Технологическая карта урока по окружающему миру. 4 класс. Тема "Тундра"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Тундра"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е

Дата:

19.10.2023

Класс:

4 “а”

Учитель:

Джумажанова Марина Леонидовна

Практикант:

Кучалу Мызылдай Александрвна

Методист:

Борзихина Елена Альбертовна

Оценка:

Предмет:

Окружающий мир

УМК:

Школа России

Тема урока:

«Тундра»

Тип урока:

Открытие нового знания

Цель урока:

Создание условий для формирования представления о природной зоне тундры.

Задачи:

Образовательная: формировать представление о природной зоны тундры;

Развивающая: развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи; развивать логическое мышление через умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

Воспитательная: воспитывать любознательность, интерес и потребность в знаниях, воспитывать уважение к традициям и культуре других стран.

Планируемые результаты:

Предметные: закрепить умение работать с учебником, анализировать, делать выводы

Метапредметные:

познавательные: осуществляют правильный выбор в решении самостоятельных работ;

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

коммуникативные: слушают и понимают речь других; отвечают на вопросы.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы, формируют самостоятельность, инициативность, ответственность.

Методы и приемы обучения:

Словесный, беседа, практические, наглядные.

Межпредметные связи:

Литературное чтение, математика.

Образовательные ресурсы:

Учебник «Окружающий мир» 4 класс, презентация.

Технологическая карта.

Этап урока

(цель)

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФОУД

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1 мин.

- Здравствуйте, ребята!

- Присаживайтесь!

- Сегодняшний урок окружающего мира  у вас проведу я, меня зовут Мызылдай Александровна.

- Ребята, посмотрели друг на друга, обменяйтесь улыбками и пожелайте друг другу удачи.

- Пусть такое же хорошее настроение у вас будет в течение всего урока.

- А теперь проверим,  готовы ли вы к уроку.

-Те,  кто готов к уроку, поднимите руки.

-Замечательно.

- Ребята, кто сегодня будет на уроке хорошо и активно работать, я тому человеку буду давать такие волшебные монеты, за каждый правильный ответ. И в конце урока мы посмотрим,кто больше всего монет заработал. У кого больше монет, тем я поставлю хорошую оценку за урок.

- Договорились?

Приветствуют учителя.

Присаживаются

Улыбаются

Проверяют.

- Да

Ф

К.

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности учащихся.

Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.

2-3 мин.

 - Ребята, давайте вспомним,какую природную зону вы изучали на прошлом уроке?

- Хорошо.

-  А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете растительный и животный мир этой зоны, её климатические условия и занятия людей. Проведем небольшой тест в парах.

-А для начала, давайте вспомним правила работы в парах.СЛАЙД

- Для выполнения теста я вам даю 4 минуты.

1. Природная зона арктических пустынь расположена:

А) на островах Тихого океана

Б) на островах Индийского океана

В) на островах Северного Ледовитого океана

2. Территория Арктики:

А) плотно заселена людьми

Б) не имеет коренного населения

В) не пригодна для жизни людей

3. В Арктике для растений и животных:

А) суровые условия

Б) комфортные условия

В) заповедные условия

4. В зоне арктических пустынь растут:

А) кедры, березы, черемуха

Б) лишайники, мхи, полярные маки

В) бузина, орешник, айва

5. Большое скопление птиц на скалах называют:

А) птичьи базары

Б) птичьи рынки

В) птичьи гнездования

6. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

А) для птиц и животных завозятся корм и рыбы, запрещено движение судов по Северному морскому пути

Б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники

В) ограничен и отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану птичьи базары

7. Как изменится температура воздуха в зоне арктических пустынь за полярную ночь?

А) температура повысится

Б) температура не изменится

В) температура понизится

8.  Арктический заповедник расположен на:

А) Земле Франца Иосифа

Б) Северной Земле

В) острове Врангеля

- А теперь давайте проверим правильно ли вы сделали СЛАЙД

- Ребята, если вы ответили на вопрос правильно, то рядом с вопросом ставтье +, а если не правильно, то ставтье -.

- Ребята, если вы на все вопросы ответили правильно поставтье себе 5, а если вы допустили 2 или 3 ошибки, то поставтье себе 4, если вы допустили 4 или 5 ошибок, то 3, а если больше 5 то 2.

- Хорошо, молодцы ребята!

- Зону арктических пустынь.

-Вспоминают правила работы в парах.

1. Слушай партнера внимательно. 2. Переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял. 3. Отмечай прежде всего положительное. 4. Уважай чужие ошибки; вежливо объясняй свое мнение. 5. Старайся работать без ошибок. 6. При затруднениях проси помощи у партнера и помогай сам, если он просит об этом. 7. Результатом работы пары является ваше общее мнение.

- Выполняют тест в парах.

- Проверяют свою работу и ставят оценки.

Ф

К. Р.

3.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению.

3 мин.

- Чтобы узнать тему урока вам нужно разгадать ребус, внимание на СЛАЙД

- Что у вас получилось?

- Правильно, ребята! И тема нашего сегодняшнего урока « Тундра» СЛАЙД

-Какую цель вы поставите перед собой?

- Цель нашего сегодняшнего урокаСЛАЙД

познакомиться с клматическими условиями тундры, какие растения растут, какие животные и птицы обитают в тундре и узнать основные занятия населения.

- Тундра

- познакомиться с клматическими условиями тундры, какие растения растут, какие животные и птицы обитают в тундре и узнать основные занятия населения.

Ф

К. Р. П.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению.

10 мин.

-Сегодня на уроке мы с вами отправимя в увлекательное путешествие в зону тундры.

- И чтобы получить ответы на наши вопросы, вам надо будет пройти несколько препятствия.

Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная».

- Какие же в тундре климатические условия? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним

следующее задание.Игра называется “Верно-неверно” Я вам буду задавать вопросы, а вы должны мне ответить к какой зоне относится к арктической или зоне тундры.Здесь вам помогут знания, полученные на прошлом уроке.

- И так слушаем первый вопрос.СЛАЙДЫ с вопросами

- Вы большие молодцы, ребята!

- А теперь давайте посмотрим, какие высказывания относятся к зоне Тундры.

СЛАЙД

- Кто хочет прочитать?

- А теперь я предлагаю вам посмотреть видеофильм про климатические условия Тундры.(1минута)

Растительный мир тундры.

- Следующий наш вопрос – какие растения растут

в тундре? Как

они приспособились к

жизни?

- Посмотрите на СЛАЙД какие

растения вы видите,

назовите их.

- Какие особенности

вы видите у них?

Какие листья? Какой

высоты они? Почему?

Следующий наш вопрос:

– Какие животные в тундре? Как они приспособились к жизни?

- Посмотрите на СЛАЙД (животные), ребята каких животных вы видите, назовите их.

- Хорошо, молодцы ребята!

- А теперь откройте учебники на странице 62-6, посмотрите и скажите, каких еще животных вы видите.

- Молодцы, все животные, которых вы назвали они обитают в тундре.

 - Животные во всем мире живут не где попало, а там, где они находят для себя пищу и подходящие условия жизни. Тундра в этом плане не исключение. Как и везде, где есть растительность, там есть растительноядные животные: северный олень, зайцы, лемминги.

Летом в тундре огромное количество насекомых, особенно мошкары - гнуса, поэтому весной в тундре много птиц. Прилетает много водоплавающих птиц: гуси, лебеди, утки. Летом для них раздолье - много озер с рыбой, масса насекомых. Там, где есть растительноядные животные, обязательно есть хищники: волк, песец, белая сова. У животных шерсть густая, длинная, оперение густое, много пуха; белая окраска тела.

Население тундры

- Перед нами следующий вопрос – какое основное занятие населения? 

- Теперь откройте учебники на странице 64-67 и прочитайте, чем занимаются люди в тундре.

- И так, ребята каково основное занятие населения? Чем они занимаются?

- Правильно, молодцы ребята.

Игра «Верно - неверно».

Здесь царство снега и льда (Арктика)

Летом температура не поднимается выше 0°(Арктика)

Летом температура достигает +5°-10°(Тундра)

Почва совсем не образуется (Арктика)

Здесь много болот и озер (Тундра)

Дуют сильные ветры, бушует пурга (Арктика)

Возможны дождь, ветер, пурга (Тундра)

Температура опускается до -60°(Арктика)

Летом часто бывают заморозки (Тундра)

Зимой температура достигает -50°(Тундра)

- Зима там долгая, температура достигает –50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину

50 м. Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от +10 °С. Снег тает, превращается в воду. А земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота. И воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается. Оттаивает только верхний слой почвы на глубине от 10 до 50 см. Талые воды не просачиваются глубже, поэтому в тундре много болот. И почва влажная или просто мокрая.

- смотрят видеофильм.

карликовая ива, черника, мхи, карликовая береза, лишайники, морошка.

 - маленькие, корявые, стелющиеся по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. У них небольшие корни и маленькие листья. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

- северный олень, лемминг, песец, полярная сова, гагарка, белая куропатка

- кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, комар, кулик.

 - Главное занятие населения – оленеводство. 

Олени приносят большую пользу человеку. Люди зимой и летом ездят на оленях, используют в пищу молоко и мясо оленей. Из их шкур шьют обувь и одежду. В тундре много пушного зверя, поэтому население занимается охотой. Население также занимается 

рыболовством, 

потому что в морях

и реках много рыбы. Местные жители выращивают скороспелые сорта овощей в парниках

и теплицах. В

тундре найдены богатейшие месторождения полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ, уголь.

Ф. Г.

К

5.Физминутка.

Давайте все немножечко отдохнём.

- Выполняют упражнения.

6.Первичное восприятие, закрепление во внешней речи учащихся.

Цель: усвоение нового способа действий.

15 мин.

- Как же человек влияет на природу тундры?

- Чтобы ответить на данный вопрос, будем работать в группах. 1 ряд-первая группа, 2 ряд-вторая группа, 3 ряд-третья группа.

Я вам приготовила условные знаки, которые рассказывают нам об экологических проблемах. Вам необходимо в команде обсудить и найти подходящее высказывание к рисунку, то есть определить о какой проблеме идет речь и  как ее можно решить. Затем один человек из группы выходит и рассказывает.

- А перед тем, как начать выполнять задание, давайте вспомним правила работы в группах.

- Молодцы, ребята вы отлично справились с заданием.

- Работают в группе

- Дети делятся на 3 группы и выполняют задание.

1 группа -

От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают. Для их восстановления потребуются годы.

2 группа –

Местность загрязняется нефтью во время ее добычи.

3 группа –

На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое.

Ф

К. Р. П.

7.Включение в систему знаний и повторение.

Цель:интериоризация нового способа действий; рефлексия достижения цели; сохранение ситуации успеха.

5 мин.

- Под особую охрану взяты редкие и исчезающие животные, например, птицы:СЛАЙД

  • белый журавль или стерх,
  • малый или тундровый лебедь,
  • краснозобая казарка, кречет.

Все они внесены в красную книгу России.

В тундре создан Таймырский заповедник(СЛАЙД) в котором гнездятся такие редкие птицы, как краснозобая казарка и сокол-сапсан.

Природа тундры сурова. Но перед человеком она беззащитна. Осваивая тундру, люди не должны забывать об этом.

- Внимательно слушают учителя.

Ф.

П. К.

8.Рефлексия деятельности.

Цель: самооценка результатов деятельности.

5 мин.

Вот и подошел к концу наш урок.

- Давайте вспомним нашу

тему урока.

- Какую цель мы с вами ставили? Достигли ли мы ее?

- Хорошо, молодцы, ребята.

А теперь давайте посчитаем, кто сколько монет заработал. Посчитайте и скажите у кого сколько монет.

- А теперь по одному выйдите к доске и скажите, что вы узнали сегодня на уроке, что вам было интересно, а затем одну монету положите  в наш волшебный сундук.

- А теперь давайте запишем домашнее задание :Подготовить сообщение об одном из животных или растений тундры.

- Все встали!  Мне очень понравилось,

как вы сегодня работали, все спасибо, до свидания!

- « Тундра».

- узнать о природе и экологических проблемах зоны тундры

- Ответы детей.

И

К. П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс

Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Земля на карте. Путешествие по материкам и частям и света" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: “открытие” нового знанияЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о физической карте мира, умений находить и показывать океаны и материки. Задачи ...