15.12.2021 Технологическая карта открытого урока по окружающему миру во 2 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Дымбрылова Туяна Дондоковна

Распространение опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к сценарию урока.

Урок разработан по программе УМК «Школа России» А.А. Плешакова, «Окружающий мир» 2 класс. Урок по теме «Все профессии важны» является шестым уроком в разделе «Жизнь города и села». Данный урок способствует формированию понятия профессия и умения ориентироваться в мире профессий. Расширение представлений о разнообразии профессий, способствует формированию у обучающихся представления о том, что любая профессия важна и нужна. Воспитывает уважение к труду людей разных профессий, любви к природе, бережного отношения к продуктам труда. Урок способствует расширению кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии – одна из важных задач школьного обучения и воспитания, поэтому разработка представляется актуальной, имеющей практическую значимость.

Технологическая карта урока

Учитель

Дымбрылова Туяна Дондоковна

Место работы

  МБОУ «СОШ №51»

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Тема урока

Все профессии важны

Класс

2

Предметная программа и ее автор

«Школа России» (учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир». 2 класс. В 2 ч. – Москва, Просвещение,

2021 г.)

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Цель и задачи урока

Цель:

Расширить представления учащихся о профессиях и их важности для людей.

Задачи:

 Образовательные: дать представление о многообразии профессий.

Развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных и интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, формулировать вопросы, объяснять); содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Воспитательные: формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям; воспитать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.

Формировать УУД:

Личностные УУД:

-формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

-формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-самостоятельно формулировать цель урока, уметь осознанно и произвольно строить высказывания;

-осуществлять синтез как составление целого и частей;

-проводить анализ объектов с целью выделения признаков;

-решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

-уметь соотносить профессии со сферами экономики.

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации так и в конце действия;

-формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Коммуникативные УУД:

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Планируемый результат

Предметные: знать профессии, уметь соотносить профессии со сферами экономики.

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные: строить сообщения в устной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Необходимое аппаратное и

программное обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация

Материал

Окружающий мир: 2 класс - учебник; рабочая тетрадь; «звездочки» из цветной бумаги; карточка

«подчеркни важные качества»; тесты для самостоятельной работы; карточка «Найди свой предмет труда для каждой профессии»; лесенка успеха для рефлексии; карта России.

Этап урока Цель:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Универсальные учебные действия

1.Организационный

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!

Дети приветствуют учителя,

Личностные: выражать

этап.

настраиваются на работу.

положительное отношение к

Цель: настроить на

процессу познания, проявлять

положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.


 

внимание.

-А теперь повернитесь к своему товарищу по парте и улыбнитесь друг другу. Всё хорошее в жизни начинается с улыбки.

-Я приглашаю вас окунуться в мир будущего. Сегодня мы будем работать под девизом:

«В труде будет расти душа, и человек станет мастером своего дела».

 - Как вы понимаете эти слова?

(нравится и получаешь  удовлетворение от дела, от работы, от результата и это делает его лучше )

Слушают учителя

Внимательные, активные, думающими, дисциплинированные, работоспособные

Регулятивные: нацеливание на успешную работу; выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и слышать учителя; высказывать свои мысли.

-Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам кроссворд.

3 слайд:

 Загадки к кроссворду

1.Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь. (пекарь)

2. Я …. шагаю к вам
С кистью и ведром,
Свежей краской буду сам
Красить новый дом
. (маляр)

3. Кто в дни болезней всех полезней,

и лечит нас от всех болезней? (доктор)

4. Наведет стеклянный глаз,

щелкнет раз - и помнит вас. (фотограф)

5. Он учит детишек читать и писать,

природу любить, стариков уважать. (учитель)

6. В прошлый раз был педагогом, послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много, потому что он …(артист)

7. Печь гудит, как самовар,

Сталь в ней варит ...(сталевар)

8.Шью я куртки и штаны, вы меня все знать должны:

На машинке строчу лихо, потому что я…. (портниха)

9.Встанем мы очень рано, ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу. (водитель)

-Итак, ребята, ваши знания помогли определить ключевое слово нашего кроссворда и ключевое слово темы нашего урока.

- О чём мы будем говорить на уроке? О профессиях.

Ребята, а кто из вас может сказать, что означает слово ПРОФЕССИЯ? (это труд, который выбирают люди)

2. Актуализация опорных знаний и умений.

4 слайд   

        Профессия – это основной род занятий трудовой деятельности

        Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность, которой он посвящает иногда всю свою жизнь. Поэтому очень важно сделать правильный выбор, чтобы профессия доставляла вам и окружающим пользу и радость.

- А не рано ли вам думать об этом? Конечно, нет. В любой профессии нужны знания и навыки. Их вы получаете в школе. Поэтому сейчас ваша главная задача – хорошо учиться, чтобы потом стать хорошими специалистами, приносить людям пользу и обеспечивать свою семью.

- Какая профессия, по вашему мнению, самая нужная, важная? (все профессии важны).

 Ребята считают, что врач – самая важная профессия. Но врач хочет есть. Мясо, молоко, овощи ему предоставит фермер.

Кто поможет доктору доехать до больницы?

Кто насчитает врачу зарплату?

Доктор любит читать книги. Кто их напишет?

5 слайд: Тема нашего урока: Все профессии важны!!! 

Выбирают правильный вариант ответа.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: уметь

аргументировать свой выбор.

3. Формулирование темы, цели и задачи урока.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока.

      6 слайд:  

Цели нашего урока:

-  расширить знания о профессиях и роль в нашей жизни;

- вспомним, что такое экономика и какие отрасли она включает, познакомимся с новыми профессиями.

 

7 слайд-

Открываем учебник на с. 122 и прочитаем текст.

-           Что вы поняли из этого текста? Главное в любой профессии – это мастерство и ответственность за свое дело, чтобы не было стыдно  перед людьми за результаты своего труда, чтобы можно было ими гордиться.

8 слайд  

III. А что такое экономика? Это хозяйственная деятельность людей.

Вспомним составные части и какие профессии с ними связаны?  

 Сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля.  Все они взаимосвязаны.

-Каждая профессия относится к определенной отрасли народного хозяйства!!!

Называют тему урока.

-О профессиях людей Ответы детей.

Поиск информации в словаре.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:        строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии.

-Трудиться надо всем.

4. Обобщение и систематизация знаний. Воспроизведение на новом уровне.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала.

9,10,11,12,13 слайд

       

        - Какие профессии относятся к сельскому хозяйству: комбайнёр, тракторист, доярка, водитель, ветеринар, агроном, пчеловод, механизатор.

- Какие профессии относятся к промышленности: шахтёр, сталевар, ткачиха, кузнец,, токарь, слесарь.

        - Какие профессии относятся к строительству: маляр, штукатур, плотник, крановщик, сварщик, каменщик, экскаваторщик.

- Какие профессии относятся к транспорту: водитель, лётчик, капитан, стюард, кондуктор, кассир, грузчик, матрос, проводник, автоинспектор, рабочие - ремонтники.

- Какие профессии относятся к торговле: продавец, кассир, грузчик, фасовщик, контролёр.

14 слайд  

Откроем тетради и запишем в таблицу на странице 78.

1. Определить профессии по отраслям и записать в тетрадь.

Ответы детей

   Называют отрасли экономики и профессии с ними связанные.

Промышленность (сталевар, ткачиха, кузнец, шахтер, слесарь, водитель, токарь)

Сельское хозяйство (доярка, комбайнёр, телятница, пчеловод, тракторист, водитель, ветеринар, агроном, механизатор)

Торговля (продавец, кассир, грузчик, фасовщик, контролер)

Транспорт (летчик, шофер, кассир, контролер, капитан, кондуктор, грузчик, матрос, проводник) Строительство (каменщик, сварщик,

экскаваторщик, маляр, штукатур, плотник, крановщик, водитель)

Практическая работа в тетрадях.

работа в парах, выполняют самостоятельную работу.

Познавательные: логический – анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные: уметь извлекать важную информацию из доклада одноклассника, учителя.

   5. Физминутка.

15 слайд.

Мы в профессии играли, (ходьба на месте)

Вмиг мы летчиками стали! (прямые руки в стороны)

В самолете полетали-

И шоферами вдруг стали!

Руль теперь в руках у нас (руки перед собой, «держим руль»)

Быстро едет второй класс. (поворот вокруг себя с рулем)

А теперь на стройке мы, (ходьба на месте)

Кладем ровно кирпичи. (руки перед собой согнуты в локтях)

Раз-кирпич и два, и три (поднимаем руки вверх)

Строим дом мы , посмотри! (соединить прямые руки над головой)

Вот закончена игра (Развести руки в стороны.)

Нам за парты сесть пора.

6. Изучение нового

материала.

Цель: формировать представление обучающихся о самых известных профессиях

11 слайд

Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать собеседника; излагать свою точку зрения и аргументировать её; проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания.

7. Практическое применение знаний. 

Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности.

16 слайд

 Определение взаимосвязи профессий

IV. Объясните, что связывает между собой эти профессии?

 Агроном, тракторист, комбайнер, шофёр, мукомол, пекарь.

17 слайд  Как появляется хлеб на столе .    Иванова Полина

18 слайд

           - Как появляется стакан молока на столе?  Балдагуев Намжил

Каждому ребенку полезно с утра выпивать стакан молока. А благодаря слаженному действию отраслей экономики, я расскажу  откуда утром берется в нашем доме молоко и какой долгий путь оно совершает к нам в холодильник.

Сначала коровки кушают травку и производят молоко, которое выдаивает из них доярка - это отрасль сельское хозяйство.

После на машине молоко доставляют с фермы на молочный завод, где его обрабатывают в молочный продукт - это взаимодействие отрасли транспорта и промышленности.

После этого молочные продукты доставляют в магазин - это взаимодействие отрасли транспорта и торговли.

А затем мы покупаем в магазине молоко  и  несем в свой холодильник.

19 слайд         Вероника

Как появляются тёплые шерстяные кофточки. Выращивание овец. Овец стригут, собирают шерсть – это отрасль сельское хозяйство. Затем на машине доставляют на фабрику, где её обрабатывают. И из неё наматывают катушки ниток. На фабрике  ткачихи из этих ниток делают шерстяную ткань, которую потом красят в разные цвета, наносят красивые узоры. Из готовой ткани портной шьёт вещи. Затем они появляются на прилавках магазинов.

20 слайд

- Мы смогли убедиться,  какое количество людей потрудилось для того, чтобы на нашем столе оказались стакан молока, хлеб и  булочка, чтобы у нас были теплые шерстяные вещи.

Учащиеся рассказывают о профессиях.

  Выступления детей.

Ученики подчеркивают те качества характера, которыми должен обладать каждый человек.

Выбирают положительные качества человека.

Не выбрали слова лень, боязнь трудностей, злость – они обозначают отрицательные качества человека.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.

Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

-Очень важно, чтобы каждый выбрал дело по душе (СЛАЙД 8) Счастлив тот, кто занимается любимым делом, правильно выбрав профессию. О таком человеке говорят, что он на своём месте или что у него золотые руки. Я желаю вам сделать правильный выбор в

профессии.

Дети высказывают своё мнение по заданию.

Вывод: Есть профессии, без труда которых не могут обойтись люди, где бы они ни жили. Значит: все профессии нужны, все профессии важны.

8. Первичная проверка понимания.

Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала.

21  слайд  

Игра « Кому принадлежит фраза?»

- А сейчас я хочу проверить, как внимательно умеете слушать. Мы сыграем в игру «Кому принадлежит фраза?»  Вы будете отвечать, человек, какой профессии мог сказать данную фразу:

1. «Кому добавки?»

2. «Что вас беспокоит?»

3. «Большое спасибо за покупку».

4. «Вам посылка, распишитесь».

5. «В мою сеть попало много рыбы».

6. «Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые».

7. «Присаживайтесь, как будем стричься?».

22  слайд

- Кем бы вам хотелось стать в будущем?

 Я хочу быть…, потому что…(

23 слайд    

Карточки с опорными словами:

1. Небо, штурвал, самолет, аэропорт.

2. Расческа, ножницы, зеркало, лак для волос.

3. Ферма, коровы, ведро, молоко.

4. Книги, полки, выставка книг.

5. Шлем, костюм, шланг.

6. Кисти, краски, мольберт.

7. Мел, указка, журнал, тетради.

24  слайд  - Узнаем по фотографиям  профессии с.123 по учебнику .

25 -30 слайд . Задание в рабочей тетради.

В) Знакомство с новыми профессиями.

-Ребята, существует много профессий, их насчитывается около10 тыс.

-А есть и такие профессии название и значение многих возможно вам не известно. Я хочу познакомить вас с несколькими такими профессиями.

«КИНОЛОГ». Вы знаете такую профессию? (Ответы детей)

Хотя многие из вас знакомы с наукой КИНОЛОГИЯ. Это наука о собаках. А людей, которые изучают и воспитывают собак, называют КИНОЛОГАМИ. Есть у кого из вас собака? Вас уже можно назвать в какой- то мере КИНОЛОГАМИ. Как вы думаете, любой человек может быть КИНОЛОГОМ? Нет. Только тот, кто любит собак.

«ОКЕАНОЛОГ». (Слайд ) Это специалист, изучающий физические, химические и биологические процессы, протекающие в морях и океанах. Они исследуют морское дно, наблюдение за состоянием и развитием животного и растительного мира морей и океанов.

«СПЕЛЕОЛОГ». (Слайд ) В профессиональные задачи спелеолога входит:
- составление карт пещер,
- исследование подземелий на наличие полезных ископаемых,
- исследование остатков древних культур,


«ЭНТОМОЛОГ». (Слайд ) Это люди, которые изучают насекомых и узнать законы, по которым живёт это природное сообщество.

«ИХТИОЛОГ». (Слайд ) Это ученый биолог, занимающийся изучением строения, эволюционного развития рыб в природе и при искусственном разведении.

«ОРНИТОЛОГ». (Слайд 1) Человек изучающий птиц, их повадки, их мечты, влияние на них окружающей среды и их - на нее.

31 слайд

Вывод:

-Достаточно ли только мечтать о профессии? (Надо учиться)

– Можно быть прекрасным, знающим врачом, водителем, грузчиком. Но человек в любой профессии должен обладать необходимыми качествами, чтобы своим трудом приносить радость. Выберите из списка черты характера, которыми, как вы считаете, должен обладать человек.

На доске:

добрый, добросовестный, эгоистичный, ответственный, злой, внимательный, терпеливый.

Школа – начало пути к любой профессии.

Ответы детей.

Было домашнее задание.(проект)

 Работа по карточкам

   Знакомство с новыми профессиями.

    Ответы детей

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

9. Подведение итогов занятия.

Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.

32 слайд

Предлагает ответить на вопрос, какая профессия самая важная.

-Ребята, а теперь дайте мне ответ. Какая профессия самая важная?

-Все профессии важны, все профессии нужны!

-Подтвердите свои ответы примером.

-Какие задачи мы ставили перед собой? Все ли выполнили?

-Больше узнать о разных профессиях вам помогут книги. Взять эти книги вы можете в школьной библиотеке.

Дети дают ответ на вопрос учителя.

Делают вывод о том, что все профессии важны. Высказываются о выполненных задачах урока.

Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания.

Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор.

10. Домашнее задание с элементами выбора, творчества

33  слайд

Дома подготовить презентации «Профессии моих родителей»

Записывают задание в дневник, задают вопросы.

Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; Коммуникативные: сотрудничают в поиске и сборе информации.

11. Рефлексия

34  слайд

Рефлексия

Получился ли урок таким, каким вы хотели его видеть?

Организует        самооценку        учебной деятельности.

Давайте сравним прогноз в начале урока с вашим результатом.

Делают выводы. Оценивают свою работу

Соотносят прогноз с результатом

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.

Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта открытого урока по окружающему миру 2 класс

Конспект урока по укружающему миру на тему " Физкультура" написан в полном соответсвии требований ФГОСС. Описанны деятельность учителя  и ученика.Прописаны все этапы урока....

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру для 1 класса по теме "Весна - пробуждение природы"

Здесь помещена технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса  по теме "Весна - пробуждение природы" с использованием разных методов и приемов обучения....

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру 4 класс " Школа России"

Тема«Страна городов»Цель урокаформирование универсальных учебных действий учащихся 4  класса в предметной области окружающий мир по теме «Страна городов» через включение у...

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру в 3 классе

Технологическая карта урокаПредмет: Окружающий мирКласс: 3 Тема: «Полезные ископаемые»Цель деятельности учителя: - познакомить  с разнообразием полезных ископаемых. Формиров...

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру на тему "Государственный бюджет" УМК "Школа России" 3 класс

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру на тему "Государственный бюджет" УМК "Школа России" 3 класс...