Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Моря,озера и реки России" и презентация.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Лазнева Елена Владимировна

Учебный материал посвящен изучению и местоположению морей, озер и рек  на территории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otk_urok.doc139.5 КБ
Файл prezentatsiya_uroka.pptx2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Открытый урок

4 класс

Тема: Моря, реки и озёра России 

Провела: учитель начальных классов

Лазнева Елена Владимировна

Октябрь 2017 г.

Цель урока:

Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.

Задачи:

Сформировать представление о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.

Развивать познавательную активность, память и связную речь детей.

Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к Родине.

Оборудование: компьютер, презентация, учебник, физическая карта России.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: 

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок? (Урок)

Вы готовы? Стол в порядке? (Да)
Начинается урок.

  1. Проверка домашнего задания по теме «Горы и равнины на территории России».

1.Работа с картой на доске и в учебнике на с.58-59: на физической карте России ученики показывают географические объекты (учитель прикрепляет карточки): Среднесибирское плоскогорье (1), Восточно-Европейская равнина (2), Западно-Сибирская равнина (3), самые высокие горы России (Кавказские горы), Каменный пояс земли (Уральские горы), горы, которые внесены в список Всемирного наследия (Саяны и Алтай), вулканы Камчатки (4)

2. Тест

1.Наш город расположен  на:

А) Среднесибирском плоскогорьеБ) Восточно-Европейской равнинеВ) Западно-Сибирской равнине

2. «Каменным поясом земли Русской» называли:

А) вулканы КамчаткиБ) Кавказские горыВ) Уральские горы

3.Самые высокие горы России – это:

А) СаяныБ) АлтайВ) Кавказские горы

4.Восточно-Европейская равнина – это:

А) холмистая равнинаБ) плоская равнинаВ) плоскогорье

5.В список Всемирного наследия включены:

А) вулканы КамчаткиБ) СаяныВ) Алтай

6.Ильменский заповедник расположен:

А) на КавказеБ) в СаянахВ) на Урале

3. Мудрая Черепаха предлагает вам воспользоваться картой как источником информации и получить важные сведения о горах России. Использую карту в учебнике, заполните таблицу.

Высота некоторых гор России.

Название горы

Высота горы

II. Введение в тему урока. Что такое Россия?

- Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. И сегодня следующий этап изучения природы нашей Родины.

1.Объяснение нового материала.

- Отгадайте наши загадки: (загадывают дети)

Читаю на карте названия разные:

Черное, Белое, Желтое, Красное…

А с виду – зеленое, серое, синее,

Когда не взгляни – оно очень красивое./море/

Давай-ка слово назовем:

Большой природный водоем,

Что заперт прочно берегами.

Ответ мы точно знаем с вами./озеро/

Эта лента голубая,

Неспокойная такая,

Меж лесами вьется

И о берег бьется.

Манит лента рыбака.

Что за лента? То…/река/

Подготовленный ученик читает стихотворение

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам  в этом наша незаменимая помощница -  карта. Наш кораблик отправляется в путешествие.(кораблик прикрепляется к карте)

- Как называются самые большие водоемы? Назовите океаны.

- А какой океан самый глубокий? Тихий океан.

- Наш кораблик начинает  путешествие на востоке с морей Тихого океана.  

Начнем по порядку. (Надпись на доске МОРЯ). Первое море Охотское (показ по карте, прикрепление надписи). Другое море Берингово (показ по карте, прикрепление надписи, СЛАЙД).

- Моря этого океана довольно холодные.  Здесь часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы, часто бывают шторма. Закройте глаза (учитель перемещает кораблик в Северный Ледовитый океан).

- Наш кораблик перемещается в моря Северного Ледовитого океана. Начнем с востока.

Первое  Чукотское  (дети называют моря, учитель прикрепляет надписи), Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море. Смотрим СЛАЙДЫ.

- Как вы думаете, что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? (Эти моря холодные, они покрываются льдами и замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами). Закройте глаза (учитель перемещает кораблик в Атлантический океан).

- Наш кораблик попадает на Запад нашей страны. Здесь расположены моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море (учитель прикрепляет надписи).

- О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. И еще здесь добывают янтарь. СЛАЙДЫ.

- А Черное море теплое, это место отдыха и развлечений. Здесь расположены курорты, здравницы. Черное море прекрасно в любую погоду. Некоторые из вас возможно уже побывали там. СЛАЙДЫ

Физминутка. Игра «Море волнуется раз…»

Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, замри! (Присели.)

- 2 часть нашего урока посвящается озерам России. (Надпись на доске ОЗЕРА). На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо? Байкал. (Учитель прикрепляет надпись). Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро СЛАЙД.

- Более подробно об озерах России нам расскажет Игорь.

Сообщение: (учитель перемещает кораблик на озера). Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка» СЛАЙД. В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург. Во время Великой Отечественной войны оно было дорогой жизни. Недалеко от них есть Чудское озеро СЛАЙД.  На этом озере произошло важное историческое событие – сражение дружины Александра Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище СЛАЙД. А самое большое озеро в мире – это Каспийское море. Из-за огромных размеров это озеро называют морем. Это самое огромное озеро в мире. СЛАЙД.

- Продолжаем наше путешествие 

Загадка. «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)

(Надпись на доске РЕКИ).

- Чтобы познакомиться с крупными реками на территории России, вы поработаете самостоятельно.

- Каждый ряд отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит карточку с пропущенными словами. Названия рек ищите на карте в учебнике  с. 58-59. (Самостоятельная работа по карте в парах.) СЛАЙД (Приложение)

1 ряд – реки Среднеcибирского плоскогорья.          

2 ряд – реки Западно-Сибирской равнины.        Учитель прикрепляет надписи

3 ряд –реки Восточно-Европейской равнины.

После выполнения задания записи озвучиваются. СЛАЙДЫ ПО ВРЕМЕНИ

2.Закрепление материала.

Викторина. (Ответы детей сопровождаются показом по карте)

  • Назовите моря Тихого океана.
  • Назовите моря Северного Ледовитого океана.
  • Назовите моря Атлантического океана.
  • Какие самые крупные озера страны запомнили?
  • Назовите реки Восточно-Европейской равнины.
  • Назовите реки Западно-Сибирской равнины.
  • Назовите реки Среднесибирского плоскогорья.  
  • Вода какого озера самая чистая?

  1. Рефлексия.

Мне запомнится урок вашими выступлениями. Вы умеете работать в парах, группах, рассуждать. Анализировать, делать выводы. А вам, чем запомнился урок? Какие сведения показались наиболее интересными?

  1. Итог урока. (Слайд 18)

- Наш кораблик приплыл в гавань, которая находится на реке Ока возле города Горбатов.

Над чем еще надо поработать?

  1. Оценивание.
  2. Домашнее задание: Стр.66-69,подготовить рассказы  о морях, озерах и реках России. Желающие подготовят рассказы о путешественниках, чьим именем названы моря.

Приложение.

Карточки для учащихся.

I ряд:   ____________ - это самая  крупная река  Восточно-Европейской

равнины. На Севере есть реки Северная __________  и __________ .

На  юге  Д_____ и У_______ , а в центре  К_________ и  О________ .

II ряд: Крупными  реками  Западно Сибирской равнины являются  ________

и  ______________. Обе реки впадают в К____________ море.

Река _______ имеет много притоков, одним из них является И______

Река Е_________ берет свое начало в Саянах.

III ряд: Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья Л_______ и А______

Еще приток  Енисея- А_________. Реки Л_______, И____________

и К_____________ несут свои воды в С___________________ океан,

а А_________ в Охотское море.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Читаю на карте названия разные:

Черное, Белое, Желтое, Красное…

А с виду – зеленое, серое, синее,

Когда не взгляни – оно очень красивое.

Давай-ка слово назовем:

Большой природный водоем,

Что заперт прочно берегами.

Ответ мы точно знаем с вами.

Эта лента голубая,

Неспокойная такая,

Меж лесами вьется

И о берег бьется.

Манит лента рыбака.

Что за лента? То…

Тест

1.Наш город расположен  на:

А) Среднесибирском плоскогорье

Б) Восточно-Европейской равнине

В) Западно-Сибирской равнине

2. «Каменным поясом земли Русской» называли:

А) вулканы Камчатки

Б) Кавказские горы

В) Уральские горы

3.Самые высокие горы России – это:

А) Саяны

Б) Алтай

В) Кавказские горы

4.Восточно-Европейская равнина – это:

А) холмистая равнина

Б) плоская равнина

В) плоскогорье

5.В список Всемирного наследия включены:

А) вулканы Камчатки

Б) Саяны

В) Алтай

6.Ильменский заповедник расположен:

А) на Кавказе

Б) в Саянах

В) на Урале

Тест

1.Наш город расположен  на:

А) Среднесибирском плоскогорье

Б) Восточно-Европейской равнине

В) Западно-Сибирской равнине

2. «Каменным поясом земли Русской» называли:

А) вулканы Камчатки

Б) Кавказские горы

В) Уральские горы

3.Самые высокие горы России – это:

А) Саяны

Б) Алтай

В) Кавказские горы

4.Восточно-Европейская равнина – это:

А) холмистая равнина

Б) плоская равнина

В) плоскогорье

5.В список Всемирного наследия включены:

А) вулканы Камчатки

Б) Саяны

В) Алтай

6.Ильменский заповедник расположен:

А) на Кавказе

Б) в Саянах

В) на Урале

Мудрая Черепаха предлагает вам воспользоваться картой как источником информации и получить важные сведения о горах России. Использую карту в учебнике, заполните таблицу.

Высота некоторых гор России.

Название горы

Высота горы

I I I вариант:   На территории Восточно-Европейской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Река Волга  впадает в К________________море.

I I вариант:   На территории Западно-Сибирской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Они  впадают в К_____________море.

I вариант:   На территории Среднесибирского плоскогорья протекают  крупные реки ____________, ________________, ________________, _________________. Река Амур  впадает в О_______________море. Остальные реки впадают в моря С______________Л_________________океана.

I I I вариант:   На территории Восточно-Европейской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Река Волга  впадает в К________________море.

I I вариант:   На территории Западно-Сибирской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Они  впадают в К_____________море.

I вариант:   На территории Среднесибирского плоскогорья протекают 4 крупные реки ____________, ________________, ________________, _________________. Река Амур  впадает в О_______________море. Остальные реки впадают в моря С______________Л_________________океана.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир 4 класс Автор: Лазнева Е.В. Учитель 1 категории МБОУ СШ г.Горбатов

Слайд 2

Тест 1.Наш город расположен на: А) Среднесибирском плоскогорье Б ) Восточно-Европейской равнине В ) Западно-Сибирской равнине 2. «Каменным поясом земли Русской» называли: А) вулканы Камчатки Б ) Кавказские горы В ) Уральские горы 3.Самые высокие горы России – это: А) Саяны Б ) Алтай В ) Кавказские горы 4.Восточно-Европейская равнина – это: А) холмистая равнина Б ) плоская равнина В ) плоскогорье 5.В список Всемирного наследия включены: А) вулканы Камчатки Б ) Саяны В ) Алтай 6.Ильменский заповедник расположен: А) на Кавказе Б ) в Саянах В ) на Урале

Слайд 3

Название горы Высота горы Мудрая Черепаха предлагает вам воспользоваться картой как источником информации и получить важные сведения о горах России. Использую карту в учебнике, заполните таблицу. Высота некоторых гор России.

Слайд 4

Моря, озера и реки России

Слайд 5

Берингово море Охотское море

Слайд 6

Море Лаптевых Восточно – Сибирское море Чукотское море

Слайд 7

Белое море Баренцево море Карское море

Слайд 8

Балтийское море

Слайд 9

Черное море

Слайд 10

Озеро Байкал

Слайд 11

Ладожское озеро Онежское озеро

Слайд 12

Чудское озеро

Слайд 13

Каспийское озеро - море

Слайд 15

1 ряд – реки Среднеcибирского плоскогорья. 2 ряд – реки Западно-Сибирской равнины. 3 ряд –реки Восточно-Европейской равнины.

Слайд 16

Реки Среднесибирского плоскогорья Лена Ангара Амур

Слайд 17

Реки Западно – Сибирской равнины Обь Енисей

Слайд 18

Реки Восточно-Европейской равнины Волга Дон

Слайд 19

« На горе крутолобой, На подгорье покатом Живёт маленький город Под названием Горбатов» ( Г.М. Никифорова)

Слайд 21

Название горы Высота горы Эльбрус 5642 Ключевская сопка 4688 Белуха 4506 Народная 1895


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация...

Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."

Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."...

Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК "Школа России")

Открытое занятие по окружающему миру "Что такое экономика?" (2 класс "УМК "Школа России")...

Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК Школа России)

Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК Школа России)...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс Школа России, Плешаков

Конспект открытого урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс Школа России, Плешаков...

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Правила вежливости" УМК "Школа России" 2 класс

Урок изучения нового материала.Цели урока: Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях....