Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Жизнь в пресных водах».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Жизнь в пресных водах».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr._mira_4kl.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
по теме «Жизнь в пресных водах»
Цели:
- Сформировать представление учащихся о пресном водоёме, как о природном сообществе; познакомить с разнообразием обитателей водоёма.
- Развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.
- Формировать у учащихся общеучебные умения и навыки.
Оборудование:
- Учебник - Плешаков А.А. «Окружающий мир».
- Дополнительная литература - Плешаков А.А. «Атлас – определитель», «От земли до неба», «Зелёные страницы».
- Персональный компьютер, мультимедиа – проектор, экран, презентация по теме «Жизнь пресного водоема».
- Картинки «цепи питания», карточки - «помогайки», сигнальные карты «светофорчики»
Ход урока:
- Организационный момент.
Слайд №1
Включение детей в деятельность на лично – значимом уровне.
- Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Какие правила работы в группе необходимо соблюдать?
(Выслушивать друг друга, совещаться, не кричать и т.д.)
- Давайте соединим руки в цепочку и скажем наш девиз:
«Я желаю всем успеха, я буду всем помогать, у нас всё получится».
- Актуализация знании.
Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в деятельности группы.
- Вспомните, над какой темой мы работали на предыдущем уроке.
(«Жизнь луга».)
- Какое было домашнее задание?
(Прочитать текст в учебнике, выполнить задание в тетради, по желанию создать страничку для Красной книги.)
- Мне хочется начать с нашего проекта о редких обитателях нашей республики. Выходите к доске и кратко рассказывайте, о каком редком виде вы приготовили страничку.
(Сообщения детей.)
- Молодцы, очень интересно. Сейчас предлагаю выполнить следующее задание: составить пищевую цепочку луга. Задание вы найдёте в конвертах.
(В конвертах 6 карточек с изображением нивяника, гусеницы махаона, трясогузки, водоросли, головастика, цапли.)
Слайд №2
- Какая группа готова? Проверим вашу работу. Просигнализируйте «светофорчиками», как вы справились.
- Самоопределение к деятельности.
Обсуждение затруднений, проговаривание цели и темы урока.
- Какие трудности возникли? Почему вы не использовали оставшиеся карточки?
(Пока не знаем этих обитателей.)
- А вы можете предположить, где обитают эти живые существа?
(Да, в водоёме.)
- На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?
(Узнать название этих обитателей, как они живут.)
- Как будет звучать тема урока?
(«Жизнь в пресных водах».)
- Как мы можем узнать, верно ли ваше предположение?
Слайд №3
- Прочитайте в учебнике тему урока.
IV. Открытие нового знания.
Решение учебной задачи.
- Где мы можем найти ответы на возникшие вопросы?
(прочитать в учебнике, в энциклопедии.)
- Совершенно верно. Вы сегодня будете исследовать водоём по трём направлениям. Кто догадался, по каким направлениям?
(Исследовать растения, животных, экологию.)
- Правильно. Лидер группы выберет карточку названия своей научной группы: биологии, зоологии, экологии. Для группы зоологов задание будет немножко посложнее, чем у других групп (Больше информации). Посовещайтесь и решите: может быть, какая–нибудь группа хочет выбрать это направление?
(Вытягивают карточки и ставят по центру стола.)
- Для помощи вам даю карточки – «помогайки». Пожалуйста, приступайте к работе. Кому нужна помощь, сигнализируйте.
Учащиеся самостоятельно работают в группах, по необходимости пользуются энциклопедиями.
Учитель следит за процессом работы, если возникают затруднения, оказывает помощь.
V. Первичное закрепление.
Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Слайд №4
- Пора поделиться знаниями. Покажите свою готовность.
(Дети поднимают руки вверх, присоединяя, ладошки друг к другу.) Начнёт группа биологов.
Учащиеся рассказывают, что они узнали о растениях водоёма.
- Как приспособились растения для жизни в воде?
(У некоторых корни прикрепляются ко дну, а листья находятся на поверхности води. У других – не прикрепляются.)
Слайды №5 – 8
- Мне хочется обратить ваше внимание на эти замечательные растения. Кубышку часто называют кувшинкой, это ошибочно. Кувшинку белую ещё называют водяной лилией. А вы знаете, под каким номером на слайде изображён камыш?
Дети называют номер.
- Молодцы. Очень часто камышом называют рогоз. Запомните, как он выглядит. Корни камыша фильтруют воду, поэтому играют огромную роль в водоёме.
- Какую роль играют растения в водоёме?
(Они служат домом и пищей для животных, выделяют кислород.)
VI. Физминутка.
«Цапля ходит по воде»
Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай
Ты, как цапля, не зевай! (Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)
Чтоб поймать еду в водице,
Надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,
До носочка дотянись. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)
Прямо в цель летит снежок. (Хлопаем в ладоши.)
VII. Продолжение закрепления.
Слайды №9 – 10
- Кто же живёт в пресном водоёме? Это нам поведают зоологи.
Учащиеся рассказывают, что они узнали о животных водоёма.
- Какую роль играют животные в жизни водоёма?
(они уничтожают останки мёртвых растений, других животных, очищают воду.)
Слайды №11 – 12
- Посмотрите на моллюсков. Какие они разнообразные. Их роль в водоёме огромна. Но не всегда человек осознает это.
Слайды №13 – 15
- Экологи нам расскажут, что происходит, когда человек нарушает гармонию природы.
Учащиеся рассказывают, что они узнали о вмешательстве человека в жизнь водоёма.
VIII. Вторичное закрепление.
Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он умеет.
Слайд №16
- Вспомните вопросы, возникшие в начале урока.
(Должны были узнать, что растёт и кто живёт в водоёме, а также как живут обитатели водоёма.)
- Мы нашли ответы на эти вопросы? Попробуем построить цепи питания от группы. Проверим. Сигнализируйте о своей работе. Кто не согласен, у кого есть вопросы?
- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
IX. Рефлексия деятельности.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей группы.
- Подведём итог урока. Что мы сегодня исследовали?
(Исследовали пресный водоём.)
- Можем ли мы водоём назвать природным сообществом? Почему? Что очень важно для любого природного сообщества?
(Не нарушать связи.)
- Могут ли пригодиться сегодняшние знания в жизни? Как? Оцените свою работу в группе. Просигнализируйте «светофорчиками».
Дети показывают оценку своей деятельности.
X. Домашнее задание.
Применить полученные знания на практике.
- Как вы думаете, всё ли мы узнали о жизни пресного водоёма? Вы хотели ещё больше бы узнать? Откуда можно получить эти сведения? Нужно ли нам знать водных обитателей, которых осталось мало в нашей области?
Домашнее задание: прочитать учебник, стр. 191 – 200; задание в тетради: стр. 64, №2 -6, подготовить страничку для Красной книги нашей республики (по желанию).
- Урок окончен. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру 3 класс по теме : " В царстве грибов".
Конспект урока по теме "В царстве грибов"...
Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме: условия жизни растений
В конспекте представлен возможный вариант проведения урока по теме " Условия жизни растений" в первом классе,с использованием активных методов обучения и создания условий для открытия знан...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"...
Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс по теме "Жизнь птиц зимой"
Цель данного урока подробно познакомить учащихся с зимующими птицами....
Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему "Вода. Свойства воды" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирования умения определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человекаПланируемые результаты: предметные:- узнат...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс по теме "На воде и в лесу" (Школа России)
Материал поможет к подготовке урока....