Урок окружающего мира в 3 классе (УМК «Школа России») Тема: Надёжная защита организма.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Создать условия для формирования учебно-познавательного интереса к изучению своего организма и его органов в ходе коллективной и групповой деятельности в сотрудничестве с учителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_nadezhnaya_zashchita_organizma.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе (УМК «Школа России»)
Тема: Надёжная защита организма.
Тип урока: введение нового материала.
Задачи деятельности учителя: Создать условия для формирования учебно-познавательного интереса к изучению своего организма и его органов в ходе коллективной и групповой деятельности в сотрудничестве с учителем.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
научатся находить информацию по заданной теме, исследовать изучаемый объект; обсуждать полученные при исследовании данные со сверстниками; выделять главное, делать выводы; записывать результаты исследования.
Метапредметные:
Познавательные: отвечать на вопросы учителя; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий посредством методов наблюдения и исследования.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве со сверстниками и учителем.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; работать в группе, используя необходимое оборудование и инвентарь для получения новых знаний.
Личностные:
владеть навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять уважительное отношение к иному мнению; проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Оборудование:
- Компьютер;
- мультимедийный проектор;
- презентация;
- карточки для самостоятельной работы в группе;
- тесты, электронные тесты;
- лупы, зеркала;
- карточки трех цветов для рефлексии;
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности
Прозвенел звонок, и мы начинаем один из любимых и интересных для вас уроков – урок окружающий мир.
С каким настроением нужно работать на уроке? (с хорошим, радостным)
Молодцы, ребята, я с вами согласна! Ведь недаром в народе говорят, хорошее настроение – залог успеха, хорошее настроение – половина дела.
Пожмите друг другу руки и пожелайте хорошего настроения и удачи.
Я тоже вам желаю удачной работы. И пусть девизом сегодняшнего урока станут замечательные слова «С малой удачи начинается большой успех».
Давайте вспомним, как мы изучаем что-то новое? (мы должны понять, что мы еще не знаем, и самим постараться узнать это новое)
С чего начнем нашу работу? (с повторения)
Итак, за работу!
II. Актуализация знаний
Что мы изучали на прошлом уроке? /Органы чувств человека/.
Сколько органов чувств у человека? (5)
Перечислите их.
Я предлагаю вашему вниманию тест. Из четырех вариантов ответа вы должны выбрать правильный. У доски найти букву, соответствующую правильному ответу. Поставить буквы по порядку.
Тест «Органы чувств человека».
1. Какой орган отвечает за обоняние?
б) уши;
з) кожа;
к) нос;
ж) глаза.
Расскажите, когда ухудшается обоняние и как его беречь?
2. Какой орган различает вкус пищи?
а) глаза;
о) язык;
и) нос;
е) уши.
Как беречь орган вкуса – язык?
3. С помощью какого органа ты узнаешь, что запел соловей, залаяла собака?
ж) уши;
з) глаза;
к) кожа;
л) нос.
Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?
4. С помощью какого органа вы видите, что написано или нарисовано в книге?
о) уши;
и) нос;
а) глаза;
е) язык.
Расскажите о том, как беречь зрение.
Какое слово у нас получилось? (кожа)
Что вы можете рассказать о коже? (орган осязания, помогает распознавать форму, материал, размер предметов, надо беречь от повреждений, ожогов, обморожений)
III. Постановка учебной задачи.
А как вы думаете, какую еще роль играет кожа в нашем организме? (защищает организм)
Предположите, о чем пойдет речь на уроке?
Откроем учебник на стр. 130 и прочитаем тему нашего урока.
На стр. 129 прочитаем, какие задачи нам предстоит решить на уроке? (читает ученик)
На предыдущем уроке мы говорили о коже, как об одном из органов чувств. А сегодня будем рассматривать кожу как орган человеческого организма.
Но наш недоверчивый попугай, узнав о теме урока, очень удивился: «Разве кожа человека может быть надежной защитой организма? Посмотрите на мои плотные крылья, на густую шерсть Рыжика, на твердый панцирь Черепахи. Вот надежная защита! А у человека ничего такого нет. Как кожа может его защитить?»
Ребята, а вы что об этом думаете? Вы согласны с попугаем? Выскажите свои предположения.
Хорошо! А вы уверены в своих предположениях? Почему? (нам не хватает знаний)
Значит, чтобы удостовериться в правильности наших предположений, мы должны поработать над этим вопросом. А потом сделаем вывод. Вы согласны? Тогда за работу!
IV. Открытие нового знания.
1. Практическая работа в парах
Сейчас мы в парах выполним практическую работу на стр. 130 учебника. Практическая работа содержит три задания, которые вы должны выполнить.
А о своих наблюдениях, как настоящие исследователи, вы запишите в рабочую тетрадь на стр. 75. Приступайте.
Кто выполнил работу, просигнальте.
Как называлась практическая работа? (исследуем нашу кожу)
Цель работы? (узнать о свойствах кожи человека)
Как выполняли работу? (по заданиям учебника)
Кто желает сообщить классу о результатах своей работы?
1 пара: Мы рассмотрели нашу кожу потрогали, потянули и сделали вывод, что на ощупь кожа мягкая и упругая.
Все согласны?
2 пара: Мы провели пальцем по лбу, затем приложили палец к стеклу. На стекле осталось пятно жира. Значит, кожа выделяет жир.
Кто согласен с этим выводом?
3 пара: Мы рассматривали кожу через лупу. На поверхности кожи мы увидели волоски и поры. Через поры выделяется жир и пот.
Кто согласен?
Хорошо! Молодцы! Вы справились со своей работой.
2. Сообщение новых знаний.
Кожа с ее поверхностью 1,5-2 м2 представляет собой самый большой орган человеческого тела. Главная «забота» кожи – защита внутренних частей тела от различных повреждений, от холода и жары, от болезнетворных бактерий. Она состоит из трех слоев.
1 слой – сверху наружная оболочка (эпидермис), которая предохраняет нашу кожу от повреждения. В ней находятся поры, через которые кожа дышит.
2 слой – сама кожа (дерма). В ней находятся сальные железы, которые выделяют жир. Также по всей поверхности кожи расположены потовые железы, которые, соответственно, выделяют пот.
3 слой – подкожный жир (гиподерма). Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.
3. Работа по учебнику.
Но у меня сразу же возник вопрос: А хорошо ли то, что кожа выделяет жир и пот?
Прочитаем учебник на стр. 130 и ответим на этот вопрос.
Что узнали, прочитав учебник?
Для чего нужен жир?
Для чего нужен пот?
Итак, изучив кожу человека и ее роль в организме, предлагаю ответить на вопрос Попугая. Может ли кожа быть надежной защитой нашего организма? (да)
Как кожа защищает наш организм? (Наружный слой защищает от повреждений. Жир увлажняет, смягчает. Пот регулирует температуру тела. Подкожный жир предохраняет кожу от ушибов.)
Действительно, кожа – надежная защита. Кроме того, что мы сказали, кожа водонепроницаема, поэтому человек не «высыхает» в жару и не «тает» во время дождя. Кожа защищает человека от солнечной радиации. Она достаточно прочна, чтобы защитить его от повреждений, и в то же время, достаточно мягка и упруга, что позволяет человеку совершать движения.
V. Первичное закрепление.
1) Гигиена кожи
Ребята, я на урок принесла предметы. Рассмотрите их и скажите, а какое отношение они имеют к сегодняшнему уроку? (жир и пот делают кожу грязной, кожу надо содержать в чистоте)
Сценка «Познакомьтесь с чистотой!»
Чистота:
Здравствуйте, дети! Я Чистота!
Я пришла вас научить, как здоровье сохранить.
Много грязи вокруг нас, и она в недобрый час
Принесёт нам вред, болезни.
Но я дам совет полезный.
Мой совет совсем несложный:
С грязью будьте осторожны!
Грязь:
Вы про грязь? А вот и я!
Чистота:
Ты ко мне не приближайся!
Ты ко мне не прикасайся!
Грязь:
Ах-ах-ах! Какое платье!
Да ведь не на что смотреть! Я б такое не надела.
У меня – другое дело: от борща – пятно большое,
Вот сметана, вот жаркое, вот мороженое ела.
Это – в луже посидела.
Это клей, а здесь чернила. Согласитесь – очень мило!
Чистота:
Ребята, вы тоже считаете, что у Грязи красивое платье?
Грязь микробами пугает – ох коварные они!
Ведь от них заболевают люди в считанные дни.
Грязь:
Когда-нибудь, а может быть, сейчас
Микробы ввалятся гурьбою,
Придут как ливень, как метель,
Все заслонят вокруг собою.
Ты говоришь о чистоте, а разговор напрасно начат.
Слова я слушаю твои, но ничего они не значат.
А ведь я на свете лучше всех.
Только сразу это не поймешь.
Кстати, у меня много друзей.
Например, этот мальчик и эта девочка.
Мальчик:
Утром вымыл, как всегда, руки, уши и глаза.
А под вечер все опять надо обязательно с мылом оттирать!
Девочка:
Подружись ты с чистотой – руки мой перед едой.
Зубы щеткой лучше три – и снаружи, и внутри.
Мальчик:
Нужно мыться непременно утром, вечером и днем –
Перед каждою едою, после сна и перед сном!
Девочка:
Тритесь губкой и мочалкой! Потерпите – не беда!
И чернила, и варенье смоют мыло и вода.
Чистота:
Дорогие мои дети! Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чище – я грязнуль не выношу.
Ребята, а вы дружите с Грязью?
Вот видишь, Грязь, нет тут у тебя друзей. Уходи!
Грязь:
Плохи совсем мои дела: здесь друзей я не нашла.
(Чистота раздает ребятам памятки с правилами гигиены по уходу за кожей)
Памятка по уходу за кожей:
1.Надо мыть всё тело мылом (желательно детским) и мочалкой не реже одного раза в неделю.
2. Лицо, шею, уши надо мыть два раза в день – утром и перед сном.
3. Руки надо мыть несколько раз в день по необходимости, особенно перед едой.
4. Не забывай руки насухо вытирать своим полотенцем. Если руки вытирать плохо, кожа становится обветренной (пересыхает, шелушится и даже трескается). Смажь ее кремом, лучше всего детским.
Прочитайте памятки, которые вам раздала Чистота.
Как надо ухаживать за кожей? (ответы детей)
Ученые подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется до 1,5 млн. микробов. Поэтому чистота – залог здоровья!
2. Первая помощь при повреждениях кожи
К сожалению, наша кожа не настолько крепкая как нам кажется. Мы можем порезаться, удариться, обжечься, обморозиться. Через ранки в организм могут попасть микробы. Поэтому очень важно уметь оказать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи себе и другим.
Ребята, а какие повреждения кожи вы знаете? (Порез, ушиб, ожог, обмораживание).
Предлагаю вам внимательно посмотреть видео по оказанию первой медицинской помощи.
Просмотр видеофильмов. После каждого фильма задать вопрос.
Что нужно делать при ссадинах? Порезах?
Как помочь пострадавшему при ушибе?
Какова первая помощь при ожогах?
Что делать, если вы обморозились?
Молодцы! Вы очень внимательно смотрели и правильно ответили на все вопросы. Теперь, я надеюсь, вы не растеряетесь и сможете оказать первую помощь пострадавшему.
Конечно, мы говорим лишь о легких поражениях кожи. Если вы получили более серьёзные повреждения нужно немедленно обратиться в больницу или вызвать скорую помощь по телефону 03.
VI. Рефлексия.
О чем сегодня на уроке шла речь?
Какие задачи мы перед собой ставили?
Удалось ли нам решить поставленные задачи?
Прочитаем вывод, который предлагает Мудрая черепаха (стр.133)
Продолжите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
-Молодцы! Вы отлично работали. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
Стр. 130-133, РТ стр.75-76 №3, №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России» Тема: «В царстве грибов»
Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России»Тема:«В царстве грибов»Цель:дать представление о грибах как отдельном царстве природы.Задачи: Обобщить признаки растений и животных, сформулироват...
Конструкт урока окружающего мира 3 класс УМК "Школа России". Тема "Вода".
Конструкт урока окружающего мира 3 класс УМК "Школа России". Тема "Вода"....
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...
Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»
Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России"Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»Тип: комбинированныйЗадачи урока:учащиеся должны овладеть понятием &laqu...
Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Будь природе другом. Проект "Красная книга, или Возьмём под защиту"
Обобщение представление о факторах, угрожающих живой природе. Знакомство с важнейшими правилами поведения в природе, направленных на её сбережение. Работа над проектом....
Урок окружающего мира. 3 класс. УМК «Школа России». Тема урока : Экологическая безопасность.
Урок окружающего мира. 3 класс. УМК «Школа России».Тема урока : Экологическая безопасность....
Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...