Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Горковенко Елена Сергеевна

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»

Тип  урока: открытия новых знаний

Цель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.

(Цель урока одна. Ее формулировать так, чтобы в ней прослеживалась развивающая и дидактическая составляющая: формировать – дидактическая, вывести - развивающая)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2013_.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Начальная школа XXI века»

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»

Тип  урока: открытия новых знаний

Цель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.

(Цель урока одна. Ее формулировать так, чтобы в ней прослеживалась развивающая и дидактическая составляющая: формировать – дидактическая, вывести - развивающая)

Задачи урока (деятельность учителя):

  1. Актуализировать известные представления о дружеских отношениях среди одноклассников.
  2. Обеспечить усвоение учащимися понятия о дружбе.
  3. Обеспечить выявление правил дружбы.
  4. Организовать самооценку учащихся на уроке.

(Не пишут задачи по формированию УУД: учить составлять план учебных действий, помочь сделать вывод и т. д.)

Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир Н.Ф. Виноградова, рабочая тетрадь, карточки для работы в паре, группе.

Содержание и технология урока:

Этапы урока;

Задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Актуализация знаний учащихся

Вспомнить известные знания о дружбе.

- Если у вас хорошее настроение, как сообщить об этом без слов?

Упражнение «Отражение»

(работа в парах)

-Встаньте друг напротив друга, изобразите сердитого льва, грустного козленочка, веселую мартышку.

-Кого приятней было изображать? Почему?

-Улыбаясь, мы показываем не только хорошее настроение, но и хорошее расположение к человеку, дружелюбие.

На доске (или на слайде) карточки со словами:

Добрый, приветливый, честный, заботливый, отзывчивый, веселый, преданный, искренний.

- О ком эти слова? Как догадались, почему о друге?

-Нужно улыбнуться.

Показывают «отражение» друг друга, изображая животных.

- Веселую мартышку. Улыбаться было приятней.

Варианты ответов. В том числе называют друга.

- Все эти качества есть у хорошего друга.

Личностные

(компетентность в поступках и

деятельности)

Коммуникативные (построение монологических высказываний)

2. Целеполагание

Открыть тему урока, наметить план учебных действий

- Сделаем вывод, о ком и о чем будем говорить на уроке и составим план учебных действий.

1. Что такое дружба?

- У кого из вас есть друг?

- Может ли каждый человек быть твоим другом? Почему?

- Бывает ли такое, что друзья ссорятся?

- Как сохранить дружбу?

-Относиться к другу с уважением, значит соблюдать правила дружбы.

2. Правила дружбы.

- Как проверить, все ли усвоили правила дружбы?

3. Сделай вывод.

- Будем говорить о дружбе.

Все (почти все) поднимают руку.

- Не может. Друг – очень близкий человек. Я его выделяю из знакомых мне людей по особым качествам.

- Бывает.

- Надо относиться с уважением к другу.

Варианты ответов (поиграть, поработать в парах, спросить об этом ребят и т.д.)

Регулятивные

(постановка учебных задач,

планирование)

Коммуникативные (построение высказываний)

Личностные (выстраивание поведения на основе нравственных ценностей)

3. Открытие новых знаний

Выяснить, что такое дружба.

Вывести правила дружбы.

1.Учебник с.90

- Прочитайте песенку. Кому Петя посвятил ее?

- Как Петя относится к своему другу?

- А вот эту знакомую песню сочинили взрослые - поэт И. Матусовский и композитор В. Шаинский. (звучит запись) О чем эта песня?

Выбери качества друзей, которые относятся к героям песни из приведенных в начале урока и дополни их другими качествами.

- Сделайте вывод, когда отношения детей можно назвать дружбой?

2. Прекрасное слово - “дружба”. Произносишь его - и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или просто помечтать.

- Расскажите о своем друге по плану (карточки с планом на столах)

(в рассказе детей акцентирую внимание на п.5)

- Сделаем вывод о том, какие же правила надо соблюдать, чтобы дружба была крепкой.

Учебник с.91 В. Берестов «Петушки»                             - Прочитайте стих. Как ведут себя петушки? Назовешь ли ты их друзьями?

- Что  отличает друзей от просто знакомых?

- Посвятил песенку своему другу.

- Он уважает и ценит своего друга. Пете с ним интересно.

-Песня о дружбе.

Ответы детей.

- Дружбе не мешает ссора. Друзья всегда вместе. Их связывают общие интересы и увлечения.

Рассказ-описание «Расскажу о  своем друге»

Учащиеся составляют рассказ о своем друге по плану:

  1. Как зовут твоего друга?

2.Сколько ему лет?

3.Он твой родственник, сосед по дому, одноклассник? Как он выглядит?

4.Чем он любит заниматься? Чем вы с ним занимаетесь, когда вместе проводите время?

5. Что помогает сохранить дружбу?

Правила дружбы:

  • умение слышать другого
  • считаться с его мнением,
  • уступать,
  • договариваться

(Карточка на доске)

- Петушки ссорятся. Их нельзя назвать друзьями, т.к. друзья умеют уступать друг другу.

Совместные занятия, постоянные встречи, обсуждения, игры, помощь друг другу во всех делах

Познавательные

(анализ и интерпретация информации)

Познавательные (обобщение)

Коммуникативные (построение высказываний)

Регулятивные (сохранение цели)

Личностные (знание нравственных ценностей)

Личностные (оценка поступков)

4. Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Сделать вывод

1.- Можно ли отнести слова «дружба», «друг», «подруга» к одноклассникам»? Почему?

Коллективная игра «Волшебный фонарик»

На доске по ходу игры появляются карточки:

Друг –

Добрый

Умный

Смелый

Отзывчивый

Веселый…

2. Все мы любим сказки, герои которых тоже дружат, соблюдая правила.

Работа в парах. Коммуникативное упражнение «Кто с кем дружит, кто кому нужен»

(задания для каждой пары в конвертах)

- Соединить картинки с изображением сказочных героев и подумать, какие правила дружбы соблюдают герои.

(крокодил Гена – Чебурашка, Карлсон – Малыш и т. д.)

- Какие правила дружбы знают герои сказок?

 3. В труде, как и в игре, очень важно, чтобы вы умели работать сообща. Разделимся на группы 

- Как нужно работать, чтобы работа спорилась?

(выводят правила с помощью учителя)

- На партах у вас 2 листа, переверните их. На них напечатаны слова, прочитайте их и соберите из 2-х частей пословицу.

  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • Друг за друга держаться – ничего не бояться.
  • Нет друга - ищи, а нашел - береги.

- Какие правила дружбы подтверждают эти пословицы?

Рабочая тетрадь с. 37, задание 3                                 - Какое настроение у детей?

-Почему грустит мальчик?

Посоветуйтесь в парах и предложите советы мальчику, как сохранить дружбу.

Работа в парах

- Предлагаю вам построить Дом Дружбы. Кирпичики для строительства дома разные, и вам надо подумать, какие из них подойдут. (На кирпичиках слова: радость, дружба, доверие, горе, злость, жадность, уважение, гнев, улыбка и др.)

Ваш дом дружбы построен. Посмотрите, на человечков. Кого из них вы хотели бы поселить в своём доме. Почему? (На лицах человечков изображен гнев, улыбка, плач, удивление).

- Какие правила дружбы знает каждый, кто становится жителем этого дома?  

- Да. Мы проводим много времени вместе. Со многими ребятами у нас общие интересы, увлечения. Мы вместе играем.

Учащиеся встают в круг и передают друг другу сказочно оформленный фонарик. При этом называют качество своего друга.

Обмен мнениями о качествах друга.

Учащиеся работают в парах, приходят к общему мнению о том, какие правила дружбы соблюдают герои (опираясь на опорную карточку на доске).

Обсуждение:

- Мы считаем…

- Мы пришли к мнению…

Учащиеся делятся на группы: по очереди достают из мешочка круги, треугольники, квадраты. У кого круги – 1 группа, треугольники – 2 группа, квадраты - 3 группа.

Правила работы в группе:

  • Уважать мнение товарищей
  • Слушать и слышать друг друга
  • Не обижать и не обижаться
  • Быть внимательным
  • Участвовать всем

Учащиеся выполняют задание, полученные пословицы вывешиваются на доску.

Ответы учащихся.

-Веселая девочка, грустный мальчик.

(Варианты ответов)

- Возможно, у него нет друзей или поссорился с другом.

(Учащиеся советуются в группах и предлагают свои решения проблемы)

(Учащиеся в парах выбирают нужный кирпичик, прикрепляют его к дому и дают пояснение, почему выбрали этот кирпичик)

-Веселых человечков: человек, у которого много друзей, улыбчив, дружелюбен.

(прикрепляют человечков рядом с Домом Дружбы)

Учащиеся называют правила дружбы.

Коммуникативные

(сотрудничество в группе)

Познавательные (преобразование информации)

Коммуникативные

(сотрудничество в группе)

Регулятивные (сохранение цели)

Коммуникативные

(сотрудничество в группе)

Регулятивные (сохранение цели)

Познавательные (выдвижение гипотез)

Личностные (знание нравственных ценностей)

Коммуникативные

(сотрудничество в группе)

Познавательные (анализ)

Регулятивные (сохранение цели)

5. Рефлексия

Формировать умение оценивать себя

- Обратимся к поставленным задачам.

Оцените себя в соответствии с ними по критериям.

Учащиеся оценивают себя по соответствующему критерию.

Критерии:

  1. Знаю, что такое дружба, правила дружбы.
  2. Знаю, что такое дружба, правила дружбы и умею их применять.
  3. Знаю, что такое дружба, правила дружбы, умею их применять и могу объяснить другим.

Регулятивные (сохранение цели)

Личностные

(компетентность в поступках и

деятельности,

способность к самооценке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: «Окружающий мир». 4 класс. Тема урока: «Водоёмы нашего края». Форма: урок – конференция.

Урок создает условия для развития мировоззрения учащихся, стимулирует творческую, исследовательскую деятельность, повышает мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной формы.В конспекте предст...

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по  теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...

Урок Окружающего мира в 1 классе по ОС "Школа 21 века". Тема урока: "О дружбе"

Урок по ОС "Школа 21 века" по окружающему миру в 1 классе. Тема урока: "О дружбе". На данном уроке формируются нравственные качества учащихся (умение дружить, доброта...) Ученики, работая в группах, в...

Предмет: музыка. 1 класс. Тема урока: « Поэт, художник, композитор».

Тип урока: комбинированный.Цель урока: Формирование умения выделять общее и особенное между прослушанным музыкальным произведением и произведениями других видов искусств: ИЗО, поэзии....

Конспект урока с использованием современных образовательных технологий по предмету «Математика» 1 класс Тема урока: "Задачи на нахождение меньшего числа"

Тема урока: Задачи на нахождение меньшего числа» ( с использованием технологий деятельностного подхода и технологии сотрудничества )....

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме " Поговорим о дружбе"

Урок окружающего мира по теме "Поговорим о дружбе" проведен в форме ученической конференции. Класс поделён на четыре отдела:информационный, законодательный, строительный,творческий. Ка...

Предмет: окружающий мир, 4класс Тема урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Предмет: окружающий мир, 4классТема урока:  «Из книжной сокровищницы Древней Руси»....