Конспект урока "Наша Родина- Российская Федерация"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру с использованием заданий по функциональной грамотности. УМК "Школа России", 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
2022-2023 учебный год
3 класс
Конспект урока
Предмет: Окружающий мир/Математика
Тема урока: Наша Родина- Российская Федерация
Тип урока: Урок обобщения и систематизации
Виды функциональной грамотности: читательская грамотность, финансовая грамотность, математическая грамотность, естественно- научная грамотность.
Цель: Познакомить детей с субъектами Российской Федерации, с политико- административной картой.
Задачи: Формировать представление о субъектах РФ; показывать объекты на карте.
Расширить кругозор учащихся через виртуальное путешествие в другие регионы.
Воспитывать чувство гордости за свою страну и малую родину.
Оборудование: смарт- доска, пульт- переключатель, презентация, географический атлас «Мир и человек», путевой лист, лист- программа экскурсий, лист для мини- проекта, клей, конверт с иллюстрациями, магниты, маленькая аптечка, пластиковая банковская карта, иллюстрации достопримечательностей разных регионов, герои из журнала «Первоклассная газета», талисман класса страус Эму.
Ход урока
I. Организационный момент
Психологический настрой
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Когда улыбкой день освещается, чудесным образом все получается! Я желаю вам отличного настроения и удачного дня! Начнем урок.
II. Подготовка учащихся к восприятию учебного материала
Актуализация знаний
Что вы увидели на моем столе? (талисман класса страус Эму). Когда он появляется? (в особых случаях, чаще всего в конце четверти, когда подводим итоги и делимся своими достижениями). Сегодня у нас особенный урок, мы будем изучать одну из самых важных тем. В гостях не только наш талисман, но и его друзья. Каждый герой первоклассной газеты представит свою рубрику.
Сообщение темы и цели
Посмотрите на доску, постарайтесь сформулировать тему урока (на доске политико- административная карта России, вырезки из информационных источников разных регионов).
Кто готов озвучить тему урока? (Наша Родина- Российская Федерация).
Сформулировать цели урока вам поможет начало фразы, попробуйте продолжить.
«На уроке мы…»:
Узнаем информацию о… (о равноправных субъектах РФ- регионах)
Научимся находить на… (на карте различные субъекты РФ)
Начнем урок с инфо- справки по теме.
Информационная справка (выступление ученика):
Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Все это- равноправные субъекты РФ- регионы России.
Все субъекты Российской Федерации представлены на политико- административной карте России (показать карту). На этой карте мы можем найти и свой регион- тот субъект Российской Федерации, где мы живем.
Наша великая страна состоит из 89 субъектов РФ. Каждый из них интересен своей природой, культурой, людьми, его населяющими. В каждом регионе есть уникальные достопримечательности. Наш регион- Тюменская область (показать на карте). Административный центр- город Тюмень. Тюмень — старейший город Сибири. И если раньше его называли «столицей деревень», то сегодня это столица Тюменской области и важный культурный центр России. Любимый город благоустроен и приятен для прогулок и отдыха. Исторические памятники здесь гармонично сочетаются с современной инфраструктурой. Мои самые любимые места посещения это: …
А у вас? Куда бы вы порекомендовали съездить?
Вы, наверное, уже заметили интригующий вопрос от Эму (А ты знаешь, КМЧ граничит с Тюменской областью?). Кто-нибудь может ответить на него? (нет).
В вопросе какая-то аббревиатура. Что такое аббревиатура? (сокращенное написание группы слов, образованное из начальных букв, например, МЧС, ТРЦ, РФ).
Чтобы расшифровать аббревиатуру и ответить на вопрос, предлагаю отправиться в виртуальное путешествие, именно там мы найдем подсказки у друзей Эму. Организуем три туристических группы (1 ряд, 2 ряд и 3 ряд), чтобы успеть побывать в разных уголках нашей необъятной Родины.
На столах путевой лист. Подпишите свою фамилию и имя. В путевом листе название рубрики, место для отметки о прохождении и самооценка- оценка своих достижений. По выполнению каждого задания, оцените свою работу и обведите нужный символ.
С заданием справился | Есть к чему стремиться | Возникли трудности |
+ | ± | |
Какой девиз у нашего талисмана? (Будь быстрым, умным, смелым, ловким!). За быстрый правильный ответ вручается фишка- отметка от Эму, которую можно оставить на память или обменять на отметку в журнал (фишка- отметка «5» или «4»).
III. Обобщение и систематизация знаний
Группы сформированы, теперь надо узнать, в какой субъект РФ отправляется каждая туристическая групп. Сколько субъектов в РФ (89)
- Рубрика «Карта путешествий» (профессор Казуар).
Первую рубрику представляет профессор Казуар- ставим галочку в чек-листе.
Задание
В таблице приведены данные о количестве солнечных дней в июне- сентябре в следующих регионах. Используя эти данные (таблица на слайде), ответь на вопрос в рабочем листе и запиши ответ.
Регион РФ | июнь | июль | август | сентябрь |
Тюменская область | 18 | 15 | 15 | 10 |
Калининградская область | 15 | 16 | 18 | 15 |
Челябинская область | 19 | 17 | 18 | 11 |
Свердловская область | 15 | 16 | 18 | 11 |
Магаданская область | 12 | 10 | 11 | 12 |
1 группа:
Сколько солнечных дней было в Челябинской области за все эти месяцы?
2 группа:
Сколько солнечных дней было в Калининградской области за все эти месяцы?
3 группа:
Сколько солнечных дней было в Магаданской области за все эти месяцы?
Первая туристическая группа отправится в Челябинскую область, вторая- Калининградскую область, третья- Магаданскую область.
Оцените свою работу. Обведите нужный символ.
Куда поедем мы знаем, но, чтобы отправиться в путешествие нам на дорогу, питание, проживание и экскурсии нужны будут… (деньги).
- Рубрика «Юный финансист» (советник Розелло)
В этом нам поможет советник Розелло со своей рубрикой «Юный финансист» - ставим галочку в чек-листе. Кто такой финансист? (специалист, который управляет финансами).
Советник предлагает приобрести подарочный сертификат на путешествие в виде банковской пластиковой карты.
Чтобы получить подарочную пластиковую карту, на которой будет достаточно средств на проезд, проживание, питание и экскурсии, придется проверить не только свои вычислительные навыки, но и умение правильно и последовательно планировать бюджет во время поездки.
Задание
Найди значение и запиши ответ в чек-лист.
1 группа:
36:4+ (47-39)·5=… (49)
2 группа:
40- (45-31):7+5=… (43)
3 группа:
15+7·(18:3)-10=… (47)
Молодцы, каждая группа получает подарочную пластиковую карту.
Кто знает правила пользования картой? (никому не давать свое карту, не хранить пин- код вместе с картой, ни в коем случае ни с кем не делиться особым кодом с обратной стороны, если потерял- сразу сообщить родителям, подключить услугу смс- уведомлений).
Оцените свою работу. Обведите нужный символ.
Мы знаем куда поедем, у нас есть деньги на карте, пора собирать чемодан и конечно же важно с собой еще взять… (показываю аптечку).
- Рубрика «Друг своего здоровья» (доктор Коала) - физкультминутка.
Переходим к следующей рубрике- ставим галочку.
Встаньте все, пожалуйста. Приготовились собирать аптечку.
Задание
Я называю предмет, если он нужен в аптечке, то делаете шаг вперед и хлопаете в ладоши. Если этот предмет лишний, то молча шаг назад.
В аптеке обычной - по списку -
«Аптечку» купить можно быстро.
В нее собирают - таблетки,
Тюбики и конфетки,
Части растений, бинты,
Пластыри и пузырьки.
Лекарства, что всем нам знакомы, -
Помогут в поездках и дома!
Оцените свою работу. Обведите нужный символ.
Как вы думаете, на чем можно отправится в путешествие? Какие могут быть варианты? (самолет, поезд, легковой автомобиль, теплоход). Закройте глаза и послушайте. Представьте себя в этом месте, как вы садитесь в этот транспорт (аудиозапись- шум железнодорожного вокзала).
На чем отправимся? (поезд)
- Рубрика «Юный путешественник» (репортер Киви)
Следующей рубрика- ставим галочку.
Каждая группа прибыла в главный город области. Это какие города? После того как вы заехали в отель, отдохнули, время отправиться на экскурсию.
В каждом городе своя экскурсионная программа.
Задание (в парах)
Прочитать и изучить информацию. заполнить путевые заметки. Эту работу вы выполняете в парах. Лист с экскурсионной программой лежит в географическом атласе на стр.45. Как только пара будет готова, дайте знать (первая пара каждой группы зачитывает ответы).
Оцените свою работу. Обведите нужный символ.
Побывали в другом субъекте. Возвращаемся в родной регион с новыми знаниями и незабываемыми впечатлениями. Закройте глаза (аудиозапись прибытия поезда).
Вот и любимый город.
- Рубрика «Маршрутный лист» (строитель Шалашник)
Последняя рубрика- ставим галочку. Рубрику подготовил строитель Шалашник.
Задание (в группах)
Каждой экскурсионной группе надо показать на карте место, где вы побывали и рассказать о достопримечательностях этого региона. Для этого группе нужно построить маршрутный лист, используя соответствующие иллюстрации из конверта. Выбрать одного человека, кто представит другим туристическим группам ваш проект- путеводитель. Это задание не на скорость, на определенное время (таймер 3-4 мин). Место сбора у каждой группы свое. Опознавательный знак на спинке стула у руководителей группы.
Выступает один человек от каждой группы (мини- проекты на доске под проблемным вопросом ЭМУ).
Оцените свою работу. Обведите нужный символ.
Наша могучая страна состоит из 89 субъектов РФ. Сегодня мы убедились, что каждый из них по-своему прекрасен и интересен. Мы побывали только в трех, это: Калининградская область, Магаданская область и Челябинская область. Сколько еще сталось субъектов для путешествий? (86)
Может кто-нибудь сможет сейчас расшифровать аббревиатуру и ответить на вопрос? (К- Калининградская область, М- Магаданская область, Ч- Челябинская область. КМЧ не граничит с Тюменской областью).
А какие субъекты граничат с нашим регионом? (Омская область, Курганская область, Свердловская область…)
IV. Рефлексия. Итог
Подведем итог. Вспомните цели, которые мы ставили вначале урока (узнать информацию о субъектах РФ и находить на карте различные субъекты РФ, в том числе свой регион).
Достигли мы поставленных целей? (да)
Проанализируйте свою деятельность на уроке. Выберите одну фразу и продолжите.
- Сегодня на уроке я узнал (узнала)…
- Больше всего мне понравилось задание…
- Испытывал (испытывала) трудности в…
- Своей работой на уроке я…
- Знания, полученные на уроке, пригодятся мне…
Те ребята, кто получил фишку- отметку, поднимите, покажите свои достижения. Желающие, на перемене подойдите для обмена на оценку в журнал.
V. Домашнее задание
Подготовить свой маршрутный лист- путеводитель по Тюменской области. Оформить на формате А4. Защитить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...
Классный час «Государственные символы (государственный флаг, гимн) моей Родины - Российской Федерации».
Продолжаем знакомить детей с государственными символами Российской Федерации....
Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны. Как построить беседы с младшими школьниками по Конституции Российской Федерации.
Конституция - те самые базовые правила игры, по которым мы выстраиваем нашу жизнь в нашем государстве. Конституцию как неотъемлемую часть правового воспитания молодого гражданина, как главный зак...
Конспект занятия «Флаг Российской Федерации»
Цели: ознакомить воспитанников с историей возникновения российского флага, с цветами флага ; научить фантазировать на тему ; воспитание патриотизма, любви к родине. Оборудование: цветная бум...
НАША РОДИНА РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА. УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СИМВОЛАМ РОССИИ....
Окружающий мир. Родной край – малая родина. Российская Федерация
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с картой Кемеровской области , формирование представления о Родине, о родном крае как части большой страны.Тип урока: открытие но...