Конспект урока окружающего мира 3 класс В царстве грибов
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
В данном файле представлен материал по ознакомлению с новым царством грибов с применением исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass_v_tsarstve_gribov.docx | 14.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе
Тема: « В царстве грибов»
Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир».
Цель: Формирование ценностного отношения к окружающей природе, через осмысление отличительных признаков царства грибов от других царств.
Задачи:
образовательные:
- актуализировать знания детей о грибах;
- сформулировать правила сбора грибов;
- создать условия для усвоения знаний о грибах, как объектах живой природы;
- различать части гриба;
- приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.
- расширить знания о ядовитых грибах
развивающие:
- содействовать формированию критического мышления;
- развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес;
- развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;
- создать условия для развития коммуникативных умений.
воспитательные:
- воспитывать умение дружить и взаимодействовать;
- создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;
- способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.
Планируемые результаты
Личностные:
- формировать мотивацию к обучению;
- формировать умение высказывать свое мнение;
Метапредметные:
Познавательные умения:
- формировать умение ориентироваться в учебнике;
- перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;
- формировать самостоятельное создание способов решения проблемы;
- формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;
Регулятивные умения:
- формировать умение ставить учебные задачи;
- формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;
- формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
Коммуникативные умения:
- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формировать умение работать в группе;
- формировать умение слушать и понимать других.
Предметные:
- умение характеризовать отличительные признаки грибов.
Тип учебного занятия: урок изучения новых знаний
Организация образовательного процесса
Оборудование:
- телевизор; доска; ноутбук учителя; научные статьи о грибах.
Учебные пособия:
- Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник: 3 класс
Ход урока
- Организационный этап.
Прозвенел звонок
Начинается урок.
Доброе утро. Сегодня урок окружающего мира с вами проведу я. Меня зовут Наталья Владимировна.
На нашем уроке присутствует много гостей. Давайте их поприветствуем.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Наш урок начнем мы с упражнения «Звездопад». Закройте глаза и представьте небо с бесчисленным количеством звезд. И вот одна из них падает. А когда звезда падает, мы загадываем желание. Загадайте, каким сегодня будет наш урок? (я хочу, чтобы наш урок был сегодня … )
- При каких условиях ваши желания сбудутся? (Урок будет удачным тогда, когда мы будем активны, дружны, будем помогать друг другу)
3.Актуализация знаний.
Хочу пригласить вас сегодня я в лес.( СЛАЙД 1)
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.
- Ребята, а что такое лес?
Лес - это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.
- Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).
- Какие царства живой природы мы можем встретить в лесу? ( Царства растений, животных)
( Картинка Царства природы, одна закрыта) НА ДОСКЕ
3. Создание проблемной ситуации.
- В лес люди ходят с лукошком. ( ДОСТАЮ ЛУКОШКО) У меня тоже есть лукошко.
И в моём лукошке что-то есть. (Достаю и показываю гриб, дрожжи и плесень на хлебе)
Дети, как вы думаете, почему эти предметы оказались в одном лукошке?
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.
В каких источниках мы можем найти ответ на этот вопрос?( Картинка источников).НА ДОСКЕ
Вы можете воспользоваться помощью толкового словаря. У каждой группы на столе лежит толковый словарь.(1 группа найдите значение слова гриб, 2 группа значение слова дрожжи, 3 группа значение слова плесень) ( По 1 человеку от группы читают значение)
ИТАК, гриб, дрожжи и плесень на хлебе- это грибы.
А к какому царству можно отнести эту группу?( Это царство грибов) ( ОТКРЫВАЮ ЛИСТ НА ДОСКЕ)
Вывод: грибы не относятся ни к животным, ни к растениям. Это отдельное царство.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством грибов .
И на уроке у нас есть уникальная возможность увидеть своими глазами, как появляются и растут грибы. Фильм, который вы будете смотреть показан в ускоренном режиме.( ПРОСМОТР ФИЛЬМА) Я ДАЮ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ НА ФОНЕ ПРОСМОТРА .
Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 тыс. видов разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны, а остальные используются в других целях.
Грибы имеют исключительно большое значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляется людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.
Многие грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и берёзовых лесах. Рыжики - под соснами и елями. Подосиновики - под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы.
Грибы довольно часто заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник. Эти грибы - лесные санитары. Они перерабатывают мёртвую древесину и очищают лес.
Питаются грибами преимущественно беспозвоночные, прежде всего черви. В том смысле, что это их основное питание. А едят грибы: слизни, различные насекомые, мыши, медведи, барсуки, бурундуки, белки, кабаны, лисы, волки, собаки, птицы - всеядные и падальщики, многие копытные, ежи, кроты и т.п.
Грибы поедают с большим аппетитом многие лесные звери: лоси, белки, медведи, олени и многие другие.
Грибы в качестве продукта питания использует человек.
А сейчас давайте отправимся в лес за грибами.
ФИЗМИНУТКА
. Утром дети в лес пошли (ходьба на месте)
И в лесу грибы нашли (размеренное приседание)
Наклонялись, собирали, (наклоны вперёд)
По дороге растеряли. (разведение рук в стороны )
Мама дальше всех пошла, (ходьба на месте)
Больше всех грибов нашла!(круговое движение рук)
Раз –грибок, два – грибок, три –грибок.(наклоны вперёд)
Вот и полон кузовок!(вытягивание рук вперёд)
4.1 Работа со схемой. ( индивидуально у каждого)
Ребята, как вы думаете, из каких частей состоит шляпочный гриб? ( Шляпка, ножка, грибница)
У каждого из вас на столе лежит карточка- схема " Строение гриба". Соедините стрелкой название частей гриба.
А теперь проверим вашу работу. Поднимите руки, у кого так? ( СЛАЙД СТРОЕНИЕ ГРИБА)
4.2 Вторичное усвоение
А какие шляпочные грибы вы знаете? ( Белый гриб, подберёзовик, подосиновик, опята....)
Все ли грибы можно употреблять в пищу?( Нет. Есть съедобные грибы и несъедобные) ( СЛАЙД СЪЕДОБНЫЕ И НЕСЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ)
Человек может сам в домашних условиях вырастить грибы, используя мицелии ( споры) грибов вёшенка и шампиньоны. А также купить можно грибы в торговых сетях. Споры- это клетки для размножения грибов.
Собирать грибы в негрибных местностях очень опасно. Лучше не рисковать своим здоровьем.
4.3 Охрана грибов. Красная Книга.
Грибы разнообразны по форме и цвету, есть грибы, похожие на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на
необычный гриб – это березовый гриб – чага.Это лечебный гриб. Его используют в медицине для лечения органов дыхания. ( ПРОСМОТР НА СЛАЙДЕ)
Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России. Как вы думаете, почему грибы нуждаются в охране? ( Человек слишком много грибов собирает, не соблюдая правил сбора- вырывает гриб вместе с грибницей, после чего гриб больше не вырастает.)( СЛАЙД ГРИБЫ КРАСНОЙ КНИГИ РОССИИ)
Поэтому грибы, как и растения и животные нуждаются в бережном отношении.
5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1.С МИКРОСКОПОМ.
Ребята, как вы думаете, что будет, если хлеб долго пролежит в пакете?
- Он покроется вот такой плесенью. (Показываю)
- Оказывается плесень - это тоже грибы, только очень маленькие – одноклеточные, ПЛЕСНЕВЫЕ. Плесень очень живуча. Даже если случится катастрофа и мир погибнет, плесень выживет. Победить ее невозможно и оградиться от ее вторжения тоже. Она способна вызвать аллергию, легочные заболевания. Покрывшиеся плесенью продукты могут быть смертельно опасными для человека. В тоже время плесень используют для приготовления некоторых сортов сыра, лекарства, например, пенициллина, который спас жизни миллионам людей.
( РАБОТА С МИКРОСКОПОМ)
Прежде, чем работать с микроскопом, очень хрупким прибором, мы должны рассмотреть правила работы с ним и обязательно их выполнять.
( СЛАЙД ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ)
Давайте рассмотрим плесень с помощью микроскопа,Интересно, как же плесень выглядит на самом деле изнутри? ( СЛАЙД ПЛЕСЕНЬ ХЛЕБНАЯ В ШКОЛЬНОМ МИКРОСКОПЕ И УВЕЛИЧЕННАЯ В 1000 РАЗ)
На что похожа плесень? ( Напоминает по форме гриб)
ИТАК, Приносит ли плесень вред? А пользу?
2. ОПЫТ С ДРОЖЖАМИ.
На свете есть еще и ДРОЖЖЕВЫЕ грибы, которые мы употребляем в пищу каждый день! С их помощью выпекают хлебобулочные изделия.( Я ДЕМОНСТРИРУЮ ОПЫТ С ДРОЖЖАМИ) ( Увеличивают в объёме опару). Посмотрите , какакой красавец хлеб получается при использовании дрожжей.( Показ хлеба в хлебнице) А вот хлеб- лаваш, который выпекают без дрожжей .В чём разница? Какую роль выполняют дрожжи?
А как нужно относиться к хлебу? Почему? Да, нужно к хлебу относиться бережно. Это - главная еда на столе. Он очень трудно даётся. Это результат труда большого количества людей.
Итак, мы познакомились со всеми предметами из моего лукошка. Что же их всех объединяет?
Вывод: грибы бывают шляпочные, плесневые и дрожжевые.
1. Исследование в малых группах ( Применение кейс- технологии)
А сейчас вам предстоит работа в группах. Нужно будет по предлагаемым источникам найти, изучить и поделиться информацией.Прежде чем работать по группам, давайте вспомним правила работы в группе.
( Дети отвечают)
- Для проведения исследования предлагаю поработать в малых группах. (по 4 человека)
- У каждой группы есть информационные тексты для изучения и пошаговая инструкция к ним.
Работа в группах. Обмен информацией.
1 группа
Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.
Вопрос: чем питаются грибы?
План-ответ
В ходе исследования мы узнали, что грибы питаются ___________ и ______________ .
2 группа
Грибы часто растут под деревьями. Грибам нужна влага и тепло, если будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Это проверено временем... Для роста грибов должен пройти тёплый летний дождик (он так и называется - грибной дождь) и ночи должны быть тёплые, обязательно... Даже для роста осенних грибов, когда необходим тёплый дождь и хотя бы немного утреннего солнца. Если эти условия не соблюдены, тогда и грибов не будет.
Вопрос: что нужно для того, чтобы росли грибы?
План - ответ:
Для нормального роста грибов нужны _________ и __________ .
3 группа «Значение для природы и человека ядовитых грибов»
1. Я - бледная поганка,
очень опасна для человека, но
Я нужна деревьям.
Сосны, ели, берёзы без меня зачахнут.
А ещё меня используют для
приготовления сильных лекарств.
2. Я - мухомор людям тоже пригожусь.
Ведь они меня так и назвали, мухомор значит мух морить.
И лесным жителям я просто необходим: они лечатся мной от паразитов.
3. Мы - ложные опята, мы ярче и
красивее своих съедобных собратьев.
Мы разрушаем пни, поваленные стволы,
Опавшие сучья.
Мы - санитары леса!
Вопрос: какую пользу приносят ядовитые грибы?
План - ответ:
Бледная поганка используется_______________ , мухомором лечатся___________ ,санитары леса____________________ .
Вывод: все грибы полезны для природы и человека.
6. Закрепление изученного материала.
- Сегодня мы много говорили о грибах. А сейчас мне бы хотелось проверить ваши знания по теме.
Тест-игра " ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО..." ( С ПОМОЩЬЮ СИГНАЛЬНЫХ КАРТОЧЕК ДА, НЕТ)
Итак, верите ли вы, что…:
грибы относятся к живой природе? Да
- грибы относятся к царству растений? Нет
- шляпочный гриб состоит из грибницы , ножки и шляпки ? Да
- плодовое тело состоит из шляпки и ножки? Да
- грибы – это богатство леса? Да
в лесу должны быть только съедобные грибы? Нет
- Ребята, а можно уничтожать ядовитые грибы? (Нет, так как они являются лекарством для некоторых животных)
Вывод: ( СЛАЙД ЗАПОМНИТЕ)
(ПОДВОЖУ ИТОГ, ВЫСТАВЛЯЮ ОЦЕНКИ)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( СЛАЙД)
10.Рефлексия
1. Эмоциональная ( похвала)
2. Грибная поляна( грибы грустные и весёлые)
11.Подведение итогов.
- Наш урок подошел к концу. Я вас благодарю за сотрудничество.
В самом начале урока вы загадывали желание на успех нашего урока. Поднимите руки, у кого оно сбылось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира по теме "Царство грибов"
Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "В царстве грибов". Урок разработан с использованием технологии критического мышления....
Урок окружающего мира в 1классе "Царство грибов"
Урок построен в форме проблемного диалога. В процессе урока ученики находят ответы на вопросы: что такое грибы и каково их значение в природе. Ученики учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. На ур...
Конспект урока окружающего мира по теме:"Царства живой природы".
В игровой форме дети знакомятся с царствами живой природы и их представителями. Выполняя занимательные задания, ребята закрепляют полученные знания....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Царство грибов" 2 класс
Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве ...
Урок окружающего мира. Тема: «В царстве грибов»
- Грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам прод...
Конспект урока окружающего мира "Начало Московского царства" + презентация (УМК "Перспектива", 4 класс).
Цель деятельности учителя: формирование представления о Московском княжестве эпохи его укрепления и расширения во время правления князя Ивана III; формирование знаний о деятельности Ивана Грозног...
Конспект урока окружающего мира "С лукошком за грибами" (1 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: С лукошком за грибамиЦель деятельности учителя: формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы; ознакомление со съедобными и ...