Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Разнообразие растений на земле"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Татьяна Владимировна Витько

Конспект урока по окружающему миру в сооветствиии с ФГОС нового поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_2_klass_okruzhayushchiy_mir.docx67.6 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВЕРШИНА””

(МБОУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВЕРШИНА””)

_____________________________________________________________________________

143441, Московская область, г.о. Красногорск, д. Путилково, ул. 70-летия Победы, д. 5; ИНН 5024204108;

КПП 502401001; ОГРН 1205000031390; Тел.: 8 (977) 331-84-64; E-mail: oc.vershina@gmail.com

_____________________________________________________________________________________________

Технологическая карта к уроку Окружающего мира во 2 классе на теме:

«Разнообразие растений на земле»

Подготовила: учитель начальных классов

Витько Т.В.

Саранск 2022

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2 класс

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема урока: «Разнообразие растений на земле».

Цель урока: сформировать представления о растениях, как особом царстве живой природы.

 Задачи урока:

- познакомить с разнообразием растительного мира; изучить отличительные особенности и признаки каждой группы.

- развитие у учащихся логического мышления; умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли.

- развитие речевых навыков, умение оформлять мысли в устной форме.

- развитие умений ориентироваться  в своей системе знаний; отличать новое от ранее изученного, находить ответы на вопросы, использовать собственный жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- развивать наблюдательность, умение сравнивать и обобщать полученные знания.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: обучающиеся познакомятся с разнообразием окружающего мира, познакомятся с разнообразием растительного мира.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:  

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД:  умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; самостоятельно добывать новые знания, находить ответы, на вопросы учителя, пользуясь  учебником.

Структура технологической карты

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; создание положительного эмоционального настроя.

Проговаривают правила поведения на уроке.

Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.

Выполняют упражнения пальчиковой гимнастики.

Мотивация учащихся к учебной деятельности, проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу.

Однажды один ученик сказал: «Вот вырасту и открою какое-нибудь живое существо. Только бы не опоздать!» – Может, так думаете и вы? Только вот зря! На земле еще много не известных растений и животных. Смотрите на природу добрыми  глазами человека!   И вы сделаете много удивительных открытий. Одно открытие уже ждёт нас сегодня на уроке.

Личностные:  Уметь выделять нравственные аспекты поведения.

Регулятивные: Уметь соотнести известное и усвоенное с еще неизвестным.

КоммуникативныеУУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения исследовать им.

Познавательные УУД:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

II. Актуализация знаний.

Цели: организовать повторение изученного; активизировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.

III.Сообщение темы и целей урока Постановка учебной задачи

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения,

Делают выводы совместно с учителем. Объясняют значения слов.

Предполагают тему урока.  Ставят цель урока.

Организует повторение изученного, формирование темы урока, работу по формированию умений делать выводы.

Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели урока.

        

Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.

Вопросы и задания:

– Разделите данные растения на две группы. (На доске представлены иллюстрации с лекарственными и ядовитыми растениями.)

– Почему лекарственные растения получили такое название?

– Были ли у вас случаи, когда растение помогло вам излечиться от какого-нибудь недуга?

– Расскажите правила обращения с ядовитыми растениями.

– Какое растение является лекарственным и ядовитым одновременно? Почему? (Ландыш.)

С чем мы сегодня познакомимся на уроке?

Как вы думаете, что будет темой нашего урока?

ПознавательныеУУД:

Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

логические-осуществляют поиск необходимой информации из других источников

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Личностные УУД: Уметь  устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные УУД:

уметь проводить сравнение по заданным критериям

Коммуникативные УУД:

соблюдать простейшие нормы речевого этикета,

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД:

проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока.

IV.Открытие нового знания

Цели: организовать изучение нового материала; формировать умение делать выводы; организовать практическую работу.

Рассматривают картинки, отвечают
на вопросы.

Выполняют задания. Учатся обобщать, делать выводы.

Организует

Изучение нового материала.  Организуетработу по картинкам.

Формулирует задание, наводящими вопросами подводит учащихся к выводу.

1. Составление рисунка-схемы  «Разнообразие  растений  на Земле».

Учитель. На ваших столах лежат гербарии. Вы должны их внимательно рассмотреть, обсудить общие и различные признаки и назвать группу, к которой относятся предложенные вам растения (или это водоросли, или мхи, или хвойные растения, или цветковые).

После обсуждения ученики называют группы растений, а учитель на доске строит схему.(Приложение 1)

2. Характеристика каждой группы растений.

1) Цветковые растения.

– Почему они так называются?

– Чем они отличаются от других растений?

– Приведите примеры цветковых растений.

– Почему цветы красивы и душисты?

– Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важны лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других – пыльцой, третьих –  тем и другим.

2) Хвойные растения.

– Почему эта группа получила такое название?

– Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля  и  листьев  они  имеют  еще  семена,  которые расположены открыто (голо) на чешуйках шишек.

– Почему у елки зеленые иголки?

– Дело в том, что иголочки-хвоинки для ели, сосны, кедра – то же самое, что для других деревьев листья. На ели хвоинок гораздо больше, чем листьев на самом большом раскидистом дереве. Сбрось елка осенью свой колючий зеленый наряд – ей, чтобы вновь одеться густой хвоей, всей весны не хватит. Листья у деревьев так устроены, что готовят строительный материал для веток, ствола и корней куда быстрее, чем хвоя. Вот и приспособились хвойные деревья, чтобы не отставать в росте, просыпаться раньше лиственных, а засыпать позже.

Хвойные деревья меняют зеленый наряд постепенно. Елке, чтобы полностью «переодеться» (сменить все старые иголки), нужно около 9 лет.

3) Водоросли.

– Какие особенности строения имеют водоросли?

Чтение и анализ текста «Водоросли», с. 54–55 учебника.

4) Мхи.

– Прочитать самостоятельно текст в учебнике «Мхи».

– Где можно встретить мхи?

– Чем мхи отличаются от других растений?

– От чего зависит продолжительность жизни мхов?

– На болотах растет мох сфагнум. Он образует не просто ковер, как другие мхи, а целую перину. Растет он всю свою жизнь. А если сказать точнее, то растет его верхняя часть, а нижняя постепенно отмирает, образуя торф. Торф состоит в основном из остатков отмершего сфагнума. Недаром этот мох еще называют торфяным.

Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка. И действительно, торфяной мох способен впитывать невероятно много воды – в 30–40 раз больше, чем весит сам.

Люди  пользуются  этим  свойством  сфагнума.  Поскольку  он  впитывает больше влаги, чем хорошая вата, его издавна применяют при перевязке ран.

5) Папоротники.

– Что вы знаете об этой группе растений?

Личностные УУД: Мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия.

Познавательные:

общеучебные– осознанно высказываются в устной форме о значении главной мысли в предложении;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

V.Физминутка

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Покрутились, повертелись и за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем и работать продолжаем.

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

VI. Первичное закрепление.

Цель:

-организовать усвоение учениками нового; осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.

Записывают словарные слова, составляют предложение, работают в группах.

Выполняют задание на закрепление полученных знаний

Работа с дополнительным материалом. Просмотр видео урока про  растения. 

Личностные УУД: Уметь

самостоятельно выполнять учебные задания.

Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Коммуникативные УУД: работа в парах, группах  по изучению учебного материала, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли;

умение обобщать знания,

учащиеся делают вывод о многозначных и однозначных словах

Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.

Физминутка для глаз

VII.Закрепление изученного материала.

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

Работают с учебником.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают выводы.

Организует

Закрепление изученного материала.

Организует работу в учебнике.

Работа в парах. Разгадывание кроссворда.

Вы должны разгадать кроссворд и узнать ключевое слово по вертикали (кроссворды у каждой пары на парте).(Приложение 2)

  1. Дерево, дающее плоды – желуди.
  2. Цветок для гадания.
  3. Зелёный ковер земли.
  4. Хоть не огонь, а жжётся.
  5. Она напоминает манжет.
  6. О ней говорят “плакучая”.
  7. Лакомство коров и зайцев.
  8. Красивый  цветок красного цвета семена которого используют в кулинарии.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь обобщать знания,

учащиеся делают вывод о значении главных членов предложения, учатся выделять главную мысль в тексте.

Личностные УУД: Уметь самостоятельно выполнять учебные задания.

Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируется на показ движений учителем.

VIII. Итог урока.

Цель: зафиксировать новое содержание урока.

Подводят итог урока

Организует подведение итога урока.

-Какую тему обсуждали?

-Какую цель ставили?

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.

Познавательные УУД: Уметь структурировать знания, выбирать

Наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные УУД: Уметь управлять поведением партнера, контролировать, корректировать действия партнера.

Регулятивные УУД: Уметь определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свои действия на уроке.

Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности.

-Закончите предложения.

Сегодня я узнал, что …..

Теперь я знаю,  …..

Я должен ….

Мне было интересно…..

У меня вызвало трудности выполнение задания……..

-Понравилось ли вам как вы работали на уроке?

Покажите.

- Мне понравилось как на уроке работали…………

Спасибо за урок.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности.

X. Домашнее задание.

 (Приложение 1)

(Приложение 2)

http://festival.1september.ru/articles/614112/img2.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Корни растений"

В начале урока учащиеся ставят проблемные вопрсы:-Что такое корень?-Для чего нужны корни растению?-Что такое корневая система?-Виды корневых систем?В процессе  дальнейшей  групповой работы, ...

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс "Спутник Земли - Луна".

Урок окружащего мира для 2 класса. На уроке происходит закрепление знаний о планетах Солнечной системы и изучение сутника Земли -Луны. Урок построен в форме путешествия на Луну, прикреплена презентаци...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Кладовые земли" 4 класс УМК "Гармония"

Открытый урок по окружающему миру.Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: сформировать понятие «полезные ископаемые».Задачи:личностные: способствовать формированию интереса к урокам окружающ...

План-конспект урока по окружающему миру "Многообразие растений"

Конспект урока составлен  по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс...

Конспект урока по Окружающему миру "Строение растений" 3 класс "Планета знаний"

Тема: «Строение растений» 3 класс, УМК «Планета знаний», Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин.Тип урока: Урок «открытия» нового знания.Цель: познакомить учащихся с органами раст...

Конспект урока по окружающему миру на тему" Кладовые Земли".

На уроке учащиеся осознают значимость горных пород для жихни человека, узнают составные части гранита, научатся различать горные породы....

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду."  Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...