Рабочая программа по ФГОС "Природа родного края"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Предназначен для УМК "Школа Росии", соответствует нормам и требованиям ФГОС. Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_rodnogo_kraya.docx | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения курса
Личностными результатами:
У выпускника будут сформированы:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Метапредметными результатами изучения курса «Природа родного края» являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Природа родного края» является знание наиболее типичных представителей животного мира России, Брянской области;
Выпускник научится:
- какую пользу приносят представители животного мира;
- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе Брянской области;
- основные группы растительных и животных организмов Брянской области и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- способы сохранения окружающей природы Брянской области;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Выпускник получит возможность научится:
- узнавать животных и птиц родного края на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Содержание учебного курса
Тема 1 Знакомство с учебником. Конкурс знатоков природы.
Знакомство с программой работы, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа: Игра «Поле чудес»
В гостях у осени 9ч
Тема 2. Вводное занятие: В гостях у осени. Краски осени. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Тема 3. В царстве растений Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра «Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев. Практическая работа в группах - «Раскрась»
Тема 4. Осенние прогулки по брянскому лесу. Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.
Тема 5. Загадки. Пословицы, поговорки об осени Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 6. В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. Формировать представления детей о приспособлениях птиц и зверей в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Работа по определению птиц и зверей края. Работа в группах – «Собери мозаику»
Тема 7. В царстве рыб Классификация рыб Брянской области. Отгадывание кроссворда Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 8. Народные приметы осени Неживая и живая природа.
Формирование представлений о живой и неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления живой и неживой природы осенью вокруг меня».
Тема 9. Происхождение названий месяцев. Чтение сказки «12месяцев» С.Маршака. Беседа о месяцах. Легенда происхождения названий. Деление на составные части. Инсценировка эпизода сказки.
Тема 10. Викторина «Что? Где ? Когда?» на тему «ОСЕНЬ» Итоговое повторение материала по разделу «В гостях у осени»
В гости к зиме 8ч
Тема 11. В гости к зиме. Зимние месяцы. Беседа о зимних месяцах, особенностях изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений. Игра: «Поле чудес»
Тема 12 Народный зимний календарь Предсказание погоды по народным приметам
Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных.
Тема 13. Для самых любознательных. Новый год
работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 14. Зимние слова. Февраль в народном календаре
Игра – викторина «Зимние слова»
Тема 15. Жизнь животных зимой Кабан - дикий родственник домашней свиньи.
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан». Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.
Тема 16. Для самых любознательных. Красная книга Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Брянской области. Разгадывание загадок.
Тема 17. Растения зимой Дикорастущие растения луга, водоёма, леса в зимнее время.
Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.
Тема 18. Зимние мотивы-стихи, песни, забавы. Практическое занятие «Зимние забавы»
В гости к весне 9ч
Тема 19. В гости к весне. К истокам слова Знакомство с происхождением слова и особенностями изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений, разгадывание кроссворда, загадок
Тема 20.. Растения весной Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов.
Тема 21. Первоцветы Брянского края Подготовка и проведение акции «Сохраним первоцвет!». Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге Брянской области. Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов).
Тема 22. Береза-символ России. Иллюстрации на тему, аппликации «Берёза – родное дерево»
Тема 23. Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья
Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». КВН - крылатая компания. Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах Брянской области.
Тема 24. Верные друзья
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Тема 25 Звери весной
Конкурс знатоков жизни лесной.
Тема 26 Проснулись ящерицы, змеи, лягушки
Викторина «Кто это?»
Тема 27. Первые насекомые
Конкурс рисунков «Мир бабочек»
В гостях у лета 7ч
Тема 28. В гостях у Лета. К истокам слова
Признаки лета. Лето в брянском краю. Виртуальная экскурсия «Вот оно, какое наше лето!»
Тема 29. Признаки хорошей погоды. Ненастья Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»
Тема 30. Как образуется дождь?
Составление схемы образования дождя. Составление загадок о дожде.
Тема 31. Почему бывают грозы?
Просмотр видеофильма «Почемучкам о грозе». Правила поведения во время грозы.
Тема 32. Отчего бывает радуга?
Просмотр видеофильма «Почемучкам о радуге». Игра «Разноцветная радуга»
Тема 33. Охраняемые природные территории и объекты.
Виртуальная экскурсия в заповедник «Брянский лес»
Тема 34. Игра – путешествие «Природа родного края» Итоговое повторение, изученного материала за год.
Формы организации деятельности учащихся.
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, аппликаций. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе, где они находятся, о современной жизни села, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснени
Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Дата проведения | Количество часов, отводимых на освоение темы | Раздел (количество часов) Тема занятий | |
По плану | фактически | |||
1 | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с учебником. Конкурс знатоков природы | ||
9 | В гостях у осени.(9часов) | |||
2 | 1 | В гостях у осени. | ||
3 | 1 | В царстве растений. Экскурсия. | ||
4 | 1 | Осенние прогулки по брянскому лесу. | ||
5 | 1 | Загадки. Пословицы, поговорки об осени | ||
6 | 1 | В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. | ||
7 | 1 | В царстве рыб | ||
8 | 1 | Народные приметы осени | ||
9 | 1 | Происхождение названий месяцев. | ||
10 | 1 | Викторина «Что? Где ? Когда?» на тему «ОСЕНЬ» | ||
8 | В гости к зиме(8 часов) | |||
11 | 1 | В гости к зиме | ||
12 | 1 | Народный зимний календарь | ||
13 | 1 | Для самых любознательных. Новый год | ||
14 | 1 | Зимние слова. Февраль в народном календаре | ||
15 | 1 | Жизнь животных зимой | ||
16 | 1 | Инструктаж по ТБ. Для самых любознательных. Красная книга | ||
17 | 1 | Растения зимой | ||
18 | 1 | Зимние мотивы-стихи, песни, забавы | ||
9 | В гости к весне (9 часов) | |||
19 | 1 | В гости к Весне. К истокам слова | ||
20 | 1 | Растения весной | ||
21 | 1 | Первоцветы Брянского края | ||
22 | 1 | Береза-символ России. | ||
23 | 1 | Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья | ||
24 | 1 | Верные друзья | ||
25 | 1 | Звери весной | ||
26 | 1 | Проснулись ящерицы, змеи, лягушки | ||
27 | 1 | Первые насекомые | ||
7 | В гостях у лета.(7 часов) | |||
28 | 1 | В гостях у Лета. К истокам слова | ||
29 | 1 | Признаки хорошей погоды. Ненастья | ||
30 | 1 | Как образуется дождь? | ||
31 | 1 | Почему бывают грозы? | ||
32 | 1 | Отчего бывает радуга? | ||
33 | 1 | Охраняемые природные территории и объекты. | ||
34 | 1 | Игра - путешествие « Природа родного края» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Родной край"
Рабочая программа кружка "Родной край" для 3 класса (проектная деятельность)...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Брянский край. Природа родного края» для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяны Ивановны
Внеурочная деятельность для учителей начальной школы...
Рабочая программа. История родного края. 3 класс
Программа составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край». Авторы: В.Н....
Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс
Рабочая программа по кружку «Брянский край. История родного края» для 3-го класса разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...
Рабочая программа "Азбука родного края".
.Содержание курса Азбука - к мудрости ступенька. - 4 часа. Учимся разгадывать ребусы и загадки. - 2 часа. Сказки Брянского леса. - 2 часа. Животный мир Брянской области. - 2 часа. Природа р...
Рабочая программа “Изучаем родной край”
Система изучения своей малой Родины - погружение в мир изучаемого предмета на месте, дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослым и сверст...
Рабочий лист "Экономика родного края. Республика Коми"
Рабочий лист для учащихся 3 класса может быть использован на уроках окружающего мира, краеведения....