Конспект урока по Окружающему миру 2 класс тема : "Семья"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Данный урок выполнен по направлению - «Начальная школа». Предмет – окружающий мир по теме «Семья. Родители и дети» УМК «Школа России»
Актуальность данного урока состоит в том, что он направлен на развитие личности, на
формирование у обучающихся таких качеств, которые в дальнейшем должны позволить им самостоятельно изучать новый материал, осваивать новые виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchiy_mir_2_klass_surova_yu.n.docx | 37.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир Класс: 2 класс
Тема | Семья. Родители и дети |
Цель: формирование представления о понятии семьи, семейных отношений.. Задачи: - формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге - становление нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношениях, сплочение детей и родителей - развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью Создать условия для формирования УУД: Предметные: - учить планировать свои действия и речь по опорным схемам и вопросам, сравнивать, обобщать и делать выводы. _ активизировать словарный запас, развивать эмоционально – волевую сферу .Метапредметные: Личностные УУД: -формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению и познанию окружающего мира; - формировать представление о значении семьи в жизни человека; - формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: -формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; - овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи; -в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. - формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по коллективно составленному плану; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - высказывать своё предположение Познавательные УУД: -формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта; - под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов; - под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие); -строить небольшие высказывания в устной форме (2-3 предложения); - давать характеристики изучаемым объектам на основе их анализа. - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Коммуникативные УУД: - принимать участие в работе парами и группами; - понимать задаваемые вопросы; -выражать свою точку зрения; -адекватно воспринимать другое мнение и позицию. | |
Наглядность и оборудование: компьютер, учебник “Окружающий мир” 2 класс А. А. Плешаков; - мультимедийная презентация; -атрибуты к сказке «Репка»; -ладошки из цветной бумаги; цветная бумага, ножницы; -карточки; -мяч; -разрезные картинки на тему: «Семья»; -буквы, планшеты для букв. | |
Планируемый результат Ожидаемые результаты: | - формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; развитие самостоятельности, личностной ответственности за свои поступки, принятие решений. - выполнять учебное задание в соответствии с целью; ориентироваться в разных способах выполнения учебного задания; выполнять корректировку учебного задания; осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. планировать свою работу по изучению нового материала; развитие умения выделять главное и анализировать, самостоятельно предполагать, проводить аналогии между изучаемой темой и собственным опытом (под руководством учителя); - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре и в группе учебного задания; согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение; адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания. |
Основные понятия | Семья, родство, традиции. |
Межпредметные связи | окружающий мир, экология, русский язык, чтение. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группе. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; | Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и так хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать всю теплоту и доброту! Учитель: Посмотрю на ваши лица, С кем бы мне повеселиться. Все ль на месте? Все ль в порядке? никому не тесно, “Будет интересно!” Слайд 1. | Дети : Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся Проверяют наличие всех необходимых принадлежностей и занимают свои места | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Самоопределение (Личностные УУД) |
II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных-затруднений. Цели: - мыслительные операции;
Самооценка | I.Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. Ребята, вы ничего не слышите? Откуда-то доносится странные звуки? Может быть из этого коробки? Сейчас проверим (подходит к коробке). Из коробки слышится: мяу-мяу! Учитель: Мне кажется, что в коробке кто-то есть. (раскрывает коробку, а в ней котенок). Котенок: Ма-ма! Учитель: Нет, котенок, я не твоя мама. Котенок: А где моя мама? Где папа? Учитель: Ты потерял свою семью? Котенок: А, что такое семья? Учитель: Бедненький, ты не знаешь? Ребята, давайте расскажем котенку, что такое семья. Как вы думаете какая у нас с вами сегодня тема? -Оцените себя | Отвечают на вопросы Дети по опорным словам рассказывают котенку и определяют тему урока. На столе у каждого «дерево успеха» и листочки: -зеленый –всё понял -жёлтый затрудняюсь -красный- не понял | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Составлять математические алгоритмы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД) |
Физминутка (для глаз) | Физминутка (для глаз) | Выполняют движения | Умение применять правило охраны своего здоровья (Личностные УУД) |
III. Выявление места и причины затруднения Цели: -выявить место затруднения; -зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Создание проблемной ситуации -организовать постановку цели урока; | Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось собрать большой урожай этого овоща? - Правильно, «Репка»это сказка про дружную семью. Слайд 2. - Тема нашего урока «Семья. Родители и дети». - ребята давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. - Молодцы! Слайд 3. (цели урока) - Что такое семья? - Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. - Семья – это люди, которые живут вместе и очень любят друг друга. Слайд 4. - Репка хочет познакомить вас с семьёй, которая её растила, рассказать про них сказку и узнать, как хорошо вы знаете свою семью. -И так отправляемся в сказку. (музыкальное оформление) Слайд 5. - Посадил дед репку.Выросла репка большая-пребольшая. Слайд 6. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет - вытянуть не может. Слайд 7. Позвал дед на помощь бабку. Бабка говорит: Бегу, бегу обязательно помогу. А для ребят у меня есть задание загадки Отгадайте загадки: Я загадки загадаю! Вы, попробуйте их отгадать! Всех смогу я описать, и узнаете вполне кто живет в вашей семье. - Молодцы ребята, все загадки отгадали. Но ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья и сёстры, если у человека много родственников – значит у него большая семья. | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. (Дети : «Репка») Ответы учащихся* Дети формулируют цели урока по опорным словам. Ответы детей: Семья – это папа, мама, брат, сестра… Ответы детей : мамочка, папа, брат, Сестра,бабушка, дед | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательное УУД) |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цели: -организовать составление совместного плана действий; -определить средства
Самооценка | Задание от бабушки. Работа по карточкам групповая, парная, индивидуальная -Оцените себя | Проговаривают правило работы в группе. Работают в группах, командой и индивидуально
-Оценивают себя «дерево успеха» | Планировать решение учебной задачи: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. обосновывать свой выбор. (Познавательные УУД) Применять правило делового сотрудничества. (Коммуникативное УУД) Осуществлять контроль по результату. (Регулятивное УУД) |
V. Реализация построенного проекта Цели: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний. | - Слушаем сказку дальше. Слайд 8. - «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка: «С удовольствием, только потом с ребятами поиграю». Слайд 9. - Сказка продолжается: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Слайд 10. Крикнула внучка Жучку. Та охотно прибежала на помощь». Жучке очень хочется у нас остаться и выполнить вместе с нами физминутку. | Дети называют слова и прохлопывают | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать свой выбор. (Познавательные УУД) |
Физминуткa (подвижная) | Дети выходят в круг Ученики выполняют движения по тексту | Умение применять правило охраны своего здоровья (Личностные УУД) | |
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: организовать усвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи. Самооценка | - Ребята, что нужно делать чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение, чтобы было хорошо? Психогимнастика. Слайд 19. - Ну, что же сказка ещё не закончилась, репку надо дальше тянуть. - Кого позвала Жучка? - Кошка прибежала, хочет с вами поиграть. Слайд 11. -Оцените себя | Ответы детей: не обижаться, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие отметки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать. Ответы детей: Принести чай, сказать ласковое слово и т. д -Оценивают себя «дерево успеха» | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивное УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) |
Пальчиковая гимнастика | Пальчиковая гимнастика «Дружная семья». | Дети выполняют движение по тексту | Умение применять правило охраны своего здоровья (Личностные УУД) |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цели: -организовать самопроверку по эталону, самооценку; Самооценка | - А сейчас я предлагаю вам обвести свои ладошки. И сотворить маленькое волшебство, из этих ладошек мы соберём солнышко. - Семья – это маленькое солнышко, ладошки- это лучики, ваши родные и любимые вами люди. -Вот и подошёл конец нашей сказке. Слайд 20 Мурка, вы большие молодцы, но почему ты грустная? Мурка : Я потеряла своего маленького сыночка, он совсем недавно родился. Ребята, вы его не видели? -Мама, мама! Я нашёл свою маму! - Котенок, ты понял, что такое семья? (Семья – это мама. Семья – это родной дом) -Правильно Котенок! -Оцените себя | На партах у каждого ученика лежат ножницы, цветная жёлтая бумага. Работа выполняется под музыкальное сопровождение. (Дети на доске собирают солнце) Дети показывают на котенка Оценивают себя «дерево успеха» | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. (Регулятивные УУД) Осознание качества и уровня усвоения (Личностные УУД) |
VIII.Включение в систему знаний и повторение Цели: включить используемые способы действий в систему знаний учащихся. Самооценка | - И так, ребята, какая была тема нашего урока? Что нового вы узнали? Чем мы занимались? -Верно. Наш урок подошел к концу. Вы все молодцы, но особенно активно сегодня работали … Остальные ребята, я уверена, обязательно покажут себя на следующем уроке. -Оцените себя | Семья. Родители и дети - Узнали что такое семья и из кого она состоит. Отгадывали загадки, играли Оценивают себя «дерево успеха» | Принимают правило делового сотрудничества (Коммуникативные УУД) Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственную отзывчивость. (Личностные УУД) Осуществлять контроль по результату (Регулятивные УУД) |
IX.Рефлексия учебной деятельности Цели: зафиксировать в речи новое понятие «семья» , «родственники», «родство»; оценить работу на уроке. | - Если вы активно работали на уроке, вам было все понятно – похлопайте в ладоши. Если вы испытывали какие-либо затруднения в решении примеров и задач – потопайте. Если у вас есть какие-либо вопросы, я отвечу на них после урока. Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. (Организует самооценку при помощи «дерева успеха») -О чём говорят зелёные листочки? -жёлтые листочки? -красные листочки? | Вспоминают и воспроизводят задачи урока. Делятся впечатлением, отвечают на вопросы. Оценивают себя. Выполняют самооценку по алгоритму с помощью листочков. | Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (Коммуникативные УУД) Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке (Регулятивные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Как живёт семья? Моя семья – моё богатство"
Данный урок разработан по программе "Школа России"...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Семья. Родственники"
Конспект урока по окружающему миру по теме "Семья. Родственники" 2 класс ОС "Гармония" в соответствии с ФГОС...
Конспект урока по окружающему миру "Наша дружная семья" во 2 классе по программе Школа России.
Конспект урока по окружающему миру "Наша дружная семья" во 2 классе по программе Школа России....
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Наша дружная семья" 2 класс
Технологическая карта урокаПредмет: окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Наша дружная семья»Цель урока: познакомить с целями и задачами раздела "Наша дружная семья"; обсудить правила культуры общения в ...
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Наша дружная семья»
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Наша дружная семья»...
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Наша дружная семья»
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Наша дружная семья»...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Как живет семья"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.Учащиеся отгадывают загадку про семью, дают определение этому понятию, сравнивают его с толкованием в словаре. В ходе урока учитель с реятами о...