3.Постановка учебной задачи
Словесный беседа
| 3 мин | - Посмотрите, какие иллюстрации я приготовила сегодня для вас (демонстрирует картины с изображением русской природы). – Можно ли назвать все эти картины словами «родная природа»? – А почему именно мы можем сказать о ней – родная природа? – Как вы думаете, как назвал свое стихотворение поэт Иван Саввич Никитин? И поля цветут, и леса шумят, И лежат в земле груды золота. И во всех концах света белого Про тебя идет слава громкая… – Это стихотворение названо автором «Русь». Послушайте его продолжение: …И уж есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью. – Почему поэт называет Русь матерью? На доске записана пословица: Одна у человека мать, одна у него и родина. – Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? – Сегодня на уроке мы познакомимся с государственными символами нашей родины. - Определите тему сегодняшнего урока. - Какую цель поставим перед собой на уроке? - Молодцы! | Рассматривают картины.
- Да.
-Это природа нашей страны
Высказывают предположения
Высказывают предположения
- Мы родились в одной стране и родина у нас одна, как мама. Тема: «Наша родина – Россия.» Цель: узнать государственную символику нашей страны и отличительные черты нашей родины. |
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.
|
4. «Открытие» нового знания
Словесный: беседа
Наглядный Иллюстрация
Словесный рассказ
Работа с учебником
Словесный: беседа
| 5 мин
| -– Как называется наша родина? - Откройте учебник на странице 64 – Посмотрите на нашу большую страну. От Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. –Что вы еще видите на карте России? – Всю страну мы увидеть не можем, она очень, очень большая. Найдите на карте Северный Ледовитый океан, Черное море, Балтийское море, Тихий океан. – «Мы все – россияне! Мы – это русские, татары, башкиры, коми, чуваши, удмурты, марийцы… – всего 128 разных народов. Нас всех очень много – 145 миллионов». – Рассмотрите национальные костюмы, в которые одеты дети (левая полоса разворота). – Дети одеты в татарский, марийский, башкирский костюмы. Миша – в расшитой русской рубашке, а ребенок с собачкой приветствует нас в костюме коми. – Как называется столица нашей родины? – Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее славная история, ее древние символы. Какие символы страны вам известны? – Догадайтесь, о каких символах страны идет речь: а) Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов. б) Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. в) Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. – Как вы думаете, есть ли у России перечисленные символы? – Как же и почему именно они стали российскими символами? Сейчас мы об этом узнаем. Учитель показывает изображение герба России. – Кто знает, как называется этот символ России? – Что изображено на гербе? Русское государство было образовано при князе Иване III. В старину непременной частью вооружения воинов являлся щит, на котором изображался личный родовой знак. Со временем такие знаки стали передаваться по наследству от отца к сыну. Так возникли первые гербы. Раньше у каждого князя был свой герб, а когда Иван III объединил русские княжества в одно большое государство, то у нового Русского государства появился свой, новый герб. Иван III женился на дочери императора Византии – очень сильного и богатого государства. На гербе Византии был изображен орел как символ непобедимости и силы, поэтому Иван III решил, что и на гербе России тоже должен быть орел, чтобы все знали, что Россия – сильная страна. Но почему у орла две головы? Двуглавый орел, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живет по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями, – эмблема власти, а в другой – золотой шар с крестом, который называют «держава». Скипетр – символ власти, держава – символ могущества страны. Золотой двуглавый орел изображен на щите красного цвета. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Необходимо обратить внимание на крылья орла. Они похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на Солнце. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона (змея). Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость добра, победу добра над злом. – В центре герба еще один герб. Кто скажет – какой? – Кто догадался, почему он расположен в центре российского герба? – Где можно встретить изображение российского герба? - У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг. Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников. У России флаг трехцветный. – Какие это цвета и что они обозначают? Учитель демонстрирует флаг Российской Федерации. Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Красный цвет – цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и ее независимость. Когда в России правил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, по его приказу в подмосковном селе Дединове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали очень гордо – «Орел». На его борту разместили 22 пушки. Военный корабль был необходим для защиты торговых судов, плавающих по реке Волге и Каспийскому морю. А для военного корабля потребовался опознавательный знак – флаг. Бело-сине-красные флаги и вымпелы этой небольшой флотилии говорили о принадлежности ее к Российскому государству. - Почему же царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов? Возможно, он использовал древний герб московских князей: белый цвет – святой Георгий Победоносец, синий – развевающийся плащ всадника, красный – фон, цвет герба. Изображение всадника, копьем поражающего черного дракона, означает победу справедливости, добра над злом. «Отцом» российского флага историки считают императора России Петра I. Именно он нарисовал образец знамени и 20 января 1705 года издал указ «На торговых всяких судах... Быть знаменам по образцу...». В 1858 году при Александре II цвета на государственном флаге изменились: он стал черно-желто-белым. В 1883 г. – «второе рождение» бело-сине-красного флага России, который просуществовал до 1918 года. В 1918 году его сменил красный революционный флаг. Третье рождение триколора произошло в 1991 г. Современные флаг и герб, несмотря на их древнее происхождение и долгую историю, были воссозданы недавно, около 20 лет назад. До этого наша страна Россия называлась «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР)». Она была одной из республик огромного государства – Союза Советских Социалистических Республик (СССР). | - Россия
- Внизу течет большая река, растут хвойные и лиственные деревья, а вдали видны горы.
Изучают карту
Воспринимают на слух
Рассматривают иллюстрации
- Москва.
Высказывают предположения
- Флаг.
- Герб.
- Гимн.
Высказывают предположения
- Двуглавый орел с поднятыми крыльями.
Воспринимают на слух
Воспринимают на слух
- Герб Москвы.
- Москва – столица России.
Высказывают предположения
- Белый, синий, красный
Воспринимают на слух
- Эти цвета символизируют силу, независимость, свободу и мир
Воспринимают на слух | П: cвободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.
П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия |
5. Первичное закрепление во внешней речи
Словесный: беседа
Работа с учебником Наглядный: иллюстрация
| 12 мин
| –– Родина у каждого человека, как и мать, – одна. Как же каждый из нас должен относиться к Родине? – В старину говорили: «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило». Как вы эти слова понимаете? Попробуйте обосновать свое мнение. – Прочитайте пословицы о Родине и объясните, как вы их понимаете Нет в мире краше Родины нашей. Всякому мила своя сторона. Везде хорошо, но милее Родины нет. На чужой стороне и весна не красна. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. |
- С любовью и заботой
- Глуп тот человек, который не любит свою родину и не ценит ее.
- Родина, как мама единственная и очень важна для нас в жизни. | П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей; К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей; |