Разработка открытого урока по окружающему миру (технологическая карта + презентация) для 2 класса на тему: "Строение тела человека" УМК Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Созаева Марина Асланбековна

Урок разработан в соответствии с ФГОС.В основе лежит системно-деятельностный подход.

 Формы и методы работы на уроке разнообразны. Они позволяют не только формировать предметные знания и навыки,но и создают условия для освоения обучающимися универсальных учебных действий в коммуникативной,познавательной и регулятивной сферах. Структура урока построена так,чтобы привлечь внимание детей,развивать интерес и самостоятельность. Учиться и самим добывать знания,воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.

Урок поможет сформировать представление у обучающихся о лесной зоне, познакомит с географическим положение зоны лесов, с частьями зоны лесов, с животным и растительным миром конкретной зоны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_uroka.docx58.4 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2 им. А.Н. Кесаева г. Дигора Дигорского района РСО-Алания

Разработка открытого урока по окружающему миру

(технологическая карта + презентация)

для 4 класса на тему: “Леса России. Лес и человек”

УМК Школа России

Созаева Марина Асланбековна

учитель начальных классов

г. Дигора

2023 год

Предмет: окружающий мир.

Класс: 4.

Дата:18.11.2023 г.

УМК «Школа России».

Ф.И.О. учителя:Созаева Марина Асланбековна.

Тема

«Леса России. Лес и человек».

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи

Образовательные:формировать у учащихся представление о лесной зоне, познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов, с растительным и животным миром; формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны.

Развивающие: развитие  умений определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерных для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе;

Воспитательные:воспитание бережного отношения к животным и к окружающей среде; воспитание познавательного интереса;воспитание культуры общения: учитель-ученик, ученик-ученик.воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к Родине.

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, коллективная, индивидуальная, частично поисковый.

Образовательные
ресурсы

http://www.zooclub.ru/voice/index4.shtml

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; карта «Природные зоны России»; гербарий, рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира зоны лесов; запись голосов птиц, электронное приложение к учебнику, учебник «Окружающий мир» авторы А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, 1 часть, 4 класс, тетрадь на печатной основе, презентация.

Основные
понятия

Тайга, смешанный лес, широколиственный лес

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Психологический настрой

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением мы начнём урок.

У нас много гостей. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь гостям. В классе стало тепло от ваших улыбок. Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к другу всегда по доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное и всё у нас получится!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Вызывает эмоционально-положительный настрой на урок, создает ситуацию успеха, доверия

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Коммуникативные:планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Организация рабочего места

II. Актуализация  опорных

знаний

Проверка
домашнего
задания:

кроссворд.

Индивидуальная работа
по карточкам

– Разгадайте кроссворд .

Задания:

1. Запишите 2–3 цепи питания, сложившиеся в тундре.

2. Перечислите экологические проблемы тундры.

3. Перечислите сходства и различия природных зон: тундры и арктической пустыни

Разгадывают кроссворд.

Выполняют
задания

Фронтальная, индивидуальная, коллективная

Регулятивные:осуществляют самопроверку, устанавливают правильность выполнения
задания

Устные ответы,

выполненные

задания

III. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Закройте глаза.(Звучат в записи голоса птиц.)

Что Вы представляли ?

(ответы детей о лесе)

Читает стихотворение подготовленный ученик.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится –

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

(С. Погореловский.)

В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока.
В какую природную зону мы сегодня отправимся?

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться

Устные ответы.

IV. Выявление затруднений в деятельности и целепологание.

Определим тему урока. (Ответы детей). Сегодня мы будем говорить о лесе.

Тема урока: «Леса России».

Определим цели работы на уроке.

1. Познакомиться с расположением зоны лесов на карте.

2. Познакомиться с частями зоны лесов и природными условиями.

3 Познакомиться с растительным и животным миром зоны лесов

Ученики определяют тему и цели работы.

Фронтальная,

Познавательные: анализируют учебный материал с целью решения проблемной ситуации

Регулятивные: принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем

Устные ответы

V. Совместное открытие знаний.

Работа
с картой.

Рассказ учителя о растительном мире зоны лесов.

– Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России. Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?

Какая поверхность у зоны лесов?

Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.

Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет?

Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес.

– Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.

Показывают
на карте.

Отвечают
на вопросы.

Слушают учителя. Сравнивают на доске картины «Хвойный лес»
и «Смешанный лес».

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию, подведение под понятие; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Устные ответы

Работа
по учебнику

Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. емонстрирует гербарий и дает краткое описание хвойным деревьям.)

Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром.
Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

К югу от тайги расположены смешанные леса. Зима здесь гораздо мягче. Эти условия более благоприятны для лиственных деревьев. В этих лесах наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольха. (Показ гербария). Ещё южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями. К таким деревьям относятся дуб, клён, липа, ясень, вяз. (Показ гербария)

– Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых.
Рассмотрите иллюстрацию «Животный мир лесов»
в учебнике (с. 98–99), назовите животных этой зоны.

Выполняют
задание

Коммуникативные: обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Показывает рисунки и фотографии, изображающие животных, и дает краткое описание . Слайды.

проявляют познавательный интерес
к изучению предмета

VI. Физминутка.

Физминутка «Здравствуй лес»

  Здравствуй, лес, прекрасный лес  

Широко развести руки в стороны  

Полный сказок

 и чудес!  

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками  

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою.

   Руки подняты вверх. Выполнять покачивания направо -налево.  

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?  

Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.  

Все открой, не утаи.  

Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем  

Ты же видишь – Мы свои  

Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди.  

Выполняют упражнения.

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа
по учебнику,   работа с контурной картой.

Работа с контурной картой.

Откройте учебник стр. 72-73 .

Возьмите контурную карту «Природные зоны».

Используя карту в учебнике, закрасьте на контурной карте зону лесов.

Проверьте друг друга. (Взаимопроверка).

Работа с учебником.

Откроем учебник стр.96

Какие растения преобладают в Тайге?

Стр. 100 учебник

Какие растения преобладают в смешанных и широколиственных лесах?

Выполняют
задание

Работа в парах, работа в группах.

Познавательные: находят признак классификации предметов,
применяют свои знания при решении нестандартных заданий.

Регулятивные: принимают учебную
задачу

Личностные:оценивают свою  работу.

VIII.Самостоятельная работа с проверкой.

Составление схемы «Леса России».

Составление цепей питания.

Задания
из электронного приложения к учебнику

– Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу.

Используя иллюстрацию «Животный мир лесов»
в учебнике (с. 98–99), запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса.

1. Растения → заяц-беляк → рысь;

2. Растения → мышь-полевка → соболь;

3. Растения → белка → сокол.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации.

Работа в тетрадях на печатной основе стр.48,задания №2,3

Заполняют схему в тетради.

Составляют цепи питания.

Выполняют
задания

Фронтальная, индивидуальная.

Индивидуальная

Познавательные:осуществляют логические действия, выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации; используют знаково-символические сред-

ства; моделируют
и преобразовывают модели разных типов; строят речевое высказывание, логическую цепь рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую

Устные ответы,

записи
в тетради

саморегуляцию в ситуации затруднения

IX. Включение в систему знаний и повторение.

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

В начале урока мы поставили себе цели работы.

  1. Познакомиться с зоной лесов на карте.

Где расположена зона лесов? (Зона лесов расположена южнее Тундры и занимает самую большую территорию России)

  1. Познакомиться с частями зоны лесов и     природными условиями.

Зона лесов состоит из тайги , смешанных и широколиственных лесов. Климат теплее, чем в тайге. Много влаги. Богатая почва.

  1. Познакомиться с растительным и животным миром зоны лесов.

Растительный и животный мир очень разнообразный. Хвойные деревья сменяются лиственными. Есть  и смешанные леса. Много разнообразных животных.

Работа по учебнику стр.101

Работа по вопросам. Проверь себя.

Отвечают
на вопросы.

Слушают учителя.

Читают вывод в учебнике (с. 101).

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная. Самостоятельная работа

Коммуникативные: обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Самостоятельная работа

Устные ответы

X.

Рефлексия.

 Выставление оценок.

 -Дополните предложение: «Теперь я знаю,  что …..».

- Где могут пригодится в жизни новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем ещё надо поработать?

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке

Устные ответы

XI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 95–102 .Выполнить задания на стр. 102

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

Задания

Ресурсный материал

Кроссворд

1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики. (Тундра.)

2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение. (Белая сова.)

3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу. (Лемминг.)

4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: краснозобая… (Казарка.)

5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года. (Белая куропатка.)

6. Невысокий тундровый кустарник с синеватыми ягодами. (Голубика.)

7. Растение тундры, ягоды которого похожи на малину. (Морошка.)

8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. (Песец.)

9. Основное занятие населения тундры. (Оленеводство.)

10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет. (Волк.)

11. Олений мох. (Ягель.)

12. Редкая птица с длинной шеей. (Лебедь.)

13. Самое крупное травоядное животное тундры. (Олень.)

14. Вечнозеленое растение с красными ягодами. (Брусника.)

Ключевые слова: ТАЙМЫРСКИЙ ЗАПОВЕДНИК.

Краткое описание животных зоны лесов России

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру Тема: «Экологическое равновесие» 4 класс ( Школа России)

Тема: Экологическое равновесие.Цели и задачи урока:1.Создать условия для формирования  понятий: «Экологическое равновесие». Сформировать у учащихся представление об экологическом рав­новеси...

Разработка открытого урока по окружающему миру для 3 класса

Разработка открытого урока по окружающему миру  "Вода. Огонь. Газ"...

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Животные - часть природы"

Данная работа содержит технологическую карту, прзентацию и дополнительный материал к уроку....

Разработка открытого урока по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс

Класс: 2      УМК:  Учебник А. А. Плешаков. Предмет: «Окружающий мир»Тема: В гости к зимеТип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и спосо...

Разработка открытого урока по окружающему миру 2 класс "В гости к зиме".

Разработка открытого урока по окружающему миру 2 класс "В гости к зиме"...

Разработка открытого урока по окружающему миру (технологическая карта + презентация) для 2 класса на тему: "Строение тела человека" УМК Школа России

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.В основе лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке интересны и разнообразны.Они позволяют не только формировать предм...