Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России"
Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»
Тип: комбинированный
Задачи урока:
учащиеся должны овладеть понятием «цепи питания»;
научиться классифицировать животных по типу питания;
научиться моделировать цепи питания;
выдвигать гипотезы, кратко и четко формулировать свои мысли;
Планируемые результаты:
Предметные
• классифицировать животных по типу питания;
• приводить примеры животных различных групп;
• анализировать цепи питания;
• понимать роль хищников в поддержании равновесия в природе;
• знать защитные приспособления животных;
• обосновывать необходимость охраны животного мира.
Метапредметные
• научиться решать серию учебно-практических задач;
• работать с разными источниками информации, находить информацию о животных и интерпретировать ее;
• оценивать достижения на уроке;
• моделировать цепи питания;
Формы урока: Фронтальная работа, работа в парах, группах, индивидуальная
Оборудование: слайды, картинки животных, карточки со словами, учебник, видеофильм "Цепи питания".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira.docx | 226.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России"
Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»
Тип: комбинированный
Задачи урока:
учащиеся должны овладеть понятием «цепи питания»;
научиться классифицировать животных по типу питания;
научиться моделировать цепи питания;
выдвигать гипотезы, кратко и четко формулировать свои мысли;
Планируемые результаты:
Предметные
• классифицировать животных по типу питания;
• приводить примеры животных различных групп;
• анализировать цепи питания;
• понимать роль хищников в поддержании равновесия в природе;
• знать защитные приспособления животных;
• обосновывать необходимость охраны животного мира.
Метапредметные
• научиться решать серию учебно-практических задач;
• работать с разными источниками информации, находить информацию о животных и интерпретировать ее;
• оценивать достижения на уроке;
• моделировать цепи питания;
Формы урока: Фронтальная работа, работа в парах, группах, индивидуальная
Оборудование: слайды, картинки животных, карточки со словами, учебник, видеофильм "Цепи питания".
Ход урока
1. Организация проблемной ситуации.
1.АОЗ (учебный диалог)
У.Посмотрите на слайд и назовите одним словом: кто это?
Д. Животные.
У.Назовите, каких животных вы узнали на этом слайде?
Д. (перечисляют животных)
У. Перед нами лишь некоторые виды животного мира. А без чего они все не могут существовать?
Д. Без воздуха, воды, питания, солнца.
2.Постановка учебной проблемы.
У. Недавно я была в Ялтинском зоопарке. И вот что там увидела. Заболел зоолог-человек, который кормил животных. Пока его не было лосю дали мясо, льву – рыбу, кукушке – траву и веточки, а белому медведю дали насекомых. Животные метались по клеткам, рычали и выли.
У.Что случилось?
Д. Животные голодные, потому что корм, который им дали они не едят.
У.Попробуйте предположить: О чем сегодня будем говорить?
Д.Тема урока: «Кто что ест»
У. Как исправить ситуацию в зоопарке? Давайте определим, на какие вопросы нам надо сегодня найти ответы.
Д. Как правильно накормить животных? Какую ошибку допустили люди?
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
У.А можно ли всех животных разбить на группы в зависимости от того, чем они питаются?
2.ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
1." Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" Практическая работа №1. «Кто, чем питается?»
У. Давайте поможем животным зоопарка и накормим их правильно. В маршрутных листах найдите 1 задание. С помощью стрелочек покажите, чем бы вы накормили животных?
Работа в парах. Учащиеся соединяют стрелочками животных и что они едят.
Проверка открытий:
У.Чем вы накормили лося?
Д.Травой, веточками.
У.А как называется группа животных, которые едят растительную пищу?
А что еще едят травоядные?
Д. Листья, плоды, семена, корни.
У.Чем накормили льва?
Д. Мясом.
У.Как называется группа животных, которые питаются мясом?
Д. Хищники.
У.Другое название этой группы животных – плотоядные. Почему?
Д. Потому что они питаются плотью других животных.
У.Чем накормили кукушку?
Д. Гусеницами.
У.А гусеница – это кто?
У.А если животные питаются только насекомыми, как называется эта группа?
Д. Насекомоядные.
У. А чем еще питаются насекомоядные?
Д. жуками, личинками
У.А чем накормили белого медведя?
Д. Рыбой.
У.Скажите, а к какой группе по способу питания его отнесем? Почему?
Д. хищники
У.Все согласны с таким ответом?
рыба
рыба мясо насекомые трава веточки
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
У.А как вы думаете все ли медведи хищники?
2." Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" . Практическая работа№2. Работа в парах.
Предлагаю вам выполнить 2 задание. Прочитайте рассказ «Медведи» делая в тексте пометки:
! – новое;
+ - уже знал;
Текст: «Медведи»
Белые полярные медведи живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, морскими котиками.
Бурые медведи едят не только рыбу и мясо, но с удовольствием полакомятся ягодами, корнями, орехами, клубнями, злаками, медом.
Проверка открытий: (учебный диалог)
--О каких медведях вы прочитали в тексте?
--Что из прочитанного вы уже знали?
--Какая информация для вас оказалась новой?
--Так чем же питаются медведи?
Д. Белые полярные медведи живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, морскими котиками.
Бурые медведи едят не только рыбу и мясо, но с удовольствием полакомятся ягодами, корнями, орехами, клубнями, злаками, медом.
--Можно ли бурого медведя отнести к хищникам? Почему?
--Догадайтесь, как называется группа животных, которые едят все?
Д. предположения детей, вывод на понятие «ВСЕЯДНЫЕ»
--А знаете ли вы еще всеядных животных?
Д. белка, еж, кабан.
ежик
белка кабан
Справочный материал:
---А вы знаете, что раньше люди употребляли слово ЯДА вместо слова ЕДА. От этого и такие названия: растительноядные, всеядные, насекомоядные.
---Почему сотрудники зоопарка не смогли правильно накормить животных?
Д. Потому что не знали, чем питается каждое животное.
Подведение итогов исследования: ( составьте кластер)
Классификация животных по типу питания
травоядные хищники (плотоядные) растительноядные всеядные
У.Можно ли по внешним отличительным признакам животных, определить к какой группе по способу питания они относится?
Д. Да. У животных есть внешние отличительные признаки.
У.Что помогает хищникам добывать себе пищу?
Д. У хищников хорошо развитые клыки, острые зубы, когти; хищники быстрые, сильные, выносливые, с хорошо развитым слухом, зрением.
У.А растительноядным?
Д. У растительноядных животных сильные губы, язык; быстрые ноги, хороший слух и зрение, защита от врагов: едкий запах.
У.А насекомоядным?
Д. У насекомоядных удлиненная мордочка с вытянутым хоботком, много мелких зубов.
Д.У всеядных есть все отличительные признаки как у хищников, растительноядных, насекомоядных.
3. Работа с источником информации.
Решение учебно-практической задачи: Животные питаются и растениями, и животными, поэтому говорят, что живые организмы связаны с теми, кто живет рядом с ними. Говорят, что они связаны между собой в «цепи питания».
У.А сейчас обратимся к нашему главному помощнику – учебнику. Откройте с. 94. Найдите текст «Цепи питания». Прочитаем текст.
У.Что нового узнали?
Д. Узнали, что в природе живые организмы связаны между собой в цепи питания.
У. В каком порядке расположены звенья в цепи питания?
Д. Растение – растительноядные – хищник.
У. Почему с растения?
Д. Только растения, используя энергию Солнца, производят питательные вещества (сахар, крахмал), а ими питаются растительноядные животные, а растительноядными питаются – хищники. Отдельно им друг от друга не прожить.
У. Мы с вами теперь знаем, как передается энергия от растений к животным, как возникает пищевая цепь. Давайте посмотрим, как это происходит в природе.
Просмотр видеофильма (https://www.youtube.com/watch?v=jthe_6sMSsg)
ФИЗМИНУТКА.РЕЛАКСАЦИЯ ПОД МУЗЫКУ.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
РАБОТА В ГРУППАХ. Практическая работа №3.
1 ГРУППА. Учебная задача: распределить животных по группам питания.
А сейчас достаньте шаблон модели и картинки животных.
На экране эталон, проверьте свою работу, оцените себя.
2 ГРУППА. Учебная задача: смоделировать цепи питания.
Возьмите на столах конверт. Достаньте из него текст, прочитайте и по тексту составьте цепь питания, чтобы было понятно «Кто, чем питается?»
Текст
В Крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся зайцы съедали молодые деревья.
Сравните с эталоном и оцените себя.
4. Включение в систему знаний.
Проверка решения учебной задачи:
У.Ребята, что произойдет с цепью, если истребить всех волков?
Д. Цепь порвется.
У. К чему это приведет?
Д. Если выпадет хоть одно звено из цепи, то нарушится вся цепь.
У.Зачем человеку знать о цепях питания?
Д.Чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.
У. А вот при входе в один из зоопарков Нью-Йорка есть огромное зеркало, а над ним сверху такие слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих зверей только этот способен истребить и уже истребил целые виды животных и растений…»
У.Кто этот страшный зверь? Почему хищники не приносят такого ущерба другим животным как человек?
Д. Они истребляют в первую очередь больных, слабых животных и столько, сколько смогут съесть – не больше!
У.А какими мы должны быть, чтобы не навредить животным?
Д. Добрыми, бережно относиться к животным.
5. Рефлексия.
стратегия “Договори фразу”.
Животные и растения связаны между собой в ……………………
В основе цепи питания находятся ………………………………..
А заканчивают цепь – ………………………………………..
В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя......................
стратегия "Микрофон"
Что сегодня получилось…
В чем были затруднения…
Какую оценку ты поставишь себе за работу на уроке...
О чём можете рассказать дома родителям…
6. Домашнее задание.
1. Найдите в дополнительной литературе информацию о пищевых связях в природе и проиллюстрируйте их.
2. Написать сочинение с элементами исследования «Питание моего пушистого друга», ответив на вопросы: что любит кушать, какие приспособления имеет для питания.
Тест
Какие из указанных животных относятся к растительноядным?
- коровы, бегемоты, жирафы;
- волки, лисы, кабаны;
- лоси, тюлени, киты.
Какая из цепей питания указана правильно?
- сосна дятел жук-короед;
- слизень капуста жаба;
- рожь мышь змея орёл.
Дополни цепи питания:
осина, ......, ......., волк;
........, мышь ,сова;
водоросли, рыба, ........
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
"Опасные незнакомцы" 2 класс. Презентация к уроку окружающего мира.
Данная презентация выполнена для учащихся 2 класса, но ее можно использовать и для ребят других возрастных категорий.УМК "Школа России"...
мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)
Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....
презентация мастер – класса по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)
презентация поможет провести мастер - класс по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)...
Современный урок окружающего мира. Технологическая карта к уроку. Презентация "Комнатные растения" .
Организуя современный урок, учителю необходимо усилить его социальную направленность, придать уроку практическую ориентированность, связав изучаемый материал с повседне...
Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России. Урок 1 "
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: Золотое кольцо России.Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.Планируемые ре...