Методическая разработка «Мир древности: далёкий и близкий»
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Джемилова Зоре Рустамовна

Методическая разработка по окружающему миру (УМК: «Школа России», 4 класс)

Тема: «Мир древности: далёкий и близкий»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_drevnosti.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Методическая разработка учителя Джемиловой З. Р.


                                                      Урок по окружающему миру


                                                  (УМК: «Школа России», 4 класс)


Тема:
«Мир древности: далёкий и близкий»


Педагогическая цель урока: знакомить учащихся с историей древнего Египта, древней
Греции и древнего Рима; развивать исследовательского культуру, речь, способствовать
расширению кругозора учащихся, развивать интерес к истории.


Планируемые результаты (предметные): расширить знаний учащихся о наследии
Древнего мира (письменность, быт, искусство);


Универсальные учебные действия (метапредметные):


Регулятивные: формировать учебные задачи, определять последовательность
промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень
усвоения материала; личностные - проявлять желания больше узнать;


Познавательные: познакомить учащихся с Древним Египтом, Грецией, Римом, учиться
определять особенности жизни древних цивилизаций;


Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


Тип урока: открытие новых знаний


В уроке использованы элементы современных педагогических технологий:


- проблемное обучение;


- исследовательские методы в обучении;


- личностно ориентированная;


- икт;


- здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутка).


Принципы обучения: наглядность, доступность. Принципы систематичности и
последовательности реализуются через переходы от простого к сложному.


Ресурсное обеспечение: ноутбук, телевизор, презентации, карта полушарий,
индивидуальные карточки с заданиями, карточки с названиями древних цивилизаций,
«Лента времени»

Авторский медиа-продукт: мультимедийная презентация.


                                                                                 Ход урока
1. Организация класса.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я приглашаю вас заглянуть в далёкое прошлое нашей
планеты. Оно, как и всё прошлое, полно тайн и загадок. Вы любите тайны?


2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Тогда отправляемся в увлекательное путешествие по страницам всемирной истории. А что такое история?
Учитель: История - это дорога времени, по которой мы начали путь на прошлом уроке. Как
называется эпоха, во время которой появился первый человек? (ответы детей) (Слайд 2)
- А кто хочет показать на карте, где находят следы поселений первых людей? (ответы детей)
(Слайд 3)
- Почему именно там селились первобытные люди? (Там были наиболее благоприятные условия для проживания.)
- А если это было так давно, как люди об этом узнали? ( Археологи. Слайд 4)

- А вы представляете, как работают ученые археологи?
- Хотите тоже попробовать себя в их роли?


3. Определение целей и задач урока.
Учитель: Тогда давайте начнём нашу исследовательскую работу, посмотрите на «Ленту времени». (Слайд 5)
- Как вы думаете, в какую эпоху мы совершим наше сегодняшнее путешествие? (В эпоху Древнего мира. )
Учитель: - Какая это по счету эпоха?
-Кто сможет определить временной промежуток Древнего мира? (XXX в. до н.э. - 4 в. н.э.
(записывается на доску)
Учитель: Мы совершим путешествие во вторую эпоху человечества. Какой же будет тема урока?: ("Мир древности - рождение первых цивилизаций".) (записывается на доску)

(Слайд 6)


4. Первичное усвоение новых знаний.
Примерно пять тысяч лет назад возникли на Земле первые государства. Люди на тот момент уже научились обрабатывать почву, разводить скот.
Название одного из этих государств обозначает «чёрная земля», название другого по легенде
получило имя основателя, а столица третьего названа в честь богини мудрости и справедливой
войны.
Пока я не называю эти государства и предлагаю вам самим всё расставить на свои места.
Работа в парах. Определить государства
Древняя Греция                                      Название столицы связано с богиней
Древний Рим                                           Название связано с именем основателя
Древний Египет                                      Означает «Черная земля»


- О каких древних государствах вы прочитали?
- Что вы о них узнали? (Слайд 7)

Работа в группах. Работа с учебником.
Учитель: И прямо сейчас мы начнём добывать для этого нужную информацию, а помогут вам в
этом карточки. Для этого мы разделимся на три группы (по рядам). Каждая группа будет готовить сообщение об определённом государстве. Например, 1 ряд - готовит сообщение о древнем Египте, 2 ряд - о древней Греции, 3 ряд - о древнем Риме. Ваша задача ответить на вопросы, а затем составить и рассказать главное о стране.

     Древний Египет (с. 8—9)

п/п

Вопрос

Ответ

1

Когда появилось Египетское царство?

2

Где возникло Египетское царство?

3

Как называли бога солнца?

4

Как изображали бога солнца?

5

Как называли бога воды?

6

Каким представлялся Себек?

7

Как называли бога мудрости, счета и письма?

8

Как писали египтяне?

9

Что умели возводить древние египтяне?

10

В честь кого строили храмы?

11

А что такое пирамиды?

Древняя Греция (с. 10—11)

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Какой город является столицей Древней Греции?

2

Что является сердцем Афин?

3

Что такое Акрополь?

4

Назовите самый знаменитый храм Акрополя.

5

Какая скульптура находилась в центре Парфенона?

Древний Рим (с. 12—13)

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Назовите дату основания Рима.

2

Назовите древние постройки в Риме, которые сохранились до наших дней.

3

Что такое Пантеон?

4

Какой город в древности был погребен под толстым слоем пепла?

5

При извержении какого вулкана это произошло?


Ответы детей.
Физминутка

5. Первичная проверка понимания
Учитель: Мы справились с поставленной задачей. И прямо сейчас отправляемся в виртуальную
экскурсию по Древним цивилизациям.

 

Виртуальная экскурсия. (Слайд 8)
Учитель: На берегах, какой реки возникло Египетское государство? (Слайд 9)
Учитель: Это древнее государство возникло на берегах реки Нил, которая берёт своё начало в горах Центральной Африки, и впадает в Средиземное море. Воды Нила несли с собой жизнь. На этой почве хорошо росла трава, что обеспечивало пастбищами овец, коз и крупный рогатый скот.
Учитель: Что такое иероглиф? ( Слайд 10)
Учитель: Что вы знаете о боге Ра, Себек, Тот? (Ра - бог солнца, изображался человеком с головой птицы. Себек - бог воды, представлялся в виде человека с головой крокодила. Тот - бог мудрости, счета и письма, изображали обычно в виде человека с головой птицы ибиса,

Слайд 11)
Учитель: Кто такой фараон? (Фараон - царь Египта, Слайд 12)
Учитель: Как называется самая большая пирамида в Египте? (Пирамида Хеопса. Слайд 13)
В Египте, неподалеку от Каира, стоит крупнейшая пирамида мира и весит она около семи миллионов тонн. Эта чудо-пирамида является усыпальницей фараона Хеопса, ее высота 148 метров. Пирамиды Гизы одно из признанных чудес света. Они были построены без помощи каких-либо машин или механизмов. Их строили не рабы, а крестьяне, которые трудились на фараона во время разлива Нила. В качестве платы за этот труд они получали пропитание, в частности, растительное масло и одежду. Возможно, эти крестьяне верили, что, помогал фараону готовиться к смерти, они заслужат одобрение богов и получат вознаграждение по прибытии в царство мертвых. (Слайд 14)
Учитель: Какие ещё древние цивилизации существовали на Земле?( Слайд 15)
Назовите столицу Греции. (Столица Греции - Афины. Слайд 16)
Учитель: Как называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенным на нем
архитектурным ансамблем? ( Акрополь - сердце Афин. Слайд 17)
Учитель: Назовите самый знаменитый храм Акрополя. (Парфенон - самый знаменитый храм. )
Учитель: Нельзя не вспомнить, что в Греции самые крепкие и сильные мужчины готовились к
спортивному празднику, который проводили в Олимпии, расположенной в Южной Греции, каждые 4 года. Этот праздник был предшественником Олимпийских игр, проводящихся и в наше время. (Слайд18)
Учитель: Назовите древние постройки в городе Риме, которые сохранились до наших дней.
( Слайд19)
Дети: Пантеон - храм всех богов. (Слайд 20) Колизей - амфитеатр, служил для гладиаторских боев и других зрелищ, вмещал около 50 тысяч зрителей. (Слайд 21)
Учитель: Какой город был погребен под слоем пепла при извержении вулкана Везувий? (Помпеи. Слайд 22)
Учитель: Посмотрите на картину К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». (Слайд 23)
Событие, о котором рассказывает живописец, произошло в 79 году н.э., когда в результате
извержения вулкана Везувий был разрушен город Помпеи. Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии, после посещения развалин знаменитых Помпей. Тщательное изучение раскопок и литературных источников, богатая творческая фантазия помогли ему создать шедевр, в котором тема гибели и разрушения переплетается с темой противостоящего ей высокого человеческого духа. Не теряя нравственной силы, достоинства и мужества, обреченные на гибель жители Помпеи, думают не столько о себе, сколько о близких. В правой части картины мы видим сына, уговаривающего свою старую мать собрать силы и бежать с ним; рядом воин и мальчик спешат вынести немощного старика, а жених спасает потерявшую сознание невесту.

6. Закрепление. ( Слайд 24)
- Я думаю что, мы добыли немало знаний об истории древнего мира.
Мозговой штурм
Что означает слово «Древний Египет»?
Ученик: Река Нил протекает через пустыню сахара. Воды Нила несли с собой жизнь. Дожди в долине Нила были редкими. Жизнь на берегах Нила была возможна потому, что ежегодно он - разливался - выходил из берегов. Земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много чёрного ила, Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни, и на нём хорошо росли растения пшеница , ячмень. Само слово Египет означает «чёрная земля».

Учитель: Столица какого государства названа именем богини?
Ученик: На севере Греции есть высокая гора Олимп. На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов, Жизнь богов на Олимпе как жизнь знатной семьи. Главным среди греческих богов считался Зевс - громоотвод, ему были подчинены бог моря Посейдон, бог подземного царства Анд. Однажды решили греки построить новый город, но ни как не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт долгая жизнь, поэтому Афина захотела дать городу своё имя, а Посейдон своё. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу - забил из скалы источник. Греция - страна жаркая, горная , вода там очень нужна, Бросились греки к источнику, а там морская, солёная вода. Негодным оказался подарок Посейдона. Афина ударила копьём в землю - и выросло оливковое дерево, Плоды этого дерева - оливки греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали масло. Подарок Афины признан лучшим, и город назвали в её честь Афинами.
Учитель: Какое государство по легенде получило имя своего основателя?
Ученик: Древний Рим это город-государство, возникший как союз племен. В Риме правили семь
царей. Ромул стал первым римским царем, и город получил название от его имени. Царь выбирался всем римским народом.
Оценивание работы учащихся
- Осталось спросить вас, когда закончилась эпоха древнего мира? Посмотрите на «Ленту времени».
- Правильно. К концу пятого века заканчивается эпоха древнего мира и начинается новая, а какая именно вы узнаете на следующем уроке.
7. Домашнее задание.
- Я предлагаю вам сегодня выбрать для себя домашнее задание из предложенных вариантов: СЛАЙД 25
- прочитать материал из учебника на С. 8-14; т. с. 5 - 6,
- составить вопросы для кроссворда «Древний Мир»;
- выразить свои впечатления об уроке, выполнив рисунок;
- найти дополнительный материал об истории древнего мира;
- Где можно найти этот материал?
8. Рефлексия
1.На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4.За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир древности: далёкий и близкий (Окружающий мир, 4 класс)

Конспект урока с мультимедийным приложением по окружающему миру, 4 класс УМК "Школа России"...

Мир древности далёкий и близкий.

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Мир древности далёкий и близкий". УМК "Школа России" 4 класс....

"Мир древности: далёкий и близкий"

Урок окружающего мира.  "Школа России",  учебник А.А. Плешакова...

«Мир древности: далёкий и близкий. Второстепенные члены предложения – определение»

Данная методическая разработка рассчитана на учащихся 4-х класса. Тема «Мир древности: далёкий и близкий» изучается на 2-м в разделе …, тема «Второстепенные члены предложения – определение» изучается ...

Мир древности: далёкий и близкий

Тип урока:  Урок изучение нового материалаФормирование УУД:Предметные: Личностные действия: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивамиРегулятивные действия: формулирование ...

Методическая разработка урока "Мир древности-далёкий и близкий"

Конспект урока "Мир древности-далёкий и близкий"...