технологическая карта урока "Земля-кормилица" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Шевякова Екатерина  Викторовна

технологичекая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich_karta_otkrytyy_urok_zemlya-kormilitsa_4_klass.docx222.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Учитель: Шевякова Екатерина Викторовна

1 квалификационная категория, стаж работы – 9 лет.

Класс: 4

Предмет: окружающий мир

Тема: Земля-кормилица

Место урока в учебном процессе: первый урок в разделе.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: формирование  представления о почве как о верхнем плодородном слое земли.

Задачи: 

  • Образовательная: вспомнить состав почвы, познакомить детей с видами почв в зависимости от расположения природных зон, экологическими проблемами почвы;
  • Развивающая: развивать познавательную активность, делать выводы на основе простейших опытов, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры; высказывать своё мнение и доказывать свою точку зрения; развивать интерес к предмету;
  • Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе, почве, как к “Земле-кормилице”; воспитывать любовь к Родине, к родному краю; бережное отношение к природе; воспитывать аккуратность, самостоятельность, уважение друг к другу и к окружающим.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование:

1) компьютер;

2) проектор, экран.

Средства обучения

(наглядно-демонстрационный и раздаточный материал):

1) презентация, выполненная в программе PowerPoint

2) индивидуальные технологические карты

3)учебник  «Окружающий мир» 1 часть, 4 класс, Плешаков А.А., Крючкова Е.А.

Вид контроля: формирующий

Форма контроля: формирующее оценивание

Домашнее задание: дифференцированное

Планируемые результаты

Метапредметные

  1. Личностные УУД:
    -  формировать положительное и осознанное отношение к изучению окружающего мира,

- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

  1. Познавательные УУД:
    - формировать умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза изучаемых объектов,
    - давать характеристики изучаемым природным объектам,

- работать с текстовым и иллюстративным материалом,

- заполнять карту по ходу урока,
- осуществлять обобщение, делать выводы.

  1. Коммуникативные УУД:
    - совершенствовать умение работать в парах.
    - понимать задаваемые вопросы, формулировать на них ответы, используя изученные термины и опираясь на свой опыт,
    - выражать свою точку зрения.
  2. Регулятивные УУД:
    - формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя,
    - формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, работать по заданному правилу,
    - формировать умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

Предметные

  1. Расширить знания об окружающем мире.
  2. Формировать умение исследовать с помощью текстового материала типы почв в зависимости от  природных зон.
  3. Анализировать взаимосвязи почвы и растений, животных, значение почвы для живой природы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.  Я очень рада вас видеть и хочу улыбкой встретить каждого из вас. Сегодня к нам в класс пришли гости. Давайте поприветствуем гостей и улыбнемся им.  А теперь улыбнитесь друг другу, ведь с улыбкой  легче и веселее  работать на уроке

  (Улыбаются друг другу, мне, присутствующим, настраиваются на урок)

Л: самоопределение к деятельности; 

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II

 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Ваши знакомые Лена и Миша решили вырастить растение. Лена поставила веточку в воду, появились первые листочки, но дальше растение не растет. Как вы думаете, почему? Что еще необходимо для роста и жизни растений? Выскажите свои предположения. (слайд 1)

- И среди условий, необходимых для жизни растений вы назвали землю. Родная мать – земля – так исстари уважительно наш народ называет родную землю.

- Прочитайте пословицы и поговорки о земле и подумайте, почему к земле так уважительно относятся люди. (слайд 2)

(Земелька черная, а белый хлеб родит. Землю уважай, она дает урожай. Какова земля, таков и хлеб. Земля кормит людей, как мать детей. )

Читаю текст.

Чудесная кладовая

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, моркови. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.      Это волшебная кладовая у нас под ногами. Вы уже, конечно, догадались, как она называется. (М. Ильин.)

Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой.

Издавна кормит людей земля. 

(Занимают свои рабочие места, обращают свое внимание на экран, высказывают предположения)

(Читают, делают вывод, что земля дает урожай, кормит людей)

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 

П: логические - анализ объектов с целью выделения признаков

Р: целеполагание;

III

Целеполагание, постановка проблемы

Физкультминутка

Чтобы определить тему рока, мы с вами выполним задания и запишем в наш рабочий лист. 

1.Выделите грамматическую основу в пословице.

Земля кормит людей, как мать детей.  (слайд 3)

2. Замените глагол «кормит», именем существительным.

(Слово «Кормилица» на экране)  (слайд 4)

Предположите тему нашего урока.

-Запишите в карту тему урока «Земля-кормилица»

-Назовите орфограмму. Подберите проверочное слово.

 (слайд 5)

  • Научное название земли – почва.
  • - Давайте вспомним, что мы знаем о почве и из каких компонентов она состоит.
  • - Поработайте в парах. У вас на парте лежат карточки с описанием опытов с почвой. Вспомните состав  почвы и вставьте пропущенные слова.

- А теперь все вместе заполним схему «Состав почвы»

(на экране схема)  (слайд 6)

-Земля кормит

-Кормилица

Земля-кормилица

Орфограмма: проверяемая безударная гласная в корне слова проверочное слово «земли», «корм»

Работают в паре

Совместное заполнение кластера

Р: целеполагание;

П: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование поставленной цели; логические - формулирование проблемы

IV  

Совместное открытие знаний (исследовательская деятельность учащихся)

- Специалисты, изучающие почву – почвоведы.

Наука о защите  почвы – почвоведение. Эту науку   создал русский ученый - почвовед Василий Васильевич Докучаев. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.

- Более 100 лет назад Докучаев доказал, от чего зависит  тип почвы.

Василий Васильевич, тоже называл почву кормилицей человека, считал, что она дороже нефти, угля, золота.

 Мы с вами начали изучать природные зоны.

 

- Работа по учебнику. Самостоятельно ознакомьтесь с информацией в учебнике на стр.160-161 и запишите в рабочий лист о каких почвах вы узнали.

(фиксируют в рабочих листах название науки, фамилию ученого; работают с учебником самостоятельно и записывают виды почв)

К: развиваем умение слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать по инструкции

Л: развиваем умения высказывать  свое мнение; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Р: развиваем умение высказывать предположение на основе работы с материалом; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу

Развивать навык работы с технологической картой

V

Первичное закрепление знаний

Проверка по эталону

- Отложите свои рабочие листы и посмотрите видеофрагмент. Сравните свои записи в рабочем листе с информацией из видеоролика.

(просматривают ролик, сравнивают, делают поправки)

Р: контроль, оценка, коррекция;

VI

Систематизация знаний

(на экране слайд 10)

- Охрана почвы – это задача всего человечества.

Загрязнение почвы касается всех людей Земли.

- Какую опасность для почвы несет человек?

Работа в группах. У каждого из вас есть жетон определенного цвета. Соберитесь в группы по цвету у своей станции. На оборотной стороне сигнальной таблички есть информация об экологической проблеме почв. Прочитайте информацию, а потом поменяйтесь с одноклассниками жетоном по цвету. (Цвета повторяться не должны)

(Работают в группе, обмениваются жетонами и изучают все 4 экологические проблемы)

П: общеучебные – структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

К: управление поведением

VII

       Объяснение  домашнего задания

Слайд №11

- У вас остались цветные жетоны. На каждой станции есть карточки с домашним заданием. (Подумайте, как можно защитить почву от определенной экологической проблемы. Напишите рассказ, подготовьте брошюру или нарисуйте экологический знак «Друг почвы»)

(получают карточки с домашним заданием)

VIII

          Рефлексия деятельности

- А теперь подведем итоги урока. На столе у каждого есть небольшая карточка.

Слайд №12

Соотнесите данные из первого столбца с правильным ответом из второго. Вопрос 5* и 6* заполняете самостоятельно.

1.Главное свойство почвы

1. Шесть

2.Состав почвы

2.  В.В.Докучаев

3.Ученый-почвовед

3.  Плодородие

4.Сколько видов почв сегодня узнали? Запиши 1-2 вида

4.Воздух, вода, песок, глина, перегной, минеральные соли

5* Самый интересный момент на уроке

6* Как бы ты оценил свою работу на уроке? (от 1 до 5)

- Кого бы вы поблагодарили за работу на уроке?

 

-Я знаю, что земля улыбается цветами, прошу Вас, поддерживайте всегда её позитивное настроение и жизнь станет ярче, заставьте нашу Землю улыбнуться, берегите нашу кормилицу.

Спасибо за урок! До новых встреч!

(заполняют карточки с помощью рабочих листов, оценивают свою работу на уроке, проводят рефлексию деятельности)

(высказывают свое мнение, аргументируют)

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; 

Л: самоопределение

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 

П: рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федотова В.А. Технологические карты для 1 класса

Данный материал может быть использован при диагностике ЗУН первоклассников. В таблицах в графах ежемесячно отмечается уровень развития формируемых умений и навыков (В – высокий, С – средний, Н – низ...

Мониторинг. Технологические карты ОУУН 1 класс ФГОС

Мониторинг. Технологические карты ОУУН 1 класс ФГОС...

Корень.Технологическая карта урока. 2 класс

Урок русского языка.  2 класс. Технологическая карта....

Технологическая карта урока 1 класс

Полная технологическая карта урока обучение грамоте по УМК "Гармония". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки"....

Технологические карты уроков 1 класс

Технологические карты уроков 1 класс...