Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Грудцына Наталья Михайловна

Учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_.docx97.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»

«Рассмотрено»

 на методическом объединении

Протокол № ___  

от  ________г.

«Рассмотрено»

 на методическом совете

Протокол № ___

от _________г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ___________ г.

____________ Казанцева Н.В.

«Утверждаю»

Приказ №  ____

от _________г.

Рабочая программа начального общего образования

по образовательной системе «Школа России»

 по предмету «Окружающий мир»

1 – 4 класс

Составители:

Велижанина Т.Г., учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Глушкова Л.Ф., учитель начальных классов

первая квалификационная категория

Грудцына Н.М.,учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Казанцева Н.В., учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Ушакова М.М., учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Шарко М.Г., учитель начальных классов

первая квалификационная категория

п. Малиновский

Пояснительная записка

       Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана в соответствии с ФГОС НОО начального общего образования и основной образовательной программой начального общего образования МБОУ  «СОШ п. Малиновский», учебным планом МБОУ «СОШ п. Малиновский», на основе авторской программы  «Окружающий мир» А.А. Плешаков   адресована для обучающихся 1-4 классов по программе «Школа России» .

       Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- Формирование целостной картины мира и  осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-целостного осмысления  ребенком  личного опыта и общения с людьми и природой.

- Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.

Основными  задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели здоровье сберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;

4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

Сроки реализации программы: 4год, 1кл. 66 ч – 1 ч в неделю, 2-4 кл. 68 ч – 2 ч  в неделю

Система оценки достижений:

        В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

       Успешность освоения учебных программ обучающихся 1 классов в соответствии с ФГОС НОО оценивается следующими уровнями:

Качество освоения программы

Уровень достижений

90-100%

66-89%

50-65%

меньше 50%

высокий

повышенный

средний

ниже среднего

Определение уровня развития умений и навыков по окружающему миру производится в соответствии с требованием программы на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр.

      Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений  в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

    Повышенному уровню развития умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы, построенные как правильные, логически законченные рассказы, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала.

   Среднему уровню развития умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы, в которых ученик неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике.

   Ниже среднего уровня  развития этих умений и навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

2-4 класс

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по предметам должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Система оценки достижения  планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений  ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного  уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей  комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по учебным предметам. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний,  достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль осуществляется в письменной и в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени — четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.

Система оценки достижений.

Качество освоения программы

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

90-100%

66-89%

50-65%

меньше 50%

высокий

повышенный

средний

ниже среднего

«5»

«4»

«3»

«2»

Характеристика   цифровой оценки (отметки) по предметам:

 "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

 "4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

 "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

 "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:

Оценка "5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.

Оценка "4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

Оценка "3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

Оценка "2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.

Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки:

Ошибки:

  • неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
  • неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
  • неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.

Недочёты:

  • преобладание при описании объекта несущественных признаков;
  • неточности в определении назначения прибора, его использование;
  • неточности при нахождении объектов на карте.

Система условных обозначений:

НЗ – урок открытия нового знания

ОУР- урок отработки умений и рефлексии

К – урок развивающего контроля

СЗ – урок систематического получения знаний

Планируемые предметные результаты:

1класс

безопасную дорогу от дома до школы;

важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы;

название страны, в которой они живут, ее столицы;

правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

символы России: флаг, герб, гимн;

простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;

названия дней недели, времен года;

имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения вобщественных местах;

цвета радуги;

назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.

Учащиеся должны уметь:

соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;

выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;

использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

составить небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;

различать овощи и фрукты.

2класс

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;

правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;

названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

Учащиеся должны уметь:

различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;

различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;

соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт – Петербурга.

3-4 класс

понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;

объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;

раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;

называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;

рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

проводить несложные астрономические наблюдения;

изготавливать модели планет и созвездий;

использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;

находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;

объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;

выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;

оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;

давать краткую характеристику своего края;

различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;

давать краткую характеристику природных сообществ своего края;

выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;

оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

рассказывать об охране природы в своём крае;

различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;

приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;

соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;

читать историческую карту;

перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;

описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;

рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;

соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;

составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;

описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;

называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

раскрывать связь современной России с её историей;

использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.

Содержание учебного предмета

1 класс

                                                                                     Введение (1 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? (20 ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (12 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). 

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др.

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? (11 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? (22 ч.)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Практическая работа: Простейшие правила гигиены.

2 класс

        Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

3класс

Как устроен мир – 7 ч.

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы.

Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,

мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.

Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы

Эта удивительная природа – 19 ч.

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.

Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.

Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

 «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.

Воздух - смесь газообразных веществ: азота, кислорода и углекислого газа. Легко определяемые свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Источники загрязнения воздуха. Влияние загрязнений воздуха на организмы. Охрана воздуха от загрязнений 

   Мы и наше здоровье – 10 ч.

Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.

Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровье

Наша безопасность – 8 ч.

Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа.    Номера телефонов срочных служб.

Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.

Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.

Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность

 Чему учит экономика – 12 ч.

      Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.

Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность     человека.

Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические     прогнозы.

 Путешествие по городам и странам – 12 ч.

Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики.          Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.

Бережное отношение к культурному наследию человечества.

4 класс

Земля и человечество 9ч

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

Природа России 10ч

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия. Лес и человек.

Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны 15ч

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия. Поверхность нашего края.

Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Страницы всемирной истории 5ч

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия. Мир древности. Экскурсия в краеведческий музей.

Страницы истории Отечества 21ч

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).

Современная Россия 8ч

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах

                                                                                        Тематическое планирование 1 класс

Наименование разделов

Всего часов

В том числе:

Практические, лабораторные, творческие, самостоятельные

работы

Контрольные

работы

1

Введение

1

2

Что и кто?  

20

4

3

Как, откуда и куда?

12

3

4

Где и когда?

11

5

Почему и зачем?

22

1

1

                                   ИТОГО

66

Календарно-тематическое планирование

1класс

№п/п

№ урока в теме

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Планируемая дата

Раздел 1. Введение (1ч)

1

1

Введение. Этот удивительный мир.

1

НЗ

  Раздел 1.  Что и кто?  (20 ч)

УУД

 Регулятивные:

-  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

 - сохранять учебную задачу урока воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя;

-  сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички самопроверки».

  Познавательные:

-  понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

-  находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;

-  понимать схемы учебника, передавая содержание схемы.

  Коммуникативные:

-  включаться в диалог с учителем и сверстниками;

-  формулировать ответы на вопросы;

-  слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

Внеурочная деятельность: Что это за листья? Экскурсия.  Проект «Моя малая родина»

2

1

Что такое Родина?

1

НЗ

3

2

Что мы знаем о народах России?

1

НЗ

4

3

Что мы знаем о Москве?

1

НЗ

5

4

Проект «Моя малая родина»

1

ОУР

6

5

Что у нас над головой?

1

НЗ

7

6

Что у нас под ногами?

1

НЗ

8

7

Что общего у разных растений?

1

НЗ

9

8

Что растет на подоконнике? Практическая работа.

1

НЗ

10

9

Что растет на клумбе?

1

НЗ

11

10

Что это за листья?  Экскурсия.

1

НЗ

12

11

Что такое хвоинки?

1

НЗ

13

12

Кто такие насекомые?

1

НЗ

14

13

Кто такие рыбы?

1

НЗ

15

14

Кто такие птицы?

1

НЗ

16

15

Кто такие звери?

1

НЗ

17

16

Что нас окружает дома?

1

НЗ

18

17

Что умеет компьютер?

1

НЗ

19

18

Что вокруг нас может быть опасным?

1

НЗ

20

19

На что похожа наша планета? Практическая работа.

1

НЗ

21

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

1

СЗ

Раздел 2. Как, откуда и куда? (12ч)

УУД 

Регулятивные:

-  выделять из темы урока известные знания и умения;

-  планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);

-  планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

Познавательные:

 - понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;

-  анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

-  проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям.

Коммуникативные:

-  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

-  интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

-  признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.

Внеурочная деятельность: Проект «Моя семья». «Мои домашние животные».

22

1

Как живет семья.

1

НЗ

23

2

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

НЗ

24

3

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

НЗ

25

4

Как путешествует письмо.

1

НЗ

26

5

Куда текут реки?

1

НЗ

27

6

Откуда берутся снег и лед? Практическая работа

1

НЗ

28

7

Как живут растения?

1

НЗ

29

8

Как живут животные?

1

НЗ

30

9

Как зимой помочь птицам? Практическая работа.

1

НЗ

31

10

Откуда берется и куда девается мусор?

1

НЗ

32

11

Откуда в снежках грязь.

1

НЗ

33

12

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

1

СЗ

Раздел 3. Где и когда? (11ч)

УУД 

Регулятивные:

- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;

-  фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные:

-   устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

-  строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

-  проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

-  располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Коммуникативные:

-  употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

-  понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

-  строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

-  готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.

 Внеурочная деятельность: Проект «Мой класс и моя школа»

34

1

Когда учиться интересно?

1

НЗ

35

2

Проект «Мой класс и моя школа»

1

ОУР

36

3

Когда придет суббота?

1

НЗ

37

4

Когда наступит лето?

1

НЗ

38

5

Где живут белые медведи?

1

НЗ

 0139

6

Где живут слоны?

1

НЗ

40

7

Где зимуют птицы?

1

НЗ

41

8

Когда появилась одежда?

1

НЗ

42

9

Когда изобрели велосипед?

1

НЗ

43

10

Когда ты станешь взрослым?

1

НЗ

44

11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»

1

СЗ

Раздел 4. Почему и зачем? (22ч)

УУД

Регулятивные:

- преобразовывать практическую задачу в познавательную (способы сохранения окружающей природы);

- использовать установленные правила в контроле способа решения;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

Познавательные:

-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;

- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

- устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

Коммуникативные:

- Работать в паре. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

- включаться в диалог с учителем и сверстниками;

-  формулировать ответы на вопросы;

-  слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

-  договариваться и приходить к общему решению.

 Внеурочная деятельность: Проект «Наши домашние питомцы»

45

1

Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?

1

НЗ

46

2

Почему Луна бывает разной?

1

НЗ

47

3

Почему идет дождь и дует ветер?

1

НЗ

48

4

Почему звенит звонок?

1

НЗ

49

5

Почему радуга разноцветная?

1

НЗ

50

6

Почему мы любим кошек и собак?

1

НЗ

51

7

Проект «Наши домашние питомцы»

1

ОУР

52

8

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

НЗ

53

9

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

НЗ

54

10

Зачем мы спим ночью?

1

НЗ

55

11

Почему нужно есть много овощей и фруктов

1

НЗ

56

12

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

НЗ

57

13

Зачем нам телефон и телевизор?

1

НЗ

58

14

Зачем нужны автомобили?

1

НЗ

59

15

Зачем нужны поезда?

1

НЗ

60

16

Зачем строят корабли?

1

НЗ

61

17

Зачем строят самолеты?

1

НЗ

62

18

Почему в автомобиле  и поезде нужно соблюдать правила безопасности

1

НЗ

63

19

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности

1

НЗ

64

20

Зачем люди осваивают космос?

1

НЗ

65

21

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

НЗ

66

22

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»

1

К

Тематическое планирование 2 класс

Наименование раздела

Всего

часов

В том числе:

Практические, лабораторные

творческие, самостоятельные

работы

Контрольные

работы

1

Где мы живём?

4

1

2

Природа

20

4

1

3

Жизнь города и села

10

3

4

Здоровье и безопасность?

9

2

5

Общение

7

3

6

Путешествия

18

5

1

ИТОГО

68

18

2 класс

                                                       Календарно- тематическое планирование

№п/п

№ урока в теме

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Планируемая дата

Раздел 1. Где мы живем – 4 часа

УУД:  коммуникативные: строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

познавательные: понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации.

Внеурочная деятельность: поиск информации  о городе и селе из разных источников.

1.

1.

Знакомство с учебником. Родная страна.

1

НЗ

2.

2.

Город и село. Проект «Родной посёлок». Тест.

1

НЗ

3.

3.

Природа и рукотворный мир. Тест.

1

НЗ

4.

4.

Проверочная работа по разделу «Где мы живём?»

1

СЗ

Раздел 2. Природа – 20 часов

УУД: коммуникативные: прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова;

познавательные: находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.; понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме.

Внеурочная деятельность: Заседание клуба экологов  «Невидимые ниточки природы».

5.

1.

Неживая и живая природа.

1

НЗ

6.

2.

Явления природы.

1

НЗ

7.

3.

Что такое погода?

1

НЗ

8.

4.

В гости к осени (экскурсия).

1

НЗ

9.

5.

В гости к осени.

1

НЗ

10.

6.

Звёздное небо.

1

НЗ

11.

7.

Заглянем в кладовые Земли.

1

НЗ

12.

8.

Про воздух …

1

НЗ

13.

9.

…И про воду.

1

НЗ

14.

10.

Какие бывают растения?

1

НЗ

15.

11.

Какие бывают животные?

1

НЗ

16.

12.

Невидимые нити.

1

НЗ.

17.

13.

Дикорастущие и культурные растения.

1

СЗ.

18.

14.

Дикие и домашние животные.

1

СЗ.

19.

15.

Комнатные растения. Практическая работа.

1

ОУР

20.

16.

Животные живого уголка.

1

НЗ

21.

17.

Про кошек и собак.

1

НЗ

22.

18.

Красная книга.

1

НЗ

23.

19.

Будь природе другом! Проект «Красная книга, или возьмём под защиту».

1

ОУР

24.

20.

Проверочная работа по теме «Природа».

1

К

Раздел 3. Жизнь города и села – 10 ч

УУД: 

коммуникативные: принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

познавательные: анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям.

Внеурочная деятельность:  конкурс проектов  «Профессии».

25.

1.

Что такое экономика?

1

НЗ

26.

2.

Из чего что сделано?

1

НЗ

27.

3.

Как построить дом?

1

НЗ

28.

4.

Какой бывает транспорт?

1

НЗ

29.

5.

Культура и образование.

1

НЗ

30.

6.

Все профессии важны. Проект «Профессии».

1

ОУР

31.

7.

В гости к зиме (экскурсия)

1

НЗ.

32.

8

В гости к зиме.

1

ОУР.

33.

9.

Проверочная работа по разделу «Жизнь города и села»

1

К

34.

10.

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии».

1

ОУР.

Раздел 4. Здоровье и безопасность – 9 ч.

УУД: 

коммуникативные: прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.

познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Внеурочная деятельность:  практическое занятие на улице  «Школа пешехода».

35.

1.

Строение тела человека.

1

НЗ

36.

2.

Если хочешь быть здоров.

1

НЗ

37.

3.

Берегись автомобиля! Практическая работа.

1

ОУР

38.

4.

Школа пешехода.

1

НЗ.

39.

5.

Домашние опасности.

1

ОУР

40.

6.

Пожар. Правила безопасности при пожаре.

1

НЗ

41.

7.

На воде и в лесу. Правила безопасности на воде и в лесу.

1

НЗ

42.

8.

Опасные незнакомцы.

1

НЗ

43.

9.

Проверочная работа по разделу «Здоровье и безопасность».

1

К

Раздел 5. Общение – 7 ч

УУД: коммуникативные: оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений.

Внеурочная деятельность: защита  проектов  «Родословная».

44.

1.

Наша дружная семья.

1

НЗ

45.

2.

Проект «Родословная».

1

ОУР

46.

3.

В школе.

1

ОУР

47.

4.

Правила вежливости. Практическая работа.

1

ОУР

48.

5.

Ты и твои друзья.

1

ОУР

49.

6.

Мы – зрители и пассажиры.

1

НЗ.

50.

7.

Проверочная работа по разделу «Общение».

1

К

Раздел 6. Путешествия -18 ч

УУД:коммуникативные: включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы;

познавательные:  понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем.

           Внеурочная деятельность: праздник  «В гости к весне».

51.

1.

Посмотри вокруг.

1

НЗ

52.

2.

Ориентирование на местности.  Практическая работа.

1

НЗ

53.

3.

Ориентирование на местности.

1

НЗ

54.

4.

Формы земной поверхности.

1

НЗ

55.

5.

Водные богатства.

1

НЗ

56.

6.

В гости к весне (экскурсия).

1

НЗ

57.

7.

В гости к весне.

1

ОУР.

58.

8.

Россия на карте. Практическая работа.

1

НЗ

59.

9.

Проект «Города России».

1

ОУР

60.

10.

Путешествие по Москве.

1

НЗ

61.

11.

Московский Кремль.

1

НЗ

62.

12.

Город на Неве.

1

НЗ

63.

13.

Путешествие по планете.

1

НЗ

64.

14.

Путешествие по материкам.

1

НЗ

65.

15.

Страны мира. Проект «Страны мира».

1

ОУР

66.

16.

Впереди лето.

1

СЗ.

67.

17.

Проверочная работа по разделу «Путешествия».

1

К

68.

18.

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

1

ОУР

Тематическое планирование 3 класс

Наименование разделов

Всего часов

В том числе:

Практические,

лабораторные,

творческие,

самостоятельные

работы

Контрольные

работы

1

Как устроен мир

7

2

Эта удивительная природа

19

3

1

3

Мы и наше здоровье

10

2

4

Наша безопасность

8

1

5

Чему учит экономика

12

1

6

Путешествие по городам и странам

12

1

Итого

68

7

2

 

3 класс

Календарно-тематическое планирование

п/п

№ урока

в теме

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Планируемая дата

Раздел 1 Как устроен мир 7 ч

УУД

-понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

-сохранять учебную задачу в течение всего урока;

-понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

-включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы

-готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

Внеурочная деятельность: Наши проекты: «Богатства, отданные людям».

1

1

Природа.  Ценность природы для людей.

1

НЗ

2

2

Человек.

1

НЗ

3

3

Внутренний мир человека.

1

НЗ

4

4

Общество.

1

НЗ

5

5

Что такое экология.

1

НЗ

6

6

Природа в опасности! Охрана природы.

1

НЗ

7

7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа.

1

К

Раздел 2. Эта удивительная природа 19 ч

УУД

-ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

-моделировать экологические связи в природных сообществах.

-осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

-формулировать ответы на вопросы;

-слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник

Внеурочная деятельность: Наши проекты: «Разнообразие природы родного края».

8

1

Тела, вещества, частицы.

1

НЗ

9

2

Разнообразие веществ

1

НЗ

10

3

Воздух и его охрана. Практическая работа

1

НЗ

11

4

Вода. Практическая работа

1

НЗ

12

5

Превращения и круговорот воды.

1

НЗ

13

6

Берегите воду!

1

ОУР

14

7

Что такое почва. Практическая работа

1

НЗ

15

8

Разнообразие растений.

1

НЗ

16

9

Солнце, растения и мы с вами.

1

НЗ

17

10

Размножение и развитие растений.

1

НЗ

18

11

Охрана растений.

1

ОУР

19

12

Разнообразие животных.

1

НЗ

20

13

Кто что ест.

1

НЗ

21

14

Роль животных в природе и жизни человека

1

НЗ

22

15

Размножение и развитие животных.

1

НЗ

23

16

Охрана животных.

1

СЗ

24

17

В царстве грибов.

1

НЗ

25

18

Великий круговорот жизни.

1

НЗ

26

19

Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа.

1

К

Раздел 3. Мы и наше здоровье 10 часов

УУД

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

-планировать свои действия;

-выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов ;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме

Внеурочная деятельность: Наши проекты: «Школа кулинаров».

27

1

Организм человека.

1

НЗ

28

2

Органы чувств.

1

НЗ

29

3

Надёжная защита организма.

1

НЗ

30

4

Опора тела и движение. Практическая работа

1

НЗ

31

5

Наше питание.

1

НЗ

32

6

Гигиена питания

1

НЗ

33

7

Дыхание и кровообращение. Практическая работа

1

СЗ

34

8

Умей предупреждать болезни.

1

НЗ

35

9

Здоровый образ жизни.

1

СЗ

36

10

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа.

1

К

Раздел 4.   Наша безопасность 8 часов

УУД

-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

-аргументировать свою позицию;

-понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении

Внеурочная деятельность: Наши проекты: «Кто нас защищает».

37

1

Огонь, вода и газ.

1

НЗ

38

2

Чтобы путь был счастливым.Правила безопасности на ж- дороге.

1

НЗ

39

3

Дорожные знаки. Практическая работа Беседа «Правила безопасности на улицах и дорогах»

1

НЗ

40

4

Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления

1

НЗ

41

5

Опасные места.

1

НЗ

42

6

Природа и наша безопасность.

1

НЗ

43

7

Экологическая безопасность.

1

НЗ

44

8

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность».  Проверочная работа.

1

К

Раздел 5.  Чему учит экономика 12 часов

УУД

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи

-составлять рассказ на заданную тему;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Внеурочная деятельность: Наши проекты: «Экономика родного края».

45

1

Для чего нужна экономика.

1

НЗ

46

2

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

НЗ

47

3

Полезные ископаемые. Практическая работа

1

НЗ

48

4

Растениеводство.

1

НЗ

49

5

Животноводство.

1

НЗ

50

6

Какая бывает промышленность.

1

НЗ

51

7

Основные отрасли промышленности.  

1

НЗ

52

8

Что такое деньги.

1

НЗ

53

9

Государственный бюджет.

1

НЗ

54

10

Семейный бюджет.

1

НЗ

55

11

Экономика и экология.

1

СЗ

56

12

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа.

1

К

Раздел 6 Путешествие по городам и странам 12 часов

УУД

-контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

-использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

-строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

-проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

-использовать речь для регуляции своего действия;

Внеурочная деятельность: Наши проекты: «Музей путешествий»

57

1

Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль – Залесский

1

НЗ

58

2

Золотое кольцо России. Ростов, Углич, Ярославль

1

НЗ

59

3

Золотое кольцо России. Суздаль, Владимир, Кострома

1

НЗ

60

4

Золотое кольцо России. Москва

1

НЗ

61

5

Наши ближайшие соседи.

1

НЗ

62

6

На севере Европы.

1

НЗ

63

7

Что такое Бенилюкс.

1

НЗ

64

8

В центре Европы.

1

НЗ

65

9

По Франции и Великобритании.

1

НЗ

66

10

На юге Европы.

1

НЗ

67

11

По знаменитым местам мира.

1

СЗ

68

12

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа.

1

К

Тематическое планирование 4 класс

Наименование разделов

Всего часов

В том числе:

Практические,

лабораторные,

творческие,

самостоятельные

работы

Контрольные

работы

1

Земля и человечество 9 ч

9

2

2

Природа России

10

1

3

Родной край-часть большой страны

15

3

1

4

Страницы Всемирной истории

5

5

5

Страницы истории России

20

6

Современная Россия

9

1

1

Итого

68

12

2

4класс

Календарно-тематическое планирование

п/п.

№ урока  в теме

                                                          Тема урока

Количество часов

Тип урока

Планируемая дата

Раздел 1. «Земля и человечество»  (9ч)

УУД

Регулятивные: понимать учебные задачи раздела и стремиться их выполнить, оценивать результат своей работы на уроке.

Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог, излагать и аргументировать свою точку зрения.

Познавательные: извлекать научные сведения об  особенностях Солнца и солнечной системы, кометы, астероида, формулировать выводы по изученному материалу.

Внеурочная деятельность: Проектная деятельность.

1

1

Мир глазами астронома

1

НЗ

2

2

Планеты Солнечной системы.

1

ОУР

3

3

Звездное небо – Великая книга Природы.

1

ОУР

4

4

Мир глазами географа.

1

ОУР

5

5

Мир глазами историка.

1

ОУР

6

6

Когда и где?

1

ОУР

7

7

Мир глазами эколога.

1

ОУР

8

8

Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие

ОБЖ Основы поведения и меры безопасности детей на воде.

1

ОУР

9

9

Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга.

ОБЖ Основы поведения и меры безопасности на железной дороге. Проверим себя и оценим свои достижения.

1

СЗ

Раздел 2. «Природа России»    (10ч)

Познавательные: находить на физической карте России изучаемые географические объекты, различать равнины и плоскогорье, характеризовать формы рельефа России, работать с терминологическим словариком.

Регулятивные: понимать учебные задачи раздела, искать и находить средства их достижения, оценивать результаты своей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

  Внеурочная деятельность: Создание гербария. Творческий проект

10

1

Равнины и горы России

1

НЗ

11

2

Моря, озёра и реки России

1

ОУР

12

3

Природные зоны России. ОБЖ  Основы поведения и меры безопасности детей на природе

1

НЗ

13

4

Зона арктических пустынь

1

НЗ

14

5

Тундра.

1

НЗ

15

6

Леса России. Лес и человек. ОБЖ Основы поведения и меры безопасности детей  при обращении с домашними животными

1

НЗ

16

7

Зона степей.

1

НЗ

17

8

Пустыни.

1

НЗ

18

9

У Чёрного моря.

1

НЗ

19

10

Экологическое равновесие.

Обобщение «По природным зонам России». Проверим себя и оценим свои достижения.

1

СЗ

Раздел 3. «Родной край – часть большой страны»(15ч)

Познавательные: сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона, находить на карте крупные города, готовить сообщения отбирать информацию из различных источников.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Регулятивные: понимать учебные задачи раздела, искать и находить средства их достижения, оценивать результаты своей работы.

Внеурочная деятельность: Чтение сказок народов Ханты и Манси.

20

1

Родной край – часть большой страны

1

НЗ

21

2

Наш край. Мой край-Югра.

1

ОУР

22

3

Поверхность нашего края. ОБЖ  Основы поведения и меры безопасности детей на природе

1

ОУР

23

4

Водные богатства нашего края.

1

ОУР

24

5

Наши подземные богатства.

1

ОУР

25

6

Земля – кормилица. ОБЖ Основы поведения и меры безопасности детей на воде и льду

1

НЗ.

26

7

Экскурсия в лес и на луг.

1

ОУР

27

8

Жизнь леса.

1

ОУР

28

9

Жизнь луга.

1

ОУР

29

10

Жизнь пресного водоёма.

1

ОУР

30

11

Растениеводство в нашем крае. Растения  Югры.

1

ОУР

31

12

Животноводство в нашем крае. Животные Югры.

1

ОУР

32

13

Проверим себя и оценим свои достижения . Контрольная работа «Родной край-часть большой страны»

1

К

33

14

Обобщающий урок – игра «Я знаю родной край».

1

СЗ

34

15

Презентация проектов «Земля-наш дом»

1

СЗ

Раздел 4.Страницы всемирной истории (5 ч)

Познавательные: сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона, находить на карте крупные города, готовить сообщения отбирать информацию из различных источников.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Регулятивные: понимать учебные задачи раздела, искать и находить средства их достижения, оценивать результаты своей работы.

Внеурочная деятельность: Работа Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

35

1

Начало истории человечества.

1

НЗ

36

2

Мир древности: далёкий и близкий.

1

НЗ

37

3

Средние века: время рыцарей и замков.

1

НЗ

38

4

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

НЗ

39

5

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

НЗ

Раздел 5. Страницы истории России (21 ч)

Познавательные: определять по ленте «времени» длительность периодов первобытного общества и существования Древнего мира, анализировать иллюстрации учебника, обобщить знания о древних государствах, их культуре, религиях,  выявить общее и отличие.

Регулятивные: понимать учебные задачи раздела, искать и находить средства их достижения, оценивать результаты своей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

 Внеурочная деятельность: Презентация по заданным темам.

40

1

Жизнь древних славян.

1

НЗ

41

2

Во времена Древней Руси.

1

НЗ

42

3

Страна городов.

1

ОУР

43

4

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

НЗ

44

5

Трудные времена на Русской земле.

1

НЗ

45

6

Русь расправляет крылья.

1

НЗ

46

7

Куликовская битва

1

НЗ

47

8

Иван III

1

НЗ

48

9

Мастера печатных дел

1

НЗ

49

10

Патриоты России

1

НЗ

50

11

Петр Великий

1

НЗ

51

12

Михаил Васильевич Ломоносов

1

ОУР

52

13

Екатерина Великая

1

ОУР

53

14

Отечественная война 1812 года.

1

ОУР

54

15

Страницы истории ХIХ века

1

ОУР

55

16

Россия вступает в ХХ век.

1

ОУР

56

17

Страницы истории 20-30 годов

1

ОУР

57

18

Великая война.

1

НЗ

58

19

Великая Победа

1

НЗ

59

20

Страна, открывшая путь в космос.

1

НЗ

60

21

Проверим себя и оценим свои достижения . Контрольная работа по теме «Страницы истории России»

1

К

Раздел 6. Современная Россия (8 ч)

Познавательные:   находить на карте РФ области, края, республики, автономные округа и области, города федерального значения; знать истории Герба, флага, Гимна, символику РФ, текста Гимна; знание основного закона и  своих прав.

Регулятивные: понимать учебные задачи раздела и стремиться их выполнить, оценивать результат своей работы на уроке.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Внеурочная деятельность: Творческий проект город будущего.

61

1

Основной закон России и права человека

1

НЗ

62

2

Мы – граждане России

1

НЗ

63

3

Славные символы России

1

НЗ.

64

4

Такие разные праздники

1

ОУР

65

5

Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

1

ОУР

66

6

Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России)

1

ОУР

67

7

Путешествие по России (по Волге, по югу России)

1

ОУР.

68

8

Проверим себя и оценим свои достижения. Итоговая контрольная работа.

1

К

Список литературы

Для учителя

Для обучающихся

Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 1 класс – М.: ВАКО.

Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 2 класс – М.: ВАКО.

Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 3 класс – М.: ВАКО.

Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс – М.: ВАКО.

Плешаков А.А Окружающий мир.  Рабочие программы 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. -М.: Просвещение

Окружающий мир. 1 класс. Учебник. В 2-х частях. изд. -  М.: Просвещение 
Плешаков А.А.
изд. -  М.: Просвещение

Окружающий мир. 2 класс. Учебник. В 2-х частях.  
Плешаков А.А.
 изд. -  М.: Просвещение

Окружающий мир. 3 класс. Учебник. В 2-х частях.  
Плешаков А.А.
 изд. -  М.: Просвещение

Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2-х частях.  
Плешаков А.А.
 изд. -  М.: Просвещение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год

Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

рабочая программа по окружающему миру 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа составлена в соответствии с требования составления программ по ФГОС....

Рабочая программа по окружающему миру для специального (коррекционного) 4 класса VII вида по программе "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир»....

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. Программа "Школа России"

Программа "Школа России" В соответствии с Базисным учебным планом и учебным планом МБОУ Ефремкинская СОШ №8 в 1 классе на учебный предмет «Окружающий мир» отводится 66 часов (из расчета 2 часа в не...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...