Открытый урок окружающего мира по теме «Жизнь леса»
план-конспект по окружающему миру

  Открытый урок окружающего мира по теме «Жизнь леса»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_zashchitu.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

  Открытый урок окружающего мира по теме «Жизнь леса»

Цели: 1) Создать условия для введения понятий «природное сообщество», «ярусность леса», установления взаимосвязи между всеми компонентами природного сообщества леса, ознакомления с многообразием лесных обитателей, ярусами леса, ролью грибов;

2) способствовать формированию у учащихся первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации;

3) способствовать формированию представления о лесе как о природном сообществе;

4) способствовать развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

1.Организационный момент.

- Сейчас у нас урок окружающего мира.

- Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

 - Дежурные, расскажите о погоде сегодняшнего дня.(отметить в календаре)

2. Актуализация знаний

- С чем знакомились на прошлом уроке?

- Почему мы должны знать эту тему урока?

-Почему нужно бережно относиться к почвам?

ТЕСТ «ЗЕМЛЯ-КОРМИЛИЦА. ПОЧВЫ»

1. Характерными почвами нашего края являются:

а) черноземы;        в) подзолистые почвы;

б) тундровые почвы;        г) серые лесные почвы.

2. Черноземные почвы преобладают:

а) в тундре;        в) лесной зоне;

б) степях;        г) пустынях.

3. В состав почвы входят:

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

4. Плодородие почвы зависит от количества:

а) песка;        в) перегноя;

б) глины;        г) солей. 

5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

а) песок;        в) глина;

б) перегной;        г) ил.

6. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

а) вода;        в) воздух;

б) камни;        г) соли. 

7. Один сантиметр почвы в природе образуется:

а) за 100–150 лет;        в) 5–10 лет;

б) 250–300 лет;        г) 1–2 года.

8. Для защиты почвы на полях необходимо:

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

б) сажать деревья, обильно поливать, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание, сажать лесополосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

В это время по 4 ученика выполняют задание на индивидуальных карточках.

Карточка 1

—        Найдите ошибки в тексте и подчеркните их.

Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

Карточка 2

—        Вспомните состав почвы. Допишите нужное слово.

  • Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной.)
  • Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина.)
  • Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растении. (Песок.)
  • Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода.)
  • Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)
  • Это живые организмы, под действием которых из остатков растении образуется перегной. (Микробы.)
  • Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)

- Дети работающие с тестом , проверьте свои ответы, ключ у вас на столах.

Индивидуальные  карточки № 2 проверьте друг у друга.

Индивидуальные карточки №   проверяю я в течении урока.

О т в е т ы: 1(а), 2(б), 3(в), 4(г), 5(б), 6(б), 7(в), 8(в)

 Самооценка

3. Самоопределение к деятельности

- Разгадайте ребус.

- Сформулируйте тему урока.

- Чтобы вам хотелось узнать на уроке?

- Какие цели мы перед собой поставим? Откройте атлас нашего края  на с.  и рассмотрите

4. Изучение нового материала

- А сейчас послушайте сказку о художнике, который решил нарисовать лес. (презентация)

– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

– Нет, – сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

– Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!

- Так что же такое лес?

- Ещё  ученые лес называют природным сообществом. Почему?(обитатели живут совместно)

- Ученые называют их этажами или ярусами. Каждый этаж имеет свое название. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания. (картинки)

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей.  (Кустарники.)

2) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

3) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Трава.)

- В лесу можно встретить такие растения( мхи и лишайники). На каком ярусе будут располагаться они?(4 ярус)

- Назовите их в порядке уменьшения.

Оцените себя

5.Закрепление нового материала. Работа в группах

- Приступаем к работе с учебником.

- Каждая группа получает задание.

Группа № 1 с. 65 (дополнить карточки)

Задание – по своим наблюдениям и используя атлас….

Рассмотрев атлас, я узнала, что на территории Орловской области встречаются широколиственные породы деревьев: дуб, березы. Кустарники: сирень… Хвойные:…. Травянистые растения:… Животный мир:…. Грибы:..

Составить цепь питания.

- А использует ли человек растения леса? Какие? (лекарственные)

Группа № 2 Прочитайте текст на с. 164-165. Ответьте на вопрос.

- Назовите экологические связи, которые существуют в данном сообществе. Доказать, что лес- это сложное…..

Группа № 3 Учебник с. 168. Выполните задание из рубрики «Обсудим»

Проверка.

Самооценка.

6.Рефлексия. Самооценка

- Какие цели мы ставили перед собой? ( узнаем какие растения и животные живут в нашем крае; какие цепи питания характерны для жизни леса; как обитатели леса связаны между собой; можно ли проследить взаимосвязь между живой и неживой природы в лесу; экологические связи в лесу.)

-Достигли ли мы цели урока?

- Какие знания открыли перед собой? (природные сообщества, экологические связи, этажи)

Оцените свою работу на уроке 

Оценки

Д/з.  1 группа- найдет лекарственные растения и расскажет о них, постарайтесь не повторяться.

2 группа- поработает с атласом- определителем, задание в р.т. с.76, а ещё вы можете воспользоваться гербарием, который находится у нас в классе.

3 группа-  вспомнит отдельную группу грибы. Р.т.с. 77

Для всех учебник с. 169, вопросы

- В заключении хотелось сказать: даже писатель М. Пришвин писал в книге «Лесные этажи» такие слова - У птиц и зверька есть свои этажи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по окружающему миру по теме "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Урок окуржающего мира в 4 классе, на котором дети знакомятся ярусами леса, лесной подстилкой, микроорганизмами, ролью грибов....

Тест по окружающему миру по теме "Жизнь леса"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Жизнь леса". Программа "Школа России" 4 класс....

Исследовательская работа по окружающему миру на тему "Жизнь леса" моего ученика, подготовленная под моим руководством на научно-практическую конференцию школьников.

Исследовательская работа по окружающему миру на тему "Жизнь леса" моего ученика, подготовленная под моим руководством на научно-практическую конференцию школьников....

Урок окружающего мира по теме «Жизнь леса» 4 класс УМК "Школа России"

Данная тема изучается в 1 полугодии 4 класса, урок 28 по календарно-тематическому планированию.  Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно-деятельностный по...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Жизнь леса" (УМК "Школа России") 4 класс

Конспект урока окружающего мира на тему :"Жизнь леса" 4 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока включает в себя тест по ранее изученной теме "Земля-кормилица". При изучении новой темы и на этапе закрепления учащиеся работают в группах....