План-конспект урока. «Тундра»
план-конспект по окружающему миру

Шевцова Каролина Евгеньевна

Тема урока: Тундра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment._tundra.docx40.05 КБ
Файл razdatochnyy_material._tundra.docx69.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема фрагмента урока: «Тундра»

Цель: создание благоприятных условий для формирования у учащихся представлений о природной зоне-тундры. 

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию представлений о природных зонах России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации.

Развивающие: способствовать развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; развитию связной речи, умению анализировать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, отрицательного отношение к лени, высокомерию, тщеславию; бережного отношения к природе, значимости растений и животных для человека и нашей планеты; интереса к предмету посредством использования средств ИКТ;.

Здоровье сберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование  чувства  гордости  за  свою  Родину;  развитие мотивов учебной  деятельности  и  формирование  личностного  смысла  ученья;  развитие доброжелательности  и  эмоционально-нравственной  отзывчивости;  формирование мотивации  к  творческому  труду;  развитие  самостоятельности  в  информационной деятельности.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевое  высказывание в устной и письменной форме; основам смыслового чтения познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов;

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: договариваться  и  приходить  к  общему  решению  в  совместной деятельности; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия;  

Предметные: освоение  доступных  способов  изучения  природы  и  общества (наблюдение,  сравнение,  классификация;    развитие  навыков  устанавливать  и выявлять  причинно-следственные  связи  в  окружающем  мире;  сформированность уважительного отношения к природе нашей страны.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, презентация, раздаточный материал: кроссворд, тест для учащихся, “Мишень”, карта природных зон.

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

I. Организация начала урока.

У: Здравствуйте. Меня зовут Каролина Евгеньевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Мотивация к обучению и познанию.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.

II. Открытие новой темы. Целеполагание .

У.: Сегодня на уроке мы познакомимся с новой природной зоной, с её географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

Название природной зоны вы узнаете, разгадав кроссворд.

1а

р

к

т

и

к

а

2п

у

с

т

ы

н

ь

3в

р

а

н

г

е

л

я

4л

ь

д

а

5г

а

г

а

р

к

и

6р

а

ч

к

и

Вопросы к кроссворду:

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

О.: Ключевое слово - Тундра.

У.: Молодцы! Вы узнали название природной зоны, которую будем изучать сегодня на уроке.

У.: Какова будет цель нашего урока?

О.: Узнать, где расположена тундра, какие в тундре животные, чем занимаются люди в тундре, какой там климат, есть ли растения.

III. Открытие новых умений, знаний.

У.: Рассмотрите фотографии на слайде и сравните изображение арктической пустыни и изображение тундры. Чем они отличаются друг от друга?

О.: Арктическая пустыня покрыта снегом и льдом, а в тундре есть почва и растительность.

У.: Сейчас мы с вами посмотрим небольшой фильм об этой природной зоне.

*Беседа с классом во время просмотра фильма*

У.: Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом — замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10—50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. Что такое снежная часть года — это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения?

О.: Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.

У.: Верно!

*Продолжение просмотра*

У.: Почему у растений в тундре небольшие корни и маленькие листья?

О.: Потому что земля после зимы размораживается на небольшую глубину, а в вечной мерзлоте корни расти не могут

У.: Откройте учебник на странице 85 и прочитайте задание 2. По рисунку учебника (с. 62 — 63) познакомьтесь с животным миром тундры. Информацию о животных найдите на страницах 88-89.

О.: Посмотрев рисунок можно заметить следующих животных и растения: кречет, лебеди, северные олени, серые гуси, серые журавли. полярная сова, песец, комар и его личинка и куколка, кулик, полярная ива, лемминг, белая куропатка (в летнем оперении), морошка, голубика, брусника.

*Продолжение просмотра*

Вопрос перед изучением населения тундры:

У.: Как вы думаете, чем занимаются люди, живущие в тундре?

О.: Оленеводство.

Вопрос после изучения экологических проблем тундры:

У.: Как вы думаете, как нужно охранять природу тундры?

О.: Запрещать движение транспорта в некоторых областях, создавать заповедники.

У.: Откройте страницу 92 и прочитайте цепочкой.

О.: Читают о животных, взятых под особую охрану.

У.: Отлично.

У.: Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону.

О.: Варианты детей.

IV. Закрепление изученного материала.

У.: Откройте учебник на странице 85 и выполните в парах задание номер 3. Расскажите по этому рисунку об экологических связях в тундре. Изготовьте модель цепи питания, характерной для тундры.

О.: В тундре живут лемминги, без которых сложно представить существование в этой зоне песцов и сов. Чем больше будет пищи для песцов и сов, тем больше численность этих хищников. Но, чем больше хищников, тем меньше леммингов, а когда у хищников меньше еды, значит и численность их становится меньше.

Цепи питания, характерные для тундры:

Кустарники – лемминги – полярная сова.

Ягель – северный олень – человек.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.: Что вы узнали сегодня на уроке?

О.: Что представляет собой природная зона тундра, где она расположена. Узнали, какой климат, почему он такой, как это влияет на растения и животных. Узнали о деятельности людей в тундре, об экологических проблемах этой зоны.

У.: У вас на столах лежат карточки с изображением мишени, которая разделена на 4 сектора: активно участвовал, было интересно, было понятно, узнал новое. Вам необходимо оценить вашу деятельности на уроке с помощью каждого из секторов. Центр мишени оценка 5, а если край, то соответственно еще надо стараться.

hello_html_a7bb2a2.jpg



Предварительный просмотр:

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

1

2

3

4

5

6

1) Район земли, примыкающий к Северному полюсу.

2) На островах Арктики расположена зона арктических...

3) Остров, на котором расположен заповедник.

4) Арктика- царство снега и ....

5) Птицы, собирающиеся летом на скалистых берегах с чайками и кайрами.

6) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

Тундра протянулась с__________ на __________ , почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится __________ зоны ______________  ___________ . Тундра расположена на материке ___________ .

Тундра протянулась с__________ на __________ , почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится __________ зоны ______________  ___________ . Тундра расположена на материке ___________ .

Тундра протянулась с__________ на __________ , почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится __________ зоны ______________  ___________ . Тундра расположена на материке ___________ .

Тундра протянулась с__________ на __________ , почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится __________ зоны ______________  ___________ . Тундра расположена на материке ___________ .

Тундра протянулась с__________ на __________ , почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится __________ зоны ______________  ___________ . Тундра расположена на материке ___________ .

Тундра протянулась с__________ на __________ , почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится __________ зоны ______________  ___________ . Тундра расположена на материке ___________ .

Тундра протянулась с__________ на __________ , почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится __________ зоны ______________  ___________ . Тундра расположена на материке ___________ .

Тундра протянулась с__________ на __________ , почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится __________ зоны ______________  ___________ . Тундра расположена на материке ___________ .

Тундра протянулась с__________ на __________ , почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится __________ зоны ______________  ___________ . Тундра расположена на материке ___________ .

Тундра протянулась с__________ на __________ , почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится __________ зоны ______________  ___________ . Тундра расположена на материке ___________ .

Тундра протянулась с__________ на __________ , почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится __________ зоны ______________  ___________ . Тундра расположена на материке ___________ .

Тундра протянулась с__________ на __________ , почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится __________ зоны ______________  ___________ . Тундра расположена на материке ___________ .

Тундра протянулась с__________ на __________ , почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится __________ зоны ______________  ___________ . Тундра расположена на материке ___________ .

Тундра протянулась с__________ на __________ , почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится __________ зоны ______________  ___________ . Тундра расположена на материке ___________ .

Тундра протянулась с__________ на __________ , почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится __________ зоны ______________  ___________ . Тундра расположена на материке ___________ .

Тундра протянулась с__________ на __________ , почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится __________ зоны ______________  ___________ . Тундра расположена на материке ___________ .

Тундра протянулась с__________ на __________ , почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится __________ зоны ______________  ___________ . Тундра расположена на материке ___________ .

Тундра протянулась с__________ на __________ , почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится __________ зоны ______________  ___________ . Тундра расположена на материке ___________ .

Тундра протянулась с__________ на __________ , почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится __________ зоны ______________  ___________ . Тундра расположена на материке ___________ .

Тундра протянулась с__________ на __________ , почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится __________ зоны ______________  ___________ . Тундра расположена на материке ___________ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе Тема урока: Баскетбол.

Тема урока: Баскетбол.Задачи:   1. Формировать у учащихся понятия: «строй», «шеренга», «колонна»,                    развивать внимание, монологи...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....