Конспект урока окружающего мира на тему « МОРЯ, ОЗЕРА И РЕКИ РОССИИ»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тема: Моря, озера и реки России
Цели: сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России, ознакомить с их местонахождением; формировать умение работать по карте.
Формируемые УУД:
познавательные - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
личностные — проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.
Оборудование: физическая карта России, план выступления для каждой группы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
— Почему часто говорят словами В. Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»? Обсудим. (Высказывания учащихся.)
III. Самоопределение к деятельности
— О чем будем говорить на уроке, догадаетесь, отгадав мои загадки. (Отгаданные слова учитель вывешивает на доске)
Читаю на карте названия разные:
Черное, Белое, Желтое, Красное...
А с виду — зеленое, серое, синее,
Когда ни взгляни — оно очень красивое. (Море.)
Давай-ка слово назовем:
Большой природный водоем,
Что заперт прочно берегами.
Ответ мы точно знаем с вами. (Озеро.)
Эта лента голубая,
Неспокойная такая,
Меж лесами вьется
И о берег бьется.
Манит лента рыбака.
Что за лента? То... (река).
— Какова тема урока? (Моря, озера и реки России.)
— Какие умения и навыки нам пригодятся? (Умения рассуждать, наблюдать, размышлять, делать выводы, навык дружно работать.)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске:
- Сколько морей на территории России.
- Сколько рек на территории России.
- Сколько озер на территории России.)
IV. Открытие нового знания
Работа в группах
— Чтобы на уроке многое успеть поработаем в группах. Наши группы назовем «Озера», «Моря», «Реки». (Ученики делятся на группы, самостоятельно выбирают роли: выступающий, ответственный за запись ответов по плану, контролирующий время выступления, руководитель группы.)
План выступления
1. Название моря (озера, реки, моря).
2. Местонахождение (показ на карте).
3. Интересные сведения.
(Самостоятельная работа по учебнику: группа «Моря» — с. 66, группа «Озера» — с. 67—68, группа «Реки» — с. 68.)
V. Первичное закрепление
Сообщения учащихся
(Обратить внимание на правильный показ объектов.)
О морях. Берега России омывают моря трех океанов: на севере — Северного Ледовитого, на западе — Атлантического, на востоке — Тихого океана. Всего 11 морей. Вода в морях соленая. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Это моря Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы. Это моря Охотское, Японское, Берингово. Моря Атлантического океана особенно глубоко вдаются в сушу. Это моря Азовское, Черное, Балтийское. Черное море теплое, большая часть никогда не замерзает. О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются.
— Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? (Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.)
— Что вы можете сказать о воде в морях? (Вода в морях соленая.)
— Сколько же морей омывает российские берега? (11 морей.)
Об озерах. На территории России свыше 2 млн озер. За особую красоту их иногда называют голубыми глазами Земли. Самое глубокое пресное озеро мира Байкал (1637 м). Оно внесено в Список Всемирного природного наследия. Самое большое по площади — Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем. К озерам-морям также относятся Аральское и Белое моря.
Ладожское и Онежское озера — крупнейшие в Европе. Это озера с пресной водой. Они связаны между собой рекой Свирь.
На Чудском озере произошло историческое событие — сражение дружины Александра Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище.
О реках. В нашей стране более 2 млн рек. Из них около 200 большие (длиной свыше 500 км). Самые крупные реки нашей страны: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Самая крупная река Восточно-Европейской равнины - Волга. На севере — Северная Двина и Печора, на юге — Дон, Урал, и центре — Кама, Ока.
VI. Физкультминутка
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри
VII. Включение нового знания в систему знаний
1. Выполнение заданий на распечатанных листах.
Работа в парах
— Выполним задание 2 на распечатанных листах. (Ученики работают по карте. Проверка.)
Моря, которые относятся к бассейну Северного Ледовитого океана, — Баренцево море, море Лаптевых, Чукотское море, Карское море, Белое море, Восточно-Сибирское море; Тихого — Охотское море, Японское море, Берингово море; Атлантического - Балтийское море, Черное море, Азовское море.
Игра «Да — нет»
— Прочитайте утверждения задания 3 на распечатанных листах. Обведите ответ «да» или «нет». Если «нет», напишите правильный ответ.
(Проверка: а — да; б — нет, Байкал; в — да; г — да.)
Игра «Буквы спрятались»
— Выполним задание 4 на распечатанных листах. (Проверка: Енисей, Лена, Волга, Обь, Амур.)
Игра « Четвертый лишний»
— Выполним задание 6 на распечатанных листах.
(Проверка: а) Каспийское море. Это озеро. Остальное — названия морей; б) Байкал. Это озеро. Остальное - названия рек; в) Свирь. Это река. Остальное — названия озер.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какие три океана омывают берега России?
— Перечислите озера, моря, реки России, которые вы запомнили.
— Какую роль играют водные просторы в жизни человека? (Высказывания детей.)
Мы — россияне. Мы гордимся богатой природой своей страны и должны сделать все для ее сохранения.
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
IX. Рефлексия
— Мне запомнится этот урок вашими выступлениями, вы умеете работать в группах, рассуждать, анализировать, делать выводы. А чем вам запомнился урок? Какие сведения показались наиболее интересными? (Ответы детей.)
— Где могут пригодиться в жизни новые знания?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.)
— Кто хочет продолжить высказывание?
- Я узнал …
- Я запомнил …
- Меня удивило …
- Мне было интересно …
— Ребята, давайте оценим свою работу на уроке. У вас на столах лежат кораблики разных цветов. Поднимите зеленый кораблик, если вам все-все было понятно, вы достигли поставленных целей и задач; желтый – если остались какие-то вопросы, которые бы вы хотели обсудить; красный – если нужна помощь по данной теме урока.
Мне хотелось бы закончить урок одним поучительным преданием, которое напомнит нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими.
На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданным им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство». Давайте будем беречь богатство, данное нам природой – воду!
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 66—70 учебника, выполнить задания для домашней работы.
2. Дополнительно: подготовить сообщения о путешественниках, чьим именем названы моря
3. Выполнить задание №5 на распечатанных листах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по окружающему миру по теме "Моря, озера и реки России"
Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Моря, реки и озёра России". Программа "Школа России" 4 класс....
Аннотация к уроку и конспект урока окружающего мира по теме «Тур по Золотому кольцу России».
Расширить кругозор учащихся в области достопримечательности городов....
Технологическая карта урока окружающего мира на тему « МОРЯ, ОЗЕРА И РЕКИ РОССИИ»
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТип урока: открытие нового знания...
Конспект урока окружающего мира на тему "Опасные незнакомцы" (УМК "Школа России" 2 кл. 2 ч.)
Конспект урока окружающего мира на тему "Опасные незнакомцы" (УМК "Школа России" 2 кл. 2 ч.)...
Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Моря,озера и реки России" и презентация.
Учебный материал посвящен изучению и местоположению морей, озер и рек на территории России....
Конспект урока окружающего мира по теме "Моря, озера, реки России", 4 класс
Урок окружающего мира составлен для УМК "Школа России"...
Тест по окружающему миру по теме «Моря, озера и реки России» (4 класс, УМК « Школа России»)
Тест по окружающему миру по теме "Моря, озера и реки России...