Технологическая карта урока по окружающему миру. 4 класс. Тема "Тундра"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Тундра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по окружающему миру. 4 класс. Тема "Тундра" | 156.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Е
Дата: | 19.10.2023 | ||||
Класс: | 4 “а” | ||||
Учитель: | Джумажанова Марина Леонидовна | ||||
Практикант: | Кучалу Мызылдай Александрвна | ||||
Методист: | Борзихина Елена Альбертовна | ||||
Оценка: | |||||
Предмет: | Окружающий мир | ||||
УМК: | Школа России | ||||
Тема урока: | «Тундра» | ||||
Тип урока: | Открытие нового знания | ||||
Цель урока: | Создание условий для формирования представления о природной зоне тундры. | ||||
Задачи: | Образовательная: формировать представление о природной зоны тундры; Развивающая: развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи; развивать логическое мышление через умение анализировать, сравнивать и делать выводы; Воспитательная: воспитывать любознательность, интерес и потребность в знаниях, воспитывать уважение к традициям и культуре других стран. | ||||
Планируемые результаты: | Предметные: закрепить умение работать с учебником, анализировать, делать выводы Метапредметные: познавательные: осуществляют правильный выбор в решении самостоятельных работ; регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; коммуникативные: слушают и понимают речь других; отвечают на вопросы. Личностные: проявлять интерес к изучению темы, формируют самостоятельность, инициативность, ответственность. | ||||
Методы и приемы обучения: | Словесный, беседа, практические, наглядные. | ||||
Межпредметные связи: | Литературное чтение, математика. | ||||
Образовательные ресурсы: | Учебник «Окружающий мир» 4 класс, презентация. |
Технологическая карта.
Этап урока (цель) | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ФОУД | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | 1 мин. | - Здравствуйте, ребята! - Присаживайтесь! - Сегодняшний урок окружающего мира у вас проведу я, меня зовут Мызылдай Александровна. - Ребята, посмотрели друг на друга, обменяйтесь улыбками и пожелайте друг другу удачи. - Пусть такое же хорошее настроение у вас будет в течение всего урока. - А теперь проверим, готовы ли вы к уроку. -Те, кто готов к уроку, поднимите руки. -Замечательно. - Ребята, кто сегодня будет на уроке хорошо и активно работать, я тому человеку буду давать такие волшебные монеты, за каждый правильный ответ. И в конце урока мы посмотрим,кто больше всего монет заработал. У кого больше монет, тем я поставлю хорошую оценку за урок. - Договорились? | Приветствуют учителя. Присаживаются Улыбаются Проверяют. - Да | Ф | К. |
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности учащихся. Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий. | 2-3 мин. | - Ребята, давайте вспомним,какую природную зону вы изучали на прошлом уроке? - Хорошо. - А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете растительный и животный мир этой зоны, её климатические условия и занятия людей. Проведем небольшой тест в парах. -А для начала, давайте вспомним правила работы в парах.СЛАЙД - Для выполнения теста я вам даю 4 минуты. 1. Природная зона арктических пустынь расположена: А) на островах Тихого океана Б) на островах Индийского океана В) на островах Северного Ледовитого океана 2. Территория Арктики: А) плотно заселена людьми Б) не имеет коренного населения В) не пригодна для жизни людей 3. В Арктике для растений и животных: А) суровые условия Б) комфортные условия В) заповедные условия 4. В зоне арктических пустынь растут: А) кедры, березы, черемуха Б) лишайники, мхи, полярные маки В) бузина, орешник, айва 5. Большое скопление птиц на скалах называют: А) птичьи базары Б) птичьи рынки В) птичьи гнездования 6. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: А) для птиц и животных завозятся корм и рыбы, запрещено движение судов по Северному морскому пути Б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники В) ограничен и отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану птичьи базары 7. Как изменится температура воздуха в зоне арктических пустынь за полярную ночь? А) температура повысится Б) температура не изменится В) температура понизится 8. Арктический заповедник расположен на: А) Земле Франца Иосифа Б) Северной Земле В) острове Врангеля - А теперь давайте проверим правильно ли вы сделали СЛАЙД - Ребята, если вы ответили на вопрос правильно, то рядом с вопросом ставтье +, а если не правильно, то ставтье -. - Ребята, если вы на все вопросы ответили правильно поставтье себе 5, а если вы допустили 2 или 3 ошибки, то поставтье себе 4, если вы допустили 4 или 5 ошибок, то 3, а если больше 5 то 2. - Хорошо, молодцы ребята! | - Зону арктических пустынь. -Вспоминают правила работы в парах. 1. Слушай партнера внимательно. 2. Переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял. 3. Отмечай прежде всего положительное. 4. Уважай чужие ошибки; вежливо объясняй свое мнение. 5. Старайся работать без ошибок. 6. При затруднениях проси помощи у партнера и помогай сам, если он просит об этом. 7. Результатом работы пары является ваше общее мнение. - Выполняют тест в парах. - Проверяют свою работу и ставят оценки. | Ф | К. Р. |
3.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности. Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению. | 3 мин. | - Чтобы узнать тему урока вам нужно разгадать ребус, внимание на СЛАЙД - Что у вас получилось? - Правильно, ребята! И тема нашего сегодняшнего урока « Тундра» СЛАЙД -Какую цель вы поставите перед собой? - Цель нашего сегодняшнего урокаСЛАЙД познакомиться с клматическими условиями тундры, какие растения растут, какие животные и птицы обитают в тундре и узнать основные занятия населения. | - Тундра - познакомиться с клматическими условиями тундры, какие растения растут, какие животные и птицы обитают в тундре и узнать основные занятия населения. | Ф | К. Р. П. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению. | 10 мин. | -Сегодня на уроке мы с вами отправимя в увлекательное путешествие в зону тундры. - И чтобы получить ответы на наши вопросы, вам надо будет пройти несколько препятствия. Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». - Какие же в тундре климатические условия? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.Игра называется “Верно-неверно” Я вам буду задавать вопросы, а вы должны мне ответить к какой зоне относится к арктической или зоне тундры.Здесь вам помогут знания, полученные на прошлом уроке. - И так слушаем первый вопрос.СЛАЙДЫ с вопросами - Вы большие молодцы, ребята! - А теперь давайте посмотрим, какие высказывания относятся к зоне Тундры. СЛАЙД - Кто хочет прочитать? - А теперь я предлагаю вам посмотреть видеофильм про климатические условия Тундры.(1минута) Растительный мир тундры. - Следующий наш вопрос – какие растения растут в тундре? Как они приспособились к жизни? - Посмотрите на СЛАЙД какие растения вы видите, назовите их. - Какие особенности вы видите у них? Какие листья? Какой высоты они? Почему? Следующий наш вопрос: – Какие животные в тундре? Как они приспособились к жизни? - Посмотрите на СЛАЙД (животные), ребята каких животных вы видите, назовите их. - Хорошо, молодцы ребята! - А теперь откройте учебники на странице 62-6, посмотрите и скажите, каких еще животных вы видите. - Молодцы, все животные, которых вы назвали они обитают в тундре. - Животные во всем мире живут не где попало, а там, где они находят для себя пищу и подходящие условия жизни. Тундра в этом плане не исключение. Как и везде, где есть растительность, там есть растительноядные животные: северный олень, зайцы, лемминги. Летом в тундре огромное количество насекомых, особенно мошкары - гнуса, поэтому весной в тундре много птиц. Прилетает много водоплавающих птиц: гуси, лебеди, утки. Летом для них раздолье - много озер с рыбой, масса насекомых. Там, где есть растительноядные животные, обязательно есть хищники: волк, песец, белая сова. У животных шерсть густая, длинная, оперение густое, много пуха; белая окраска тела. Население тундры - Перед нами следующий вопрос – какое основное занятие населения? - Теперь откройте учебники на странице 64-67 и прочитайте, чем занимаются люди в тундре. - И так, ребята каково основное занятие населения? Чем они занимаются? - Правильно, молодцы ребята. | Игра «Верно - неверно». Здесь царство снега и льда (Арктика) Летом температура не поднимается выше 0°(Арктика) Летом температура достигает +5°-10°(Тундра) Почва совсем не образуется (Арктика) Здесь много болот и озер (Тундра) Дуют сильные ветры, бушует пурга (Арктика) Возможны дождь, ветер, пурга (Тундра) Температура опускается до -60°(Арктика) Летом часто бывают заморозки (Тундра) Зимой температура достигает -50°(Тундра) - Зима там долгая, температура достигает –50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 м. Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от +10 °С. Снег тает, превращается в воду. А земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота. И воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается. Оттаивает только верхний слой почвы на глубине от 10 до 50 см. Талые воды не просачиваются глубже, поэтому в тундре много болот. И почва влажная или просто мокрая. - смотрят видеофильм. карликовая ива, черника, мхи, карликовая береза, лишайники, морошка. - маленькие, корявые, стелющиеся по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. У них небольшие корни и маленькие листья. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. - северный олень, лемминг, песец, полярная сова, гагарка, белая куропатка - кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, комар, кулик. - Главное занятие населения – оленеводство. Олени приносят большую пользу человеку. Люди зимой и летом ездят на оленях, используют в пищу молоко и мясо оленей. Из их шкур шьют обувь и одежду. В тундре много пушного зверя, поэтому население занимается охотой. Население также занимается рыболовством, потому что в морях и реках много рыбы. Местные жители выращивают скороспелые сорта овощей в парниках и теплицах. В тундре найдены богатейшие месторождения полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ, уголь. | Ф. Г. | К |
5.Физминутка. | Давайте все немножечко отдохнём. | - Выполняют упражнения. | |||
6.Первичное восприятие, закрепление во внешней речи учащихся. Цель: усвоение нового способа действий. | 15 мин. | - Как же человек влияет на природу тундры? - Чтобы ответить на данный вопрос, будем работать в группах. 1 ряд-первая группа, 2 ряд-вторая группа, 3 ряд-третья группа. Я вам приготовила условные знаки, которые рассказывают нам об экологических проблемах. Вам необходимо в команде обсудить и найти подходящее высказывание к рисунку, то есть определить о какой проблеме идет речь и как ее можно решить. Затем один человек из группы выходит и рассказывает. - А перед тем, как начать выполнять задание, давайте вспомним правила работы в группах. - Молодцы, ребята вы отлично справились с заданием. | - Работают в группе - Дети делятся на 3 группы и выполняют задание. 1 группа - От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают. Для их восстановления потребуются годы. 2 группа – Местность загрязняется нефтью во время ее добычи. 3 группа – На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое. | Ф | К. Р. П. |
7.Включение в систему знаний и повторение. Цель:интериоризация нового способа действий; рефлексия достижения цели; сохранение ситуации успеха. | 5 мин. | - Под особую охрану взяты редкие и исчезающие животные, например, птицы:СЛАЙД
Все они внесены в красную книгу России. В тундре создан Таймырский заповедник(СЛАЙД) в котором гнездятся такие редкие птицы, как краснозобая казарка и сокол-сапсан. Природа тундры сурова. Но перед человеком она беззащитна. Осваивая тундру, люди не должны забывать об этом. | - Внимательно слушают учителя. | Ф. | П. К. |
8.Рефлексия деятельности. Цель: самооценка результатов деятельности. | 5 мин. | Вот и подошел к концу наш урок. - Давайте вспомним нашу тему урока. - Какую цель мы с вами ставили? Достигли ли мы ее? - Хорошо, молодцы, ребята. А теперь давайте посчитаем, кто сколько монет заработал. Посчитайте и скажите у кого сколько монет. - А теперь по одному выйдите к доске и скажите, что вы узнали сегодня на уроке, что вам было интересно, а затем одну монету положите в наш волшебный сундук. - А теперь давайте запишем домашнее задание :Подготовить сообщение об одном из животных или растений тундры. - Все встали! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, все спасибо, до свидания! | - « Тундра». - узнать о природе и экологических проблемах зоны тундры - Ответы детей. | И | К. П. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс
Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...
Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....
технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока - изучен...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс
Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Весна в мире птиц и зверей" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Технологическая карта урока по окружающему миру ...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Земля на карте. Путешествие по материкам и частям и света" (2 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: “открытие” нового знанияЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о физической карте мира, умений находить и показывать океаны и материки. Задачи ...