Наблюдения в процессе формирования представлений о животных
статья по окружающему миру (4 класс)

Павлова Людмила Александровна

Статья на тему:

.

Наблюдения в процессе формирования представлений о животных для учащихся с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 46 Калининского района Санкт-Петербурга «Центр Реабилитации и Милосердия»

Статья на тему:

«Наблюдения в процессе формирования представлений о животных для учащихся с ОВЗ».

Воспитатель: Павлова Л.А.

Класс: 5 «Особый ребёнок»

                                           Санкт-Петербург

    Основным наглядным методом в экологическом образовании для учащихся с ОВЗ является наблюдение. Наблюдение - это целенаправленное восприятие, сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального.

   При ознакомлении учащихся с ОВЗ с окружающим миром особое место отводится методу наблюдения. Этот метод находит своё признание с давних времен. Ещё в XVII веке его по достоинству оценил великий чешский педагог Я.А. Коменский. По его мнению, всякое учение надо начинать не со словесного объяснения вещей, а с предметного их наблюдения.

   Знакомство детей с окружающим их миром начинается чаще всего с непосредственного наглядного наблюдения. Сущность наблюдения заключается в умении детей всматриваться в предметы и явления, выделять в них существенное и второстепенное, замечать происходящие в окружающем изменения, устанавливать их причины. Задачей воспитателя является сделать мир красок и звуков, воспринимаемых детьми, по возможности богаче и разнообразнее. Ведь данные непосредственных ощущений и восприятия создают основу для формирования более сложных процессов, таких, как представления, память, воображение и мышление.

 Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечивать постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление всё более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому. В процессе наблюдения рождается и крепнет бесценное свойство человеческой личности – наблюдательность.

 Наблюдения предметов и явлений природы невозможно без движений, а значит, использование этого метода при ознакомлении с природой способствуют физическому развитию ребёнка. Наблюдения способствуют выработке в ребёнке самостоятельности, организованности, дисциплинированности, инициативности.

  Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них удивление, радость, восторг. В процессе наблюдений ребёнок не только овладевает определёнными знаниями и умениями, но и развивается у него эмоциональная отзывчивость, желание активно защищать, облагораживать природную среду. Ребёнок усваивает систему знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, о деятельности человека в природе – а это задачи экологического воспитания.

 Наблюдения могут быть проведены на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на земельном участке, в уголке природы, в лаборатории, зимнем саду.

 Чтобы наблюдения выполняли свою положительную роль, у ребёнка с раннего детства следует развивать умение наблюдать; не просто смотреть на предмет, а видеть его, так, чтобы затем отчётливо во всех деталях и подробностях представить данный образ. Это умение видеть не проходит само собой. Необходимо руководить процессом наблюдения. Умение видеть формируется в процессе длительной, кропотливой работы. Руководство наблюдениями даёт возможность научить учащихся с ОВЗ ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе. Наблюдение требует и от воспитателя, и от ребёнка серьёзной подготовки, выдержки, терпения.

 Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Педагоги, психологи и специалисты в области экологического воспитания отмечают, что основными методами и средствами формирования у учащихся с ОВЗ представлений о животных являются наблюдение, рассматривание картин и иллюстраций, беседа, чтение художественной литературы, уход за животными, различные игры, продуктивные виды деятельности.

 По мнению С.Н. Николаевой, наблюдение – метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения. В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характер движения, издаваемые звуки и т. д. Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется более сложный вид наблюдения - длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли в цветочных горшках определить необходимость поливки, или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошел или проехал, по цвету ягод — спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некоторых знаний, умения анализировать явление, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения.[4]

 Два последних вида наблюдения ввиду их сложности используют в работе с детьми с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения. Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.

 Процесс наблюдений на прогулке иногда бывает не совершенен по своей структуре и методике. Наблюдения превращаются в недостаточно управляемый, почти стихийный процесс, проходит хаотично, вследствие чего выпускаются из вида существенные детали, внимание детей отвлекается на другие объекты. Такое наблюдение не может способствовать образованию полных и чётких представлений, или наоборот, чрезмерным педагогическим воздействием воспитатель подавляет инициативу ребёнка.

 Воспитателю следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном, быть не равнодушным.

 Советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Путь становления наблюдения автор определяет следующим образом: «Развитие высших форм восприятия приводит к его превращению в направленную, сознательно регулируемую операцию, по мере того, как восприятие становится сознательным и целенаправленным актом, оно превращается в наблюдение». Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с их содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения. [1]

 С. Л. Рубинштейн считает, что содержание наблюдений должно составлять: перечисление предметов, их описание или интерпретация, в каком направлении должно двигаться развитие наблюдения – от недифференцированного целого к отдельным частям или, наоборот, от отдельных и разрозненных деталей к единому целому.

 К. Д. Ушинский говорил, что наглядности при обучении никак не отделить от обучения родному языку, что главную цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логического 30 мышления и развитие умения выражать свои выводы и наблюдения в словах.[5]

 «С того момента, когда мать берет на руки ребенка – говорит Песталоцци, она учит его, делая доступные его чувствам все то, что природа предлагает ему без связи на большом расстоянии, без всякого порядка, и делая для него легким, приятным и привлекательным самый процесс наблюдения и, следовательно, само знание, от него зависящее».

 Е. И. Тихеева рассматривала, что уроки наблюдения, понимаемые в смысле систематически проводимых приемов, клонящихся к развитию наблюдательности и речи детей, должны иметь место уже в первые годы их жизни, когда их речь начинает формироваться. Внешний мир вторгается во внутренний мир ребенка главнейшим образом посредством зрения и слуха. Общие требования к организации наблюдения.

 Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

 Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

 В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

  Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).

  Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

 Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

 В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

 Наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наблюдения должны охватывать небольшой круг знаний, чтобы не перегружать детей. Каждое следующее наблюдение должно давать новые знания, быть взаимосвязано с предыдущим и расширять уже имеющиеся знания.

 Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Для этого наблюдения в детском саду должны проводиться систематически и вызывать интерес у детей. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для общего ознакомления рассказать или прочитать что-то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения нужно уточнять, обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.

 По мнению педагогов – исследователей, в зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:

 1. Распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений, а также о связях наблюдаемого объекта с другими. Этот вид наблюдения используется во всех возрастных группах как при ознакомлении с новыми для детей объектами в целях формирования первоначальных представлений, так и для уточнения и расширения уже сложившихся представлений. Как прием, распознающее наблюдение используется при обобщении и систематизации знаний. В ходе распознающего наблюдения формируются и основные умения наблюдать: принимать задачу, сосредоточивать восприятие на наблюдаемом объекте, использовать обследовательские и поисковые действия и др.

 2. За изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных, сезонные изменения в природе). Этот вид наблюдения дает знания о процессах, об объектах окружающего мира в их динамике, взаимодействии, он требуют более сложных умственных действий: сопоставления данного состояния объекта с предыдущим, а это связано с наличием ранее сложившихся представлений и умением мобилизовать их, осуществить процесс сравнения на основе представлений памяти, умений, выделить среди разнообразия признаков тот, который свидетельствует о происходящих изменениях, и т. д. Понимание воспринятого требует установления отношений последовательности с временной характеристикой (хотя бы суммарной, недифференцированной), а также элементарного освоения принципа сохранения и вариативности — понимание того, что объект, оставаясь тем же, меняется. Этот вид наблюдения имеет большое образовательное и развивающее значение, формирует у детей элементы диалектического мышления.

 3. Репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части — картина всего явления (так, по цвету почвы дети устанавливают ее влажность, по цвету ягоды — ее спелость и т. д.). Данное наблюдение осуществляется на основе имеющегося у ребенка знания в форме конкретных представлений о предметах или явлениях. Воссоздание образа объекта на основе ограниченного количества признаков требует активного припоминания и активной деятельности воображения. Следовательно, идет процесс совершенствования имеющихся знаний, формируется умение их использовать и применять при решении практических и познавательных задач. [2]

 Козлова С.А., Куликова Т.А. предлагают другую классификацию видов наблюдения: кратковременные и длительные наблюдения, а также повторные и сравнительные.

 1.Длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта. Для данных наблюдений подбирают различные объекты, находящиеся в стадии преобразования, изменения, развития (строительство дома; птицы, прилетающие на участок дошкольного учреждения; растение, выращиваемое в уголке природы или на огороде, в цветнике).

 2.Сравнительные наблюдения. Детям с ОВЗ среднего школьного возраста предлагают для сравнения два непосредственно наблюдаемых объекта: воробья и ворону, березу и ель. Старшие школьники с ОВЗ могут сравнивать наблюдаемый объект с другим, непосредственно не воспринимаемым в данный момент (сравнение по представлению): автобус и трамвай, река и пруд, газета и письмо, сквер и лес.

 В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут (за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную  погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой;) и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель (за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком).Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка с ОВЗ школьного возраста.

 По мнению исследователей, процесс наблюдения по своей структуре можно (условно) разделить на 4 этапа, каждый из которых имеет конкретную цель, вместе с тем, благодаря своей органической связи с другими, служит достижению общей цели всего наблюдения:

 1 этап - подготовительный. Цель: вызывать у детей интерес к объекту наблюдения. На этом этапе воспитатель указывает цель и задачи наблюдения и дает задания к предстоящему наблюдению. Этот этап может непосредственно переходить в наблюдение, а может несколько отстоять по времени от начала наблюдения. Вызвать интерес можно различными приемами: А) использование личного опыта детей; Б) краткая беседа; В) чтение литературного произведения; Г) рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов, рисунков.

 2 этап - начало наблюдений. Цель: направить произвольное внимание ребенка и сосредоточить его на наблюдаемом объекте, поддержать интерес к нему. Рекомендуется использовать прием сюрпризности, загадочности, неожиданности; игры - поручения; "Угадайки"; чтение литературного произведения; словесные игры; речевые логические загадки.

 3 этап - основной. Цель: последовательное рассматривание (обследование) объекта и осмысление воспринятого. На данном этапе рекомендуется использовать ТРИЗ "Чудеса прогулок", прием приемы фантазирования: оживление, динамизацию, увеличение, уменьшение; своеобразен эмпатии.

 4 этап - заключительный. Цель: подведение итогов и закрепление полученных представлений и знаний об объектах и явлениях, а также оценка тех способов обследования предмета, которыми дети пользовались.

 Подведение итогов не должно быть простым перечислением уже ранее названных признаков. Необходимо отмечать то новое, что дети узнали. Закончить наблюдение можно чтением художественного слова (загадки, потешки, стихотворения; пением песенки (если позволяют сезонные условия), хороводами, подвижными играми, дидактическими заданиями).

 Руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя и детей, проведения самого наблюдения и закрепления полученных детьми представлений.

 Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, воспитатель совмещает для детей полезное с приятным.

 Таким образом, в экологическом образовании дошкольников используются разные виды наблюдений, они имеют отличия по характеру познавательных задач и по своей структуре: соотношению в процессе наблюдения сенсорных и интеллектуальных процессов, сочетанию непосредственно воспринимаемого и прошлого опыта.

 Учащиеся с ОВЗ уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе. Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях. Вместе с тем самостоятельное наблюдение еще несовершенно. Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов. Они постепенно учатся принимать задачу наблюдения, поставленную воспитателем. Если эта задача совпадает с практической деятельностью, то воспринимается она довольно легко. Во время наблюдения дети вслушиваются в вопросы воспитателя и, следуя заданному им плану, рассматривают объект. В итоге наблюдения при целенаправленном руководстве каждый из них может составить целостный образ наблюдаемого объекта и дать его словесное описание.

 Возросшие возможности восприятия пятилетних детей позволяют усложнить содержание наблюдения. Ребят учат рассматривать не только животных, но и растения, причем могут предложить как один, так и два объекта одновременно. Теперь во время наблюдения каждый ребенок (или небольшая группа в 2—3 человека) получает объект (или несколько) для индивидуального рассматривания. Это наблюдение с использованием раздаточного материала.

 Начиная со средней школы, организуется длительное наблюдение за развитием и ростом животных, растений. Объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения в средней школе, также значительно расширяется. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида некоторых растений и животных, выделяют составные части, характерные признаки каждого из них. Наблюдая за животными, дети узнают, кроме того, о том, как они передвигаются, чем питаются, где обитают. Постепенно школьники начинают понимать некоторые связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным формирование знаний о некоторых приспособлениях животных и растений к окружающей среде.

 Наблюдение в средней школе начинается с постановки воспитателем познавательной задачи, которая нередко совпадает с практической деятельностью, например: «Рассмотрим рыбку и будем рисовать ее». В ходе наблюдения воспитатель пользуется различными приемами, помогающими ему сосредоточить внимание детей на особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях животного, установить необходимые связи и отношения. Широко используются вопросы к детям, которые теперь необязательно будут связаны с действиями животного во время кормления, игры и т. д. [3]

 Учащиеся с ОВЗ в состоянии слышать вопросы, обращенные к ним, и отвечать на них, отвлекаясь от проявлений животных, вызывающих непосредственный интерес.

 Кроме вопросов, направленных на уточнение знаний об основных частях объектов, их особенностях: кто это? Какого цвета шерстка? Какой формы туловище? И т. д.,— следует задавать вопросы, направленные на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами природы, так называемые поисковые вопросы.

 Особое внимание следует уделить формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью педагог продумывает приемы, активизирующие речь детей: задает один и тот же вопрос в разных вариантах разным детям, предлагает проговаривать хором трудные и новые слова, выбирать наиболее точное обозначение признака из двух-трех предложенных воспитателем и т. д.

 Воспитанников учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства. В средней школе начинают использовать и личный опыт детей. Например, рассматривая вместе с ребенком котенка, воспитатель просит малыша вспомнить, какого цвета котенок живет у них дома, что он любит есть, как играет и т. д. Этот прием способствует возникновению интереса к наблюдению, желания поделиться пережитыми впечатлениями, формированию обобщенных представлений о животных.

 В ходе наблюдения в средней школе рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия. Воспитатель может предложить детям вспомнить известные им стихи и прочитать их сверстникам.

  Дети начинают осваивать несложные способы ухода за растениями и животными; поэтому в ходе наблюдения педагог может предложить им выполнить несложные трудовые действия. У детей необходимо сформировать четкое представление о наблюдаемом объекте, знание о некоторых способах ухода за ним, бережное отношение. Поэтому, завершая наблюдение, следует с помощью вопросов выяснить, как ребята усвоили знания. Вопросы нужно сформулировать так, чтобы они были интересны ребятам и вели к обобщению полученных знаний. Например «Как вы узнаете синицу, если увидите его на улице?» Результатом наблюдения может стать и практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объекта в рисунке, уход за ним в уголке природы. В средней школе более широко, нежели в младшей, проводятся наблюдения за растениями. Рассматривание растений можно организовать во время труда: например, предложить ребятам рассмотреть семена перед посадкой. В середине года начинают организовывать наблюдения за растениями с познавательной целью.

 Таким образом, при ознакомлении детей с животным миром решаются три воспитательные задачи: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе. [6]

 Вывод из всего изученного, смысл которого в следующем: изучены теоретические аспекты в области экологического образования и необходимо отметить, что наблюдения окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка. Осмысливание ребёнком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь школьника с ОВЗ, совершенствует речь, память, внимание и закладывает надёжную основу для формирования материалистического миропонимания.

 Таким образом, в своей работе мы, прежде всего, должны уделить внимание организации наблюдений за животными. Их структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с двигательной воспроизводящей деятельностью. Все это способствует развитию наблюдательности у детей дошкольного возраста.

 Формирование представлений о животных у детей проходит гораздо легче с помощью наблюдения. Наблюдение является достаточно эффективным методом обучения учащихся с ОВЗ. Исходя из определенного нами содержания, мы должны разработать диагностический инструментарий для изучения использования наблюдений в процессе формирования представлений о животных у учащихся с ОВЗ.

Список литературы.

1. Тюмасева З.И. Культура любви к природе, экология и здоровье человека. Челябинск, 2003. С.41.

2. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: 2005.

3. Зверев, Н.А. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996.

4.Николаева С. Н. Методическое руководство эколого-педагогическим процессом в дошкольном учреждении как фактор развития экологической культуры педагогов и детей / С. Н. Николаева, Т. Ю. Бурлакова // Соврем.дошк. образование. – 2016. – № 4 (66); То же [Электронный 72 ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-rukovodstvoekologo-pedagogicheskim-protsessom-v-doshkolnomuchrezhden... (19.02.2019).

5.В. Г. Фокина, О. М. Газина. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста О. М. Газина, В. Г. Фокина, 2013 Издательство «Прометей», 2013

6. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных / Е.И. Золотова – Москва, Просвещение, 1983, с.3-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о взаимосвязях живой и неживой природы в процессе ознакомления второклассников с окружающим миром

С переходом на новые образовательные программы по природоведению актуализируются все вопросы, связанные с освоением их содержания и эффективным внедрением в учебный процесс начальной школы. Это касает...

Урок-занятие по предмету: математические представления и конструирование. Тема:"Формирование представлений о геометрической форме".

Тип урока: Комбинированный урокФорма урока: урок-занятие  Цели: Обучающая цель: Формировать представления о квадрате, круге, треугольнике и умение отличать друг от друга эти геометрические фигуры...

Статья "Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у младших школьников с ОВЗ"

Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей с ОВЗ. Значение игры для психического развития ребёнка. Виды дидактических игр и методика их испол...

Особенности процесса формирования у младших школьников ценностных представлений об основных понятиях этики

В настоящее время система отечественного образования находятся в системе и реформирования, так как имеется множество нерешенных проблем. К таким проблемам в первую очередь относится духовно-нравственн...

Методика исследования по теме ВКР "Активизация познавательной деятельности в процессе формирования геометрических представлений".

В разработке методики исследования по теме "Активизация познавательной деятельности в процессе формирования геометрических представлений" представлены:- 3 этапа исследования: констататирующи...

Статья на тему: «Метод наблюдения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивной образовательной среды»

В начальной школе ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования....

План по самообразованию 2024-2025 г. "Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста"

Обучение детей с помощью дидактических игр с математическим содержанием является эффективной формой при обучении математике....