Исследовательская работа по окружающему миру на тему "Жизнь леса" моего ученика, подготовленная под моим руководством на научно-практическую конференцию школьников.
проект по окружающему миру (3 класс) на тему
Исследовательская работа по окружающему миру на тему "Жизнь леса" моего ученика, подготовленная под моим руководством на научно-практическую конференцию школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_lesa.docx | 306.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Звонаревокутская СОШ»
«Жизнь леса»
проектно-иссследовательская работа по окружающему миру
Выполнил: Рыжков Егор
Ученик 3 «А» класса
Классный руководитель:
Нугманова Д.Т.
2017 г.
Содержание
Введение
Глава I.
- Что такое лес? Какие бывают леса?................................................................4
- Ярусы леса…………………………………………………………………….5
- Обитатели леса………………………………………………………………..6
Глава II.
- От чего страдает лес?........................................................................................7
- Правила поведения в лесу……………………………………………………8
- Об этом стоит задуматься…………………………………………………….9
- Как лес связан с человеком?.............................................................................9
Заключение.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же видишь – мы свои.
Лес – это составная часть природы. Лес – это богатство природы.
Поэтому моя работа посвящена лесу и называется «Жизнь леса».
Цель данной работы:
- Познакомиться с жизнью леса, его обитателями;
- Открыть лес для себя, как новый мир.
Задачи исследования:
- Дать определение понятию «лес»;
- Познакомиться с растительным и животным миром;
- Выяснить, какую роль играет лес в природе и жизни людей.
Объект исследования: русский лес в современном мире.
Предмет исследования:
- Влияние современной жизни на жизнь леса и его обитателей .
Гипотеза:
- Я предполагаю, что современная жизнь вредит лесу, люди меньше оберегают лес.
Глава I.
- ЧТО ТАКОЕ ЛЕС? КАКИЕ БЫВАЮТ ЛЕСА?
Лес – это сложное природное сообщество, в котором уживаются деревья, кустарники, травы, птицы и звери.
Как только ни именуют лес различные научные источники. И экосистемой, и "местом, где растут деревья", и сложным сочетанием различных растений, и "легкими планеты". Какое же название наиболее точное? Все варианты в совокупности дадут наиболее правильный ответ. Попробуем сформулировать определение леса. Лес - это место, в котором растут деревья и травы, живут птицы и животные, насекомые и микроорганизмы. Все они в совокупности составляют сложную экологическую систему, с цепочками питания и совместного обитания на одной территории. Ну а вся эта экосистема в совокупности со множеством таких же действительно является легкими нашей планеты. А какая функция легких? Ответ простой - дышать, обогащать кислородом организм человека или животного. Этим занимаются леса, они очищают загрязненный воздух, высвобождают кислород, что очень ценно и полезно для нас с вами. Замечали ли вы, какой чистый и свежий воздух в лесу? Как приятно и легко там дышать? Поэтому прогулки в лесу так полезны в наше время развития промышленности и химических отраслей.
Леса бывают: смешанные, хвойные, лиственные и др.
Смешанные – если в лесу вперемешку растут хвойные и лиственные деревья. Живут: лиса, волк, дикий кабан, косуля, синицы, снегири, поползни, фазан, бабочки, жуки, змеи, стрекозы, лягушки, ящерицы.
Хвойные – произрастают преимущественно хвойные деревья. Растут: ель, сосна, пихта, лиственница, и другие. Живут: кедровка, ястреб, глухарь, рябчик, белка, соболь, заяц-беляк, полевка, рысь, бурый медведь, лось, олень и другие.
Лиственные – преобладают лиственные деревья и кустарники. Растут: береза, дуб, липа, клен, осина, шиповник, калина, малина, орешник. Живут : медведь, еж, енот, заяц. Дятел, дикая коза, сова, филин, разнообразные насекомые.
- ЯРУСЫ ЛЕСА
Лес развивается не как попало, в нем можно выделить несколько ярусов. Считают лесные этажи не от земли — снизу вверх, а сверху вниз. Первый ярус составляют взрослые деревья. Они создают под пологом своих крон особую лесную среду (ее ощущаешь, когда в летнюю жару вступаешь в прохладную сень леса). Второй ярус формируется из деревьев пониже, ослабленных или теневыносливых. Господствует в лесу древостой, все прочие ярусы — подчиненные ему.
Третий ярус называется подлеском, здесь растут кустарники. Четвертый — полукустарники. Пятый — кустарнички и травы. Шестой — живой напочвенный покров: мох, лишайники. Далее следует мертвый напочвенный покров, или подстилка из отмерших частей растений. Подвальный этаж — ризосфера, где располагаются корни.
Молодые деревца — подрост — по мере развития переходят из яруса в ярус. Бывают также внеярусные растения — лианы, эпифиты. Лиан в наших лесах нет, а эпифиты есть: это мхи, лишайники, папоротники. Они развиваются на поверхности древесных стволов и ветвей, но не являются паразитами.
Чем выгодно ярусное строение леса? Когда зеленая масса листьев (или иголок) распределена по нескольким уровням, растения наиболее эффективно используют солнечную энергию и атмосферные осадки. А значит, и все лесное сообщество сохраняет стабильность. Кстати, наличие всех ярусов не обязательно. В сосновых лесах, например, бывает всего три этажа: древостой, черничник и мхи. А в ельниках сам древостой может быть трехэтажным.
- ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА
Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными.
Все растения и животные тесно связаны между собой.
На деревьях обитают птицы ( сойки, дрозды, дятлы, иволги, клесты,).Здесь они вьют свои гнезда и находят корм. Эти птицы
питаются семенами растений, ягодами, грибами, насекомыми.
Некоторые из этих насекомых живут в земле, под листьями, в коре деревьев, на растениях. Питаются листьями растений, пыльцой цветов, а пауки едят даже других насекомых. Насекомые бывают вредителями (гусеницы уничтожают листовые растения) , а бывают помощниками (божьи
коровки питаются тлей, которая вредит растениям.
А также в лесу живут хищные птицы (сова, ястреб-тетеревятник, филин). Эти птицы охотятся на мышей, зайцев, белок, на птиц от воробьев до
глухарей. У них очень хорошее зрение и слух, а также крепкий крючковидный клюв и острые загнутые когти. Совы охотятся ночью, а днем спят.крючковидный клюв и острые загнутые когти. Совы охотятся ночью, а днем спят.
Крупные и мелкие животные не хищные, травоядные.
Эта группа животных постоянно находится в опасности. Ведь они могут
стать добычей для волков, лис, медведей. Поэтому им всегда нужно быть наготове. Их спасает ловкость, маскировка ( у зайцев к зиме шерстка меняется с серой на белую). Пища для них это – шишки, грибы, ягоды, травы, цветы, кора деревьев, листья.
Без грибов многим деревьям пришлось бы плохо. Грибницы опутывают своими тонкими нитями корни деревьев, помогая им впитывать из почвы воду и питательные вещества. Но делают они это не бескорыстно. Взамен грибницы получают от деревьев другие питательные вещества, которых сами они выработать не могут, - сахар и крахмал. Таким образом, грибы и деревья становятся партнерами, приносящими друг другу пользу.
Глава II.
- ОТ ЧЕГО СТРАДАЕТ ЛЕС?
Во многих регионах России незаконная и бесконтрольная вырубка деревьев проводится систематически. По оценкам Всемирного фонда дикой природы (World Wildlife Fund, WWF) ежегодно Россия теряет около 1 миллиарда долларов из-за нелегальной рубки леса. На глобальной карте обезлесения от Google можно найти достаточно подробную информацию об изменениях в лесном хозяйстве, произошедших в последние годы. Систематическое истребление лесных массивов наносит значительный урон дикой природе, разрушает экосистему, вытесняет с исконных мест обитания животных. Интенсивные вырубки, как утверждает WWF, угрожают существованию таких животных как глухарь, белоспинный дятел, амурский тигр и дальневосточный леопард. Исчезают ясень, липа, дуб и кедр. Также вырубка лесов является одной из главных причин увеличения парникового эффекта. Деревья очищают воздух и поглощают углекислый газ, они очень важны в существующих экосистемах, поэтому необходимо защищать леса от уничтожения. Для прекращения вырубки лесов экологи предлагают осуществить инвентаризацию всех ресурсов, отдельно выращивать леса для заготовок и отменить все рубки ухода в защитных лесах. Также можно сделать невыгодными условия экспорта ценной древесины.
Лес страдает от пожаров, от выброса мусора. Поэтому, бывая на пикнике в лесу, покидая его, нужно потушить костер. И забрать мусор с собой, не оставляя его.
1.2 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ
Правила нахождения в лесу (лесном массиве):
1) не разводите костров в лесу или лесном массиве;
2) не поджигайте сухую траву и листья;
3) не рубите деревья и кустарники;
4) не рвите цветы и дикорастущие растения;
5) не истребляйте насекомых, пресмыкающихся и зверей;
6) не разоряйте муравейников, гнёзд и нор лесных обитателей;
7) не уносите из леса найденных птенцов и зверушек;
8) не сорите и не мусорите в лесу;
9) не оставляйте (и не закапывайте в землю) после себя мусор;
10) не заезжайте в лес на автомобильном транспорте;
11) не шумите в лесу.
Правила безопасности в лесу (лесном массиве):
- не заходите слишком далеко в лес;
2) не ходите в лес в одиночку, возьмите компаньона, собаку;
3) имейте при себе запас питьевой воды хотя бы на день;
4) имейте при себе полностью заряженное средство связи;
5) оповещайте родных и близких об уходе в лес;
6) находясь в лесу сообщайте приблизительные координаты;
7) идите в лес в первой половине дня и уходите до темноты;
8) не отпускайте в лес престарелых людей и детей одних;
9) если заблудились в лесу, звоните в МЧС или по номеру 112.
- ОБ ЭТОМ СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ!
Бумага, брошенная в лесу, должна пролежать минимум 3 года, прежде, чем распадётся на составные компоненты.
Металлическая консервная банка должна по тем же причинам пролежать 15 – 20 лет.
Стеклянные банки и бутылки, брошенные в лесу, особенно если они разбиты, превращаются в линзы, что приводит к самовозгоранию лесной подстилки.
1.4 КАК ЛЕС СВЯЗАН С ЧЕЛОВЕКОМ?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понаблюдав за лесом, прочитав информацию в различных источниках, я пришел к выводам:
1. Я считаю, что моя гипотеза о том, что современная жизнь вредит лесу, подтвердилась.
2. Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения великого богатства животного и растительного царства для грядущих поколений нашей Планеты. Поэтому нам нужны лесные заповедники, национальные парки, курортные лесные зоны, охраняемые законом.
3. В наше современное время, когда многие факторы загрязняют природу, а значит и лес, нужно бережнее относиться к лесам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Варли К., Майлз Л. География: Энциклопедия
- Огнев С.И. «Твоя первая энциклопедия».
- Мельников П.И. «В лесах».
- Петров В.В. «Из жизни зеленого мира».
- Пимон Р.М. «Жизнь леса».
- Интернет :dokladiki.ru
- Интернет:kartravel.ru
- Интернет:gendrologi.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
исследовательская работа по окружающему миру «Кто Я?» ученика 4 класса МБОУ СОШ №2 Семенова Степана
Актуальность данной работы не вызывает сомнений. Вопросы психики всегда волновали ученых, т.к. они хорошо пон...
исследовательская работа по окружающему миру «Кто Я?» ученика 4 класса МБОУ СОШ №2 Семенова Степана
Актуальность данной работы не вызывает сомнений. Вопросы психики всегда волновали ученых, т.к. они хорошо пон...
исследовательская работа по окружающему миру «Кто Я?» ученика 4 класса МБОУ СОШ №2 Семенова Степана
Актуальность данной работы не вызывает сомнений. Вопросы психики всегда волновали ученых, т.к. они хорошо пон...
исследовательская работа по окружающему миру «Кто Я?» ученика 4 класса МБОУ СОШ №2 Семенова Степана
Актуальность данной работы не вызывает сомнений. Вопросы психики всегда волновали ученых, т.к. они хорошо пон...
исследовательская работа по окружающему миру «Кто Я?» ученика 4 класса МБОУ СОШ №2 Семенова Степана
Актуальность данной работы не вызывает сомнений. Вопросы психики всегда волновали ученых, т.к. они хорошо пон...
исследовательская работа по окружающему миру «Кто Я?» ученика 4 класса МБОУ СОШ №2 Семенова Степана
Актуальность данной работы не вызывает сомнений. Вопросы психики всегда волновали ученых, т.к. они хорошо пон...
исследовательская работа по окружающему миру «Кто Я?» ученика 4 класса МБОУ СОШ №2 Семенова Степана
Актуальность данной работы не вызывает сомнений. Вопросы психики всегда волновали ученых, т.к. они хорошо пон...