План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Жизнь в пресных водах»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Пак Виктория Сергеевна

Данная статья является примером подробного конспект урока с заданиями, пояснением целей и задач. Урок построен в игровой форме, содержит различные формы работы в соответствии с ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Жизнь в пресных водах»

Пак Виктория Сергеевна

План – конспект урока на тему

«Жизнь в пресных водах»

А. А. ПЛЕШАКОВ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 КЛАСС 1 ЧАСТЬ

Тема: Жизнь в пресных водах

Цели: Сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоема; учить бережному отношению к природе

Формируемые УУД :

ЛИЧНОСТНЫЕ: формировать положительное отношение к приобретению новых знаний, интерес к жизни в пресных водах

ПРЕДМЕТНЫЕ: умение отличать растительный и животный мир водоема от луга; объяснять роль человека в жизни растений и животных водоема

МЕТОПРЕДМЕТНЫЕ

• ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию

• КОММУНИКАТИВНЫЕ; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, осознанно строить речевое высказывание, аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения

• РЕГУЛЯТИВНЫЕ организовывать свою деятельность, готовить место для разных видов работ (работа с карточками)

Оборудование: презентация к учебнику, карточки растений луга и водоема, атлас-определитель, рисунки с изображением животных водоема.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нас ждет много нового и интересного. Мы с вами погрузимся в подводное царство и все там рассмотрим. На уроке нам понадобится учебник, атлас определитель и ваше внимание. Начнем наше занятие с игры.

I. Определить уровень владения ранее изученного материала посредством игры и теста (предыдущая тема «Жизнь луга»).

1. Игра «Узнай меня»

• Это очень ценный злак - кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик.)

• Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка.)

• Этот житель - санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных. (Жук-могильщик.)

• Ее назвали в честь врача - героя греческих мифов. В настоящее время это редкое насекомое. (Махаон.)

• Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами. (Кузнечик.)

2. Тест - опрос

1. На лугу растут:

а) только травянистые растения

б) мхи и лишайники

в) кустарники и травянистые растения

2. На лугу живут:

а) лебеди, рябчики, шелкопряды

б) шмели, совы, глухари

в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки

3. Растениями луга являются:

а) тимофеевка, клевер, нивяник

б) ландыш, осока, ягель

в) черника, пион, типчак

4. Санитарами луга и леса называют:

а) жуков навозника и могильщика, дятла

б) пчел, кабанов, соек

в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов

5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?

а) желуди - мыши - совы

б) мятлик -» мыши -» совы

в) остатки растений - дождевой червь - трясогузка

II. Самоопределение к деятельности

Послушайте стихотворение и добавьте последнее слово.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилия видна,

И кубышка, и тростник,

Есть беззубка, прудовик,

Жизнь кипит, а мы споем

Это пресный. (водоем).

- О чем будем говорить на уроке? жизни в водоемах.) (Учитель записывает на доске тему : «Жизнь в пресных водах».)

- Какую цель урока мы можем себе поставить в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи.)

- Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

III. Открытие нового знания

1. Беседа

- Кто знает, какие бывают водоемы? (Водоемы бывают естественные и искусственные. А еще пресные и соленые.)

- О каких водоемах мы будем говорить на уроке? (Пресные водоемы - это реки, озера, болота, ручей. Искусственные водоемы - пруд, канал, водохранилище.)

2. Работа в парах (группах)

- Внимательно рассмотрите фотографию на слайде. Опишите водоем по фотографии. (Заслушать рассказы 2- 3 пар.)

3. Самостоятельная работа

- Какие растения растут в водоемах? (Ответы детей)

- Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Работа в группах с гербариями и атласами-определителями.

- Что интересного узнали из атласа-определителя? (Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности.)

На берегах водоема растет череда это лекарственное растение запоминается тем, что его семена - колючки, цепляющиеся за одежду. Стрелолист можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра.

А это сусак зонтичный и горец земноводный. В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря которым вода в озере имеет зеленый оттенок.

(физкультминутка)

4. Самостоятельная работа

- Каким вы представляете животный мир водоема? Каких животных водоема вы можете назвать? (Ответы детей.)

Далее можно предложить ученикам поработать в парах и проверить друг друга, как запомнили животных водоема: один показывает иллюстрацию животного, другой называет, затем меняются ролями.

5. Работа по учебнику С. 178-182

- Предлагаю прочитать статью в учебнике и узнать новую информацию о природном сообществе пресных вод. (Ученики читают статью.)

- Что нового вы узнали? (Ответы детей.)

- Как живут обитатели водоема? (Они живут сообща.)

- Как по другому можно назвать водоем? (Пресноводное сообщество.)

IV. Первичное закрепление 1. Работа с загадками

Ползает наоборот -

Задом наперед,

Все под водой

Хватает клешней. (Рак.)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы.)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом.)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука.)

У кого глаза на рогах,

А дом на спине? (Улитка.)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Пестрая крякушка

Ловит лягушек. (Утка.)

2. Покажите на примерах, что в пресноводном сообществе все связаны между собой. (Например, растения (водоросли) выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются животные. Рыбы питаются растениями и личинками насекомых, а цапля рыбой.)

4. Приведите примеры неправильного поведения человека уводы. (Ответы детей.)

Прочитайте статью «Человек у воды» на с. 183. Какие примеры вы еще можете назвать (Ученики читают текст, приводят примеры неправильного поведения человека у воды.)

V. Подведение итогов урока

- Какова была цель урока?

- Какие знания мы открыли? (Высказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 184 учебника.)

IV. Рефлексия

Дополните предложение: «Теперь я знаю, что.»

Где могут пригодиться в жизни новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Над чем еще надо поработать?

Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

• Прочитать текст на с. 178—186 учебника, ответьте на вопросы. Выполните задания 2,3,5,8 на с. 82- 85 рабочей тетради.

• Сходите с родителями на ближайший естественный водоем, послушайте звуки, посмотрите какие растения там растут, попробуйте найти те растения, с которыми мы сегодня познакомились


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"

Конспект урока  по окружающему  миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды  в нашей местности"...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс по теме "Жизнь птиц зимой"

Цель данного урока подробно познакомить учащихся с зимующими птицами....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему "Вода. Свойства воды" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирования умения определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человекаПланируемые результаты: предметные:- узнат...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Жизнь в пресных водах».

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Жизнь в пресных водах»....