технологическая карта открытого урока
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предмет: окружающий мир
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.
Цель:формирование представлений о звездном небе в разное время года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_yu.bragina.docx | 492.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.
Тема: | «Звездное небо осенью» | |
Цель: | формирование представлений о звездном небе в разное время года | |
Задачи: | формировать представления о связи движения планеты и времени года, развивать познавательную активность, обогащать представления, развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки | |
Планируемые результаты | ||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
Знания: - познакомить с понятиями «звезда», «созвездие»; - познакомить с названиями созвездий, - учить различать их. Умения: - сравнивать древние и современные представления о созвездиях; - анализировать схемы созвездий Большая Медведица и Лебедь, соотносить схемы созвездий и старинные рисунки; - достраивать схемы созвездий в рабочей тетради, опираясь на иллюстрации учебника. | Познавательные УУД: - с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать. -устанавливать аналогии и причинно-следственные связей, строить рассуждения, относить к известным понятиям. - определять на осеннем небе созвездия Большая Медведица и Лебедь. Регулятивные УУД: выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять самопроверку учебного задания; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные УУД: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | - становление мотивационной основы учебной деятельности; - чувство ответственности при выполнении своей части работы в группе; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - формирование правовой культуры учащихся. |
Основные понятия | Звезда, планета, созвездие |
Используемые приемы, методы, технологии обучения | Технология развития критического мышления, информационно-коммуникационная технология (презентация PowerPoint по теме урока) |
Формы работы | парная, групповая, коллективная |
Оборудование и ресурсы: | Основные: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. «Окружающий мир», учебник, ч. 1, 4 класс. – М.: Просвещение, 2019 г. Рабочая тетрадь № 1, толковый словарь. Интерактивный материал: презентация PowerPoint по теме урока Оборудование: компьютер, экран, проектор, колонки. |
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1 | Самоопределение деятельности (Орг.момент) Цель: Организация направленного внимания на начало урока (1 мин) | Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. - Проверьте, все ли необходимое для урока у вас имеется на столе. (Слайд 1) | Включение в учебный процесс. Проверить готовность к уроку. | ||||
СТАДИЯ ВЫЗОВА | |||||||
2 | Актуализация опорных знаний. Цель: Мотивация учащихся на изучение темы (3 мин) | Беседа. Акцентные вопросы. - Ребята, какое время года сейчас? А почему осень? Ребята, а приходилось ли вам наблюдать осеннее звездное небо? (Слайд 2) - О чем вы думаете, смотря на него? Что представляете? Наш знакомый мальчик Иван, очень интересуется космосом. Он рассказал мне, что о наступлении осени может рассказать и звездное небо. Как вы думаете, звездное небо осенью и в другое время года отличается? | Ответы детей: | ||||
3 | Создание проблемной ситуации. Цель: Организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового знания (5 мин) | Какие доказательства вы можете привести, чтобы подтвердить или опровергнуть это? Почему у вас возникли затруднения? Как мы можем узнать, прав Иван или нет? Что нам может помочь в этом? Где можем найти информацию? | Слушать учителя, участвовать в учебном диалоге. Отвечать | ||||
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ | |||||||
4. | Открытие новых знаний. Цель: получение новых знаний, подведение детей к самостоятельному выводу (15 мин) | Просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=kuigdI0O-FI до 3.25 с. Задание от Звездочета (устно) Откройте учебник на стр. 67. Прочитаем 1-2 абзаца - На сколько созвездий учёные разделили всё звёздное небо? - Как вы думаете, как люди давали названия созвездиям? Почему они так назывались? - Давайте послушаем рассказ о двух таких созвездий. Рассказ Алёны Большая Медведица - это одно из многочисленных и узнаваемых созвездий, наблюдаемых в северном полушарии. Его вид знаком практически всем людям с самого детства. Второе название созвездия - Большой Ковш. Само созвездие видно для наблюдателя в любое время года - семь очень ярких звезд трудно не заметить в ночном небе. При большей доле фантазии в созвездии можно рассмотреть фигуру той самой большой медведицы, при меньшей - ковш с длинной ручкой. На самом деле в созвездии не 7 звезд, а целых 125. Просто эти звезды, кроме семерки самых ярких, светят довольно слабо. Большая Медведица - созвездие незаходящее, то есть никогда не опускается ниже горизонта. Его видно отовсюду, и каждый народ дал своё название этому созвездию. Греки видели в нём нимфу Каллисто, которую поместил на небо верховный бог Зевс, превратив сперва в медведицу. Наличие длинного хвоста греки объясняли так: Зевс закидывал несчастную медведицу на небо, держа её за хвост, оттого он и растянулся. Но, как ни странно, американские индейцы тоже называли это созвездие Медведем. А на севере России его именовали Лосем. Нам известны и другие старые русские названия - Телега, Повозка или просто Ковш. Все звёзды этого Ковша имеют свои названия, придуманные в древности арабскими астрономами. Случай редкий. Обычно названия даются 2-3 самым заметным звёздам в созвездии, остальные довольствуются одной буквой. Рассказ Ульяны Это созвездие Лебедь имеет другое название - Северный Крест. Его легко отыскать на летнем небе. Яркие звёзды действительно образуют над Млечным Путём вытянутый крест. В нём древние греки и увидели птицу, раскинувшую крылья. Они решили, что это лебедь (арабские астрономы, впрочем, считали, что это курица). Этот звёздный Лебедь «летит» над Млечным Путём как раз в том месте, где тот раздваивается на рукава. Главная звезда Лебедя называется Денеб. Она у Лебедя прямо на хвосте. По крайней мере, в переводе с арабского Денеб означает «птичий хвост». Это одно из ярчайших светил всего нашего неба. Ярче его только звезда по имени Ригель. Денеб сияет, как 6 тыс. наших солнц, вместе взятых. Созвездие Лебедь прославилось ещё и тем, что именно в нём впервые учёные обнаружили чёрную дыру - явление, над загадкой которого бьются уже больше 200 лет. | - 88 участков | ||||
5 | Физкультминутка (2 мин) |
| Повторяют движения | ||||
6 | Первичное закрепление. Цель: освоение способа действий с полученными знаниями в практической деятельности (7 мин) | - Ребята, давайте вспомним, что же такое созвездие и про какие созвездия на звездном небе осенью мы узнали? Работа с рабочим листом по парам (Приложение) 1. С помощью иллюстраций учебника соедини звёзды так, чтобы получились фигуры Большой медведицы и Лебедя. Красным цветом выдели ковш Большой Медведицы. -Поменяйтесь рабочими листами, проверьте, если правильно выполнили задание, нарисуйте соседу звездочку, если есть ошибка, аккуратно простым карандашом исправьте её. | Работа парами Представляют результаты работы | ||||
7 | Фронтальная работа с самопроверкой Цель: применение полученных знаний в практической деятельности (4-5 мин) Резерв | - Для того, чтобы узнать, как вы поняли тему, вы видите тест, который вам нужно выполнить. На работу у вас 5 минут, приступайте. Тест «Звёздное небо осенью» 1. Что такое звезда? А) космический мусор Б) огромные, раскалённые небесные тела, излучающие свет. 2.Прекрасная птица, парящая среди звёзд, называется … 3. Какую фигуру образуют 7 самых ярких звёзд в созвездии Большой Медведицы. А) кастрюлю Б) ковш 4. Как называется одна из самых ярких звёзд на осеннем небе, расположенная в хвосте созвездия Лебедь? А) Солнце Б) Денеб -Ребята, а Вы знаете, что у каждого из нас есть своё целое созвездие? Наша планета за год совершает полный оборот вокруг Солнца. Каждый месяц на своем пути она встречает новое созвездие. Древние греки называли этот круг - Зодиаком. Хотя в переводе с греческого «зодиак» означает «животное», не все из 12 созвездий носят названия животных: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы. Давайте узнаем, сколько в нашем классе ребят с разными знаками зодиака. Называем знак – дети встают. Это властный знак огня. Он с барашками родня. Смелый, неотступный воин. Догадались? Это... (Овен) – Федорова У.
Кто рожден в апреле - мае, Рассудительным бывает. И в работе удалец Маленький бычок... (Телец) – Будяков А., Перевалова К.,
Кто родился ранним летом, Может стать певцом, поэтом. Вежливые продавцы Те, чей символ... (Близнецы) – Козулина К., Милоградов Д., Саенко М.
Вот с клешнями домосед, Рыбкам добрый он сосед. Это летний водный знак. Как же он зовется? (Рак) – Кривошеев И., Середюк Д., Снегурская С., Шаврина Р. Этот знак огня не зря Взял манеры у царя. Вырастет из детки шеф, Коль она по знаку... (Лев) – Карева М.
Кто живет, не зная скуки, Любит важные науки, Терпелив, а нрав без гнева? Догадались? — Это... (Дева) – Благодарская А., Гафаров М., Зуев А., Климов Г., Куликов Д., Ружников Г., Серебренников Б.
Кто, скажи, они по знаку? Не затеют ссору, драку, Но везде суют носы Непослушные... (Весы) – Букреева В., Козлов С.
Он по знаку зодиака Нравом чуть похож на Рака. Ну а если разозлен, То ужалит... (Скорпион)
У него есть лук и стрелы, Все его поступки смелы. А родился наш храбрец Под созвездием... (Стрелец) – Колесник Т., Симонова Д., Федоровский М.
Кто рожден неугомонным, Очень гордым и упорным? Кто к друзьям излишне строг? — Тот, чей символ... (Козерог) – Глазунова О.
Это славный зимний знак. Кто рожден под ним — смельчак. Всех добрей и веселей Дружелюбный... (Водолей) – Вербицкая А., Дрянова А.
Водный символ зодиака, Скорпиона друг и Рака. Но бывают неулыбы Те, чей знак зовется... (Рыбы) – Рудакова М. | Вынести на слайд | ||||
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ | |||||||
8 | Подведение итогов. Рефлексия Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутыми результатами (2мин) | Ребята, вначале урока от мальчика Ивана мы узнали, что звездное небо, которое мы видим летом и осенью, а также в другие времена года отличается. На уроке мы узнали об этом больше. Если вы согласны с Иваном, покажите синюю звезду, если не согласны – красную. Что на уроке вам больше всего запомнилось? | Заслушиваются ответы 1-2 учащихся, вносятся дополнения Самооценка деятельности на уроке; фиксация степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности. | ||||
9 | Домашнее задание (1мин) | -Вам нужно узнать информацию про свое созвездие. | Записывают в дневники домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".
Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс. Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого урока по изобразительному искусству. 1 класс. Тема урока: «В гостях у сказки»
Провести обобщение по теме изобразительного искусства «В мире сказок"; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительног...
Технологическая карта открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе. Тема урока : «Гласный звук [ы], буква ы».
Тема Гласный звук [ы], буква ы. Педагогическая цель Научить различать и чётко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы. Задачи Обучающая: - познакомить с нов...
Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....
Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №28 Тема: «Защита Отечества»
Урок подготовлен для обучающихся в 4 классе. Используя учебник А.В. Кураева ,учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91. и другую дополнитель...
Технологическая карта открытого урока окружающего мира. Тема урока: «Заповедники и национальные парки России».
Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам»....
Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока: «Слова - антонимы». 2 класс
Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока:«Слова - антонимы»....