Урок по предмету "Окружающий мир"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок по предмету "Окружающий мир" по теме"Земля и люди Московского государства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_1.2.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Земля и люди Московского государства.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цели:
Предметные:
1. Познакомить учеников с жизнью и бытом Московского государства.
2. Отработать навыки работы с текстом, умение находить главное, существенное.
Метапредметные:
Познавательные УУД;
- ставить и формулировать проблему;
- анализировать информацию учебника;
- делать выводы, обобщать знания, выделять главное, анализировать и синтезировать материал;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
-запись, фиксация информации об окружающем мире,
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные УУД:
- умение учиться и способность к организации своей деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные УУД:
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в групповой деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Личностные УУД:
- сформированность познавательных мотивов - интерес к новому;
- стремление к самоизменению – приобретение новых знаний и умений;
- чувство патриотизма и гордости за свою страну.
Оборудование: интерактивная доска, система мониторинга знаний, компьютер, коллаж «Деревня, село» и «Город», предметные картинки для коллажа, карточки с пословицами и поговорками, презентация, народные костюмы.
Ход урока:
1. Орг.момент.
- И вновь мы с вами окунемся в исторические тайны прошлого нашей Родины. Я желаю нам плодотворной работы на уроке. Сегодня мы продолжим путешествие по Реке Времени.
1. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
- Для начала вспомним, что мы знаем о временах Московского государства.
Игра «Найди правильный ответ» (система голосования)(5 мин)
Какой известный иконописец написал икону «Троица»? (Андрей Рублев)
- Кто был основателем Троицкого монастыря? (Сергий Радонежский)
Имя князя, который поднял Русь против Орды.
- Как был прозван князь Дмитрий Иванович после победы на Куликовом поле? (Донской)
Как звали воина-монаха, который вступил в поединок с татарским воином перед битвой на Куликовском поле?
Что нужно было сделать русским князьям для освобождения от ордынского ига?
Имя правнука Дмитрия Донского , который в конце 15– в.стал именовать себя Великим государем всея Руси
Он был изображен на печати Великого государя.
- Молодцы!
- Так было завершено великое дело объединения Руси. Сбылось то, о чем мечтали Сергий Радонежский и Андрей Рублев, ради чего русские люди вышли на Куликово поле под знаменем Дмитрия Донского. Так возникло новое Московское государство.
Учитель (в русском наряде, говорит на фоне старинной русской песни): (3 мин)
-А сейчас я приглашаю вас в свою избу. У меня всё так, как в старину было. Решила я попробовать пожить так, как «деды наши жили: без электричества, парового отопления, газовой плиты и прочей техники. Нам ими гордиться надо!
Ученик: А почему?
Учитель: Как почему? Им труднее приходилась, чем нам. 500 лет назад во времена государства Московского о чудесах современных и слыхом не слыхивали. Жилось людям труднее, а они не унывали. Работали не покладая рук и красоту возле себя создавали. Если избу строить, то не просто так, а чтобы любо дорого посмотреть: крышу коньком украсить, окна наличниками резными (показ на слайде). Если работа трудная, то с песней ее делать, да такой, что заслушаться можно.
Ученик: Да, не похожа их жизнь была на нашу.
Учитель: Ну почему не похожа. Те же щи да кашу варили, так же труд уважали, а в праздники веселились от души.
Учитель: Предположите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке, какая будет тема нашего урока?
Дети: Похожи ли люди Московского государства на современных людей или нет?
- Определите цели урока. Что вы хотите узнать на уроке?(Какие люди жили в те времена? Как они выглядели? Чем занимались? Как им жилось тогда? Чем они от нас отличались, а чем были похожи?)
- Тема урока: «Земля и люди Московского государства» (на слайде)
3. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы.
1.Работа с картами (5 мин)
– Мы говорим о Московском государстве. Что такое государство? (Механизм управления обществом в какой-либо стране.)
- А ещё государство – это территория, имеющая свои границы, на которой проживают народ или народы, объединённые общим языком, традициями, культурой.
- Сравним карту России XVI–XVII веков с картой «Руси в ХI-ХI веках».
– Каким цветом обозначена территория государств? Каким цветом обозначены границы? Какие произошли изменения? (размеры территории увеличились, главным городом был Киев, стала столицей Москва, появилось много разных народов)
– А теперь сравните карту России XVI–XVII веков с картой современной России (на с. 111).
-Изменился ли размер территории и народы, населяющие нашу страну со времён Московского государства по сравнению с сегодняшним днём?
- Вспомните, почему Древнюю Русь называли «страной городов»? Все ли люди жили в городах? А как вы думаете, где больше всего жило людей во времена Московского государства?
- А сейчас как распределяется население нашей страны, где людей живёт больше, в деревнях и сёлах или в городах?
2. Знакомство с людьми Московского государства, их занятиями (20 мин)
- А что за люди тогда жили? Какие занятия и профессии были у людей того времени? Предлагаю составить один коллаж «Жители деревни и села» и «Городские жители». У вас на партах лежат конвертики, в них картинки с изображением людей того времени, давайте с ними познакомимся и узнаем, где и как они жили.
- Кто был главным в государстве?(с середины 16 века - царь)Где он жил? (в столице, в Москве).Найдите у кого на парте фигура царя, подойдите и прикрепите (выходит ученик и прикрепляет фигурку)
- У государя(царя) были помощники, они помогали ему управлять государством. О таких людях говорили: «Знатность и богатство его (боярина) по высоте его меховой шапки определяется. Чем длиннее его борода (боярина), тем знатней он» Догадались, кто это? Где жили эти люди? (размещаем их рядом с царем)
- Давайте рассмотрим, как выглядели бояре(рассказывает учитель, демонстрация на слайде)
-Одежда бояр была «многослойной», т.е. состояла из нескольких одежд, надетых поверх друг друга: чем многослойнее наряд, тем богаче хозяин. Стремление к показной роскоши одежд нередко приводило к тому, что и летом, в жару, знатные вельможи на торжественных приемах и выходах парились в собольих шубах, поверх парчовых кафтанов, атласных рубах и в дорогих «горлатных» шапках. Шили парадные одежды из самых дорогих узорных тканей, отделывая их золотым и серебряным шитьем, жемчугом, драгоценными камнями, роскошными мехами.
- Какое слово вам не понятно, не знакомо?
- Отличительной чертой боярского костюма была высокая (горлатая) шапка. Такие шапки шились из горлышек куниц или черно-бурых лис и служили знаком высокого боярского достоинства.Знатные люди не снимали головных уборов ни при входе в помещение, ни за столом, ни в присутствии царя.
- Такие же длинные и богато расшитые одежды носили и женщины, причем иногда общий вес женского костюма достигал пятнадцати-двадцати килограммов, что сразу делало походку плавной и неторопливой – именно таким величественным был в то время женский идеал.
- Любая ткань делалась вручную, что делало её особенно дорогой. Высокая цена любых тканей порождала к ним предельно бережное отношение. Платье носилось до последней возможности. Из старого шили одежду детям, берегли на заплаты. Сохранялся каждый лоскуток ткани. Подобная бережливость соблюдалась везде, даже в царском быту.
- Платье служило наградой за службу, платьем жаловали и иностранных послов. За любую услугу могли жаловать что-либо из одежды как милость, причем далеко не всегда новым.
- На стр. 54 прочитайте, чем занимались бояре? (бояре были землевладельцами, советниками царя)
- На службе у царя находились и другие люди, а т.к. служили они при дворе, их так и называли….дворяне (слайд)
- Прочитайте, кто такой дворянин, чем он занимался? Это были знатные люди? Где они жили?У кого в конвертиках лежат фигурки дворян? Куда их разместим? (прикрепляем их к городу, около царя)
-Дворяне несли службу за пожизненное владение землей, которая переходила от отца к сыну только в том случае, если сын продолжал службу отца.Дворяне всегда были военно-служилыми людьми, их так и называли «служилые люди по отечеству».
- Какой город был самым большим в государстве? (Москва)
- Столицу часто приходилось защищать от нашествия врагов. Для обороны города у государя было войско, вооружённое огнестрельным оружием. Это были стрельцы (слайд) У кого в конвертиках лежат фигурки стрельцов? Куда их разместим? Как вы думаете, это были знатные люди?
- Стрельцов набирали из простых людей. Стрельцы получали единообразную одежду: доходящий до лодыжек кафтан, колпак или меховую шапку и высокие сапоги. Их вооружение состояло из пищали с фитильным замком(слайд)и сабли. Стрельцам выдавался запас пороха и свинец, из которого тог самостоятельно отливал себе пули. Ежемесячно из казны государя им выплачивалось жалование, которое для того времени было очень высоким.
- В мирное время на Красной площади шла бойкая торговля. Сюда съезжались купцы из российских городов и многих стран Европы и Азии.
Шёл товар со всех сторон:
С Ярославля – мясо, птица,
Из-под Новгорода – лён,
СХолмогоров – рыбы горы,
Кожу с Вологды везли,
Соль – с Поморья, мех – с Печоры,
Всё свозили, что могли.
И с Европой торговали,
Если не было войны.
Давайте посмотрим как это было, посетим ярмарку.
Звучит мелодия «Коробейники».Танцевальная физминутка (а в этот момент дети выходят за дверь переодеваться в народные костюмы)
Многолюдны в день базара
Красной площади ряды.
Сколько разного товара,
И одежды и еды!
Входят дети, одетые в русские народные костюмы
Дети:
1. Вот орешки! Хорошие орешки!
Вкусные на меду,
Давай в шляпу накладу!
2. Ай, да кукла, ай да Малаша!
Неслыханное чудо,
Невиданное диво!
3. Кому пирожки, горячие пирожки!
С пылу, с жару, гривенник за пару.
Нажарила, напекла, Акулина для Петра.
4. Ай, да квас, с медком, с ледком,
И густой, и забористый!
5. Иголки не ломки, нитки, тесёмки.
Румяна, помада, кому что надо?
У дядюшки Якова товару хватит всякого.
Дети уходят.
- А где же купцы брали свой товар, неужели сами, своими руками делали?
- В Древней Руси было много профессий, только назывались они – ремесла, а люди, которые ими занимались – ремесленниками. Так уж на Руси было заведено, что никто без дела не сидел. Относились к ремесленникам с большим уважением. Хозяева, нанимавшие работников, привечали мастеров, кормили, поили, старались им во всем угодить, чтобы те выполнили свою работу хорошо и в срок.
- Вот и я ремесленника нанимала, чтобы он избу мне сложил. Человек какой профессии сделал эту работу? Смотрите, какая получилась изба светлая да теплая.
- Как вы думаете, а какого ремесленника я просила выложить печь у меня в избе? Правильно, печника. Не всякий человек может сложить печь, а только настоящий мастер, чтоб и грела хорошо и не дымила.
- А, вон видите, мешок с зерном стоит? Его я завтра на мельницу повезу. Кто поможет мне из зерна муку сделать? Правильно, мельник.
- Вот и я вас приглашаю: как смелет мельник зерно, напеку я из муки пирогов, так милости прошу ко мне в гости. Вот только беда – кочерга погнулась. Кто же мне поможет выпрямить ее? Он и лошадь подковать сможет, и меч сковать.Конечно же кузнец – молодец!
-Ребятки, а как вы думаете, какие ремесла до наших дней сохранились? (кузнец, печник, пекарь, плотник)
- А ещё русский народ любил загадки загадывать. Вот и я вам хочу одну загадать. Послушайте:
Тот, кого мы ждем, друзья,
Всем известен в мире!
Что он делает, нельзя
Делать нам в квартире!
Он весною каждый год
Зарывает клады,
Поливает их и ждет
К осени награды.
Кто же этот чародей,
Всей земли хозяин
И кормилец всех людей?
Знаете? (крестьянин)
Давайте разместим фигурки крестьян на нашем коллаже. Да вот он и сам к нам пожаловал. Послушаем его рассказ (входит мальчик, одетый в костюм крестьянина)
Жили-были мужики-
Землепашцы, бедняки,
Плохо жили, бедно жили,
Голодали да тужили.
Не тужить мужик не мог:
То царю плати налог,
То за пашню господину
Отдавай свою скотину,
И запасы и зерно…
Будешь нищим всё одно!
- Ты присядь батюшка, расскажи нам про житьё –бытьё .
Весна для крестьянина- труд, но и рай!
Люблю я работу, люблю я свой край.
Гордится страна завсегда мужиком-
Кормлю я вас хлебом, пою молоком.
- Низкий поклон вам за ваш крестьянский труд! (крестьянин уходит)
- Как вы поняли, кому приходилось больше работать? Почему? Найдите на с. 54 жилище крестьянина. Сравните его с боярским жилищем – в чём отличие, а в чём сходство.
-Чьими руками было сделано всё, что окружало людей того времени? (Предметы быта изготовлялись вручную – самими крестьянами, ремесленниками.)
-Подумайте, где сейчас производится большая часть вещей, которыми мы пользуемся.
(Сейчас многое изготавливается на фабриках и заводах.Дома и одежда изменилась.)
Игра 1 вариант «Из какого времени эти вещи?» (3-4 мин)
- Я сейчас буду называть разные вещи. Если они современные, то вы хлопаете в ладоши, а если старинные - молчите.
2 вариант «Аналогии»
- Я называю старинную вещь, а вы её современный аналог.
3. Работа с пословицами (5 мин)
- Тяжела была жизнь крестьянская подневольная, но они не унывали! Мудрость человеческую предки наши превыше всего ценили и сохранили её в поговорках да пословицах.До наших дней дошли пословицы, появившиеся во времена Московского государства.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
И наша речь красна пословицей
Давайте вспомним их, друзья.
Составьте из слов 3 пословицы (по рядам) и объяснить их смысл.
1 группа:Мал золотник, да дорог.(Небольшой по величине, но ценный по своим качествам).
2 группа: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.. (Не суди человека по внешности, но суди по делам его)
3 группа:Где работа там и густо, а в ленивом доме пусто.(кто ленится, у того ничего нет)
-Чему посвящены все эти пословицы? Чему они нас учат? (Трудолюбию. Смелости. Противостоянию неудачам. Доброте. Побуждению быть умным. Борьбе со злом, отрицательными качествами.)
-Можно ли все эти качества отнести к людям Московского государства?
Вывод: “Простые люди – простолюдины в Московском государстве славились своим трудолюбием, мастерством и мудростью”.
4. Знакомство с достижениями людей Московского государства (3 мин)
- Прочитайте текст на с.56. О каком достижении людей периода Московского государства в нём рассказывается? В чём его историческое значение?
- Этот памятник (слайд)стоит в Москве у Китайгородской стены, неподалёку от Кремля. Бронзовая фигура на высоком мраморном постаменте. В правой руке только что отпечатанный книжный лист, а левая поддерживает наборную доску.
Это Иван Фёдоров. Чем же знаменит этот человек?
- Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что хотели выяснить?
(Похожи ли люди Московского государства на нас, современных людей?)
-Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
4. Самостоятельное применение знаний (5 мин)
Работа в парах. Ответы на вопросы (вопросы лежат в конвертиках, у каждой пары 1 вопрос, дети обсуждают варианты ответов в парах)
1) Какими делами наших предков – жителей Московского государства – мы можем гордиться?
2) Как вы думаете, что понравилось, а что – нет человеку времён Московской Руси, если бы он попал к тебе домой?
Учитель: Мне кажется, что ещё похожи люди Московского государства на нас, современных людей своим гостеприимством и хлебосольством. В старину верили, что человек, которого хорошо приняли и обласкали в доме, не сделает зла: "Хлеб-соль не попустит на зло".
Двое детей обходят гостей и угощают их со словами: "Милости просим хлеба-соли откушать".
Итог урока (3 мин)
- А пока наши гости угощаются, мы подведём итоги нашего урока. Выберете из списка на слайде понравившиеся вам слова и закончите предложение.
- Сегодня я узнал (а).
- Я понял (а)…
- Я почувствовал (а)…
- Я смог (смогла)…
- Было интересно…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
- Урок дал моей жизни…
По каждому пункту вслух спрашиваются 2-3 человека (в зависимости от ресурса времени).
- Вам понравился наш урок? Поаплодируйте, кому урок понравился. А теперь похлопайте в ладоши те, кому урок не понравился. Итак, мы поблагодарили друг друга за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...