Технологическая карта по окружающему миру «Чудо под ногами» (УМК "Перспектива"3 класс)
материал по окружающему миру (3 класс)

Павленко Анна Яковлевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений о почве, ее плодородии, свойствах и составе.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать понятие о почве её плодородии и значении для растений, животных и человека;

2.Познакомить учащихся с составом и свойствами почвы.

Предметные:

1. Использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших процессов в природе;

2. Проводить по предложенному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов.

Развивающие:

1. Развивать речь, мышление, познавательную деятельность детей;

2. Развивать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.

Личностные:

1. Осознавать роль человека в природе и обществе;

2. Принимать экологические нормы поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к родине и патриотизм.

2. Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.

УМК: «Перспектива» учебник «Окружающий мир» 3 класс 1 часть А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.

Рабочая тетрадь по окружающему миру 3 класс 1 часть А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта709.02 КБ
PDF icon Презентация 2.39 МБ
Файл Карточки690.03 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 17.11.2023 г.

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 3 «Б»

Урок: 1

Время: 08:45 – 09:25

Кабинет: 206

Студент: Павленко Анна Яковлевна

Группа: 45

Учитель: Копотева Людмила Ильинична  

Методист: Мухина Ирина Георгиевна

Тема урока «Чудо под ногами»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений о почве, ее плодородии, свойствах и составе.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать понятие о почве её плодородии и значении для растений, животных и человека;

2.Познакомить учащихся с составом и свойствами почвы.

Предметные:

1. Использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших процессов в природе;

2. Проводить по предложенному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов. 

Развивающие:

1. Развивать речь, мышление, познавательную деятельность детей;

2. Развивать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.

Личностные:

1. Осознавать роль человека в природе и обществе;

2. Принимать экологические нормы поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к родине и патриотизм.

2. Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.

УМК: «Перспектива» учебник «Окружающий мир» 3 класс 1 часть А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.

Рабочая тетрадь по окружающему миру 3 класс 1 часть А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностном уровне

Ф

Словесный метод:

слово учителя

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность;

- Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Анна Яковлевна. Сегодня я проведу у Вас урок окружающего мира. Я очень рада видеть Вас, и хочу поскорее начать работу с Вами. Прошу Вас проверить готовность к уроку, присаживайтесь.

- Вспомним правила успешного урока

1.Организуют свое рабочее место.

-Слушать учителя, отвечать по поднятой руке, не перебивать

Р: планировать свои действия.

Л: устойчивый интерес к новым способам познания.

Проектор с презентацией

Актуализация знаний и мотивация (5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод:

слово учителя

П: самостоятельная работа

К

взаимопроверка

1.Организует проверку знаний прошлой темы. Блин-опрос

Перед началом нашей работы, я Вам раздам карточки для того, чтобы проверить то, как Вы усвоили прошлую тему, напишите имя в первой строке.

1.Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

А) Врачи

Б) Геологи

В) Строители

2.Какие полезные ископаемые используют в строительстве?

А) Песок, глина

Б) Гранит, торф

В) Каменный уголь, поваренная соль

3.Какие полезные ископаемые служат топливом?

А) Оловянная и медные руды

Б) Каменные уголь, природный газ

В) Графит, сера

4.Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

А) Мрамор, гранит

Б) Природный газ, нефть

В) Золото

5.Зачем мы собираем металлолом?

А) Сохраняем запасы руды

Б) Очищаем территорию от мусора

В) Участвуем в соревновании между классами

-Меняемся листочками с соседом по парте и проверяем и ставим оценку по критериям:

0-1 ошибка – 5

2-3 ошибки – 4

4-5 ошибок – 3

Поднимите руку, те у кого нет или одна ошибка, у кого две или три ошибки?

Выполняют блиц-опрос с взаимопроверкой по образцу.

Осуществляют самооценку.

- Б

- А

-  Б

-  Б

- А

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

К: формулировать собственное мнение и позицию;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проектор с презентацией

Карточки

Постановка учебной задачи (2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный метод:

слово учителя, учебный диалог

1.Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися темы и

целей урока;

Как вы думаете, что чудесного в той земле, по которой мы ходим?

- Разгадайте ребус.

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

-Сформулируйте тему нашего урока.

- И сегодня мы будем изучать, что же там такого чудесного в этой почве. Сформулируйте цель урока

1.Выдвигают варианты формулировок цели,                       участвуют в их обсуждении;

Внимательно слушают

- Предположения детей

- Почва

-  Почва. «Чудо под ногами»

- Цель: Узнаем, что такое почва ее свойства и состав

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проектор с презентацией

«Открытие»  детьми нового знания (3 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, Г

Словесный: учебный диалог

1.Организует учебный диалог по теме урока

- А кто знает, что такое почва?

- Открываем учебник на с.74, читаем внимательно текст

- Что же такое почва?

- Что нового узнали из текста, ответьте на вопросы:

- Какое главное свойство земли?

- Как в народе называли почву?

-Как называется наука о почве?

-Какой ученый создал эту науку?

- Отлично, посмотрим видеоролик о почве и ответим на вопрос

Что такое круговорот веществ в природе?

Отлично, чтобы узнать состав почвы мы выполним ряд опытов, откройте рабочие тетради на странице 50-51

1.Читают учебник, анализируют информацию,  отвечают на вопросы

-предположения детей

-Почва – верхний плодородный слой земли

- плодородие;

- «земля-кормилица;

- почвоведение.

русский учёный Василий Васильевич Докучаев;

- ответы детей.

К: слушать собеседника, соблюдать правила общения;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; участвовать в обсуждении, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

П: проявлять познавательную инициативу.

Проектор с презентацией

Учебник

Рабочая тетрадь

Первичное закрепление (2 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Внешний контроль

1.Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний;

-Познакомимся с инвентарем и проанализируем опыты

Опыт №1

- Выполним первый опыт. Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек сухой почвы. Что вы видите?

-О чем это говорит?

Вывесить на доску карточку-опору со словом воздух

Опыт №2

-Прочтите опыт. Немножко нагревают воду. Над почвой устанавливают холодное стекло. Рассмотрите рисунок опыт 2 и скажите, что вы видите?

-Что доказывает этот опыт?

Опыт №3

- В этом опыте воду продолжают нагревать. Рассмотрите рисунок опыт3 и скажите, что вы видите?

- Сгорает перегной или гумус, который образовался из остатков растений или животных. Именно перегной придаёт тёмный цвет почве.

- Какой сделаем вывод?

Опыт №4

- Прокаленную почву, в которой весь перегной сгорел, насыпают в стакан с водой, размешивают. На дно осели песок и глина. Что мы еще раз доказали?

Опыт №5

- Воду фильтруют, в которой долго находилась почва. Несколько капель помещают на стекло. Держат стекло над огнем. На стекле остался налет. Это соли. Соли – питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.

- Сделайте вывод.

-Мы отлично поработали, надо немного отдохнуть:

Дышим мы легко-легко        

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали,

И локтями повращали.

Сделали по 5 прыжков.

И к работе класс готов!

Молодцы, присаживайтесь.

1.Проверяют правильность выполнения        задания       пошагово сравнивая с эталоном

-из почвы выходят пузырьки воздуха

- в почве есть воздух.

-стекло становится влажным

- в почве есть вода

-  над почвой появился дым

- в почве есть перегной

-  что в почве присутствуют песок и глина.

- в почве находятся соли, которые могут растворяться в воде

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Проектор с презентацией

Учебник

Рабочая тетрадь

Самостоятельная работа с самопроверкой (20 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

Внешний контроль

1. Организует выполнение самостоятельной работы

- Прочитайте внимательно в учебнике данную тему.

- Сейчас я вам раздам карточки с текстом. Но текст не простой, в предложениях потерялись слова по сегодняшней теме. Ваша задача написать нужные слова.

Почва – верхний ________________земли. Она бесценное богатство природы, _________ растений, животных и человека.  ____________- главное свойство почвы. ___________- наука о почвах. Почвоведение основал русский ученый В.В.__________.

В состав почвы входит воздух, ________, _________, __________, __________, ________, __________ _______. Почва служит________________________________ животных. Растения получают из почвы ______________________________________________________. Животные перемешивают _______________, измельчают ___________ _______. Таким образом повышают __________ _______.

- Проверяем, один читает свои выводы, далее проверяют по эталону

-Молодцы!

1.Выполняют задание в карточках и проверяют по образцу.

Почва – верхний плодородный слой земли. Она бесценное богатство природы, кормилица растений, животных и человека.  Плодородие - главное свойство почвы. почвоведение - наука о почвах. Почвоведение основал русский ученый В.В. Докучаев. В состав почвы входит воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли. Почва служит домом для многих животных. Растения получают из почвы воду и минеральные вещества, воздух. Животные перемешивают почву, измельчают остатки растений. Таким образом повышают плодородие почвы.

П:структурирование знаний.

Проектор с презентацией

Карточки

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, закрепление ранее изученного

Ф

Словесный: диалог

Парная работа

Форма контроля: фронтальный опрос

1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

В парах вам нужно вписать в схему недостающие слова

- Проверим по слайду

А сейчас, я проверю ваши знания устно. Вам нужно будет отвечать да или нет, но делать вы это будите без слов, жестами. Если ответ да вы поднимаете палец вверх, если нет то вниз

 Готовы, давайте приступим.

1. Верно ли то, что почва – это средний слой земли?

2.Верно ли, что почва – это верхний плодородный слой земли?

3. Главное свойство земли плодородие?

4. В почве обитают животные?

5. В состав почвы не входит вода и воздух?

1.Применяют знания в практической деятельности.

-Нет

-Да

- Да

-Да

-Нет

Р: контроль.

П: анализ объекта с целью выделения признаков, синтез.

Проектор с презентацией

Карточки

Рефлексия деятельности (5мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ, применение нового знания

Ф

Словесный: беседа

Форма контроля: устный опрос

1.Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся;

- Наш сегодняшний урок подходит к концу 

-Какая тема урока была у нас сегодня?

-Какую цель мы ставили? Достигли мы цели?

-Посмотрите на слайд и продолжите фразы:

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

Открываем дневники и записываем домашнее задание

- Молодцы!

Спасибо вам за хорошую работу.

До свидания!

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала;

- Отвечают на вопросы

-  Почва. «Чудо под ногами»

- Цель:  Узнаем, что такое почва ее свойства и состав

Р: самооценка.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

П: анализ.

Проектор с презентацией


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1.

1.

1.

1.

1.

2.

2.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

5.

5.

1.

1.

1.

1.

1.

2.

2.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

5.

5.

1.

1.

1.

1.

1.

2.

2.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

5.

5.

1.

1.

1.

1.

1.

2.

2.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

5.

5.

1.

1.

1.

1.

1.

2.

2.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

5.

5.

1.

1.

1.

1.

1.

2.

2.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

5.

5.

Блиц-опрос

 Задание: вставьте пропущенные слова.

Почва – верхний ________________земли.

Она бесценное богатство природы, _________ растений, животных и человека.  ____________- главное свойство почвы.

___________- наука о почвах. Почвоведение основал русский ученый В.В.__________.

В состав почвы входит воздух, ________, _________, __________, __________, ________, __________ _______.

Почва служит________________________________ животных.

Растения получают из почвы __________________________________________________.

Животные перемешивают _______________, измельчают ___________ _______.

Таким образом повышают __________ _______.

Задание: вставьте пропущенные слова.

Почва – верхний ________________земли.

Она бесценное богатство природы, _________ растений, животных и человека.  ____________- главное свойство почвы.

___________- наука о почвах. Почвоведение основал русский ученый В.В.__________.

В состав почвы входит воздух, ________, _________, __________, __________, ________, __________ _______.

Почва служит________________________________ животных.

Растения получают из почвы __________________________________________________.

Животные перемешивают _______________, измельчают ___________ _______.

Таким образом повышают __________ _______.

Задание: вставьте пропущенные слова.

Почва – верхний ________________земли.

Она бесценное богатство природы, _________ растений, животных и человека.  ____________- главное свойство почвы.

___________- наука о почвах. Почвоведение основал русский ученый В.В.__________.

В состав почвы входит воздух, ________, _________, __________, __________, ________, __________ _______.

Почва служит________________________________ животных.

Растения получают из почвы __________________________________________________.

Животные перемешивают _______________, измельчают ___________ _______.

Таким образом повышают __________ _______.

Задание: вставьте пропущенные слова.

Почва – верхний ________________земли.

Она бесценное богатство природы, _________ растений, животных и человека.  ____________- главное свойство почвы.

___________- наука о почвах. Почвоведение основал русский ученый В.В.__________.

В состав почвы входит воздух, ________, _________, __________, __________, ________, __________ _______.

Почва служит________________________________ животных.

Растения получают из почвы __________________________________________________.

Животные перемешивают _______________, измельчают ___________ _______.

Таким образом повышают __________ _______.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Наша страна - Россия". 1 класс УМК "Начальная школа XXI века".

Урок составлен по ФГОС в виде технологической карты. Тема урока: "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа XXI века"....

Технологическая карта урока окружающего мира (УМК «Школа России», 2 класс) Тема: Презентация проектов "Родной посёлок", "Красная книга, или Возьмем под защиту", "Профессии".

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами• формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно о...

Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями

Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...

Конспект урока по окружающему миру "Чудо под ногами" 3 класс , УМК "Перспектива"

Конспект урока по окружающему мируТема: «Чудо под ногами"Цели деятельности учителя: сформировать знание о понятие «почва», её плодородии и значении для растений, животных и чело...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...