Разработка открытого урока по окружающему миру (технологическая карта + презентация) для 2 класса на тему: "Строение тела человека" УМК Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок разработан в соответствии с ФГОС.В основе лежит системно-деятельностный подход.
Формы и методы работы на уроке разнообразны. Они позволяют не только формировать предметные знания и навыки,но и создают условия для освоения обучающимися универсальных учебных действий в коммуникативной,познавательной и регулятивной сферах. Структура урока построена так,чтобы привлечь внимание детей,развивать интерес и самостоятельность. Учиться и самим добывать знания,воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.
Урок поможет сформировать представление у обучающихся о лесной зоне, познакомит с географическим положение зоны лесов, с частьями зоны лесов, с животным и растительным миром конкретной зоны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karta_uroka.docx | 58.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №2 им. А.Н. Кесаева г. Дигора Дигорского района РСО-Алания
Разработка открытого урока по окружающему миру
(технологическая карта + презентация)
для 4 класса на тему: “Леса России. Лес и человек”
УМК Школа России
Созаева Марина Асланбековна
учитель начальных классов
г. Дигора
2023 год
Предмет: окружающий мир.
Класс: 4.
Дата:18.11.2023 г.
УМК «Школа России».
Ф.И.О. учителя:Созаева Марина Асланбековна.
Тема | «Леса России. Лес и человек». |
Цели | Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; воспитывать бережное отношение к природе. |
Задачи | Образовательные:формировать у учащихся представление о лесной зоне, познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов, с растительным и животным миром; формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны. Развивающие: развитие умений определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерных для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе; Воспитательные:воспитание бережного отношения к животным и к окружающей среде; воспитание познавательного интереса;воспитание культуры общения: учитель-ученик, ученик-ученик.воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к Родине. |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеютвступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, коллективная, индивидуальная, частично поисковый. |
Образовательные | http://www.zooclub.ru/voice/index4.shtml http://download8.proshkolu.ru |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; карта «Природные зоны России»; гербарий, рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира зоны лесов; запись голосов птиц, электронное приложение к учебнику, учебник «Окружающий мир» авторы А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, 1 часть, 4 класс, тетрадь на печатной основе, презентация. |
Основные | Тайга, смешанный лес, широколиственный лес |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент Психологический настрой | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | – Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением мы начнём урок. У нас много гостей. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь гостям. В классе стало тепло от ваших улыбок. Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к другу всегда по доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное и всё у нас получится! | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей | Вызывает эмоционально-положительный настрой на урок, создает ситуацию успеха, доверия Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Коммуникативные:планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. | Организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка кроссворд. Индивидуальная работа | – Разгадайте кроссворд . Задания: 1. Запишите 2–3 цепи питания, сложившиеся в тундре. 2. Перечислите экологические проблемы тундры. 3. Перечислите сходства и различия природных зон: тундры и арктической пустыни | Разгадывают кроссворд. Выполняют | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | Регулятивные:осуществляют самопроверку, устанавливают правильность выполнения | Устные ответы, выполненные задания |
III. Мотивация | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | Закройте глаза.(Звучат в записи голоса птиц.) Что Вы представляли ? (ответы детей о лесе) Читает стихотворение подготовленный ученик. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится – Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои! (С. Погореловский.) – В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока. | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться | Устные ответы. |
IV. Выявление затруднений в деятельности и целепологание. | Определим тему урока. (Ответы детей). Сегодня мы будем говорить о лесе. Тема урока: «Леса России». Определим цели работы на уроке. 1. Познакомиться с расположением зоны лесов на карте. 2. Познакомиться с частями зоны лесов и природными условиями. 3 Познакомиться с растительным и животным миром зоны лесов | Ученики определяют тему и цели работы. | Фронтальная, | Познавательные: анализируют учебный материал с целью решения проблемной ситуации Регулятивные: принимают учебную | Устные ответы | |
V. Совместное открытие знаний. | Работа Рассказ учителя о растительном мире зоны лесов. | – Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России. Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? – Где находится зона лесов относительно зоны тундры? – В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? – Какая поверхность у зоны лесов? – Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади. – Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет? – Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес. – Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла. | Показывают Отвечают Слушают учителя. Сравнивают на доске картины «Хвойный лес» | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные:осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию, подведение под понятие; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля | Устные ответы |
Работа | – Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. (Демонстрирует гербарий и дает краткое описание хвойным деревьям.) Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно. Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки. Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. К югу от тайги расположены смешанные леса. Зима здесь гораздо мягче. Эти условия более благоприятны для лиственных деревьев. В этих лесах наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольха. (Показ гербария). Ещё южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями. К таким деревьям относятся дуб, клён, липа, ясень, вяз. (Показ гербария) – Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. | Выполняют | Коммуникативные: обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; | |||
– Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы. Показывает рисунки и фотографии, изображающие животных, и дает краткое описание . Слайды. | проявляют познавательный интерес | |||||
VI. Физминутка. | Физминутка «Здравствуй лес» Здравствуй, лес, прекрасный лес Широко развести руки в стороны Полный сказок и чудес! Повороты вправо-влево с вытянутыми руками Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою. Руки подняты вверх. Выполнять покачивания направо -налево. Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево. Все открой, не утаи. Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем Ты же видишь – Мы свои Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди. | Выполняют упражнения. | ||||
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Работа | Работа с контурной картой. Откройте учебник стр. 72-73 . Возьмите контурную карту «Природные зоны». Используя карту в учебнике, закрасьте на контурной карте зону лесов. Проверьте друг друга. (Взаимопроверка). Работа с учебником. Откроем учебник стр.96 Какие растения преобладают в Тайге? Стр. 100 учебник Какие растения преобладают в смешанных и широколиственных лесах? | Выполняют | Работа в парах, работа в группах. | Познавательные: находят признак классификации предметов, Регулятивные: принимают учебную Личностные:оценивают свою работу. | |
VIII.Самостоятельная работа с проверкой. | Составление схемы «Леса России». Составление цепей питания. Задания | – Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу. – Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» 1. Растения → заяц-беляк → рысь; 2. Растения → мышь-полевка → соболь; 3. Растения → белка → сокол. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации. Работа в тетрадях на печатной основе стр.48,задания №2,3 | Заполняют схему в тетради. Составляют цепи питания. Выполняют | Фронтальная, индивидуальная. Индивидуальная | Познавательные:осуществляют логические действия, выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации; используют знаково-символические сред- ства; моделируют Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую | Устные ответы, записи |
саморегуляцию в ситуации затруднения | ||||||
IX. Включение в систему знаний и повторение. | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. | В начале урока мы поставили себе цели работы.
Где расположена зона лесов? (Зона лесов расположена южнее Тундры и занимает самую большую территорию России)
Зона лесов состоит из тайги , смешанных и широколиственных лесов. Климат теплее, чем в тайге. Много влаги. Богатая почва.
Растительный и животный мир очень разнообразный. Хвойные деревья сменяются лиственными. Есть и смешанные леса. Много разнообразных животных. Работа по учебнику стр.101 Работа по вопросам. Проверь себя. | Отвечают Слушают учителя. Читают вывод в учебнике (с. 101). Отвечают | Фронтальная. Самостоятельная работа | Коммуникативные: обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. | Самостоятельная работа Устные ответы |
X. Рефлексия. | Выставление оценок. | -Дополните предложение: «Теперь я знаю, что …..». - Где могут пригодится в жизни новые знания? - Что на уроке у вас хорошо получалось? - Над чем ещё надо поработать? | Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | Устные ответы | ||
XI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 95–102 .Выполнить задания на стр. 102 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач | Задания |
Ресурсный материал
Кроссворд
1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики. (Тундра.)
2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение. (Белая сова.)
3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу. (Лемминг.)
4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: краснозобая… (Казарка.)
5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года. (Белая куропатка.)
6. Невысокий тундровый кустарник с синеватыми ягодами. (Голубика.)
7. Растение тундры, ягоды которого похожи на малину. (Морошка.)
8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. (Песец.)
9. Основное занятие населения тундры. (Оленеводство.)
10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет. (Волк.)
11. Олений мох. (Ягель.)
12. Редкая птица с длинной шеей. (Лебедь.)
13. Самое крупное травоядное животное тундры. (Олень.)
14. Вечнозеленое растение с красными ягодами. (Брусника.)
Ключевые слова: ТАЙМЫРСКИЙ ЗАПОВЕДНИК.
Краткое описание животных зоны лесов России
Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.
Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по окружающему миру "Как возникали и строились города"
Методическая разработка урока по окружающему миру "Как возникали и строились города"...
Открытый урок по окружающему миру Тема: «Экологическое равновесие» 4 класс ( Школа России)
Тема: Экологическое равновесие.Цели и задачи урока:1.Создать условия для формирования понятий: «Экологическое равновесие». Сформировать у учащихся представление об экологическом равновеси...
Разработка открытого урока по окружающему миру для 3 класса
Разработка открытого урока по окружающему миру "Вода. Огонь. Газ"...
Методическая разработка открытого урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Животные - часть природы"
Данная работа содержит технологическую карту, прзентацию и дополнительный материал к уроку....
Разработка открытого урока по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс
Класс: 2 УМК: Учебник А. А. Плешаков. Предмет: «Окружающий мир»Тема: В гости к зимеТип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и спосо...
Разработка открытого урока по окружающему миру 2 класс "В гости к зиме".
Разработка открытого урока по окружающему миру 2 класс "В гости к зиме"...
Разработка открытого урока по окружающему миру (технологическая карта + презентация) для 2 класса на тему: "Строение тела человека" УМК Школа России
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.В основе лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке интересны и разнообразны.Они позволяют не только формировать предм...