Конспект урока "Наша Родина- Российская Федерация"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру с использованием заданий по функциональной грамотности. УМК "Школа России", 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

2022-2023 учебный год

3 класс

Конспект урока

Предмет: Окружающий мир/Математика

Тема урока: Наша Родина- Российская Федерация

Тип урока: Урок обобщения и систематизации

Виды функциональной грамотности: читательская грамотность, финансовая грамотность, математическая грамотность, естественно- научная грамотность.

Цель: Познакомить детей с субъектами Российской Федерации, с политико- административной картой.

Задачи: Формировать представление о субъектах РФ; показывать объекты на карте.

              Расширить кругозор учащихся через виртуальное путешествие в другие регионы.

              Воспитывать чувство гордости за свою страну и малую родину.

Оборудование: смарт- доска, пульт- переключатель, презентация, географический атлас «Мир и человек», путевой лист, лист- программа экскурсий, лист для мини- проекта, клей, конверт с иллюстрациями, магниты, маленькая аптечка, пластиковая банковская карта, иллюстрации достопримечательностей разных регионов, герои из журнала «Первоклассная газета», талисман класса страус Эму.

Ход урока

I. Организационный момент

Психологический настрой

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки.  Когда улыбкой день освещается, чудесным образом все получается! Я желаю вам отличного настроения и удачного дня! Начнем урок.

II. Подготовка учащихся к восприятию учебного материала

Актуализация знаний

Что вы увидели на моем столе? (талисман класса страус Эму). Когда он появляется? (в особых случаях, чаще всего в конце четверти, когда подводим итоги и делимся своими достижениями). Сегодня у нас особенный урок, мы будем изучать одну из самых важных тем. В гостях не только наш талисман, но и его друзья. Каждый герой первоклассной газеты представит свою рубрику.

Сообщение темы и цели

Посмотрите на доску, постарайтесь сформулировать тему урока (на доске политико- административная карта России, вырезки из информационных источников разных регионов).

Кто готов озвучить тему урока? (Наша Родина- Российская Федерация).

Сформулировать цели урока вам поможет начало фразы, попробуйте продолжить.

«На уроке мы…»:

Узнаем информацию о… (о равноправных субъектах РФ- регионах)

Научимся находить на… (на карте различные субъекты РФ)

Начнем урок с инфо- справки по теме.

Информационная справка (выступление ученика):

Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Все это- равноправные субъекты РФ- регионы России.

Все субъекты Российской Федерации представлены на политико- административной карте России (показать карту). На этой карте мы можем найти и свой регион- тот субъект Российской Федерации, где мы живем.

Наша великая страна состоит из 89 субъектов РФ. Каждый из них интересен своей природой, культурой, людьми, его населяющими. В каждом регионе есть уникальные достопримечательности. Наш регион- Тюменская область (показать на карте). Административный центр- город Тюмень. Тюмень — старейший город Сибири. И если раньше его называли «столицей деревень», то сегодня это столица Тюменской области и важный культурный центр России. Любимый город благоустроен и приятен для прогулок и отдыха. Исторические памятники здесь гармонично сочетаются с современной инфраструктурой. Мои самые любимые места посещения это: …  

А у вас? Куда бы вы порекомендовали съездить?

Вы, наверное, уже заметили интригующий вопрос от Эму (А ты знаешь, КМЧ граничит с Тюменской областью?). Кто-нибудь может ответить на него? (нет).

В вопросе какая-то аббревиатура. Что такое аббревиатура? (сокращенное написание группы слов, образованное из начальных букв, например, МЧС, ТРЦ, РФ).

Чтобы расшифровать аббревиатуру и ответить на вопрос, предлагаю отправиться в виртуальное путешествие, именно там мы найдем подсказки у друзей Эму. Организуем три туристических группы (1 ряд, 2 ряд и 3 ряд), чтобы успеть побывать в разных уголках нашей необъятной Родины.

На столах путевой лист. Подпишите свою фамилию и имя. В путевом листе название рубрики, место для отметки о прохождении и самооценка- оценка своих достижений. По выполнению каждого задания, оцените свою работу и обведите нужный символ.

С заданием справился

Есть к чему стремиться

Возникли трудности

+

±

­

Какой девиз у нашего талисмана? (Будь быстрым, умным, смелым, ловким!). За быстрый правильный ответ вручается фишка- отметка от Эму, которую можно оставить на память или обменять на отметку в журнал (фишка- отметка «5» или «4»).

III. Обобщение и систематизация знаний

Группы сформированы, теперь надо узнать, в какой субъект РФ отправляется каждая туристическая групп. Сколько субъектов в РФ (89)

  1. Рубрика «Карта путешествий» (профессор Казуар).

Первую рубрику представляет профессор Казуар- ставим галочку в чек-листе.

Задание

В таблице приведены данные о количестве солнечных дней в июне- сентябре в следующих регионах. Используя эти данные (таблица на слайде), ответь на вопрос в рабочем листе и запиши ответ.

Регион РФ

июнь

июль

август

сентябрь

Тюменская область

18

15

15

10

Калининградская область

15

16

18

15

Челябинская область

19

17

18

11

Свердловская область

15

16

18

11

Магаданская область

12

10

11

12

1 группа:

Сколько солнечных дней было в Челябинской области за все эти месяцы?

2 группа:

Сколько солнечных дней было в Калининградской области за все эти месяцы?

3 группа:

Сколько солнечных дней было в Магаданской области за все эти месяцы?

Первая туристическая группа отправится в Челябинскую область, вторая- Калининградскую область, третья- Магаданскую область.

Оцените свою работу. Обведите нужный символ.

Куда поедем мы знаем, но, чтобы отправиться в путешествие нам на дорогу, питание, проживание и экскурсии нужны будут… (деньги).

  1. Рубрика «Юный финансист» (советник Розелло)

В этом нам поможет советник Розелло со своей рубрикой «Юный финансист» - ставим галочку в чек-листе. Кто такой финансист? (специалист, который управляет финансами).

Советник предлагает приобрести подарочный сертификат на путешествие в виде банковской пластиковой карты.

Чтобы получить подарочную пластиковую карту, на которой будет достаточно средств на проезд, проживание, питание и экскурсии, придется проверить не только свои вычислительные навыки, но и умение правильно и последовательно планировать бюджет во время поездки.

Задание

Найди значение и запиши ответ в чек-лист.

1 группа:

36:4+ (47-39)·5=… (49)

2 группа:

40- (45-31):7+5=… (43)

3 группа:

15+7·(18:3)-10=… (47)

Молодцы, каждая группа получает подарочную пластиковую карту.

Кто знает правила пользования картой? (никому не давать свое карту, не хранить пин- код вместе с картой, ни в коем случае ни с кем не делиться особым кодом с обратной стороны, если потерял- сразу сообщить родителям, подключить услугу смс- уведомлений).

Оцените свою работу. Обведите нужный символ.

Мы знаем куда поедем, у нас есть деньги на карте, пора собирать чемодан и конечно же важно с собой еще взять… (показываю аптечку).

  1. Рубрика «Друг своего здоровья» (доктор Коала) - физкультминутка.

Переходим к следующей рубрике- ставим галочку.

Встаньте все, пожалуйста. Приготовились собирать аптечку.

Задание

Я называю предмет, если он нужен в аптечке, то делаете шаг вперед и хлопаете в ладоши. Если этот предмет лишний, то молча шаг назад.

В аптеке обычной - по списку -

«Аптечку» купить можно быстро.

В нее собирают - таблетки,

Тюбики и конфетки,

Части растений, бинты,

Пластыри и пузырьки.

Лекарства, что всем нам знакомы, -

Помогут в поездках и дома!

Оцените свою работу. Обведите нужный символ.

Как вы думаете, на чем можно отправится в путешествие? Какие могут быть варианты? (самолет, поезд, легковой автомобиль, теплоход). Закройте глаза и послушайте. Представьте себя в этом месте, как вы садитесь в этот транспорт (аудиозапись- шум железнодорожного вокзала).

На чем отправимся? (поезд)

  1. Рубрика «Юный путешественник» (репортер Киви)

Следующей рубрика- ставим галочку.

Каждая группа прибыла в главный город области. Это какие города? После того как вы заехали в отель, отдохнули, время отправиться на экскурсию.

В каждом городе своя экскурсионная программа.

Задание (в парах)

Прочитать и изучить информацию. заполнить путевые заметки. Эту работу вы выполняете в парах. Лист с экскурсионной программой лежит в географическом атласе на стр.45. Как только пара будет готова, дайте знать (первая пара каждой группы зачитывает ответы).

Оцените свою работу. Обведите нужный символ.

Побывали в другом субъекте. Возвращаемся в родной регион с новыми знаниями и незабываемыми впечатлениями. Закройте глаза (аудиозапись прибытия поезда).

Вот и любимый город.

  1. Рубрика «Маршрутный лист» (строитель Шалашник)

Последняя рубрика- ставим галочку. Рубрику подготовил строитель Шалашник.

Задание (в группах)

Каждой экскурсионной группе надо показать на карте место, где вы побывали и рассказать о достопримечательностях этого региона. Для этого группе нужно построить маршрутный лист, используя соответствующие иллюстрации из конверта. Выбрать одного человека, кто представит другим туристическим группам ваш проект- путеводитель. Это задание не на скорость, на определенное время (таймер 3-4 мин). Место сбора у каждой группы свое. Опознавательный знак на спинке стула у руководителей группы.

Выступает один человек от каждой группы (мини- проекты на доске под проблемным вопросом ЭМУ).

Оцените свою работу. Обведите нужный символ.

Наша могучая страна состоит из 89 субъектов РФ. Сегодня мы убедились, что каждый из них по-своему прекрасен и интересен. Мы побывали только в трех, это: Калининградская область, Магаданская область и Челябинская область. Сколько еще сталось субъектов для путешествий? (86)

Может кто-нибудь сможет сейчас расшифровать аббревиатуру и ответить на вопрос? (К- Калининградская область, М- Магаданская область, Ч- Челябинская область. КМЧ не граничит с Тюменской областью).

А какие субъекты граничат с нашим регионом? (Омская область, Курганская область, Свердловская область…)

IV. Рефлексия. Итог        

Подведем итог. Вспомните цели, которые мы ставили вначале урока (узнать информацию о субъектах РФ и находить на карте различные субъекты РФ, в том числе свой регион).

Достигли мы поставленных целей? (да)

Проанализируйте свою деятельность на уроке. Выберите одну фразу и продолжите.

  1. Сегодня на уроке я узнал (узнала)…
  2. Больше всего мне понравилось задание…
  3. Испытывал (испытывала) трудности в…
  4. Своей работой на уроке я…
  5. Знания, полученные на уроке, пригодятся мне…

Те ребята, кто получил фишку- отметку, поднимите, покажите свои достижения. Желающие, на перемене подойдите для обмена на оценку в журнал.

V. Домашнее задание

Подготовить свой маршрутный лист- путеводитель по Тюменской области. Оформить на формате А4. Защитить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...

Классный час «Государственные символы (государственный флаг, гимн) моей Родины - Российской Федерации».

Продолжаем знакомить детей с государственными символами Российской Федерации....

Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны. Как построить беседы с младшими школьниками по Конституции Российской Федерации.

Конституция - те самые базовые правила игры, по которым мы выстраиваем нашу жизнь в нашем государстве. Конституцию как неотъемлемую часть правового воспитания молодого гражданина, как главный зак...

Конспект занятия «Флаг Российской Федерации»

Цели: ознакомить воспитанников с историей возникновения российского флага, с цветами флага ; научить фантазировать на тему ; воспитание патриотизма, любви к родине. Оборудование: цветная бум...

НАША РОДИНА РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА. УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СИМВОЛАМ РОССИИ....

Окружающий мир. Родной край – малая родина. Российская Федерация

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с картой Кемеровской области  , формирование  представления о Родине, о родном крае как части большой страны.Тип урока: открытие но...