План по самообразованию 2024-2025 г. "Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста"
материал

Кукушкина Светлана Викторовна

Обучение детей с помощью дидактических игр с математическим содержанием является эффективной формой при обучении математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_sam._kuk_2025.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Новодугинский детский сад»

 

Тема

«Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»»

Воспитатель:

Кукушкина С.В.

2024-2025 учебный год

     Актуальность

     Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых более эффективных методов и разнообразных форм обучения. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр с математическим содержанием.

     Цель педагогической деятельности:

     Создать условия для развития у детей среднего дошкольного возраста  элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

     Задачи самообразования:

  • Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
  • Организовать совместную деятельность взрослого с детьми;
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Пополнить картотеку дидактических игр математического содержания.

Формы  работы  с детьми среднего дошкольного возраста по обогащению математических знаний.

- совместная работа педагога с детьми

- в индивидуальной форме

- свободная деятельность самих детей

Система работы  по развитию математических способностей ведется  в следующих направлениях:

- в непосредственно образовательной деятельности, совместная  и индивидуальная работа с детьми;

- работа вне образовательной деятельности  (игры во 2 половине дня);

- взаимодействие с родителями  (папки - передвижки, консультации, беседы).

Предлагаемый результат

  • Пополнение развивающих центров развивающими и дидактическими играми по математике.
  • Повышение познавательной активности детей в самостоятельной деятельности.

 

Формы работы по самообразованию и развитию математических     представлений у дошкольников

Работа по самообразованию

Работа с детьми

Работа с родителями и педагогами

Сентябрь

Составление плана работы по самообразованию на 2024-2025 учебный год. Изучение литературы по данной теме. Подбор дидактических игр для последующей работы по самообразованию.

Чтение детской литературы: «Теремок», «Три медведя», «Колобок»; стихи детских поэтов С.Михалков «Котята», С.Маршак «Веселый счет»; математические сказки «В стране математике в пластилиновом районе».

Участие родителей в изготовлении развивающих, дидактических игр и демонстрационного материала (в течение года)

Папка-передвижка для родителей «Математика – это интересно»

Октябрь

Пополнение математического центра дидактическими играми.

    Дидактическая игра «Составь предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него).

    Изготовление дидактической игры «Цветное домино».

    Дидактическая игра «Времена года».

Консультация для родителей  «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».

Консультация для воспитателей

«Основные функции дидактической игры по формированию элементарных математических представлений».

Ноябрь

Изучить публикацию

периодических изданий

по теме

самообразования.

    Сюжетная игра «Магазин игрушек» (много, один, поровну).

    Дидактическая игра «Правильный счет».

    Дидактическая игра «Кто где».

    Дидактическая игра «Веселый паровозик».

Открытый показ для педагогов «Увлекательное путешествие по стране – Математика с использованием дидактических игр»

Папка-передвижка для родителей

«Развиваем математические способности среднего дошкольного возраста».

Декабрь

Приобретение универсального дидактического пособия по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста «Цветные счетные палочки Кюизенера»

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»

Папка-передвижка

«Рекомендации для родителей по приобретению и использованию палочек Кюизенера»

Консультация для педагогов «Методика использования палочек Кюизенера»

Январь

Изготовление дидактических игр закрепление порядкового счета.

Дидактические игры для

упражнения в порядковом счете:

«Матрешки», «Встань на свое

место», «Не ошибись», «Кто

следует за тобой», «Сосчитай

правильно», «Разговор чисел».

Консультация для родителей «Учимся математике, играя».

Консультация для педагогов

«Эффективные формы работы с детьми среднего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений»

Февраль

Подбор дидактических игр математического содержания для проведения мероприятия для родителей.

«Дружим с математикой» - дидактические игры математического содержания.

Мероприятие для родителей с приглашением «Дружим с математикой».

Выставка для педагогов «Дидактические игры математического содержания для детей среднего дошкольного возраста»

Март

Подбор дидактических игр по закреплению геометрических фигур.

Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме», логические блоки Дьенеша.

Папка-передвижка для родителей «Методика использования логических блоков Дьенеша».

Конкурс для родителей «Лучшая дидактическая игра математического содержания, сделанная своими руками»

Апрель

Сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

Развлечение «Дорожка с препятствиями!»

Фотоотчет  игр математического содержания для родителей

Май

Отчет по теме

Анализ проведенной работы с детьми за год.

Выступление на педсовете с отчетом по самообразованию за 2024-2025 учебный год.

Список использованной литературы:

  1. Программа  «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т.С, Комарова.
  2. А.В.Белошистая. Занятия по развитию математических способностей 4-5 лет, 2005 г.
  3. Новикова В. П., Тихонова Л. И. «Развивающие игры и занятия с палочками  Кюизенера.
  4. Позина В.А. Помораева  И. А Формирование  элементарных математических представлений. 2017г.
  5. Михайлова З.А. « Игровые, занимательные задачи для дошкольников» М.-90г.
  6. Валина В. «Веселая математика» М.- 99г
  7. Водопьянов Е.Н. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»  Дошкольное воспитание №3 2000г.
  8. Нищева Н. В «Развитие математических способностей  детей с ОНР»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений с элементами конструирования для детей среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста (6-7 лет). «Мы кладоискатели-морские математики».

Данный конспект будет полезен для учителей начальной школы, которые работают в воскресной школе (с дошколятами)...

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группыДидактические игры, направленные на формирование элементарных математических пре...

Формирование элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

В системе коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью важная роль принадлежит формированию элементарных математических представлений. Математика изучает реальный окруж...

Выступление из опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе использования игровой технологии»

Рассматриваются игровые технологии по математике, как часть педагогических технологий. Это игровая форма взаимодействия педагога и воспитанников через реализацию сюжета (игры, сказки, спектакля, делов...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы "Путешествие по стране Математики"

Цель: закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.Задачи:Закрепить умение выкладывать числовой ряд.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.Упраж...