Окружающий мир "Почему солнце светит днём, а звёзды ночью"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Тема: «Почему солнце светит днем, а звезды ночью?»

Цель: создание условия для формирования представлений о звёздах, Солнце как ближайшей звезде к Земле, познакомить с созвездием Льва

Тип урока: «открытие» новых знаний

      Планируемые результаты:

Предметные УУД:

Знают: что такое Солнце, звёзды;

Умеют: изготавливать модели звезд, находить созвездие Льва.

 

Личностные УУД

  • мотивация к учебной деятельности, к изучению предмета «Окружающий мир»;
  • формирование представлений о солнце и звездах
  • проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные УУД

Познавательные УУД

 -формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;

-делать выводы и обобщения.

Регулятивные УУД

-формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-планировать свою деятельность на уроке;

-контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности.

Коммуникативные УУД

-слушать и слышать учителя, другого ученика;

-доносить до собеседника свою точку зрения;

-формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-формировать умение признавать свои ошибки, озвучивать их;

-адекватно оценивать работу в группе.

Образовательные ресурсы:  УМК «Школа России», учебник Окружающего мира 1 класс

Оборудование: презентация, компьютер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx494.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Почему солнце светит днем, а звезды ночью?»

Цель: создание условия для формирования представлений о звёздах, Солнце как ближайшей звезде к Земле, познакомить с созвездием Льва

Тип урока: «открытие» новых знаний

      Планируемые результаты:

Предметные УУД:

Знают: что такое Солнце, звёзды;

Умеют: изготавливать модели звезд, находить созвездие Льва.

Личностные УУД

  • мотивация к учебной деятельности, к изучению предмета «Окружающий мир»;
  • формирование представлений о солнце и звездах
  • проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные УУД

Познавательные УУД

 -формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;

-делать выводы и обобщения.

Регулятивные УУД

-формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-планировать свою деятельность на уроке;

-контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности.

Коммуникативные УУД

-слушать и слышать учителя, другого ученика;

-доносить до собеседника свою точку зрения;

-формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-формировать умение признавать свои ошибки, озвучивать их;

-адекватно оценивать работу в группе.

Образовательные ресурсы:  УМК «Школа России», учебник Окружающего мира 1 класс

Оборудование: презентация, компьютер.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

-Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы

Будем думать, рассуждать

 И друг другу помогать

- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок окружающего мира. Сегодня нам предстоит большая кропотливая работа. Вы должны быть очень внимательными, помогать друг другу.

- Когда работа получается лучше?

- С каким настроением вы сегодня пришли в школу?

- Я вижу, что пришли вы сегодня с хорошим настроением. Значит, работать вы будете сегодня активно, всё у вас получится.

-Проверим вашу готовность к уроку, на столе должен лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал и пластилин.

-Когда мы приходим в школу с хорошим настроением

Личностные УУД: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2.Актуализация знаний (3 мин.)

-На прошлом уроке вы закончили изучать раздел «Где и когда?».

- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Откройте учебник на стр. 31.Прочитайте название раздела.

 - Кто из вас часто задаёт такие вопросы?

 - С какой целью вы их задаёте? Сегодня как всегда с нами на уроке Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик.

 -Перед началом изучения новых разделов Мудрая черепаха принесла задание, посмотреть, как хорошо вы помните прошлые темы.

Давайте поиграем в игру «Да-нет».

  1. Астроном это человек, который изучает звезды и другие небесные тела. +
  2. Страус - Птица, которая живет в теплых странах и умеет летать. -
  3. Динозавры - животные, которые вымерли недавно. -
  4. Лето - время года, которое наступает после осени. -
  5. Пекарь - основная работа этого человека - печь хлеб. +
  6. Июль - Первый месяц весны. -
  7. Рыба - Излюбленная пища белых медведей. +
  8. Слон – мелкое животное - житель жарких стран. -

          Среда - Третий день недели. +

          Птицы бывают перелетные и зимующие.+

 

-Почему и зачем?

-Ответы детей

-Чтобы узнать что-то новое

Да

 

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да

Коммуникативные УУД: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме

3. Этап определения темы и цели урока (5мин.)

-Молодцы. Вы хорошо справились, Мудрая Черепаха довольна вашим результатом.

-Чтобы понять, о чем мы сегодня будем вести речь, нужно отгадать загадки и постараться определить тему урока.

-Оно свет на землю льют

И тепло нам всем дает 

-А над нами, а  над нами луг с волшебными цветами. Золотистые цветы. Расцвели средь темноты

-Как эти два понятия могут быть связаны между собой?

-Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы поговорим на тему «Почему солнце светит днем, а ночью – звезды?

-Как бы вы ответили на данный вопрос?

-Какая цель нашего урока?

-Солнце

-Звёзды

- Это объекты, которые мы видим на небосклоне.

-О солнце и звездах

 

Ответы детей.

Цель урока узнать, почему солнце светит днем, а звёзды ночью

Познавательные УУД : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Л: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные УУД: целеполагание

4. Этап планирования достижения намеченной цели (2-3 мин.)

-Хорошо. Попробуем составить план на наш урок. Что мы должны сделать? 

-А необходимы ли нам эти знания, ведь Солнце, звезды далеко от нас? 

-Да, знания о Солнце важны и нужны, ведь Солнце имеет огромное значение для всего живого на Земле.

- Какое значение оно имеет для всего живого на Земле?

Ответы на эти вопросы мы узнаем на нашем уроке.

 -Узнать что такое солнце и звезды, научится изготавливать модели звезд, находить созвездие льва на небе.

Да, важны.

Личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

5. Открытие новых знаний (10 мин.)

-Вспомним, как называется планета, на которой мы живем?

-Верно (на слайде картинка Земли)

-Ребята, а что этот там виднеется?

-А что мы знаем о Солнце?

-А чтобы узнать больше о солнце посмотрим фильм.

-Что нового узнали из фильма?

Ребята посмотрите на картинку

 ( Солнце и Земля) Сравните размеры Солнца и нашей планеты? Что заметили?

Солнце - шар великан, в 109 раз больше Земли. Наша планета в сравнении с солнцем, как горошина рядом с футбольным мячом. Но нам оно кажется маленьким кружком, потому что находится от Земли на очень большом расстоянии.

-Мы узнали, что такое Солнце.

-Теперь узнаем что такое звезды.

-Что вы знаете о звездах?

- Кто знает и хочет рассказать, что такое звёзды? 

- Из каких источников можно получить дополнительную информацию?

- Послушайте отрывок из атласа-определителя «От земли до неба».

Звёзды

Звёздное небо раскрывается над нами по вечерам, словно огромное окно в неведомый, волнующий, завораживающий мир. Поднимешь голову и смотришь, смотришь, как будто путешествуешь во Вселенной.

Вселенная … Какое красивое, величественное слово! Так называют весь необъятный мир, частичкой которого является наша Земля. Во Вселенной бесчисленное множество звёзд. Одна из них, самая близкая к нам – Солнце.

Многие звёзды гораздо больше по размеру, чем Солнце, но на небе они кажутся совсем маленькими; от температуры зависит цвет звезд. Когда температура высокая, то цвет у звезды красный. Если температура очень высокая, то звезда оранжевая. Если температура еще выше и звезда очень горячая, то она белого или голубоватого цвет

-Посмотрите на картинку на стр. 32.

-Сравним размеры Солнца и других звезд. Что мы видим?

-Почему солнце нам кажется огромным, а на самом деле оно меньше многих звёзд?

 -Верно, Солнце это ближайшая к нам звезда, поэтому она и кажется больше. Хотя на самом деле есть звезды гораздо больше нашего Солнца.

-Все звезды, которые мы видим на небе ночью, светят и днем, но их свет днем затмевает сияние другой звезды, которая расположена к нам ближе других – желтого карлика по имени Солнце. Солнце – такая же звезда, как и все остальные. Она находится очень близко от Земли.

 

-Кто изучает звезды?

– астрономы "Происходит от др. -греч. «наблюдающий и группирующий звёзды, астроном» , из ἄστρον «звезда» Наука, которая изучает небесные тела, называется астрономия.

-Кто знает, как раньше называли астрономов?

 -С помощью чего астроном изучает звезды?

- Для чего он служит?

- Еще в древности люди заметили, что некоторые звезды образуют на небе фигуры. Они мысленно соединили их линией. Так появились созвездия.

- Что такое созвездие?

 - Группы, в которые люди объединили звёзды.

Самым ярким созвездиям люди дали имена (названия мифических героев, зверей или вещей). Существуют целые карты созвездий. На небосводе 88 созвездий. Вы их можете рассмотреть в Атласе – определителе.

- Какие созвездия вы знаете? Можете вы их найти на небе? А на карте звездного неба?

Работа с учебником стр. 33.

Мудрая черепаха предлагает нам отправиться к созвездию Льва. Посмотрите на рисунок на странице 33 в учебнике.

-Почему созвездие так называется?

-По какой фигуре из звезд можно найти это созвездие на небе?

-Правильно

-Шесть ярких звезд, расположенных в форме серпа образуют львиную голову. Самая яркая из звезд – Регул помечает собой львиное сердце. Денебола– ещё одна яркая звезда венчает кончик его хвоста.

-Помимо основных самых ярких звезд, в созвездии Льва имеется и множество других звезд уже не таких ярких (их около 120), большинство из них можно наблюдать лишь с помощью профессионального астрономического телескопа.

-Когда стемнеет, попробуйте найти созвездие Льва на небе.

Физкультминутка

Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)

-Подведём итог. Как ответить на вопрос в теме учебника? Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью? Прочитайте вывод Мудрой Черепахи на стр. 33.

-Земля

-Это Солнце

-шара

- Солнце похоже на лампу, апельсин, мяч

-Солнце состоит из газа, на Солнце есть вспышки.

-Солнце больше Земли

Ответы детей

Из Интернета энциклопедии, учебника.

Хорошо читающий ученик читает отрывок

-На картинке солнце меньше всех остальных звезд.

-Потому что Солнце это ближайшая к нам звезда

-Астрономы

-Звездочетами

-Телескоп

-Он нужен для изучения звезд и других небесных тел.

-Созвездия это группы звезд

Большая медведица, Малая медведица

-Да, нет

-Потому что похоже на туловище льва

-Фигура серпа

 

Читают вывод

Предметные УУД:

Знают: что такое Солнце, звёзды;

Умеют: изготавливать модели звезд, находить созвездие Льва.

Коммуникативные УУД : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД : действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

6. Применение знаний - развитие умений (5 мин)

-Теперь откройте рабочие тетради на стр. 21.

-Выполните 1 задание. Вам нужно найти на рисунке солнце и обвести его.

-По каким признакам вам удалось найти солнце?

-Выполним следующее задание под номером 2.

-Нарисуйте веселое и грустное солнышко.

-Как влияет погода на твоё настроение? Когда на улице солнечный день у вас какое настроение?

-А когда на улице пасмурно?

Обводят Солнце

-Самое маленькое, желтого цвета.

Рисуют  солнышко.

-Веселое, радостное

-Грустное

Познавательные УУД: Выявлять сущность, особенности объектов На основе анализа объектов делать выводы. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (10 мин)

Игра «Раскрась звёздочку»

-Как называется звезда, которую можно увидеть днем? Закрасьте  эту часть жёлтым карандашом.

-Какой прибор используют для изучения звезд? Закрасьте  лучик зелёным карандашом.

-Как называется группа звезд? Закрасьте  эту часть красным карандашом.

-Как называют ученых, которые изучают космические тела? Закрасьте синим карандашом.

-Что больше: планета Земля или Солнце? Закрасьте этот лучик жёлтым карандашом.

-Как раньше называли ученых-астрономов?

Закрасьте розовым карандашом.

- Поднимите звезды. Посмотрите, у нас с вами тоже получилось созвездие.

- Придумайте ему название

Дети цветными карандашами раскрашивают звёздочки.

Умеют: изготавливать модели звезд

8. Рефлексия учебной деятельности.(3 мин.)

Ответьте на вопросы:

- Почему днем не видно звезд? Почему они становятся видны ночью?

- Что вам запомнилось на уроке? Были ли затруднения?

-Как найти созвездие Льва на небе?

Рефлексия солнышко успеха.

-Если вы считаете, что сегодня хорошо работали, и у вас все получилось, то нарисуйте солнышку улыбку, если у вас возникли затруднении при выполнении заданий, то нарисуйте грустную улыбку солнышку.

- Урок окончен! Спасибо!

-Днем их на небе не видно, потому что солнечный свет гораздо ярче, чем звездный.

-А ночью Солнце не светит,  и они становятся заметны.

-Созвездие можно найти, если отыскать на небе фигуру из семи звездочек, напоминающих серп.

-Отмечают свою работу на уроке.

Регулятивные УУД: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект по окружающему миру "Почему Солнце светит днём, а звёзды -ночью"1 класс

Урок для 1 класса с видеофильмами, видеоинтервью, с презентацией. Подготовка идет совместно в родителями.Класс разделен на 4 группы, каждая из которых готовит свой блок....

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?" ("Школа России")

В конспекте урока даны комментарии, в которых делается акцент на использование в ходе урока современных подходов к образованию, организации самостоятельной учебной и творческой деятельности учащихся. ...

урок окружающего мира по теме: Почему солнце светит днём, а звёзды - ночью

Тип урока: Усвоение новых знаний.Цели: формировать представления о звёздах, Солнце и созвездиях;развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деяте...

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Почему Солнце светит днём, А звёзды- ночью?" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Почему Солнце светит днём, А звёзды- ночью?" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"Почему Солнце светит днём, а звёзды- ночью?" Школа России

Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"Почему Солнце светит днём, а звёзды- ночью?"  Школа России...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?" (1 класс, "Школа России", ФГОС)

Данная разработка включает в себя цели урока, планируемые результаты, УУД и подробный сценарий урока....