Конспект занятия по внеурочной деятельности курса " Экология" 2 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект занятия по экологии " Какие тайны хранят запасы угля"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugol.docx | 30.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Какие тайны хранят запасы угля.
Цель: познакомить учащихся с полезным ископаемым каменный угль, свойствами и значением каменного угля, способам добычи.
Задачи:
Расширить знания учащихся о полезном ископаемом каменном угле, его свойствах и применении;
вызвать интерес к изучению новой темы;
Закреплять умения детей обследовать предметы, назвать их свойства и особенности.
Воспитывать уважительное отношение к природным богатствам нашей страны и уважение к профессии шахтёра.
Организационный этап | Учитель: Добрый день, ребята! Садитесь. Проверьте готовность к уроку. Работаем дружно, активно. Сегодня у нас с вами не обычный урок. Вы видите, что на партах у вас много интересного. У нас сегодня урок-исследование. Как вы думаете, а кто такой исследователь? (занимается изучением чего-либо) А вы когда-нибудь были исследователями? Вы готовы совершить сегодня открытие? Поэтому надо всем быть более внимательными, собранными и аккуратными. Повторение домашнего задания. Учитель: Отгадайте загадки: 1. На кухне у мамы помощник отличный, Он синим цветком расцветает от спичек. 2. Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? 3. Росли на болоте растения … А теперь это топливо и удобрения 4. Он очень прочен и упруг, Строителям - надёжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны 5. Горит, да не солнце, Чёрен, да не ночь, Твёрдый, да не камень, На весь мир славен! Учащиеся: Учитель: Прочитайте слова (обращает внимание на карточку с названиями полезных ископаемых «Природный газ, нефть, торф, гранит, каменный уголь») Что это за вещества? Учащиеся: это полезные ископаемые. Учитель: что такое полезные ископаемые? Учащиеся: Полезные ископаемые – это горные породы, которые человек добывает из недр земли и использует в своём хозяйств. |
Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) | |
Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи). | Учитель: А сегодня героем нашего урока сегодня будет вот этот невзрачный кусок горной породы (показывает образец каменного угля) . Что это за горная порода? Учащиеся: Каменный уголь Тема урока сегодня «Каменный уголь», : мы его исследуем с разных точек зрения, и узнаем, как образовался каменный уголь, о его свойствах и больших месторождениях, как его добывают, как используют в хозяйстве А полученные знания мы будем записывать на рабочем листе, который лежит у каждого на парте (показываю листок). |
Изучение нового материала | 1)Вступительное слово. Перед вами образец твердого блестящего вещества черного цвета! Как называется это полезное ископаемое? (каменный уголь) Мы проведём небольшое исследование и узнаешь о каменном угле много нового. Для исследования нам с вами необходимо отправиться в путешествие По страницам познавательной книги. 1 страница Биологическая Давным – давно на нашей планете было очень тепло. Росли пышные густые леса. (показ слайда 1). Деревья вырастали огромных гигантских размеров. (показ слайда 2). Но с годами эти деревья и растения погибали, они падали в болота и мелкие озера. (показ слайда 3) Постепенно ветер нанес поверх этой растительной массы толстые слои песка, глины, земли. Эти слои с годами спрессовались, затвердели и через много – много тысяч лет превратилась в каменный уголь. (показ слайда 4).. Люди, раскалывая куски угля, часто натыкались на отпечатки листьев растений, коры деревьев. Это доказывает, что уголь образовался из остатков растений давно-давно. 2) страница – географическая Месторождения каменного угля. Что такое месторождение? (Место, где залегают полезные ископаемые) Месторождения каменного угля на карте обозначаются чёрным квадратом. Работа с физической картой России) Место залегания каменного угля называют угольным бассейном. Запасы угля в России размещены крайне неравномерно. Более 90% приходится на ещё недостаточно освоенные районы Сибири и Дальнего Востока. Самые крупные из них: Печорский угольный бассейн – около города Воркута на Севере – восточнее реки Печора. Кузбасс – Кузнецкий угольный бассейн. Наиболее крупные местонахождения каменного угля находятся в Сибири, в Кемеровской области. Назови крупные месторождения каменного угля? (ответы ребят) В рабочем листе отметить, как обозначается месторождения И записать несколько мест
3 страница – исследовательская. Практическая работа: «Свойства каменного угля» Возьмите каменный уголь, рассмотрите его, расскажите о нём: какого он цвета, гладкий или шершавый, блестящий или матовый? (– Каменный уголь черного цвета. Он блестящий.) – А как узнать, что уголь твёрдый или мягкий? (– Надо сжать его в руке.) - Мои дорогие исследователи, продолжаем нашу исследовательскую работу. Возьмите в руку каменный уголь крепко сожмите руку. Что произошло? (Уголь остался таким, каким был). . Как вы думаете, он прочный или нет? (уголь прочный и твердый) Посмотрите на свои руки. Что можно сказать про уголь? (– Он пачкается.) Попробуйте провести линию на бумаге (оставляет цвет) Положите уголь и вытрите руки салфеткой. Сделаем вывод. Запишите свойства в рабочие листы. Вывод: Каменный уголь – твёрдый, хрупкий, чёрного цвета, блестит, , оставляет Физкультминутка. По дорожке геологи шли. Много камешков разных нашли. Присели, собрали. Присели, собрали И дальше вприпрыжку пошли. По дорожке, по дорожке Прыгали на левой ножке. И по этой же дорожке Прыгали на правой ножке. «Стоп! Немного отдохнём И камни изучать пойдём!» Наше путешествие продолжается! 4 страница – технологическая Добыча каменного угля. Добыча каменного угля производится на поверхности земли, а также и глубоко под землёй. Добыча угля из пластов, которые выходят на поверхность земли, проводится открытым способом. Верхний слой - почву, глину, песок – отодвигают в сторону и сбрасывают в отвал, начинают добычу экскаваторами, и вывозят самосвалами или строят специальную железную дорогу. (иллюстрации) Если уголь залегает глубоко, добычу его ведут закрытым способом. Для добычи угля из глубины земли делают каменноугольные шахты (стр. 62 Рис. 74, в которых ведут подземную добычу. Шахта — это глубокий вертикальный колодец с горизонтальными туннелями, который доходит до пластов каменного угля. В шахте движутся специальные кабины. В них шахтёры спускаются под землю чтоб добывать уголь и поднимаются на поверхность после работы. От шахты во все стороны тянутся длинные подземные коридоры, в них уложены рельсы или конвейеры. Работает в шахте - шахтёр. (иллюстрации) Это трудная профессия. Шахтёра отличает внутренняя собранность, повышенная дисциплина, внимательность, ответственность. Шахтёру необходим хороший слух и зрение, а также должен быть физически развит. Как вы думаете, какой способ добычи опаснее? Почему? (В шахте, может произойти обвал, взрыв.) - Люди, какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.) Запишите в тетрадь способы добычи угля (Открытый (карьер) и закрытый 5 страница – хозяйственная
3начение каменного угля. Нужен ли человеку каменный уголь? Для каких целей? Одно из свойств каменного угля: он хорошо горит и даёт много тепла, поэтому его используют для отопления жилых помещений На каменном угле работают тепловые станции (ТЭС) и котельные, обогревающие дома. Уголь является топливом для паровозов и теплоходов А также добавляют в асфальт, лаки краски, пластмасс Итог…… |
Подведение итогов. Закрепление | Смогли мы с вами найти ответы на наши вопросы? Давайте проверим. Сегодня вы узнали много нового, интересного про каменный уголь. Вы были хорошими исследователями. А работалось нам хорошо потому, что вы дружные. - |
Рефлексия | Ребята наше занятие подошло к концу. Если вам понравилось сегодня на занятии прошу вас похлопать тихонько в ладоши, если нет, то потопать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе по теме "Здоровая пища для всей семьи"
Данное занятие разработано и проведено в рамках программы по внеурочной деятельности "Школа здоровья" в 1 классе. Его структура соответствует ФГОС. Будет полезно для учителей начальных классов и всех,...
Конспект занятия по внеурочной деятельности для 1 класса.
Программа: «Путешествие в мир экологии» В.А. Самкова....
Конспект занятия по внеурочной деятельности во 2 классе "Как вести себя у водоёмов"
Цель - формировать у учащихся потребность соблюдать правила поведения у водоемов....
Конспект занятия по внеурочной деятельности во 2 классе "Как себя вести дома"
Цель - формировать у учащихся потребность соблюдать правила поведения дома....
Конспект занятия по внеурочной деятельности для 1 класса.Направление "Музыкальная шкатулка"
Конспект содержит информацию для ознакомления учащихся с историей празднования Нового года....
Конспект занятия по внеурочной деятельности. Курс «Весёлый карандаш». Тема: «Получение оранжевой и зелёной краски. Набрызг.»
Художественное творчество является одним из продуктивных средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребен...
План – конспект занятия по внеурочной деятельности (курс «Учусь создавать проект»)
Тема: Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Класс: 1 Цель занятия: способствовать формированию самостоятельности учащихся, способности к са...