Конспект занятия по внеурочной деятельности курса " Экология" 2 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Надежда Полехина

Конспект занятия по экологии " Какие тайны хранят запасы угля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugol.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Какие тайны хранят запасы угля.

Цель: познакомить учащихся с полезным ископаемым   каменный угль, свойствами и значением каменного угля, способам добычи.

Задачи:

Расширить знания учащихся о полезном ископаемом каменном угле, его свойствах и применении;

вызвать интерес к изучению новой темы;

Закреплять умения детей обследовать предметы, назвать их свойства и особенности.

Воспитывать уважительное отношение к природным богатствам нашей страны и уважение к профессии шахтёра.

Организационный этап

Учитель: Добрый день, ребята! Садитесь. Проверьте готовность к уроку. Работаем дружно, активно.

Сегодня у нас с вами не обычный урок. Вы видите, что на партах у вас много интересного. У нас сегодня урок-исследование.

Как вы думаете, а кто такой исследователь? (занимается  изучением чего-либо)

А вы когда-нибудь были исследователями?

Вы готовы совершить сегодня открытие?

Поэтому надо всем быть более внимательными, собранными и аккуратными.

Повторение домашнего задания.

Учитель: Отгадайте загадки:

1. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спичек.

2. Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

3. Росли на болоте растения …

А теперь это топливо и удобрения

4. Он очень прочен и упруг,

Строителям - надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны

5. Горит, да не солнце,

Чёрен, да не ночь,

Твёрдый, да не камень,

На весь мир славен!

Учащиеся:

Учитель: Прочитайте слова (обращает внимание на карточку с названиями полезных ископаемых

«Природный газ, нефть, торф, гранит, каменный уголь»)

Что это за вещества?

Учащиеся: это полезные ископаемые.

Учитель: что такое полезные ископаемые?

Учащиеся: Полезные ископаемые – это горные породы, которые человек добывает из недр земли и использует в своём хозяйств.

Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи).

Учитель: А сегодня героем нашего урока сегодня будет вот этот невзрачный кусок горной породы (показывает образец каменного угля)

. Что это за горная порода?

Учащиеся: Каменный уголь

 Тема урока сегодня «Каменный уголь»,

: мы его исследуем с разных точек зрения, и узнаем, как образовался каменный уголь, о его свойствах и больших месторождениях, как его добывают, как используют в хозяйстве

А полученные знания мы будем записывать на рабочем листе, который лежит у каждого на парте (показываю листок). 

Изучение нового материала

1)Вступительное слово.

Перед вами образец твердого блестящего вещества черного цвета!

Как называется это полезное ископаемое? (каменный уголь)

Мы проведём небольшое исследование и узнаешь о каменном угле

много нового.

Для исследования нам с вами необходимо отправиться в путешествие

По страницам познавательной книги.

 1 страница Биологическая

Давным – давно на нашей планете было очень тепло. Росли пышные густые леса. (показ слайда 1). Деревья вырастали огромных гигантских размеров. (показ слайда 2). Но с годами эти деревья и растения погибали, они падали в болота и мелкие озера. (показ слайда 3) Постепенно ветер нанес поверх этой растительной массы толстые слои песка, глины, земли. Эти слои с годами спрессовались, затвердели и через много – много тысяч лет превратилась в каменный уголь. (показ слайда 4)..

Люди, раскалывая куски угля, часто натыкались на отпечатки листьев растений, коры деревьев.

Это доказывает, что уголь образовался из остатков растений давно-давно.

2)  страница – географическая

Месторождения каменного угля.

Что такое месторождение? (Место, где залегают полезные ископаемые)

Месторождения каменного угля на карте обозначаются чёрным квадратом.

 Работа с физической картой России)

Место залегания каменного угля называют угольным бассейном.

Запасы угля в России размещены крайне неравномерно. Более 90% приходится на

ещё недостаточно освоенные районы Сибири и Дальнего Востока.

Самые крупные из них: Печорский угольный бассейн – около города

Воркута на Севере – восточнее реки Печора. Кузбасс – Кузнецкий угольный

бассейн. Наиболее крупные местонахождения каменного угля находятся в Сибири,

в Кемеровской области.

Назови крупные месторождения каменного угля? (ответы ребят)

В рабочем листе отметить, как обозначается месторождения

И записать несколько мест

 

3 страница – исследовательская.

Практическая работа: «Свойства каменного угля»

Возьмите каменный уголь, рассмотрите его, расскажите о нём: какого он цвета,

гладкий или шершавый, блестящий или матовый? (– Каменный уголь черного цвета. Он блестящий.)

 – А как узнать, что уголь твёрдый или мягкий? (– Надо сжать его в руке.)

- Мои дорогие исследователи, продолжаем нашу

исследовательскую работу. Возьмите в руку каменный уголь крепко сожмите руку. Что произошло? (Уголь остался таким, каким был).

. Как вы думаете, он прочный или нет? (уголь прочный и твердый)

 Посмотрите на свои руки. Что можно сказать про уголь? (– Он пачкается.)

Попробуйте провести линию на бумаге (оставляет цвет)

 Положите уголь и вытрите руки салфеткой.

 Сделаем вывод. Запишите свойства в рабочие листы.

Вывод: Каменный уголь – твёрдый, хрупкий, чёрного цвета, блестит, , оставляет

Физкультминутка.

По дорожке геологи шли.

Много камешков разных нашли.

Присели, собрали.

Присели, собрали

И дальше вприпрыжку пошли.

По дорожке, по дорожке

Прыгали на левой ножке.

И по этой же дорожке

Прыгали на правой ножке.

«Стоп! Немного отдохнём

И камни изучать пойдём!»

Наше путешествие продолжается!

4 страница – технологическая

Добыча каменного угля.  Добыча каменного угля производится на поверхности земли, а также и глубоко под землёй.

Добыча угля из пластов, которые выходят на поверхность земли,

проводится открытым способом.

Верхний слой - почву, глину, песок – отодвигают в сторону и сбрасывают в отвал,

начинают добычу экскаваторами, и вывозят самосвалами или строят специальную

железную дорогу. (иллюстрации)

Если уголь залегает глубоко, добычу его ведут закрытым способом.

Для добычи угля из глубины земли делают каменноугольные шахты (стр. 62 Рис.

74, в которых ведут подземную добычу.

Шахта — это глубокий вертикальный колодец с горизонтальными

туннелями, который доходит до пластов каменного угля. В шахте движутся

специальные кабины. В них шахтёры спускаются под землю чтоб добывать уголь и

поднимаются на поверхность после работы. От шахты во все стороны тянутся

длинные подземные коридоры, в них уложены рельсы или конвейеры.

Работает в шахте - шахтёр. (иллюстрации) Это трудная профессия.

Шахтёра отличает внутренняя собранность, повышенная дисциплина,

внимательность, ответственность. Шахтёру необходим хороший слух и зрение, а

также должен быть физически развит.

Как вы думаете, какой способ добычи опаснее? Почему? (В шахте,

может произойти обвал, взрыв.)

- Люди, какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу?

(Шахтёры.)

Запишите в тетрадь способы добычи угля (Открытый (карьер) и закрытый

5 страница – хозяйственная

 

3начение каменного угля.

 Нужен ли человеку каменный уголь? Для каких целей? Одно из свойств каменного угля: он хорошо горит и даёт много тепла, поэтому его используют для отопления жилых помещений

На каменном угле работают тепловые станции (ТЭС) и котельные, обогревающие дома.

Уголь является топливом для паровозов и теплоходов

А также добавляют в асфальт, лаки краски, пластмасс

Итог……

Подведение итогов. Закрепление

 Смогли мы с вами  найти ответы на наши вопросы? Давайте  проверим.

Сегодня вы узнали много нового, интересного про каменный уголь. Вы были хорошими исследователями.

А работалось нам хорошо потому, что вы дружные.

-

Рефлексия

Ребята наше занятие подошло к концу. Если вам понравилось сегодня на занятии прошу вас похлопать тихонько в ладоши, если нет, то потопать.

                                                             

                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе по теме "Здоровая пища для всей семьи"

Данное занятие разработано и проведено в рамках программы по внеурочной деятельности "Школа здоровья" в 1 классе. Его структура соответствует ФГОС. Будет полезно для учителей начальных классов и всех,...

Конспект занятия по внеурочной деятельности для 1 класса.

Программа: «Путешествие в мир экологии» В.А. Самкова....

Конспект занятия по внеурочной деятельности во 2 классе "Как вести себя у водоёмов"

Цель - формировать у учащихся потребность соблюдать правила поведения у водоемов....

Конспект занятия по внеурочной деятельности во 2 классе "Как себя вести дома"

Цель -  формировать у учащихся потребность соблюдать правила поведения дома....

Конспект занятия по внеурочной деятельности для 1 класса.Направление "Музыкальная шкатулка"

Конспект содержит информацию для ознакомления учащихся  с историей празднования Нового года....

Конспект занятия по внеурочной деятельности. Курс «Весёлый карандаш». Тема: «Получение оранжевой и зелёной краски. Набрызг.»

Художественное творчество является одним из продуктивных средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребен...

План – конспект занятия по внеурочной деятельности (курс «Учусь создавать проект»)

Тема: Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Класс:  1 Цель занятия: способствовать  формированию самостоятельности  учащихся, способности к са...