нужно поработать в группах, чтобы представить жизнь людей в средневековье. 2.Каждая группа получила материалы. Ваша задача: выполнить задание, выбрать выступающего и представить свой рассказ классу. Приложение 4 3.Защита и построение модели города детьми. - Слушая внимательно рассказ своих товарищей, оцените их выступление. Приложение 5 | 1.Просмотр слайдов 2. Работа в 5 группах. (5 минут) 3. Представление рассказов и составление общей картины средневекового города. (5 минут) Темы для групп:
| Познавательные: умение применять и сохранять цель, выбор наиболее эффективных способов выполнения задания в рамках предложенных условий |
6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | 1.Какого человека в наше время называют рыцарями? 2.Жизнь в Средневековье не стоит на месте, развивается. Появляются новые изобретения и достижения, люди открывают новые знания. -Какими изобретениями Средневековья мы пользуемся сейчас в наши дни? 3. Итак, вернёмся к нашему вопросу “Почему период назвали Средние века?” Какую гипотезу вы считаете верной? 4. Как по-другому можно назвать это время? 5.Проверим, сформировалась ли у вас картина средневековья, сыграем в игру “Третий лишний” Приложение 6 У кого получилось слово “Эпоха” поставьте себе 5, остальные могут дома поработать над своими ошибками. Какой эпохе был посвящён урок? | 1.В наше время есть люди, которые защищают слабых, держат данное слово, готовы на подвиг. 2. Вилка, мыло, часы, очки, порох, книгопечатание. 3. Верна гипотеза “Средние века находились посередине, в центре всемирной истории”. Средневековье нельзя считать посредственным, потому, что многое изменилось, появились новые архитектурные сооружения, ремёсла, рыцарская культура. 4. Средние века – время замков и рыцарей. 5. Выполнение индивидуально и самопроверка задания по слайду. | |
7. Рефлексия деятельности | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | 1. Какие особенности средневековья вы узнали на уроке? 2.Что вам захотелось ещё узнать об эпохе средневековья? Вы можете использовать для этого электронную “Энциклопедию Кирилла и Мефодия”. 3. Попробуйте оценить свои знания о средневековье – выберите щит соответствующего цвета Синий – узнал много | 1. Средневековье длилось тысячу лет, 10 веков. Особенностью средневековья являются замки, храмы, религиозная и рыцарская культура, “кодекс чести”. Много создано изобретений: фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы, возникло книгопечатание. 2. Какие ремёсла были? Отношения в обществе? 3. Оценка учащимися урока. | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Комментирование домашнего задания 1.Найти ответ на вопрос: « Как учёные узнают о жизни людей в Средневековье?» в учебнике стр. 20 2. По выбору: Представьте себе, что ты владелец замка. Как ты будешь принимать и развлекать своих гостей? 3. РТ стр. 7 №1, стр. 8 № 3. | Выбор домашнего задания | Личностные: формирование готовности к саморазвитию, формирования навыков самоорганизации, формирование навыков письма, умение ставить цель и подбирать методы и средства для её решения |
Литература:
- Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Часть 2/ А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2013.
- Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций.Часть 2/ А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2013.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История Древний мир Первобытный мир
Аукцион знаний 1.Главная площадь Рима – Форум. 2. «Жилище» для богов в Древнем Египте – Храм. 3.Гробница фараона в Древнем Египте – Пирамида. 4.Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте, называется – Саркофаг. 5.Египетское государство возникло на берегу реки Нил. 6.Кто согласно легенде основал город Рим? – Марс. 7.Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре?- Гладиаторские бои. 8.Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать- Тот. 9.Существо с телом льва и головой человека, «охраняющее» гробницы египетских фараонов - Сфинкс. 10.Храм в Афинах, где находились главные храмы города, называется – Акрополь. 11 . Рыцари жили в эпоху ………..
Лента времени П ервобытный мир Древний мир Средние века Новое время Новейшее время
Значение слова. «Средний» – посередине, в центре. «Средний» - ничем не выделяющийся; неинтересный, посредственный, без особенностей.
Почему период назвали «Средние века?» Средние века находились посередине, в центре всемирной истории. Средние века были не интересны, без особых достижений.
Иные люди, иные времена… Всё это, безусловно, интересно. Все говорят про Средние века, Мы приоткроем тайные завесы… Средневековье
Средневековье
Исследовательские лаборатории Исследователи эпохи Исследователи религии Исследователи замков Исследователи рыцарей УСПЕХОВ В РАБОТЕ!
ЭПОХА
V в. – XV в. Государства: Россия, Франция, Италия, Германия, Англия. Города : Москва, Амстердам, Берлин, Копенгаген, Осло.
Религии Христианские соборы и церкви Буддистские храмы Мусульманские мечети
Замки
Рыцари
Собор
Рыцарский турнир
Торговая площадь
Ремесленники
«узнал много» «хочу ещё почитать» «ничего нового» Рефлексия
Домашнее задание Найти ответ на вопрос «Как учёные узнают о жизни людей в Средневековье?» , учебник стр.20 По выбору: Представьте себя владельцем замка. Как ты будешь принимать и развлекать своих гостей? Рабочая тетрадь: стр.7 №1, стр.8 №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс
Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Средние века. Время рыцарей и замков.
Урок с использованием интерактивной доски по программе "Школа России"....
Урок окружающего мира 4 класс по теме "Средние века: время рыцарей и замков"
Урок по программе А. Плешакова УМК "Школа России"...
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс "Школа XXI века.
Окружающий мир. Хлеб – главное богатство России. 2 класс. «Начальная школа XXI века» Елизавета Михайловна Гоян , Ирина Анатольевна Кривашкина ГБОУ №164 г. Санкт - Петербург Аннотация к...
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс на тему: "Новейшее время: история продолжается сегодня".
Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс на тему: "Новейшее время: история продолжается сегодня"....
Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема "Средние века: время рыцарей и замков"
Личностные Метапредметные Предметные Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за российский народ и историю России Формирование уважительного отношения к иному мнен...