Методическая разработка урока "Мир древности-далёкий и близкий"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Таханова Дулма Баировна

Конспект урока "Мир древности-далёкий и близкий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_dalekiy_i_blizkiy.docx160.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир.

Класс: 4б

Тема урока: «Мир древности – далекий и близкий»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Мир древности – далекий и близкий»

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать понятие «Древний мир», «иероглифы», «пирамиды» и представление о трех древних государствах.
  2. Формировать умения: иметь представление о Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме.

Предметные:

  1. Учащиеся научатся объяснять, что такое «Древний мир», «иероглифы», «пирамиды».
  2. Учащиеся получат представление о трех древних государствах.
  3. Учащиеся научатся различать, Древний Египет, Древнюю Грецию, Древний Рим.

Развивающие:

  1. Формировать умения определять учебную задачу, планировать свои действия.
  2.  Формировать умения анализировать, классифицировать, осуществлять обобщение.

     3.Формировать умения владеть диалогической формой речи, строить монологические высказывания, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:  

- Учащиеся научатся определять учебную задачу;

-Учащиеся научаться планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные:

Учащиеся научатся выявлять существенные признаки при анализе объектов, осуществлять обобщения.

- Учащиеся научатся проводить классификацию;

- Учащиеся научатся осуществлять поиск и запись выборочной информации;

- Учащиеся научатся осуществлять обобщение;

Коммуникативные:

- Учащиеся научатся владеть диалогической формой речи;

- Учащиеся получат возможность научиться учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию.

Воспитательные:
Формировать интерес к изучению темы: «Мир древности – далекий и близкий», и представление о трех древних государствах.


Личностные:

- У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Мир древности – далекий и близкий»;

- У учащихся может быть сформирован интерес к глубокому изучению представлений о Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Дидактические средства: листы для групповой работы, пазлы, справочный материал, бланк ответов КВИЗ, презентация.

Интерактивное оборудование: интерактивная доска.

Характеристика этапов урока

Структура урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

Словесный(беседа)

 Здравствуйте, ребята. Поприветствуем наших гостей. Садитесь. Проверьте готовность к уроку. У вас должно быть на парте: учебник, пенал.

Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по страницам всемирной истории.

- А что же такое история?

- Можем ли мы сказать, что слово «история» многозначное?

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Наглядный

(демонстрация)

- Посмотрите на экран. Что это? (Лента времени)

- Опираясь только на рисунок, вы что-нибудь можете рассказать об истории человечества?

- О какой эпохе истории мы говорили на прошлом уроке?

Отвечают.

Выполняют.

3. Выявление

места и

причины

затруднения.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Внимание на экран!  Что здесь лишнее и почему?

- Как думаете, к какой эпохе относится лишняя картина?

Какая по счету эта эпоха?

- Что ещё можете рассказать об этой эпохе? (Дети затрудняются)

- Какая проблема появилась у нас? (Мы не знаем ничего о Древнем мире)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока (История Древнего мира)

- Откройте учебники на с. 8 и проверьте правильно ли мы определили тему урока.

Отвечают.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Словесный(беседа)

Наглядный(демонстрация)

- А далее по учебнику полистайте стр. 8-13, ознакомьтесь.  Какие учебные  задачи вы ставите перед собой?

-Эти учебные  задачи и станут  планом действий на уроке.

Изучить….

Узнать…

Расширить знания…

5.Реализация построенного проекта.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Словесный (рассказ)

Практический

Практический (упр-е)

 -Вам сегодня предстоит побывать в трёх Древних Государствах и получить новую информацию. Я предлагаю вам поработать в группах. Названия групп выбираете с помощью жеребьёвки («Историки», «Археологи», «Архивариусы»).

—  Ваша задача — найти ответы на вопросы, представленные в таблице с помощью учебника. Затем, опираясь на таблицу,   рассказать о древнем государстве. Определите, кто в группе будет выступать с рассказом.  Помните и о правилах работы в группе. Время работы - 8 минут.

Группа 1. 

  • Древний Египет (с. 8-10)

1. Когда и на берегу какой реки появилось Египетское царство?

2.Кто управлял миром, по мнению египтян? На что были похожи боги египтян?

3. Кого египтяне считали священными?

4. Как писали египтяне?

5. Какие сооружения и для кого возводили египтяне?

Группа 2. 

  • Древняя  Греция (стр.10—12)

1. Где находится Греция? Какое название имела в древности?

2. Какой город является столицей Греции?

3. Что является сердцем Афин?

4. Назовите самый знаменитый храм Акрополя.

5. Родиной чего является Древняя Греция?

6. Буквы какого алфавита произошли от древнегреческих букв?

  • Древний Рим (с. 12—13)

1. Назовите дату основания Рима.

2. Какие древние постройки сохранились в Риме?

3. Что такое Римский форум?

4. Что такое Пантеон?

5. Какой город был погребён при извержении вулкана Везувий?

- А теперь послушаем представителей групп. (Выступление групп с рассказом).

- Чему мы учились на данном этапе урока? Где нам пригодится умение заполнять таблицы?

 РАБОТА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ

- Предлагаю расширить наши знания, выйти за пределы материала, которые представлены в учебнике.

- У вас на столах в конвертах пазлы и справочный материал о трёх объектах Древнего мира.  Ваша задача – собрать пазл и из справочного материала выбрать информацию, который относится к этому объекту.

- Итак, проверяем работу в группах.

- Какие умения мы совершенствовали на данном этапе урока?

(Класс разделён  на группы. Каждая группа получает государство для изучения. Ученики используют учебник, доп. информацию, таблицу  с вопросами.)

Ответы вносят в таблицу, затем представитель каждой группы рассказывает о древней стране.

Выполняют задание.  Умение выделить главное и сопоставлять информацию между собой

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Практический (упр-е)

Наглядный (демонстрация)

Практический (упр-е)

КВИЗ «История Древнего мира». Закрепить знания о Древних государствах предлагаю в форме КВИЗ. Что такое КВИЗ?

1 раунд

1.Узнай государство по описанию.

  Это государство называли «дар Нила»:

А) Древний Египет;     Б) Древняя Греция;     В) Древний Рим

2.Что является «сердцем» Афин?

1) Колизей;           2) Акрополь;      3) пирамиды

3.Родиной Олимпийских игр считается:

А) Древний Египет;   Б) Древняя Греция;    В) Древний Рим

4.Где были придуманы буквы, от которых

произошли буквы современного русского алфавита?

А) Древний Египет;    Б)Древняя Греция;   В)Древний Рим

5.Что являлось центром общественной жизни в Древнем Риме?

А) Пантеон;             Б)Римский форум;            В) Помпеи

6. Вспомни название вулкана, уничтожившего Помпеи:

А) Этна;       Б) Килиманджаро;        В) Везувий

7. Расшифруйте послание из Древнего мира

- Теперь обменяйтесь командами бланками ответов, взаимопроверка (Ответы на слайде).

- Что мы делали на данном этапе урока?

КВИЗ – это командная интеллектуальная игра

Выполняют задание.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический (упр-е)

 - Продолжаем КВИЗ, но сейчас каждый работает самостоятельно. 2-й  раунд называется «Да-нет»

  1. Древний Египет располагался на берегах р. Нил? +
  2. Храмы в Древнем Египте использовались как гробницы? -
  3. В Помпеях находилась статуя богини Афины? -
  4. Пантеон являлся храмом всех богов в Древнем Риме? +
  5. В Древней Греции писали особыми знаками — иероглифами? -
  6. Древний Рим является родиной Олимпийских игр? -

Выполняют задания.

8.Включение в систему знаний и повторение

Словесный (беседа)

Итак, мы побывали  в трех древних государствах.

-С какими государствами древнего мира мы сегодня познакомились?

-Приведите примеры знаменитых сооружений древнего мира?

-Посмотрите на тему урока и скажите: почему мир древности может быть близким?

(Многие постройки и знания древности дошли до наших дней)

Отвечают.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Словесный (беседа)

Ребята, скажите, насколько важна данная тема для нас и будущего поколения?

Скажите, кто-нибудь заинтересовался этой темой для более глубоко изучения?

Домашнее задание:

Отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир древности: далёкий и близкий (Окружающий мир, 4 класс)

Конспект урока с мультимедийным приложением по окружающему миру, 4 класс УМК "Школа России"...

Мир древности далёкий и близкий.

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Мир древности далёкий и близкий". УМК "Школа России" 4 класс....

"Мир древности: далёкий и близкий"

Урок окружающего мира.  "Школа России",  учебник А.А. Плешакова...

«Мир древности: далёкий и близкий. Второстепенные члены предложения – определение»

Данная методическая разработка рассчитана на учащихся 4-х класса. Тема «Мир древности: далёкий и близкий» изучается на 2-м в разделе …, тема «Второстепенные члены предложения – определение» изучается ...

Мир древности: далёкий и близкий

Тип урока:  Урок изучение нового материалаФормирование УУД:Предметные: Личностные действия: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивамиРегулятивные действия: формулирование ...

Методическая разработка «Мир древности: далёкий и близкий»

Методическая разработка по окружающему миру (УМК: «Школа России», 4 класс)Тема: «Мир древности: далёкий и близкий»...