Окружающий мир, 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Тема:Горючие полезных ископаемых, их использование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Окружающий мир, 3 класс | 32.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:Горючие полезных ископаемых, их использование.
Цели. Дать представление учащимся о горючих полезных ископаемых, расширить представление об их использовании, формировать умение определять полезные ископаемые по их признакам;
развивать диалогическую и монологическую речь, логическое мышление, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
воспитывать бережное отношение к природе, чувства патриотизма.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» (авторы О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина; коллекция полезных ископаемых; карточки с условными обозначениями полезных ископаемых; презентация в программе PowerPoint.
Ход урока
- Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем их кивком головы.
- Целеполагание.
- Все ли готовы к уроку? Тогда вперёд! Сегодня продолжим изучать тайны полезных ископаемых, а каких – отгадайте загадки.
1. Без неё не побежит 2. Росли на болоте растения,
Ни такси, ни мотоцикл, А теперь это топливо и удобрение.
Не поднимется ракета. (Торф).
Отгадайте, что же это?
(Нефть).
3.На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спичек?
(Газ).
4.Он чёрный, блестящий
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло.
От него в домах светло.
Помогает плавить сталь, делать краски и эмаль.
(Каменный уголь).
- В какую группу их можно определить?
- О каких полезных ископаемых будем говорить сегодня на уроке? (О горючих полезных ископаемых).Слайд 1.
- Как вы думаете, что мы должны выяснить при изучении данной темы?
(Какие полезные ископаемые относятся к данной группе? Какими свойствами обладают. Способ добычи. Значение, применение.Условное обозначение).
-Как вы понимаете слово «горючие»? (То, что способно гореть.)
3. Открытие новых знаний
- В жизни человеку очень нужно горючее, топливо. Раньше это решалось просто – рубите лес и берите дрова. И пришло время, когда леса стали исчезать с такой быстротой, что Западная Европа вообще «облысела». Человеку стало ясно, что полагаться на дрова нельзя. На помощь вновь пришли полезные ископаемые – теперь горючие.
(Слайд 2). Ученик 1. Давайте знакомиться, ребята. Я – каменный уголь, а это мои братья: младшенький – Торф, средний - Бурый уголь и антрацит.
Мы образовались из остатков растений. Многие миллионы лет назад упавшие деревья первобытного леса занесло землей, на них наслаивалось все больше и больше осадков и обломков, земная кора то поднималась, то опускалась, и, в конце концов, бывший лес оказался глубоко в недрах Земли.
Там под воздействием высоких температур и колоссального давления деревья превратились в пласты каменного угля. Самый древний уголь – антрацит, который образовался более двухсот миллионов лет назад. Антрацит при горении выделяет больше тепла и поэтому считается самым ценным.
(Слайд 3). Ученик 2. Примерно так же образовались я и мой средний брат – Бурый уголь. Я образуюсь на болотах и озерах из остатков растений. Во многих местах я образую слой толщиной в несколько метров. А за год образуется всего лишь 1миллиметр. Значит, чтобы образовались залежи, нужно очень много лет. Залежи торфа на болоте называют торфяники.
Я используюсь как топливо в жилых домах. Для этого меня спрессовывают в небольшие бруски – брикеты. На фермах я служу подстилкой для домашних животных. Дело в том, что 1килограмм торфа может впитать до 20килограммов влаги. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворных бактерий.
Я – хорошее удобрение. Меня используют в сельском хозяйстве, садоводстве, цветоводстве, в тепличном хозяйстве. А на промышленных предприятиях из меня получают некоторые лекарства и другие нужные вещества, такие как спирт, уксус, технический воск, газ, кокс.
Торфяные ванны используют для лечения ревматизма и артрита. Торф используют для приготовления лекарств, которые используют при лечении почек, сердца, для защиты от отслоения сетчатки глаза и экземе.
В Финляндии уже существует одежда, ткани, изготовленные из торфа.
Обработанный торф применяется для поглощения нефти с поверхности океанов или побережья, для очистки сточных вод от вредных веществ. Для очистки воздуха применяется смесь торфа и активированного угля. Торфяные фильтры используются в аквариумах.
Верхний слой торфа используют в целлюлозно-бумажной промышленности для изготовления твердых сортов бумаги, картона.
Эскимосы строят свои жилища из двух слоев: внутреннего торфа и внешнего – снега, получают очень теплые домики.
Меня нужно использовать экономно, нужно оберегать от пожаров. Запомни, я очень медленно расту, а польза от меня очень большая.
Если я пролежу, нетронутым долго, то превращусь в Бурый уголь. Но, а чтобы стать настоящим Каменным углем, нужны уже миллионы лет.
Обычно торф добывается из самого поверхностного слоя земли.
Ученик 3. Мы – угли, горючее полезное ископаемое. При горении мы даем много тепла. Вот почему нас используют в хозяйстве как топливо. Кроме того, мы служим сырьем для химической промышленности: из нас получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.
Добывают нас в шахтах и карьерах.
В отдельных местах мы выходим на поверхность, тогда нас добывают открытым способом. Огромные экскаваторы снимают верхний слой земли, а затем и уголь, который грузят в вагоны или автомашины.
Ученик 1. По запасам каменного угля наша страна самая богатая в мире. На Севере Урала, на острове Сахалин, в Кемеровской области (юг реки Оби).
У. О каких полезных ископаемых рассказали ребята? (о каменном угле, торфе и буром угле).
Практическая работа.
На каждой парте кусочки каменного угля, бурого угля, торфа, стакан с водой.
- Перед вами лежат названные полезные ископаемые.
- Найдите каменный уголь. По каким признакам вы его нашли? (Цвет, блеск.)
- Рассмотрите и назовите его свойства.(Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тяжелее воды, горюч). (Значок )
- Найдите торф. По каким признакам вы его нашли?( Торф темно-коричневого цвета, состоит из остатков вымерших растений, которые хорошо видны невооруженным глазом).
- Назовите его свойства.(Лёгкий, темно-коричневого цвета; впитывает влагу, хорошо горит). (Значок )
Проведем опыты.
- Как доказать, что торф легче воды, а каменный уголь - тяжелее? ( Опустить их в воду и посмотреть, что произойдет).
Дети опускают в стакан с водой сначала кусочек каменного угля, затем – торф.
- Что увидели?( Кусочек каменного угля опустился на дно стакана, значит он тяжелее воды. А торф остался на поверхности, значит он легче воды).
- Мы выяснили опытным путем, что каменный уголь – тяжелее воды, а торф – легче.
4. Физкультминутка
5.Продолжение изучения темы.
- А вот ещё одна гостья к нам пришла. Да не одна, а со свитою.
Ученица 1. (Слайд 4). Я - Нефть, по прозвищу «каменное масло». Посмотрите. Посмотрите, какая я черная, блестящая и маслянистая. Под землей около городов Абинска, Хадыженска, Славянска – на – Кубани целые озера и даже моря Нефти. И не обижайте меня, я очень вспыльчивая, чуть что – сразу загораюсь. За это меня и ценили люди еще в глубокой древности. Да, да! Еще 4 тысячи лет назад мною заправляли светильники и даже лечили раны. А с изобретением машин вообще не стало никакого покоя, поднялся такой шум!
«Нефти!» - требуют самолеты, корабли, тепловозы, трактора, электростанции и заводы. Их двигатели работают на бензине, керосине, мазуте и других видах топлива. А получают все это из чего – из Нефти.
«Нефти! - требуют машины и механизмы. – Нам постоянно нужна смазка». А смазка – это тоже продукт из Нефти.
«Нефти!» - требуют химзаводы, где изготавливают пластмассы, краски, взрывчатые вещества, лекарства, искусственные ткани, воск для свечей, моющие средства и даже удобрения.
Я, конечно, не хочу хвастаться, но из меня – Нефти – получают более двух тысяч видов различных материалов.
Показываю продукты переработки из нефти.
Учебник с. 95-96. Чтение текста.
В разные районы страны и за границу нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на особых судах – нефтеналивных танкерах. У нас в России нефть добывают на Кавказе, Тюменской области, на среднем Урале в северной его части.
- Что вы узнали о нефти? (Маслянистая жидкость, темно-бурого цвета; горит; из нее получают бензин, керосин, мазут и т.д. Важнейшее полезное ископаемое, без которого невозможна современная жизнь. Добывают на буровых).
- Давайте некоторые её свойства проверим.
Практическая работа.(На каждой парте пробирка с нефтью.)
- Возьму пробирку с нефтью в руки, рассмотрите ее и установите важнейшее свойство, которое отличает нефть от других полезных ископаемых.
(Нефть – жидкое полезное ископаемое).
- Сравним цвет каменного угля и нефти. (Каменный уголь – черный, а нефть – темно-бурая).
- Что вы можете сказать о запахе.(У нефти резкий, специфический запах).
- А как проверить, что нефть маслянистая жидкость? Давайте вспомним обычное масло, наши руки и наши тетрадки после них. Что образуется в результате всего этого? (Жирное пятно).
- Опрокинуть пробирку на вату и положить ее на лист бумаги.
- Смотрим на результат. Что у нас получилось в результате этого опыта? (На бумаге образовалось жирное пятно. Мы доказали, что нефть – маслянистая жидкость).
- А какой опыт мы можем провести, используя нефть и воду? ( Опыт, который поможет выяснить, что легче вода или нефть).
- Как? (Добавить немного нефти в стакан с водой).
Учитель демонстрирует опыт, капает немного нефти в стакан с водой.
- Что видим? (Нефть растеклась по поверхности воды. А значит, она легче воды).
- О каких еще свойствах нефти мы узнали в результате опытов? (Имеет специфический запах и легче воды).
- Какие негативные последствия могут возникнуть при добыче полезных ископаемых?(Слайд 5).
Ученица 1.(Слайд 6) Ах, извините, забыла представить моего спутника – это Газ. Он всегда со мной рядом.
Ученик 4. Добрый день!
Природный газ – хорошее топливо. Меня используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных на предприятиях, на заводах.
На предприятиях химической промышленности из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы.
Детали многих машин, трикотаж, ткани, обувь – все это Газ.
А сколько диких животных мы спасаем, подарив людям прекрасный искусственный мех. А представьте, что будет с людьми, если в домах исчезнет Газ. Да все просто останутся голодными.
По мнению ученых, природный газ, как и нефть, образовался из остатков растений и животных, которые когда-то жили на планете.
Чтобы добыть газ из-под земли, бурят скважины. От месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.
Хоть запасы газа в нашей стране большие. Но ничего нельзя расходовать бездумно.
Я легкий, бесцветный, без запаха.
И еще, будьте осторожны со мной. Со мной нужно обращаться осторожно, очень опасна утечка из газовой плиты. Помнишь, куда нужно звонить? (Газовая служба 04)Газ добывают на севере Тюменской области, среднее течение Волги.
- Что узнали об этом полезном ископаемом? (Газ легкий, бесцветный. Горючий).
- Найдите условное обозначение природного газа на карте.
- Что относим к горючим полезным ископаемым? (Слайд 7).
- А у нас в Забайкалье идёт добыча горючих полезных ископаемых?
6. Итог урока.
- Что вам на уроке понравилось?
- Что особенно удалось?
- Что вы получили от этого урока?
7. Рефлексия.(Слайд 8).
Сегодня я узнал(ла)…
Было интересно…
Я выполнял(а) задания…
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
Я научился(лась)…
У меня получилось…
Я смог(ла)…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Мне понравилось…
Домашнее задание.
- Запишите д\з в дневник стр. 94-97.
- Вы молодцы, я благодарю вас за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Программа по окружающему миру3 класс
Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»
Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...
урок по окружающему 3 класс
про воздух...
Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...