Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Моря,озера и реки России" и презентация.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Учебный материал посвящен изучению и местоположению морей, озер и рек на территории России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk_urok.doc | 139.5 КБ |
prezentatsiya_uroka.pptx | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Открытый урок
4 класс
Тема: Моря, реки и озёра России
Провела: учитель начальных классов
Лазнева Елена Владимировна
Октябрь 2017 г.
Цель урока:
Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.
Задачи:
Сформировать представление о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.
Развивать познавательную активность, память и связную речь детей.
Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к Родине.
Оборудование: компьютер, презентация, учебник, физическая карта России.
Ход урока:
- Организационный момент.
Учитель:
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок? (Урок)
Вы готовы? Стол в порядке? (Да)
Начинается урок.
- Проверка домашнего задания по теме «Горы и равнины на территории России».
1.Работа с картой на доске и в учебнике на с.58-59: на физической карте России ученики показывают географические объекты (учитель прикрепляет карточки): Среднесибирское плоскогорье (1), Восточно-Европейская равнина (2), Западно-Сибирская равнина (3), самые высокие горы России (Кавказские горы), Каменный пояс земли (Уральские горы), горы, которые внесены в список Всемирного наследия (Саяны и Алтай), вулканы Камчатки (4)
2. Тест
1.Наш город расположен на:
А) Среднесибирском плоскогорьеБ) Восточно-Европейской равнинеВ) Западно-Сибирской равнине
2. «Каменным поясом земли Русской» называли:
А) вулканы КамчаткиБ) Кавказские горыВ) Уральские горы
3.Самые высокие горы России – это:
А) СаяныБ) АлтайВ) Кавказские горы
4.Восточно-Европейская равнина – это:
А) холмистая равнинаБ) плоская равнинаВ) плоскогорье
5.В список Всемирного наследия включены:
А) вулканы КамчаткиБ) СаяныВ) Алтай
6.Ильменский заповедник расположен:
А) на КавказеБ) в СаянахВ) на Урале
3. Мудрая Черепаха предлагает вам воспользоваться картой как источником информации и получить важные сведения о горах России. Использую карту в учебнике, заполните таблицу.
Высота некоторых гор России.
Название горы | Высота горы |
II. Введение в тему урока. Что такое Россия?
- Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. И сегодня следующий этап изучения природы нашей Родины.
1.Объяснение нового материала.
- Отгадайте наши загадки: (загадывают дети)
Читаю на карте названия разные:
Черное, Белое, Желтое, Красное…
А с виду – зеленое, серое, синее,
Когда не взгляни – оно очень красивое./море/
Давай-ка слово назовем:
Большой природный водоем,
Что заперт прочно берегами.
Ответ мы точно знаем с вами./озеро/
Эта лента голубая,
Неспокойная такая,
Меж лесами вьется
И о берег бьется.
Манит лента рыбака.
Что за лента? То…/река/
Подготовленный ученик читает стихотворение
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам в этом наша незаменимая помощница - карта. Наш кораблик отправляется в путешествие.(кораблик прикрепляется к карте)
- Как называются самые большие водоемы? Назовите океаны.
- А какой океан самый глубокий? Тихий океан.
- Наш кораблик начинает путешествие на востоке с морей Тихого океана.
Начнем по порядку. (Надпись на доске МОРЯ). Первое море Охотское (показ по карте, прикрепление надписи). Другое море Берингово (показ по карте, прикрепление надписи, СЛАЙД).
- Моря этого океана довольно холодные. Здесь часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы, часто бывают шторма. Закройте глаза (учитель перемещает кораблик в Северный Ледовитый океан).
- Наш кораблик перемещается в моря Северного Ледовитого океана. Начнем с востока.
Первое Чукотское (дети называют моря, учитель прикрепляет надписи), Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море. Смотрим СЛАЙДЫ.
- Как вы думаете, что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? (Эти моря холодные, они покрываются льдами и замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами). Закройте глаза (учитель перемещает кораблик в Атлантический океан).
- Наш кораблик попадает на Запад нашей страны. Здесь расположены моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море (учитель прикрепляет надписи).
- О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. И еще здесь добывают янтарь. СЛАЙДЫ.
- А Черное море теплое, это место отдыха и развлечений. Здесь расположены курорты, здравницы. Черное море прекрасно в любую погоду. Некоторые из вас возможно уже побывали там. СЛАЙДЫ
Физминутка. Игра «Море волнуется раз…»
Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, замри! (Присели.)
- 2 часть нашего урока посвящается озерам России. (Надпись на доске ОЗЕРА). На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо? Байкал. (Учитель прикрепляет надпись). Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро СЛАЙД.
- Более подробно об озерах России нам расскажет Игорь.
Сообщение: (учитель перемещает кораблик на озера). Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка» СЛАЙД. В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург. Во время Великой Отечественной войны оно было дорогой жизни. Недалеко от них есть Чудское озеро СЛАЙД. На этом озере произошло важное историческое событие – сражение дружины Александра Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище СЛАЙД. А самое большое озеро в мире – это Каспийское море. Из-за огромных размеров это озеро называют морем. Это самое огромное озеро в мире. СЛАЙД.
- Продолжаем наше путешествие
Загадка. «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)
(Надпись на доске РЕКИ).
- Чтобы познакомиться с крупными реками на территории России, вы поработаете самостоятельно.
- Каждый ряд отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит карточку с пропущенными словами. Названия рек ищите на карте в учебнике с. 58-59. (Самостоятельная работа по карте в парах.) СЛАЙД (Приложение)
1 ряд – реки Среднеcибирского плоскогорья.
2 ряд – реки Западно-Сибирской равнины. Учитель прикрепляет надписи
3 ряд –реки Восточно-Европейской равнины.
После выполнения задания записи озвучиваются. СЛАЙДЫ ПО ВРЕМЕНИ
2.Закрепление материала.
Викторина. (Ответы детей сопровождаются показом по карте)
- Назовите моря Тихого океана.
- Назовите моря Северного Ледовитого океана.
- Назовите моря Атлантического океана.
- Какие самые крупные озера страны запомнили?
- Назовите реки Восточно-Европейской равнины.
- Назовите реки Западно-Сибирской равнины.
- Назовите реки Среднесибирского плоскогорья.
- Вода какого озера самая чистая?
- Рефлексия.
Мне запомнится урок вашими выступлениями. Вы умеете работать в парах, группах, рассуждать. Анализировать, делать выводы. А вам, чем запомнился урок? Какие сведения показались наиболее интересными?
- Итог урока. (Слайд 18)
- Наш кораблик приплыл в гавань, которая находится на реке Ока возле города Горбатов.
Над чем еще надо поработать?
- Оценивание.
- Домашнее задание: Стр.66-69,подготовить рассказы о морях, озерах и реках России. Желающие подготовят рассказы о путешественниках, чьим именем названы моря.
Приложение.
Карточки для учащихся.
I ряд: ____________ - это самая крупная река Восточно-Европейской
равнины. На Севере есть реки Северная __________ и __________ .
На юге Д_____ и У_______ , а в центре К_________ и О________ .
II ряд: Крупными реками Западно Сибирской равнины являются ________
и ______________. Обе реки впадают в К____________ море.
Река _______ имеет много притоков, одним из них является И______
Река Е_________ берет свое начало в Саянах.
III ряд: Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья Л_______ и А______
Еще приток Енисея- А_________. Реки Л_______, И____________
и К_____________ несут свои воды в С___________________ океан,
а А_________ в Охотское море.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Читаю на карте названия разные:
Черное, Белое, Желтое, Красное…
А с виду – зеленое, серое, синее,
Когда не взгляни – оно очень красивое.
Давай-ка слово назовем:
Большой природный водоем,
Что заперт прочно берегами.
Ответ мы точно знаем с вами.
Эта лента голубая,
Неспокойная такая,
Меж лесами вьется
И о берег бьется.
Манит лента рыбака.
Что за лента? То…
Тест
1.Наш город расположен на:
А) Среднесибирском плоскогорье
Б) Восточно-Европейской равнине
В) Западно-Сибирской равнине
2. «Каменным поясом земли Русской» называли:
А) вулканы Камчатки
Б) Кавказские горы
В) Уральские горы
3.Самые высокие горы России – это:
А) Саяны
Б) Алтай
В) Кавказские горы
4.Восточно-Европейская равнина – это:
А) холмистая равнина
Б) плоская равнина
В) плоскогорье
5.В список Всемирного наследия включены:
А) вулканы Камчатки
Б) Саяны
В) Алтай
6.Ильменский заповедник расположен:
А) на Кавказе
Б) в Саянах
В) на Урале
Тест
1.Наш город расположен на:
А) Среднесибирском плоскогорье
Б) Восточно-Европейской равнине
В) Западно-Сибирской равнине
2. «Каменным поясом земли Русской» называли:
А) вулканы Камчатки
Б) Кавказские горы
В) Уральские горы
3.Самые высокие горы России – это:
А) Саяны
Б) Алтай
В) Кавказские горы
4.Восточно-Европейская равнина – это:
А) холмистая равнина
Б) плоская равнина
В) плоскогорье
5.В список Всемирного наследия включены:
А) вулканы Камчатки
Б) Саяны
В) Алтай
6.Ильменский заповедник расположен:
А) на Кавказе
Б) в Саянах
В) на Урале
Мудрая Черепаха предлагает вам воспользоваться картой как источником информации и получить важные сведения о горах России. Использую карту в учебнике, заполните таблицу.
Высота некоторых гор России.
Название горы | Высота горы |
I I I вариант: На территории Восточно-Европейской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Река Волга впадает в К________________море.
I I вариант: На территории Западно-Сибирской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Они впадают в К_____________море.
I вариант: На территории Среднесибирского плоскогорья протекают крупные реки ____________, ________________, ________________, _________________. Река Амур впадает в О_______________море. Остальные реки впадают в моря С______________Л_________________океана.
I I I вариант: На территории Восточно-Европейской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Река Волга впадает в К________________море.
I I вариант: На территории Западно-Сибирской равнины протекают 2 крупные реки __________, ___________. Они впадают в К_____________море.
I вариант: На территории Среднесибирского плоскогорья протекают 4 крупные реки ____________, ________________, ________________, _________________. Река Амур впадает в О_______________море. Остальные реки впадают в моря С______________Л_________________океана.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тест 1.Наш город расположен на: А) Среднесибирском плоскогорье Б ) Восточно-Европейской равнине В ) Западно-Сибирской равнине 2. «Каменным поясом земли Русской» называли: А) вулканы Камчатки Б ) Кавказские горы В ) Уральские горы 3.Самые высокие горы России – это: А) Саяны Б ) Алтай В ) Кавказские горы 4.Восточно-Европейская равнина – это: А) холмистая равнина Б ) плоская равнина В ) плоскогорье 5.В список Всемирного наследия включены: А) вулканы Камчатки Б ) Саяны В ) Алтай 6.Ильменский заповедник расположен: А) на Кавказе Б ) в Саянах В ) на Урале
Название горы Высота горы Мудрая Черепаха предлагает вам воспользоваться картой как источником информации и получить важные сведения о горах России. Использую карту в учебнике, заполните таблицу. Высота некоторых гор России.
Моря, озера и реки России
Берингово море Охотское море
Море Лаптевых Восточно – Сибирское море Чукотское море
Белое море Баренцево море Карское море
Балтийское море
Черное море
Озеро Байкал
Ладожское озеро Онежское озеро
Чудское озеро
Каспийское озеро - море
1 ряд – реки Среднеcибирского плоскогорья. 2 ряд – реки Западно-Сибирской равнины. 3 ряд –реки Восточно-Европейской равнины.
Реки Среднесибирского плоскогорья Лена Ангара Амур
Реки Западно – Сибирской равнины Обь Енисей
Реки Восточно-Европейской равнины Волга Дон
« На горе крутолобой, На подгорье покатом Живёт маленький город Под названием Горбатов» ( Г.М. Никифорова)
Название горы Высота горы Эльбрус 5642 Ключевская сопка 4688 Белуха 4506 Народная 1895
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация
Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация...
Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."
Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."...
Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК "Школа России")
Открытое занятие по окружающему миру "Что такое экономика?" (2 класс "УМК "Школа России")...
Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК Школа России)
Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК Школа России)...
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Конспект открытого урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс Школа России, Плешаков
Конспект открытого урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс Школа России, Плешаков...
Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Правила вежливости" УМК "Школа России" 2 класс
Урок изучения нового материала.Цели урока: Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях....