Технологическая карта открытого урока по окружающему миру для 1 класса по теме "Весна - пробуждение природы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Здесь помещена технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса  по теме "Весна - пробуждение природы" с использованием разных методов и приемов обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа № 86 г. о. Самара

Технологическая карта

урока окружающего мира в 1 классе

Образовательная система «Школа России»

Выполнила:

Жаркова Ирина Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ Школа № 86

Самара 2020 г.

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Жаркова Ирина Николаевна

Предмет: окружающий мир

Класс:1

Четверть: 4

Тип урока: Урок закрепления  нового материала. Проблемно – диалогический урок.

Тема урока

Весна – пробуждение природы.

Цель:

Показать пробуждение природы, связь весенних изменений в живой и неживой природе.        

Задачи урока

Познавательные. Показать пробуждение природы, связь весенних изменений в живой и неживой природе.

Развивающие: Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы ,развивать умение планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия, развивать связную речь учащихся при устных ответах, логическое мышление, память, внимание.

Воспитательные (мировоззренческие): Воспитывать интерес и бережное отношение к природе аккуратность. Обучать работать в группе , воспитывать чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся, уважение к мнению других.

Планируемый результат обучения

Познавательные УУД: сформировать умение определять связь весенних изменений в живой и неживой природе.

Коммуникативные УУД:  формировать умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение аргументировать свое предположение.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение учиться и способность к организации своей деятельности.

Личностные УУД: формировать умение принимать внутреннюю позицию  обучающегося на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира, испытывать интерес к различным видам учебной деятельности.

Основные понятия

Весенние месяцы, изменения  в живой и неживой природе .

Форма проведения

Урок с применением активных методов обучения.

Ресурсы:

Основные: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова. Окружающий мир  учебник 1 класс часть 2., Москва, Баласс, 2014г.

Дополнительные: компьютер, проектор, маркерная доска; презентация к уроку.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

-У нас сегодня очень необычный урок. Он проходит в необычное для нас время и в необычной обстановке. Тихо сели девочки, а мальчики еще тише. Ребята, возьмите карточки и покажите  какое у вас сегодня настроение? У меня тоже прекрасное настроение. В гости к нам пришли наши уважаемые завуч и учителя нашей школы. Я надеюсь, что на этом уроке вы будете мне настоящими помощниками. Пожелайте друг другу  хорошего настроения и бережного отношения. А так как мы будем работать в группах, давайте вспомним правила работы в группах.

-А начнем урок с того, что отправимся на лесную полянку и посмотрим, что там происходит. 

Лесная полянка и голоса птиц.

Еж. Я спал. Похудел.        

Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую – будто не было холодной зимы.

Лиса. А я голодала – одними мышками питалась, ну да изредка кур подсчитывала в соседней деревне. А что ты, кум, такой худой?

Волк. Будешь худ с такой едой.

Я не ел четыре дня.
Увидал обед у пня.
А обед во все лопатки
Припустился от меня.
Вот несчастье, вот беда –
Быстроногая еда.

Лиса. Миша, расскажи, как у тебя дела?

Медведь. Проснулся, слышу – каплет. Вот беда! В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода. Заливает! Не до сна!

Ученики посмотрели друг на друга и пожелали друг другу хорошего настроения.

Показывают сигнальные карточки.

Ученики вспоминают правила работы в группе

Дети разыгрывают сценку.

Познавательные УУД

1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация и др.);

4.Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и объекты;

5. делать выводы на основе обобщения умозаключений.

III. Формулирование проблемы. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

– В какое время года такой разговор мог произойти?

Ответы учеников.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Уметь работать в паре и группе, договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

IV. Постановка цели и задач урока.

V.Закрепление изученного материала

– А сейчас за окном какое время года?  Какова же тема нашего урока?

 – Мы сегодня будем говорить о весне, о ее приметах.
-Какие мы можем поставить сами себе задачи -урока?

1.Беседа о весенних месяцах.

– А знаете ли вы весенние месяцы? Послушайте и отгадайте.

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц, кто узнает? 
(Март)

Стих про март.

– Март – это время, когда солнце посылает на землю своих помощников. Поэтому и называют эту пору «весной света».
В Древнем Риме март был не только первым месяцем весны, но и года и посвящался богу Марсу, покровителю полей и стад.

Народные приметы говорят дети из групп (3 группы).
Февраль силен метелью, а март – капелью.
Открывает весну март – протальник.
Засияло мартовское солнышко, зарядила капель.

-Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся, 
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Месяц к нам пришел … 
(апрель)

Стих

Родина слова «апрель» – Древний Рим. Оно означает «теплый», «солнечный».

Апрель – снегогон, растопил снега.

Апрельские лужи землю будят.

Где в апреле вода, там в июле трава.

Апрель – пора большой воды. (включить экран)

-Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад.
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?… 
(май).

Стих

– В честь богини Майи, богини земли и плодородия. Май в народе называют «травень».

Зеленеют луга, распускаются почки.
Май леса наряжает, лето в гости поджидает.
Дождь в мае хлеба поднимает.
Как в мае дождь, так и будет рожь.

2. Неживая природа весной.

-По каким признакам мы узнаем, что наступила весна? Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.   

 Стало холоднее.                                     Стало теплее

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День уменьшается.                     День увеличивается.

Река замерзает.                        Лёд на реке тает.

Листья распускаются.                     Листья желтеют.

Птицы улетают на юг.        Птицы прилетают с юга.

Тает снег.

-Какая группа быстрее закончит, поднимает руки.

-Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2?

-Весной ослепительно светит солнце. Свет от него густой, золотистый. Солнечные лучи греют лицо и руки. Небо весной синее, синее, а по нему раскинулись белые облака. На буграх появились первые проталины. На лесной опушке слышится пение птиц.
Картину родной природы особенно остро чувствуют художники, композиторы, поэты. В своих произведениях они передают настроение ожидания весны, надежды на счастье, необычайное воодушевление, подъем духа, радость. Мы уже услышали стихи про весенние месяцы разных писателей на фоне музыки Петра Ильича Чайковского. А теперь посмотрите на картину.

Картина «Грачи прилетели»

– Какое время года?
– По каким признакам догадались?
– Кто первым принес весть о весне? Картина так и называется «Грачи прилетели».

Звуки природы. Капель. Ветер.

Написал ее русский художник А. К. Саврасов.
Русская деревенька, небольшая церквушка. На березках еще не распустились листья. Грачи строят гнезда. С весенними криками летают они над деревьями, хлопочут о жилье. Сколько звуков в этой картине. Слышите, как перекликаются птицы и звенит капель? Ветер шелестит в мокрых ветвях.

3. Беседа о живой природе

– А какие еще птицы прилетают к нам весной? 

4. Физминутка.

5. Работа с карточками.!!!!!!!!

-Среди табличек с названиями птиц выбрать только перелетных.  Стихи.

Картинки  крепятся на доску.

Грач

Скворец

Ласточка

Жаворонок

Всех перелетных птиц черней.

Чистит пашню от червей,

Взад вперед по пашне вскачь.

А зовется птица……(грач)

Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Наш веселый друг … (
скворец

Слайд с пением скворца.

Прилетели к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.   (
Ласточка)  

Слайд

Еще в низинах снег и лед,
Но небеса весенние,
А он летает и поет,
Блистая оперением.
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.   (
Жаворонок)  

-Вспомните, почему многие птицы осенью улетели в теплые края? (Холодно. Исчезают насекомые, нечем питаться.)

А какую пользу приносят птицы? (Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тысяч насекомых. Грач-до 8 тысяч вредных червей и гусениц. Ласточка за лето ловит до 1миллиона мошек и комаров. Таким образом, птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку.)

-Как люди заботятся о птицах?

Ученики выводят тему и цели урока

Ответы учеников.

Ученики читают народные приметы о весне и стихи по группам.

Работа в группе

Работа с карточками.

Ответы детей

Выполняют гимнастические упражнения

Сведения читают дети.

Ответы детей.

Регулятивные УУД

Развиваем умения:

1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом

2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1.придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

3. Формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Итог урока.

Тест:

– От весеннего тепла оттаивает почва, просыпаются травы. Появляются первые цветы.
Узнайте эти растения по описанию.

1.Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

2.Это растение зацветает первым. Мы все с нетерпением ждем маленькие желтые солнышки. Почему у растения такое странное имя? Листья у него снизу мягкие и пушистые. Они согревают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, как у злой мачехи из сказки. (Мать и мачеха) Слайд.

3.Это растение ты заметишь сразу. У него разноцветные цветки: розовые, фиолетовые, синие. Поэтому шмели его быстро находят. Цветок своего сока-нектара не жалеет, угощает всех сладкоежек. За сладкий, медовый вкус его и назвали. (Медуница)

 – Всю эту красоту мы увидим с вами совсем скоро. С каждым днем весна все  смелее будет вступать в свои права.
Ну а сейчас только самое начало весны. Все события весной наступают в определенном порядке.

4.Возьмите карточки  и  восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения.)

-Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.

Цветок на лугу я сорвал на бегу

Сорвал, а зачем - объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял?

-Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать березовый сок)

1. Определяют растения по описанию

2. Работают с карточками и расставляют нужные цифры.

Ребенок читает стихотворение наизусть

Дети подводят итог .

VI. Рефлексия.

– Весна – самое красивое время года. Весной начинается новая жизнь в природе. У человека, который смотрит на эту красоту, поднимается настроение, хочется петь,  танцевать, пойти на улицу.
– Давайте создадим картину весны у нас в классе. Поместите на доску бабочек, того цвета, который соответствует вашему настроению.

Желтый – отличное настроение. Вам понравился урок, и вы для себя открыли, что-то новое.

Зеленый – много понравилось, но что-то не совсем удалось или не все поняли.

Коричневый – вы недовольны собой.

– Ну, а я довольна вами. Молодцы!

Размещают на доске цветочки нужного цвета.

VII. Домашнее задание.

Составить рассказ по плану.

Детям раздаются карточки с планом рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта открытого урока по окружающему миру 2 класс

Конспект урока по укружающему миру на тему " Физкультура" написан в полном соответсвии требований ФГОСС. Описанны деятельность учителя  и ученика.Прописаны все этапы урока....

Открытый урок по окружающему миру на тему: "Весна: пробуждение природы" 1 класс

Урок открытия новых знаний.Расширение понятийной базы учащихся за счет включения в нее новых элементов (пробуждение природы, признаки, последовательность событий) и овладение материалом урока на уровн...

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру 4 класс " Школа России"

Тема«Страна городов»Цель урокаформирование универсальных учебных действий учащихся 4  класса в предметной области окружающий мир по теме «Страна городов» через включение у...

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру "Великие люди России"

Данную разработку можно использовать на уроке окружающего мира,  в 4 классе, по программе "Школа России"....