Конспект урока окружающего мира за 3 класс на тему: "Что такое деньги?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока окружающего мира за 3 класс на тему: "Что такое деньги?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_dengi.docx797.34 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя школа №37»

Конспект урока

окружающего мира на тему:

 «Что такое деньги?»

                                                                                       Подготовила: Сурова Т.С.,

                                                                                        учитель начальных классов

Саранск, 2024

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! А теперь пожелайте друг другу удачи! Начнем  урок!

II. Проверка домашнего задания

Блиц-опрос

-  Что такое экономика? (Удовлетворение разных потребностей людей.)

-  Назовите отрасли экономики.

-  Найдите в классе предметы (явления), с разными отраслями промышленности. (Сеть электроэнергетика, мел — добывающая, компьютер — электронная, пластмассы химическая,  обувь — легкая и т. д.)

ill. Самоопределение к деятельности

-  Отгадайте загадки.1 слайд

Для всех мы в обилии рождаемся  

У одних нас много, у других нас нет

•     Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет. (Монета)

Сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах.

IV. Работа по теме урока

1.Актуализация знаний. Сегодня каждый из вас вновь побывает в роли исследователя. Для того, чтобы исследование пошло результативно вспомним, как мы с вами будем работать? Какие умения нам потребуются? (Ответы детей)
2. Целеполагание2 слайд.
-Давайте составим план нашего исследования. Чтобы вы хотели узнать о деньгах на этом уроке? Учитель записывает на доске вопросы.
1.Как появились деньги?
2.Везде ли деньги выглядят одинаково?
3.Зачем нужны деньги?
Перед вами карта « Палитра моих знаний». Заполните её, пожалуйста.
(Заполнение карты « Палитра моих знаний»)

3. Деловая игра  3 слайд.

- Сейчас мы проведём деловую игру. Представьте, что люди ещё не придумали деньги. А различные товары существуют. Перед вами лежат карточки, возьмите себе любой товар. А теперь подумайте и скажите, что нужно сделать, чтобы получить другой? ( поменяться)( на доске слово обмен) Попробуйте, это сделать.
Цель игры: поменяться карточками так, чтобы получить нужный товар

4. Инсценировка.

- Давайте проиграем некоторые ситуации. Кто мне поможет? (учитель вызывает к доске ученика)

- У меня есть игрушка, у тебя тоже – игрушка. Давай поменяемся. (поменялись).
- Можем мы так поменяться? (да). Почему? (равноценный обмен).
Приведите пример бартера из вашего личного опыта и объясните, почему в данном случае использовался именно бартер.
Продолжим.
- У меня карандаш, у тебя – книга. Давай поменяемся.(нельзя).
- Почему? (неравноценный обмен)
- Что делать в таком случае? Как вы думаете?
- Чтобы упростить обмен, люди начали думать, какой предмет наиболее подходит для этого.
5. Беседа Слайд 4-7

-  Что такое деньги? (Ответы учеников.)

В словаре СИ. Ожегова дается такое определение этого слова: Деньги — металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях — особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления».

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами.

Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы — наконечники для стрел, ножи, топоры, земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы — быков, овец, шерсть и кожу, воины-победители  своих пленников.

Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено на изготовление той или иной вещи. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина.

Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги.

Первые деньги совсем не были похожи на те, к которым привыкли мы. В разных местах деньгами служили разные предметы, но всегда очень важные для этих мест: их в любой момент можно было обменять на другие товары или использовать по назначению в домашнем хозяйстве. И поэтому они назывались товаро-деньгами. Например, в Древней Монголии это был прессованный чай, на Каролинских островах деньгами служили камни размером с мельничный жернов. Сдвинуть такую «деньгу» с места могли только несколько человек.

Первыми мировыми деньгами были раковины каури с Мальдивских островов в Индийском океане. Маленькие, удобные прочные и красивые, они служили деньгами во многих страна Азии, Африки и Европы. Ракушки каури довольно редки, обработка их требовала немалого труда, к тому же они ценились как украшение.

Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди — подешевле, из серебра — подороже, а из золота — самые дорогие.

Металлическими деньгами были медные прутья — в Индокитае, серебряные кольца — в Египте, медные буковки Т — в Мексике, свинцовые шарики - в Северной Америке, железные ромбики — в Камбодже. В Греции за денежную единицу принимали шесть четырехгранных прутьев, сложенных вместе, которые можно было захватить в горсть (по-гречески «горсть» — драхма). Они так и назывались - драхмами. Деньги в Греции и сейчас называются так же.

У металлических денег все же оказался важный недостаток — они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.

Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги — тe, во что вложен труд человека. Поэтому говорят, что деньги — это особый товар, известное количество которого всегда оказывается равноценным любому другому товару и может быть на него поменяно.

6. Работа по учебнику Слайд 8

-  Прочитайте в учебнике текст на с. 66—68.

-  Назовите два способа обмена.

(Учитель записывает на доске термины «бартер», «купля-протажа».)

-  Что такое бартер? (Прямой обмен одних товаров на другие.)

-  Приведите пример бартера.

-  Что такое купля-продажа? (Обмен, в котором участвуют деньги.)

-  Что такое цена товара? (Стоимость одной вещи, одного предмета.)

-  Что такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.)

-  Как называются металлические деньги? (Монеты.)

-  Как называются бумажные деньги? (Банкноты.)

-  Назовите денежные единицы разных стран мира.

7. Практическая работа Слайд 9

(Работа проводится в парах. У каждого ученика на столе монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей.)

-  Что изображено и написано на монетах? Сравните.

-  Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду.

Оборотная сторона, на которой указан ее номинал, то есть достоинство (1 рубль), называется «реверс», или «решка». Почему решка? Решка — это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка». В ходе денежной реформы Петра I в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры I. Она очень напоминала решетку, которая в разговоре стала решкой.

Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), — лицевая. Она называется «аверс», или, как часто говорят, «орел». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «легенда».

—  Покажите на монете легенду, реверс (или решку), аверс (или орел) и гурт.

—  Что можно узнать из надписей? (Сколько эта монета стоит в какой стране используется, в каком году выпущена.)

—  Опишите монету достоинством 1 рубль. (Учитель предлагает рассмотреть советские и зарубежные монеты и банкноты.)

—  У вас в руках монеты и банкноты. Они выпущены в разное время в разных странах. Расскажите о них все, что вы смогли узнать из надписей.

—  Почему на советских банкнотах надписи на 15 языках? (В то время официальными были признаны языки 15 союзных республик.)

—  Рассмотрите гурт. Почему на нем насечки? (Это защита от фальшивомонетчиков.)

—  Кто такие нумизматы? (Люди, которые коллекционируют и изучают монеты.)

Старинные и современные монеты могут многое рассказах о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событии, великих людях.

(Заранее подготовленный ученик выступает с устным сообщением на тему «Русские деньги».)

V. Физкультминутка

Конь меня в дорогу ждет,

Бьет копытом у ворот,

На ветру играет гривой,

Пышной, сказочно красивой.

Быстро я в седло вскочу,

Не поеду - полечу!

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой.

VI. Закрепление изученного материала Слайд 10

—  Прочитайте задание. Найдите в приложении фотографии денежных единиц к данному заданию. Вырежьте их и наклейте. Подпишите названия.

—  Какими деньгами вы пользуетесь, когда ходите в магазин

—  Какими деньгами вы воспользуетесь, если поедете в США?

-  А в Европе?

VII. Рефлексия

1. Графический диктант

-  Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «—».

•   Прямой обмен одних товаров на другие — это сбережения. («—».)

•   Плата за работу — заработная плата. («+».)

•  Деньги, которые откладывают на будущее, — сбережения. («+».)

•   Оборотная сторона монеты — гурт. («—».)

•   Надпись на монете называется легендой. («+».)

(После выполнения задания проводится самопроверка.)

2. Самоконтроль. (Дети заполняют карточку: палитра знаний

-  Мы очень коротко попытались проследить историю денег от их появления до сегодняшнего дня. Теперь вы можете себе представить, что деньги — это не такая уж и простая вещь, хотя и вполне обычная в нашей жизни.

Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Не экономьте на здоровье! Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение. Или уважение окружающих. Или любовь близких. Далеко не все продается и покупается.
- Я думаю, ребята, что сегодняшний урок будет вам полезен. А где вы можете применить новые знания?(ответы детей) Вступая во взрослую жизнь, вы вспомните сегодняшний разговор и постараетесь разумно и честно зарабатывать и тратить деньги.

VIII. Подведение итогов урока

-  Что такое деньги?

-  Что нового вы узнали о деньгах?

-  Как вы думаете, будут ли деньги меняться? (Да, уже сейчас они выступают в виде пластиковых карточек.)

Итак, деньги — особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 67—70, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 69.

2.Индивидуальное задание: придумайте и нарисуйте свою банкноту.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТОВАР

ТОВАР

ТОВАР

ОБМЕН

ДЕНЬГИ

Рабочий лист

«Палитра моих знаний»

ФИ ________________________________

ПЛАН  УРОКА:

1)Способы приобретения товара

2) Что такое деньги. История  их возникновения.

3)Исследование денег

План исследования.

  1. Рассмотрите монету. Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, … Это оборотная сторона монеты  или “решка”.
  2. Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты или “орел”.
  3. Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.
  4. Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”.
  5. У вас на столах лежат листочки с изображением пятирублёвой монеты. Вспомните и подпишите  название частей монеты.

Рабочий лист

«Палитра моих знаний»

ФИ ________________________________

ПЛАН  УРОКА:

1)Способы приобретения товара

2) Что такое деньги. История  их возникновения.

3)Исследование денег

План исследования.

  1. Рассмотрите монету. Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, … Это оборотная сторона монеты  или “решка”.
  2. Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты или “орел”.
  3. Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.
  4. Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”.
  5.  У вас на столах лежат листочки с изображением пятирублёвой монеты. Вспомните и подпишите название частей монеты.

Рабочий лист

 «Палитра моих знаний»

Тест.

1. Что использовали раньше в качестве денег?

А) телевизоры и чайники

Б) морские раковины и шкурки пушных зверей

В) рисунки на бумаге

2.Как называется прямой обмен одних товаров на другие?

А) бартер

Б) купля-продажа

В) замена

3.Как называется денежная единица России?

А) рубль

Б) доллар

В)евро

4.Как называется сторона монеты, на которой изброжён герб?

А) лицевая

Б) оборотная

В) номинал

5)  Где появились первые бумажные деньги?

А) в России

Б) в Китае

В) в Америке

Рабочий лист

«Палитра моих знаний»

Тест.

1. Что использовали раньше в качестве денег?

А) телевизоры и чайники

Б) морские раковины и шкурки пушных зверей

В) рисунки на бумаге

2.Как называется прямой обмен одних товаров на другие?

А) бартер

Б) купля-продажа

В) замена

3.Как называется денежная единица России?

А) рубль

Б) доллар

В)евро

4.Как называется сторона монеты, на которой изброжён герб?

А) лицевая

Б) оборотная

В) номинал

5)  Где появились первые бумажные деньги?

А) в России

Б) в Китае

В) в Америке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...

План-конспект урока окружающего мира (3 класс) по теме: Страны Европы: Германия и Англия.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе, автор учебника: Плешаков А.А. В ходе урока использовалась технология проектной деятельности, групповая работа. Форма организации - интерактивная: ролевая иг...

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме «Почва», УМК «Планета знаний»

Данный урок проводится по предмету Окружающий мир 3 класс УМК " Планета знаний". Тема урока : "Почва её состав и свойства". На уроке поствлены задачи:Формировать понятие «почва», представление о ее об...

конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Насекомые,птицы, рыбы, звери"

Урок окружающего мира в  1 классе по программе "планета знаний"...

Урок окружающего мира, 2 класс по теме "Что такое семья"

Урок по УМК  "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока окружающего мира. 4 класс по теме "Государственная символика России"

Конспект урока содержит  различные формы работы. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке использованы мультимедийные материалы, работа детей на ноутбуках....

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?"

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?" СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...