Тема: Водные богатства 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Данный урок позвовляет развить у учащихся понятьие "Водные богатсва" и развить умение из различать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
om2_vodnye_bogatstva.doc | 571 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 2
Дисциплина: окружающий мир
Образовательная система: Школа России
Студент: Гоцуляк Ангелина Сергеевна
Тема: водные богатства
Тип урока: общеметодологической направленности
Цели:
Содержательная: усвоение знаний о водных богатствах нашей планеты, происхождении водоёмов.
Деятельностная: формирование умения находить и называть части реки
Задачи:
Дидактические:
1.Познакомиться с понятиями «исток, устье, русло, берег, приток»;
2. Учиться различать искусственные и естественные водоёмы;
3. Учиться определять части реки.
Развивающие:
1. Учиться сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
2. Учиться находить и использовать для решения учебных задач текстовую информацию;
3. Учиться фиксировать полученные результаты в графическом виде (рисунок);
4. Учиться планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
5. Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
6. Учиться находить ошибки в своей работе и устанавливает их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
7. Учиться объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
8. Учиться в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
9. Учиться конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов работы.
Воспитательные:
1.Осознавать ценности познания, проявлять познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств;
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Знает определение понятий «исток, устье, русло, берег, приток»;
2. Умеет различать искусственные и естественные водоёмы;
3. Умеет определять части реки.
Личностные:
1.Осознаёт ценности познания, проявляет познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств;
2. Воспитывает
Метапредметные:
Познавательные:
1. Сравнивает объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
2. Находит и использует для решения учебных задач текстовую информацию;
3. Фиксирует полученные результаты в графическом виде (рисунок).
Регулятивные:
1. Планирует самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
2. Осуществляет контроль процесса и результата своей деятельности;
3. Находит ошибки в своей работе и устанавливает их причины; корректирует свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
4. Объективно оценивает результаты своей деятельности, соотносит свою оценку с оценкой учителя;
Коммуникативные:
1. В процессе диалогов задаёт вопросы, высказывает суждения, оценивает выступления участников;
2. Конструирует обобщения и выводы на основе полученных результатов работы;
Оборудование:
Для учителя:
1. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2/ А.А. Плешаков – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012 – С. 78-81
2. А. А. Плешаков Окружающий МИР / Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В. 2 ч. Ч.2 3-е изд. М.: Просвещение, 2014 – С. 49
Для учащихся: цветные карандаши.
План урока
1. Этап мотивации (1-2 мин.)
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности
1.3. Мотивация
2. Этап актуализация и пробного учебного действия (3-5 мин.)
Проверка остаточных знаний игра «Угадай-ка»
3. Этап выявления места и причины затруднения (3-4 мин.)
Подведение к теме урока с помощью загадок
4. Этап построения выхода из затруднения (1 мин.)
4.1. Формулирование темы
4.2. Формулирование цели и задач урока
4.3. Планирование своей деятельности
5. Этап реализации построенного проекта (15-18 мин.)
5.1. Понятия «искусственные и естественные водоёмы»
5.1.1. Работа с понятиями
5.1.2. Работа с текстом в учебнике (стр. 82)
5.1.3. Работа по карточке №1
5.1.4. Проверка по эталону
Обобщение по вопросу
5.2. Части реки
5.2.1. Мотивация
5.2.2. Работа над понятиями (стр. 83)
5.2.3. Работа по схеме на слайде
Обобщение по вопросу
5.3. Море
5.3.1. Мотивация
5.3.2. Работа с текстом в учебнике (стр. 84)
5.3.3. Групповая работа
Физминутка
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (5-10 мин.)
Работа по учебнику (стр. 82)
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (3 мин.)
7.1. Самостоятельная работа карточка №2
7.2. Проверка по эталону
8. этап включения в систему знаний и повторения (3-4 мин.)
Подведение итогов
9. Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин.)
9.1. Рефлексия деятельности на уроке
9.2. Домашнее задание
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Главные вопросы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы работы | Форма организации УД | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля и взаимоконтроля | Планируемые результаты | ||
ПР | МЕТ | Л | ||||||||
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие – Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Сергеевна, и я сегодня проведу у вас урок окружающего мира. 1.2. Проверка готовности – Проверьте готовность к уроку. На ваших столах должны лежать: учебник, 1.3. Мотивация - Ребята, на доске надо составить формулу успеха. Я предлагаю вам выбрать из всех качеств, представленных на доске, только те, которые помогут нам достичь успеха на сегодняшнем уроке. (внимательность, лень, трудолюбие, активность, отвлекаемость) - Почему вы выбрали именно эти качества? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Выбирают качества: внимательность, трудолюбие, активность. | Формула успеха Создание ситуации успеха | Фронтальная | «Формула успеха» | Фронтальный контроль | К1 | Л2 | ||
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Проверка остаточных знаний игра «Угадай-ка» - Ребята, над какой темой вы работали на прошлом уроке? Она была связана с земной поверхностью -Какие основные формы земной поверхности вы знаете? - Давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал прошлого урока, для этого я предлагаю вам сыграть в игру «Угадай-ка» -Я буду вам задавать вопросы, а ваша задача ответить на них
-Как догадался?
-Какие знания помогли тебе при отгадывании этой загадки?
Носят каменные кафтаны. Белые шапки на макушках До облаков достают верхушкой (горы) -Как ты это понял?
-Посмотрите на фотографию, что на ней изображено? -Кто желает выйти, показать и назвать части горы? -Вы очень хорошо усвоили тему прошлого урока. Молодцы | Формы земной поверхности Равнины и горы Мыслительная деятельность Отвечают на вопросы учителя Деятельность различных объектов природы | Игра «Угадай-ка» | Фронтальная | Слайды презентации для показа различных форм поверхностных частей | Фронтальный контроль Фронтальный контроль | П1 Р2 Р3 Р4 | Л2 | ||
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Подведение к теме урока с помощью отгадывания загадок -Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать раздел «Путешествия», а для того, чтобы определить тему нашего урока я предлагаю вам разгадать загадки, слушайте внимательно
Земли на Земле всего одна треть. Странный вопрос возникает тогда: «Планета должна называться …» (вода) - Почему в загадке предложили переименовать планету? -Правильно, ребята. Земля богата водными ресурсами, а какими именно, вы узнаете, отгадав остальные загадки:
Обойдёшь сторонкой. И водицы не попьёшь С синеватой плёнкой (болото) -Как догадались?
Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьётся. Из него воды не пьётся, Потому что не вкусна – И горька, и солона (море)
Поправляют причёски. И месяц, и звёзды – В нём всё отражается… Как это зеркало называется? (озеро) -Что помогло догадаться?
Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий – в море (река)
И молчать не могу. Я её сын родной А родился – весной (ручей) -Как пришли к такому выводу? -Чем похожи отгадки между собой? Что в них общего? -Ручей, река, море – каким общим словом можно назвать их? -Что такое водоёмы? -Предположите, о чём мы с вами сегодня будем разговаривать? -Молодцы! | Мыслительная деятельность Отгадывают загадки Отвечают на вопросы учителя
Мыслительная деятельность | Вводная беседа Загадки | Фронтальная | Слайд презентации | Фронтальный контроль | П1 П3 | Л2 | ||
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока – Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Водные богатства) - Давайте откроем учебник на странице 82-й и проверим ваши предположения. 4.2. Формулирование цели и задач урока – Какую цель мы с вами поставим? (Узнать, как можно больше о водных богатствах) - Какие задачи мы поставим перед собой? (Узнать из каких частей состоит река. Познакомиться с терминами исток, устье, русло, берег, приток) - Ребята, давайте проверим верны ли все наши предположения. Прочитайте, чему нам предлагает научиться Муравьишка. Какой вывод мы можем сделать? 4.3. Планирование своей деятельности – Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели и ответить на главный вопрос? (Работать с рисунками и текстом учебника, выполнять задания на карточках) | Мыслительная деятельность Под руководством учителя формулируют тему, цель и задачи урока. Проводят проверку предположений по эталону в учебнике Планируют свою деятельность | Самостоятельное формулирование темы, цели, задач Проверка по эталону в учебнике | Фронтальная | Учебник | Фронтальный контроль | Р1 Р2 К1 | Л2 | ||
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Понятия «искусственные и естественные водоёмы» 5.2. Части реки 5.3. Море | 5.1.1. Работа над понятиями «искусственные и естественные водоёмы» -Ребята, смотрите, к нам на урок прилетел попугай «Почемучка», он хочет задать вам вопрос, давайте выслушаем его «Что такое водные богатства?» -Можем ли мы ответить на этот вопрос? -Предположите, что такое водные богатства? -Водные богатства нашей страны составляют океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища -Ребята, у «Почемучки» есть ещё вопрос «Что значит искусственные и естественные водоёмы?» -Подумайте и скажите, что значит искусственный и естественный водоём? -Искусственные водоёмы создаются людьми специально для хозяйственных нужд, а в создании естественных водоёмов человек не принимает никакого участия. Они созданы природой -А теперь я предлагаю вам поработать со слайдами презентации -Я буду демонстрировать вам изображения водоёмов, а ваша задача заключается в том, что вы должны определить к какому типу, относится этот водоём и назвать его 5.1.2. Работа с текстом в учебнике (стр. 82) -Я предлагаю вам прочитать в учебнике на странице 82-й под номером 2, какие водные богатства являются искусственными, а какие естественными? -Вслух прочитает… 5.1.3. Работа по карточке №1 -Обратите внимание, что на ваших столах лежат конверты с заданием, откройте их -Вам нужно заполнить эту таблицу в парах, можете пользоваться учебником 5.1.4. Проверка по эталону -Сравните выполнение работы с эталоном на доске и поставьте себе знак «+», если вы выполнили правильно Обобщение по вопросу -Что главное узнали? -Итак, ребята, теперь мы с вами знаем, что такое искусственные и естественные водоёмы и чем они отличаются 5.2.1. Мотивация -А теперь мы узнаем с вами из каких частей состоит река 5.2.2. Работа над понятиями (стр. 83) -Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить работу по изучению рек -Попугай «Почемучка» опять хочет задать вам несколько вопросов «Куда впадает река?» «Что впадает в реку?» «Как называется начало реки?» -Смотрите, ребята, как много вопросов у попугая «Почемучки» -Давайте попробуем ответить на них, для этого откроем страницу 83-ю -Рассмотрите схему и запомните части реки, затем задайте в паре друг другу вопросы по прочитанному тексту -Итак, ребята, какие части реки существуют? -Что такое исток? Покажите на схеме в учебнике -Что такое устье? Покажите на схеме -Что такое русло? Покажите на схеме -Какие берега есть у реки? Покажите на схеме -Что такое притоки? Покажите на схеме -Давайте посмотрим, как вы поняли, что такое части реки. Для этого я предлагаю вам посмотреть на экран -На нём даны понятия, которые мы только что изучили и их пояснения -Вам нужно правильно соединить понятия с их пояснениями -Молодцы, ребята. Вы справились с заданием и ответили на все вопросы попугая «Почемучки» Обобщение по вопросу -Теперь мы с вами знаем из каких частей состоит река, как называются части и где они расположены Физминутка Гуси белые летели, На поляну тихо сели. Головою повертели, Встали, сели Встали, сели. И обратно улетели 5.3.1. Мотивация -Ребята, а как вы думаете, о каком ещё водоёме мы с вами ещё не поговорили? Кто может сказать? -Совершенно верно, я предлагаю вам посмотреть видеозапись о море и узнать какое оно -Ребята, что вы можете сказать о море после просмотренного ролика? -Бескрайнее, красивейшее море, посмотрите, как лучи солнца играют в её волнах, как отражается солнечный свет. Заметьте, какое светло-голубое море 5.3.2. Работа с текстом в учебнике (стр. 84) -Поднимите руку те, кто из вас был на море? -Расскажите нам, какое впечатление у вас осталось? Что вам понравилось? -Я предлагаю вам открыть страницу 84-ю, прочитать текст и рассмотреть картинки -Прочитайте самостоятельно текст на страницу 84-й -Какие основные факты о море мы можем выделить из текста? (если затрудняются с ответами, то задавать наводящие вопросы)
5.3.3. Групповая работа -А теперь я предлагаю вам поработать в группах по 4 человека -Вам нужно с помощью картинок в учебнике составить небольшой текст о красоте моря, используя факты, которые вы прочитали в тексте -После составления текста один учащийся из каждой микрогруппы прочитает составленный текст | Мыслительная деятельность Объясняют смысл слов Делают выводы Отвечают на вопросы учителя Работают со слайдами презентации Работа по карточке Мыслительная деятельность Выполняют задание на первичное закрепление Делают выводы Отвечают на вопросы Работают в парах Читают текст в учебнике В парах задают вопросы Отвечают на вопросы учителя Обобщение Беседа Беседа Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя Читают текст, рассматривают картинки Выделяют основные факты о море Работают в группах, составляют текст, читают его вслух | Вводная беседа Работа с текстом учебника Демонстрация Обобщение Работа с учебником Обобщение Работа по карточке Обобщение Работа с текстом в учебнике Обобщение Работа со схемой на слайде Работа с текстом в учебнике Групповая работа по составлению текста | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Парная Фронтальная Фронтальная Парная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Групповая | Слайды презентации Учебник Текст в учебнике Карточка №1 Текст в учебнике Слайды на презентации Слайд презентации Текст в учебнике | Фронтальный контроль Фронтальный контроль Фронтальный контроль Фронтальный контроль Фронтальный контроль Фронтальный контроль | ПР1 ПР2 ПР3 | П2 Р4 К1 К2 П2 П3 Р4 К1 | Л2 Л2 Л2 Л1 |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Работа по учебнику (стр. 82) -А теперь, ребята, я предлагаю вам закрепить то, что мы с вами изучили -Для этого откройте учебник на странице 82-й и прочитать текст под красной точкой -Что нужно выполнить? (вставить пропущенные слова в тексте) -Давайте прочитаем первый текст и вставим подходящее по смыслу слово -Вслух прочитает… -Теперь прочитаем второй текст и вставим слово -Вслух прочитает… -И последний третий текст -Вслух прочитает… -Ребята, какие слова мы вставили? -Что вам помогло догадаться? -Молодцы! | Мыслительная деятельность Отвечают на вопросы | Фронтальная | Текст в учебнике | П2 Р4 К2 П2 | Л1 Л1 Л2 | ||||
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: учащиеся самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, а потом друг у друга | 7.1. Самостоятельная работа карточка №3 -Ребята, а сейчас я предлагаю проверить, как же вы усвоили сегодняшний материал -На ваших столах лежат конверты с заданием, откройте их -Прочитайте, что нужно сделать в этом задании? (изобразить схему реки и указать её части) -Выполните эту работу самостоятельно -При работе можете использовать цветные карандаши и ручки -Можете приступать к выполнению задания 7.2. Проверка по эталону -Ребята, время на выполнение этого задания вышло, обменяйтесь карточками с соседом по парте. Возьмите в руку простой карандаш, сверьте работу с эталоном на слайде -Если всё верно, то поставьте плюс, а если есть ошибки, то поставьте минус -Поднимите руку те, кто не допустил ошибок при работе -Вы очень хорошо поработали, я довольна вашей работой на уроке. Вы были внимательны на протяжении всего урока и хорошо усвоили материал -А теперь поднимите руку те, кто допустил ошибку. В чём была ваша ошибка? -Как вы думаете, почему вы её допустили? Я надеюсь, что в следующий раз вы будете внимательнее и у вас всё получится | Мыслительная деятельность Выполняют самостоятельную работу для закрепления материала Проводят взаимопроверку Отвечают на вопросы учителя Анализируют свою работу | Индивидуальная Самостоятельна работа | Карточка №3 | Взаимопроверка Фронтальная | ПР1 ПР2 ПР3 ПР4 | П1 Р2 Р3 Р4 К2 | Л1 Л2 | ||
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Подведение итогов - Итак, давайте вспомним как называлась тема нашего урока? -Молодцы! Давайте вспомним с какими водными богатствами мы познакомились сегодня? -Какие водные богатства нашей страны имеют естественное происхождение? -А какие искусственное? -Совершенно верно. Из каких частей состоит река? - Какую цель мы ставили на урок? - Поднимите руку, если считаете, что мы достигли цели | Отвечают на вопросы учителя | Подведение итогов Повторительно-обобщающая беседа | Фронтальная | Фронтальный контроль | ПР1 ПР2 ПР3 ПР4 | П1 Р2 Р4 | Л1 Л2 | ||
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 9.1. Рефлексия деятельности на уроке -Ребята, наш урок подошёл к концу. - Если вы считаете, что у вас всё получилось, вы узнали новое о водных богатствах, закрепили уже имеющиеся знания и сможете их применить, поднимите зелёный стикер, если нет, то синего 9.2. Домашнее задание - Ребята, спланируйте домашнее задание. Изучить ещё раз информацию на стр. 82-83 - Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. До свидания. | Оценивают свою деятельность Планируют домашнее задание | Рефлексия Самостоятельное прогнозирование д/з Домашнее задание | Фронтальная | Фронтальный контроль Самоконтроль Самооценка | Р4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Окружающий мир" 2 класс. Тема: Водные богатства"
Конспект урока по предмету "Окружающий мир "во 2 классе . Тема урока Водные богатства"...
Урок по окружающему миру во 2-ом классе по теме: Водные богатства
Урок открытия новых знаний....
Конспект урока по окружающему миру на тему «Водные богатства». 2 класс. Школа России. Плешаков А.А.
Конспект урока по окружающему миру на тему «Водные богатства». 2 класс. Плешаков А.А....
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по теме "Водные богатства Земли"
Урок окружающего мира "Водные богатства Земли" - урок изучения нового материала....
Урок ознакомления с окружающим миром для учащихся 4 класса УМК "Школа России". Тема: "Водные богатства нашего края"
Материал можно использовать на уроках окружающего мира в 4 классе при изучении раздела "Наш край"....
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Водные богатства" 2 класс
В документе представлен конспект урока по окружающему миру на тему : "Водные богатства"...