«Пришла весна», окружающий мир, 1 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Закирова Ляйсан Махмутовна

Конспект урока по окружающему миру на тему «Пришла весна», УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_plan.doc425.5 КБ
Office presentation icon 1_klass_pnsh_prishla_vesna.ppt2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру на тему «Пришла весна», УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс.

Цели:

Способствовать формированию знаний учащихся о признаках весны в неживой и живой природе, обобщить и углубить опыт наблюдений детей за изменениями, происходящими в природе с приходом весны; создать условия для формирования УУД

1) личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);

2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;

4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.

Оборудование: проектор, экран, картинки на тему «Птицы», «Первые весенние цветы», видео и аудиозапись из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, весенние пейзажи, сигнальные карточки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пройдёт ребята впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Человек и природа неразделимы. Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без шелеста листьев, без журчания ручьёв, без животных. Но природа не всегда одинакова. Она изменяется по временам года.

- Какие времена года вы знаете? (ответы детей)

II. Целеполагание:

Учитель: - А, вот о каком времени года мы будем говорить сегодня, отгадаете сами.

Греет солнышко и вот,

Тает снег и тает лед.

Стала травка зеленеть,

стали птицы звонко петь,

А погода так ясна,

Значит к нам пришла? (весна).

Правильно, весна. А объясните, почему вы решили , что в этом стихотворении говориться о весне? ( тает снег, тает лед , травка зеленеет...)

Итак, тема нашего урока….( на доске)  «Пришла весна».

- Как вы думаете, какой же будет цель нашего урока? (ответы детей)

Конкретизация: узнать, какие изменения произошли с приходом весны в неживой природе и как они повлияли на живую природу.

III .. Изучение нового материала

Я предлагаю сделать путешествие во времени и заглянуть на несколько месяцев вперед. (просмотр видео о природных изменениях весной и прослушивание аудиозапись П.И. Чайковского цикла «Времена года»  «Весна»

Учитель: Как изменилась природа с приходом весны? Давайте рассмотрим рисунки на страницах учебника 46-47. (В поисках ответа на вопрос, как изменилась природа с приходом весны, дети рассматривают рисунки левой и правой полосы (слева-«Зима» рис. 1, справа-«Весна» рис. 2). Валерий Перов (художник этих картин) изобразил одну и ту же местность зимой и весной. Благодаря прекрасной иллюстрации дети найдут изменения в поведении птиц, в окрасе зайца, обратят внимание на перемены, которые произошли с деревьями, с водоёмом, со снегом. Учитель дополняет рассказы детей.)

А зачем нужно сравнивать эти 2 времени года?( чтобы найти изменения в природе с приходом весны)

Ребята, сегодня на уроке, мы с вами попробуем показать все эти изменения, на стенгазете

 У вас на партах картинки, а под ними слова из которых нужно составить предложения.

На лугах появились проталины.

По реке плывут льдины..

Скоро вода зальет луга и поля

IV Словарная работа. Проталины. Проталины – место, где стаял снег, и открылась земля. Они появляются везде, где снежный покров был более тонким и где попадало на него больше солнышка. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началась весна. Сквозь проталины быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности и на полях он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.

Ледоход  - освобождение реки ото льда. Весной становится теплее, ледяная корка на реках и озерах начинает трескаться, постепенно лед тает. Да еще и воды в водоемах становится больше, она уносит льдины по течению - это ледоход. 

Половодье. Отовсюду к рекам стекаются ручьи растаявшего снега, они наполняют водоемы, вода выходит из берегов.

21 марта – день весеннего равноденствия, когда день равен ночи.

Физминутка.  (Виноватая тучка)

Сейчас , мы будем работать в командах.

1 команда должна ответить на вопрос: Как изменилась неживая природа с приходом весны? Задание 1.

-Сейчас нам надо вспомнить какие приметы весны мы знаем – что изменилось с приходом весны? На столе у вас лежат листочки, на которых написаны приметы разных времён года. Вам надо выделить только те, которые относятся к весне.

тает снег,  день убывает, расцвели первоцветы, холодает, солнце ярче светит,  листопад. команда: появились зелёные листочки, морозы, прилетели скворцы, появились сосульки, иней на деревьях, можно купаться в реке.

день прибывает, потепление, лужи замерзают, ручейки журчат, медведь ложится в спячку, ледоход.

2 команда должна ответить. Какие цветы появляются первыми?

3 команда должна ответить: Какие перелетные птицы возвращаются первыми

(каждой команде учитель раздаёт карточки, на которых есть подсказки)

Ответ 1 команды.

А скажите какой главный признак в неживой природе весной? (потепление)

Итак, в первую очередь на нашей картине весны прикрепим солнышко. (один человек из первой команды выходит и крепит солнышко)

Выбранные приметы озвучиваются и прикрепляются в стенгазету в виде солнышка. (работают оформители- по 1 человеку от команды).

Ответ 2 команды.

Скажите, а почему в жизни растений стали происходить изменения? ( солнце стало выше, стало греть сильнее и дальше- это значит что появились хорошие условия для роста растений).

Хорошо, молодцы. Теперь мы можем украсить нашу картину растениями. ( 2 человека выходят и прикрепляют растения).

Ответ 3 команды.

С чем связаны изменения в жизни птиц? ( с потеплением, с возможностью найти пищу).

Хорошо. Теперь на нашу картину давайте поселим птиц. ( 2 человека, выходят и селят птиц и животных).

Ребята, а кто мне скажет сколько времени длится весна?

Сейчас мы проверим знаете ли вы весенние месяцы?

(на доске висят название месяцев: март, июнь, август, май, декабрь, апрель, ноябрь)

Сейчас по 1 ученику от каждой команды нужно выйти к доске и выбрать весенний месяц.

Сейчас постройтесь по порядку. (март, апрель, май).

Я вам буду загадывать загадку, а вы должны её отгадать и приклеить на стенгазете.

Дует теплый южный ветер.

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Что за месяц? Кто узнает?    (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе – жаворонка трель.

Месяц к нам пришел…     (Апрель)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?     (Май)

        

5. Работа с интерактивной доской.

УМК «Кирилла и Мефодия». Окружающий мир – 1 класс. Урок 10. Задание №7.

- Выбери картинку с изображением места, где снег тает быстрее. (Картинка, где изображен город).

Задание №4.

- Покажи, где снег тает раньше всего. (Снег тает быстрее всего на крыше).

6. Фронтальная беседа.

– Что образуются на крышах весной?

– Чем опасны сосульки?

– Какую беду может принести сосульки на крышах? (просмотр мультфильма из сериала «Смешарики) 

V. Закрепление изученного материала.

Учитель:

- А сейчас продолжаем работать и поиграем в игру “Выбери правильный ответ”. Внимание на экран. Ученики показывают ответы сигнальными карточками, помечая у себя правильные ответы.

1. После какого времени года наступает весна?

Лето.

Зима.

Осень.

2. Как в народе называют весну?

День года.

Утро года.

Ночь года.

3. Кто плачет только весной?

Дети.

Сосульки.

Взрослые.

4. Что происходит со льдом на реке весной?

Ледопрыг.

Ледобег.

Ледоход.

5. Какие птицы прилетают весной первыми?

Ласточки.

Соловьи.

Грачи.

6.Что появляется на полях, когда тает снег?

Проталинки.

Заталинки.

Обталинки.

VI. Рефлексия учащихся. На партах у вас лежит солнышко. Если вам понравился урок нарисуйте солнышку улыбку, если нет нарисуйте грустную улыбку.

Закончить  сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя и любителя природы М. Пришвина.

«Всё прекрасное на земле- от солнца, и всё хорошее от человека»

Запомните эти слова. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.

Вот и кончился урок,

Он пошёл, надеюсь, впрок

Дополнительный материал.

У вас на столе рассыпались пословицы и поговорки о весне, но они все перепутаны, мы должны составить их правильно, склеить и прикрепить на стенгазету.
1 команда.

Весна красная,                                 а лето страдное.
Весна цветами красна,                         осень снопами.

2 команда.
Весной ведро воды - ложка грязи;                осенью ложка воды - ведро грязи.
Весною сутки мочит,                     а час сушит.

3 команда.
Апрель с водой,                                                  а май с травой.
Грач на горе —                                                весна на дворе.

  1. Закрепление пройденного.

Тест

Выписать номера признаков весны

1. Первый снег. 10.Появление насекомых.

2. Пожелтели листья. 11. Медведь залёг в берлогу

3. Набухли почки. 12.Таяние снега

4. Короткий день. 13.Птицы готовятся к отлету

5. Листопад. 14 Журчат ручьи
6. Прибавился день. 15.Оттаивание почвы

7. Белочка запасает пишу. 16.Первая гроза.

8. Цветение растений. 17. Появление листьев.

9. Ледоход.

Проверка: nДети меняются работами в парах и проверяют работы друг у друга. Учитель показывает ответы теста.
3,6,8,9,10,12,14,15,16,17

- Ответьте, почему произошли такие изменения в живой природе, что на это повлияло? (Ответы детей, установление взаимосвязей в схеме при помощи стрелок) Солнце выше, чем зимой Дни стали длиннее: потепление - небо голубое, высокое; - набухание почек; - облака белые, легкие; - появление листьев; - таяние снега, льда; - цветение растений; - ледоход; - появление насекомых; - половодье; - возвращение перелётных - осадки: снег и дождь птиц; - оттаивание почвы - изменения в жизни зверей

Используемая литература :

1. Федотова, О. Н. Окружающий мир: методическое пособие 1 класс / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов.-М: Академкнига /Учебник,2011.-99 с.

2. Федотова, О. Н. Окружающий мир: учебник 1 класс / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов.-М: Академкнига/Учебник,2011.-79 с.

3. Федотова, О. Н. Окружающий мир: тетрадь для самостоятельной работы 1 класс / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов.-М: Академкнига/Учебник,2011.-47 с.

4. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

- Почему месяцы называют так:

Март – протальник,

Апрель – водолей,

Май – травень?

– Какие приметы весны названы в этих загадках?

Март.

Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, капает… Натекают лужи – и уличные воробьишки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть. В садах звенят радостные бубенчики синиц.

Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У неё строгий порядок работ. Первым делом она освобождает землю: делает проталинки. А вода ещё спит подо льдом. Спит под снегом и лес…

Апрель.

А вот апрель – это уже настоящий весенний месяц.

Послушайте, как весело звенит по водосточным трубам вешняя капель. Сверкают лужи. В лужах отражаются солнце и синее небо.

Воробьи дерутся или купаются в лужах, что  брызги летят.

По карнизам домов,  расхаживают голуби.

В полях повсюду уже почти сошел снег. В ложбинах шумят потоки воды. Лед посинел, надулся, весь потрескался.

Плавает парочка диких уток. Они уже прилетели с юга и пока, до вскрытия рек и озер, ютятся у берегов по растаявшим местам. Прилет этих птиц – верный признак того, что до весеннего половодья уже совсем недолго.

Прошло еще несколько теплых дней, вскрылась река, а на возвышенностях показалась молодая зеленая травка. По косогорам, пригретые солнцем, выглянули первые цветы мать-и-ма-чехи. На орешнике и на осине повисли длинные сережки, а ветви ивы – в серебристо-белых пушистых «зайчиках».

В лугах и на оттаявших лесных полянах появились кучки свеженарытой земли – кротовьи холмики. В голубой вышине, над лугами и полями, над перелесками, зазвенела веселая песня жаворонка…

Май.

Май – месяц цветения земли. Сошел снег, а из-под слежавшейся прошлогодней листвы всюду лезет молодая травка. Между кустов, возле больших светлых луж синеют цветы медуницы и поднимается золотисто-желтый чистяк.

Из весенних луж слышится задорное урчание лупоглазых певцов – лягушек. Откуда-то издалека доносится кукование кукушек.

Земля с каждым днем становится все наряднее, одевается в пестрый убор свежих трав и цветов. Цветут березы, ветлы, могучие великаны дубы и душистая черемуха. В садах зацветают яблони, сливы, вишни. А потом цветущий наряд деревьев сменится зеленым убором густой листвы.

Повсюду: в лесу, на лугу и в поле – с зари до зари распевают птицы.

Дни яркие, солнечные, один краше другого.

Но вот откуда-то из-за леса выползла тяжелая грозовая туча. Хлынул теплый грозовой дождь.

Недолог весенний ливень. Быстро промчались тучи, вновь засияло солнце, а от влажной, пригретой земли стал подниматься кверху теплый парок…

– Что же происходит со снегом с приходом весны? (Под теплыми лучами солнца он начинает таять.)

– Снег  весной  оседает,  становится  тяжелым,  грязным.  Объясните почему.

– Всю зиму на снежное покрывало падают обломки веточек, маленькие кусочки  коры и другой мелкий сор. Новый снег прикрывает мусор, и все вокруг опять становится белоснежным. А весной начинаются оттепели. Снег тает и оседает. Вода от тающего снега просачивается вниз, а мусор словно ползет из оседающего снега кверху.

– Обратите внимание, что в снегу вокруг деревьев хорошо видны воронки. Некоторые из них протаяли до земли. Это потому, что в марте солнечные лучи уже неплохо пригревают землю. Кору деревьев они нагревают больше, чем снег, – она темнее. Около теплого ствола снег начинает подтаивать, образуется воронка. И воронки у стволов деревьев, и мусор на снегу – работа весеннего солнца.

– А изменяются ли сугробы с приходом весны? На их крутых боках, обращенных к югу, красуется причудливая вязь хрупких, прозрачных ледяных кружев. Солнце, где можно, растапливает снег. Стеклянное кружево на снегу – еще одна примета весны.

2. Р а б о т а   п о   х р е с т о м а т и и.  про птиц


Первые весенние цветы.

Появляющиеся из-под снега цветы по традиции называют подснежниками, но настоящим подснежником является только Галантус. Все остальные, ранние виды называются первоцветами.

Весной солнце начинает пригревать, снег понемногу тает и сразу же можно увидеть различные появившиеся весенние цветы – подснежники, крокусы, пролески, нарциссы, тюльпаны, примулы и остальные ранние растения.

Подснежник появляется прямо из-под снега, поэтому ему дали такое название. 

Пригрело весеннее солнышко и появляется медуница –первоцвет в народе называют: ключ-трава, баранчики. Весну цветов, как и подснежник, открывает мать-и-мачеха. Этот золотой цветочек растет на солнечных склонах.

Первые весенние цветы.

Появляющиеся из-под снега цветы по традиции называют подснежниками, но настоящим подснежником является только Галантус. Все остальные, ранние виды называются первоцветами.

Весной солнце начинает пригревать, снег понемногу тает и сразу же можно увидеть различные появившиеся весенние цветы – подснежники, крокусы, пролески, нарциссы, тюльпаны, примулы и остальные ранние растения.

Подснежник появляется прямо из-под снега, поэтому ему дали такое название. 

Пригрело весеннее солнышко и появляется медуница –первоцвет в народе называют: ключ-трава, баранчики. Весну цветов, как и подснежник, открывает мать-и-мачеха. Этот золотой цветочек растет на солнечных склонах.

Одним из первых признаков является увеличение светового дня. Солнце уже светит ярче. Оно в полдень располагается уже значительно выше над горизонтом, чем в зимнее время. Тает снег, журчат ручейки.

На крышах домов появляются сосульки.

Деревья просыпаются от зимнего сна и радостно встречают весну набухшими почками, из которых вскоре появятся первые листочки. На проталинах расцветают первоцветы.

Птицы также радостно возвещают о наступлении весны. Многие из них уже прилетели из теплых стран

Одним из первых признаков является увеличение светового дня. Солнце уже светит ярче. Оно в полдень располагается уже значительно выше над горизонтом, чем в зимнее время. Тает снег, журчат ручейки.

На крышах домов появляются сосульки.

Деревья просыпаются от зимнего сна и радостно встречают весну набухшими почками, из которых вскоре появятся первые листочки. На проталинах расцветают первоцветы.

Птицы также радостно возвещают о наступлении весны. Многие из них уже прилетели из теплых стран

ПРОТАЛИНЫ

ЛЕДОХОД

ПОЛОВОДЬЕ

21 марта

день весеннего

равноденствия

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

Январь

Февраль

Ноябрь

Декабрь

Октябрь

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Скоро вода зальет луга и

По реке плывут льдины

На лугах появились.

поля проталины


Первые весенние цветы

Какая птица весну открывает?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начинается урок. Он пройдёт ребята впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайн ы открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте.

Слайд 2

Греет солнышко и вот, Тает снег и тает лёд. Стала травка зеленеть, Стали птицы звонко петь, А погода так ясна, Значит к нам пришла?

Слайд 3

ВЕСНА

Слайд 4

Тема урока: Пришла весна. Признаки весны .

Слайд 5

Цели: 1. Понаблюдать за изменениями в природе, с приходом весны. 2. Поговорить о весенних месяцах.

Слайд 7

Это чей пушистый луч , ярко светит из-за туч, В небесах желтеет, всех согреть умеет? ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ Солнце светит чаще, становится теплее

Слайд 8

Льются с крыши капель струйки, это капают …? Что за белый пароход по реке весной плывёт? Тает снег, лёд

Слайд 9

ПЕРВОЦВЕТЫ Мать-и-мачехи цветки Словно солнца огоньки. На пригорочке растут, Прям из снега - и цветут! Прорастает сквозь снежок, К солнечным лучам, цветок, Маленький и нежный, Беленький подснежник.

Слайд 10

Прилетают к нам они С окончанием зимы Гнёзда вьют, песни поют … ЖИВОТНЫЙ МИР ВЕСНОЙ Прилетают птицы из тёплых стран

Слайд 11

Под берёзой на горе Спит барсук в своей норе. Солнце улыбнётся и барсук проснётся. Лапу он свою сосёт, Спит всю зиму напролёт. А вот, как придёт весна, Пробуждается от сна И давай в лесу реветь Все зовут его ? Просыпаются звери

Слайд 12

Просыпаются насекомые Не птичка, а с крыльями: Над цветами летает, нектар собирает. С утра жужжу, Цветы бужу. Кружу-кружу, мед вожу. По цветку ползёт букашка, на ней красная рубашка, маленькая крошка, на спине горошки?

Слайд 13

Некоторые звери меняют свои шубки с зимних на летние Был зимой он беленький, а летом будет серенький

Слайд 14

Прыгает по веткам ,кушает орешки. Рыжая красавица, всем ребятам нравится?

Слайд 15

„ Всё прекрасное на земле -от солнца, и всё хорошее от человека “


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Пришла весна"

Урок окружающего мира в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока: Пришла весна....

Урок по окружающему миру. 1 класс. ПНШ. Пришла весна.

1. Обобщить жизненные наблюдения детей об изменениях в окружающей их природе с приходом весны;2. Развивать наблюдательность, устную речь, творческие и познавательные способности;3. Воспитывать л...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Окружающий мир 1 класс "Пришла весна"

Вниманию коллег представлен урок по окружающему миру в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа". Урок по теме: "Пришла весна" разработан в технологии развития критического мышления....

Учебно - методический комплект по окружающему миру 1 класс "Пришла весна. Признаки весны" (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по окружающему миру 1 класс "Пришла весна. Признаки весны" (конспект + презентация)...

Урок окружающего мира в 1-м классе "К нам пришла весна"

Конспект урока по программе "Планета знаний" 1 класс - окружающий мирТема: "К нам пришла весна"...

Конспект урока по окружающему миру "Пришла весна" 1 класс (УМК "ПНШ")

     Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о признаках весны в живой и неживой природе, обобщение и углубление опыта наблюдений       детей ...